Публикации Изображение дикаря на талерах

Изображение дикаря на талерах

Дикарь, дух горной местности, с гигантской, крепкой фигурой, был наряду с гарцующим конем любимым изображением для чеканки на монетах герцогов и курфюрстов Брауншвейг-Люнебург-Ганновера и герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских. Впервые он появляется на монетах в 1539 году. Он чеканился на монетах герцога Генриха Младшего Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1514-1568) номиналом в талер и полталера. Затем, в течение двух с половиной столетий, дикарь стабильно чеканился на монетах династии Вельфов. Мы можем увидеть его изображение на больших и малых серебряных монетах, иногда – на золотых монетах, а в XVIII веке частенько и на медных пфеннигах. На серебряных или золотых монетах он чеканился то на аверсе, то на реверсе, а на медных – исключительно на аверсе. За очень немногими исключениями, все монеты с изображением дикаря были произведены в горах Гарц на монетных дворах Вельфов. И поэтому дикарь стал известным символом гор Гарц. Исключением являются некоторые золотые монеты, отчеканенные в Брауншвейге, и серебряные монеты, отчеканенные в Вольфенбюттеле.

Талеры с изображением дикаря в слабах CPRC

На золотых монетах, как правило, дикарь изображался стоящим в одиночку со стволом дерева или елкой в руке. Иногда он держал герб, а порой герб держали сразу двое дикарей.

За длительный период чеканки образ дикого человека, естественно, претерпел серьезные изменения. Искусство вообще является зеркалом своей эпохи. При изготовлении штемпеля с изображением дикаря художники, конечно, следовали вкусам своего времени и правящего государя. Поэтому монеты разных периодов выполнены в различных стилях.

Дикарь является воплощением сил природы, которые проявляют себя в горах. Фольклористы гор Гарца утверждают, что фигура дикаря уникальна для местности. Их оппоненты, напротив, придерживаются такого мнения, что легенда о дикаре была распространена двумя горняками-иммигрантами примерно в 1500 году. Но это утверждение не противоречит тезису фольклористов Гарца. Герцог Саксонии Генрих Лев дважды разрушал королевские горнодобывающие предприятия в Раммельсберге, недалеко от Гослара, и предприятия, связанные с ними, в 1168 году, основательно – в 1180 году. В результате этого многие жители Гарца покинули свою родину и ушли в район Рудных гор, где еще в 1168 году были открыты богатые месторождения серебряной руды. Немногим позже в этом районе был основан город Фрайберг. Именно поэтому там требовались опытные рабочие. Поездка маркграфа Отто Майсенского в Гослар в 1773 году, конечно, также поспособствовала найму горняков из Гарца. Вероятно, именно таким образом история о дикаре распространилась в районе Рудных гор.

В 1539 году открылась возможность для того, чтобы изображение дикаря было помещено на монеты, которые чеканились в горах. Всего полвека назад этого нельзя было даже вообразить, но в 1500 году начался новый культурный период. Интеллектуальные течения гуманизма и реформации изменили стиль жизни и мировоззрение западных людей. Великие открытия перевернули устоявшиеся представления о Земле. Одновременно с этим распространялось книгопечатание, которое обеспечило всестороннюю передачу информации и знаний. Средневековье подошло к концу. Художники, работавшие в готическом стиле, характерном для позднего Средневековья, никогда бы не взяли заказ или не осмелились бы сами предложить использовать изображение дикаря, фигуры из языческих суеверий, в дизайне монет. Для монет их времени были характерны христианские кресты, изображения святых, портреты государей, гербы и прочие символы власти. Иногда чеканились виды церквей. Люди нового времени вернулись к античному стилю жизни в сфере знания и искусства. Религиозные связи ослабли. В эту эпоху, эпоху Возрождения, природа тоже стала предметом искусства. Мотивы из античной мифологии вновь стали популярными.

Тогда уже не было причин для того, чтобы не изображать на монетах образ из легенд. Особую роль для художников в их работе играло то, что с двадцатых годов XVI века в районе Гарц чеканились большие серебряные монеты с широкими поверхностями, которые располагали для детально проработанных изображений. Например, талеры Вольфенбюттеля были примерно 41 мм в диаметре.

Согласно легенде, дикарь представлялся могучим великаном. У него была длинная густая борода, а одет он был только в повязку из еловых веток, венок мог также быть из дубовых ветвей. На голове он носил моховую шапку. В качестве оружия в руке он держал еловый ствол, вместо которого мог быть и ствол пихты.

Талер 1539 года немного отличается от описанного выше. Так, дикарь на талере представлен полностью нагим, с волосами по всему телу, на его голове – пышные волосы. Бороде также придана особая форма. В правой руке горный дух держит ствол дерева с пробивающимися корнями и ветвями. В поднятой левой руке он держит кусок руды. Весь внешний вид дикаря был довольно устрашающим. Из-за руды в руке дикарь стал ассоциироваться с горной добычей. По легенде, он был хранителем сокровищ гор. Говорят, при жизни он делал рудные туннели пустыми, такими, что в них не было серебра. Когда горняки находили дикаря, он всегда смотрел туда, где находились горные туннели. В день смерти дикаря люди нашли первый рудный туннель, богатый серебром.

Герцог Генрих Младший стал чеканить первые монеты с изображением дикаря в монастыре Рихенберг за воротами города Гослар. Этот монастырь Генрих Младший взял под контроль во время Хильдесхаймской вражды. В 1552 году он перенес монетный двор в принадлежавший монастырю Витушгоф в Госларе. Там Юлий Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1568-1589) с 1569 по 1588 годы чеканил талеры и двойные талеры с по-настоящему уникальным изображением дикаря. Дикарь, теперь без еловой повязки, держал в левой руке ствол дерева, а в правой – подсвечник с горящей свечой. Такие талеры стали называть «лихтталерами» (прим. deu. «lichttaler», где Licht – свет, свеча). Смысл такого изображения неочевиден. Возможно, очень набожный герцог хотел показать детям своей страны, что Евангелие представляет собой свет этого мира. Конечно, сочетание нехристианского мифического существа с христианскими верованиями было бы довольно странным. Свет также мог олицетворять девиз герцога: «ALLIS.INSERVIENDO.CONSVMOR.» (светя другим, сгораю). Как раз свеча является хорошей иллюстрацией этого девиза, поскольку поглощает сама себя.

 

 

Некоторые лихтталеры чеканились с двумя дикарями, держащими герб в руках.

Есть и другой вид талеров, который чеканился в последние годы герцога Юлия. На нем дикарь изображен рядом со скачущей лошадью. Он снова держит в руке подсвечник с зажженной свечой, но на этот раз в левой руке. В правой руке он держит ствол дерева. В левой руке, прямо под подсвечником, висят череп, песочные часы и очки. Предположительно, Юлий хотел добавить все эти вещи на изображение, чтобы подчеркнуть необходимость признания истинной веры и бренности всего земного. Эти аллегорические «брилленталеры» (прим. deu. Brillen – очки) чеканились в разных стилях и номиналах в Госларе и Вольфенбюттеле.

Герцог Генрих Юлий Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1589-1613) имел давние споры с поместным дворянством. Некоторые талеры ссылаются как раз на это противостояние. Например, на аверсе так называемого «ребелленталера» (прим. deu. Rebellen – повстанцы), выпущенного в 1595 году, дикарь изображен внутри сатирической сцены.

На этом чеканка сатирических монет с изображением дикаря завершилась. Уже в 1594 году монетный двор в Госларе чеканил монеты номиналом в талер, полталера и четверть талера с дикарем в его привычной роли, со стволом дерева в правой руке.

В 1600 году был основан новый монетный двор Брауншвейг-Вольфенбюттеля в Целлерфельде. Монетным двором сразу было перенято изображение дикаря, которое впоследствии стало символом монет этого монетного двора, пока он не был закрыт в 1791 году. С 1635 года монетный двор в Целлерфельде работал для всех районов Брауншвейг-Вольфенбюттеля. Одновременно с Целлерфельдом монеты с дикарем начал чеканить и другой монетный двор, расположенный совсем неподалеку в Андреасберге. В Целлерфельде и Андреасберге дикаря изображали точно так, как о нем говорилось в легендах. На нем была набедренная повязка из еловых ветвей, на его голове – моховая или еловая шапка. Тело вновь было покрыто волосами. Борода изображалась длинной, но не развевалась в стороны, а сужалась – более или менее отчетливо в разных выпусках монет — к низу. Усы на этот раз были длинными, концы усов выходили далеко за линии лица. Вся фигура дикаря выглядит грубой, он выглядит несколько неуклюжим в сравнении со своей силой. Правая рука сжимает дерево. Цветы или трава, прорастающие из земли, стали милым дополнением к сюжету.

Форму бороды можно объяснить тем, что резчики штемпеля иногда немного модернизировали монету. Во второй половине XVI века в Германии носили усы и бородку вместе с испанским костюмом. Подобные бороды также были в моде и в первой половине XVI века. Мы можем увидеть их на портретах герцогов на монетах и картинах. Поскольку без бороды горных дух был просто немыслим, довольствовались тем, что рисовали ему вытянутую бородку. Усы же, под стать фигуре дикаря, должны были иметь особую форму.

Между 1653 и 1666 годами на монетном дворе Целлерфельда выпускались монеты герцога Августа Младшего (1635-1666), и на них изображение уже было другим. Теперь дикарь держал ель перед собой, а само дерево перестало быть чем-то вроде оружия. Было похоже, будто дикий человек убирается или делает какую-то работу. И поэтому такие талеры прозвали «хаускнехтсталерами» (прим. deu. Hausknecht – дворник, уборщик).

Герцог Август представил другое изображение в 1657 году. Теперь дерево располагалось по левую сторону от дикаря. Обеими руками дикарь держался за ветви, которые были согнуты и по большей части были без иголок, так что они напоминали веревки. Это изображение также сохранилось при сыновьях герцога, Рудольфе Августе и Антоне Ульрихе, которые время от времени вместе правили Вольфенбюттелем.

Рудольф Август и Антон Ульрих во время их совместного правления представили необычный вариант привычного рисунка. На талерах, а также монетах номиналами в полталера или четверть талера, теперь было изображение двоих дикарей, которые держат между собой два переплетенных — вероятно, лиственных, — дерева.

Правители из Люнебургского дома (Календберг-Ганновер-Целле) всегда изображали дикаря с деревом в правой руке. Наследники Антона Ульриха, герцоги Вольфенбюттеля, напротив, всегда помещали дерево в левую руку дикого человека. Это серьезно облегчило классификацию монет. 

В последней четверти XVII века в искусстве стал доминировать новый стиль – барокко. В живописи и скульптуре отказались от привычных классических форм и сделали упор на выразительность и орнаментальность. Новый стиль оказал влияние и на изображение дикаря. Мы больше не видим дикаря, как неуверенного или немного неуклюжего человека. После 1700 года мы видим на монетах сильную, мускулистую и спортивную фигуру дикаря, но теперь его сила не делает его неуклюжим, она сбалансирована, и весь образ дикаря представляется довольно-таки стройным. Волос на теле дикаря больше нет. Они постепенно редели уже с середины XVII века. Теперь ориентиром для создания изображения была не только природа, но также привлекательность форм, эстетика.

Во времена господства барокко, эпохи париков, мужчины не носили бород. В этот раз изменения образа дикаря из-за веяний моды не было, ведь у горного духа должна быть борода. Правда, ее сделали немного короче. Ель постепенно становится просто характерным признаком монеты, дерево теперь более тонкое с ровными ветвями. На ганноверских монетах ветви изображались только с одной стороны дерева. Внизу монеты, на линии земли, стоят елочки в разных количествах, которые воплощают собой горы Гарц. На брауншвейгских талерах, отчеканенных в Целлерфельде из серебра, добытого в горах Гарца, изображались двое дикарей, держащих герб. При этом, у каждого дикаря также было по дереву.   

Около 1800 года заканчивается чеканка монет, одну из сторон которых занимал дикарь. Последнее изображение дикаря было отчеканено на монетном дворе Целлерфельд в 1789 году для герцогства Брауншвейг в правление Карла Вильгельма Фердинанда и на монетном дворе Клаусталь 1804 году для герцогства Ганновера в правление Георга III. После этого иногда можно было встретить на монетах Брауншвейга двух дикарей, держащих щит.

В конце XVIII века на смену стилю рококо, высшей стадии барокко, пришел классицизм. Произведения искусства уже не были такими выразительными. Теперь формы стали менее вычурными, напротив – они были сдержанными и плавными. И поэтому изображение дикаря также претерпело некоторые изменения. Последние монеты с дикарем уже не рисуют из него тяжеловеса. На них мы наблюдаем стройного, почти изможденного, мужчину в совершенно обычной позе. Он больше не является диким духом гор. Даже его дерево стало тонким с ровными, расположенными ветвями.

 

Gutbrod W. Der Wilde Mann. Ein Münzbild aus dem Harz. Geldgeschichtliche Nachrichten 27 (1992) №147, S.7-10

Перевод Цветкова Екатерина, ЦИКЦ