Деньги буквально росли на деревьях в некоторых частях доколумбовой Америки, где какао наделяли магической силой бога Кецалькоатля и оно приносило богатство и славу тем, кто им владел.
«Деньги здесь растут на деревьях», — писали испанские хронисты, прибывшие вслед за конкистадорами в Мексику и с удивлением обнаружившие, что деньгами в этих местах служат какао-бобы. В те времена основными районами — производителями какао были Чонтальпа и Соконуско в Мексике и бассейн реки Улуа в Гондурасе. Производство, торговля, потребление драгоценных бобов строго контролировались знатью и торговцами долины Мехико и Юкатана. Невысокие урожаи и сложности перевозки делали этот продукт дорогостоящим.
![](http://numexpert.ru/wp-content/uploads/2020/05/2-5.jpg)
Какао-бобы были, конечно, примитивной формой средств обращения и платежа и не могли полностью выполнять функцию денег. Они широко применялись как средство обмена товарами, но в качестве меры стоимости ацтеки и майя использовали куачтли — кусок хлопчатобумажной ткани, в изготовление которого было вложено определенное количество труда.
На Юкатане один куачтли соответствовал 450 часам труда. И хотя мы не знаем, сколько времени требовалось, чтобы выткать такое полотнище, составлявшее часть дани, которая взималась правителями ацтеков, известно, что оно стоило почти 100 бобов какао.
![](http://numexpert.ru/wp-content/uploads/2020/05/08f37b9be79f272ad3eb69f825b58a6d.jpg)
Поэтому можно утверждать, что хотя стоимость большинства находившихся в обращении товаров выражалась числом какао-бобов, в действительности же постоянной мерой стоимости были куски хлопчатобумажной ткани. Какао-бобы выполняли роль денег, очевидно, потому, что в отличие от ткани их можно было делить так, как требовалось.
Из какао-бобов древние обитатели Мексики готовили шоколад — ритуальный напиток, наслаждаться которым имели право только знать и воины. Большинство народа довольствовались пульке, алкогольным напитком из сока агавы. Такой запрет укреплял власть аристократии: считалось, что шоколад, пища богов, обладает волшебными свойствами.
Шоколадная дань ацтеков
Возможно также, что шоколад ассоциировался с кровью, проливавшейся во время человеческих жертвоприношений, особенно когда из груди жертвы вырывали сердце, чтобы поднести его богу Кецалькоатлю, Пернатому змею, почитавшемуся в городах толтеков на полуострове Юкатан и в долине Мехико. В мексиканских мифах рассказывается, что «садовник рая» Кецалькоатль научил людей выращивать какао-бобы, когда жил в городе Тула. Отправляясь в заморское странствие, он зарыл в землю «деньги» того времени — морские раковины, перья, драгоценные камни. Вместо них он дал людям другие — какао-бобы, наделив их божественной силой.
Ацтеки были последними местными владыками долины Мехико. Своим процветанием их империя, подчинившая себе все народы, некогда боровшиеся за власть над долиной, была обязана богатой дани, собираемой с тридцати восьми провинций; согласно «Кодексу Мендосы», на долю одной из них, Соконуско, приходилась почти половина всех какао-бобов, получаемых государством.
Сначала какао-бобы свозили в специальные хранилища, а потом доставляли в центры имперской власти — храмы и казармы: ацтекские воины, как говорят дошедшие до нас источники, потребляли шоколад в огромных количествах.
![](http://numexpert.ru/wp-content/uploads/2020/05/890_450_5ce4659f8118d.jpg)
В отличие от ацтеков политическая и торговая элиты майя фактически представляли единое целое, поэтому какао было здесь предметом торговли, а не данью.
Наряду с плодами шоколадного дерева в торговле шло обращение определенного количества хлопчатобумажных тканей, именно эти товары повсеместно служили стоимостным эквивалентом для всех других видов товаров, включая и те сельскохозяйственные территории, где выращивались на продажу зерновые культуры. Когда же с крестьянских общин стали взимать налог в виде рабочей силы, возникло рабство: людей стали продавать и покупать за какао-бобы. Как сообщает испанский хронист Диего де Ланда, майя, жившие на Юкатане, имели «большую склонность к торговле. Они привозили в Улуа и Табаско соль, одежду, рабов и меняли их на какао-бобы и нанизанные на нитки камушки, служившие им деньгами, на которые они покупали новых рабов и другие красивые камни…»
Благодаря рабам майя и, возможно, ацтекам урожайность шоколадных деревьев повысилась, что, по всей вероятности, способствовало распространению какао и среди низших классов. Правда, оно всегда находилось под контролем знати. Ряд этнографических хроник начала колониального периода подтверждает, что какао-бобы использовались как пожертвования на похоронах и в качестве свадебного подарка.
Какую же роль играли какао-бобы в накоплении богатств? Среди майя и ацтеков отношение к этому было разным и, как правило, определялось социальным статусом. Так, в долине Мехико торговцам, чтобы не обидеть могущественного правителя, необходимо было проявлять большую осмотрительность. Поэтому, как сообщает Бернардино де Саагун, они одевались скромно, порой даже бедно. Из-за жадности знати торговцы-почтеки были вынуждены жертвовать целые партии какао-бобов в качестве подарков и пожертвовании храмам.
![](http://numexpert.ru/wp-content/uploads/2020/05/3-4.jpg)
Если в долине Мехико владение большим количеством какао-бобов определяло главным образом лишь социальный статус, то ица, жившие на Юкатане, землевладельцы которых имели множество рабов и великолепно украшенные жилища, вкладывали свое богатство в расширение товарного сельского хозяйства и приобретение еще большего числа рабов. Это объясняет, почему испанцы сохранили на Юкатане какао-бобы в качестве денег, но единицей стоимости считали уже не полотнища ткани, а собственную денежную единицу (реал), продолжая, однако, соотносить ее с колебаниями в производстве какао-бобов.
Даже в XIX в. какао-бобы все еще использовали в качестве средства оплаты труда наемных рабочих на Юкатане и в других районах Центральной Америки. Об этом свидетельствует, например, отчет североамериканского путешественника Джона Л. Стефенса, который в 1842 г. отмечал, что на Юкатане нет медных монет или других металлических денег достоинством менее полреала, что заработки индейцев очень скудны и их едва хватает на самое необходимое и что какао-бобы широко используются здесь в качестве мелкой разменной монеты.
Пьедад Пенише Риверо. Журнал «Курьер Юнеско», март 1990.
![](http://numexpert.ru/wp-content/uploads/2020/05/4-4.jpg)