Публикации Наш ангел в небесах (Памятные медали на смерть императора Александра I)

Наш ангел в небесах (Памятные медали на смерть императора Александра I)

«Мы называли его в наших интимных письмах просто ангел, а не император, и, разумеется, он не мог бы найти людей более преданных ему, чем Николай и я». (Императрица Александра Феодоровна в своих воспоминаниях 1818-1820)

1825 Декабря 12. МАНИФЕСТЪ. — О вступленіи на Престолъ Государя Императора НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА.

«Объявляемъ всѣмъ вѣрнымъ Нашимъ подданнымъ. Въ сокрушеніи сердца, смиряясь предъ неисповѣдимыми судьбами Всевышняго, среди всеобщей горести, Насъ, Императорскій Нашъ Домъ и любезное Отечество Наше объявшей, въ единомъ Богѣ Мы ищемъ твердости и утѣшенія. Кончиною въ Бозѣ почившаго Государя Императора АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА, Любезнѣйшаго Брата Нашего, Мы лишилися Отца и Государя, двадесять пять лѣтъ Россіи и Намъ благотворившаго…».

Родомысл девятагонадесять века

Родомысл девятагонадесять века

Граф Фёдор Петрович Толстой (1783 — 1873) — один из крупнейших медальеров романтико-классицистической школы первой половины XIX века, живописец и график, педагог. Почётный член (с 1809) и профессор (с 1842), вице-президент (1828–1859) и товарищ президента (1859–1868) Императорской Академии художеств, тайный советник (1846).

После победы под Лейпцигом (1813 г.) над Наполеоном граф Федор Петрович Толстой задумал изобразить портрет Александра I в виде славянского бога храбрости, мудрости и правосудия – «Родомысла» в древнеславянском шлеме и кольчуге с копьем и щитом. Когда пришло известие о том, что наши войска вступили в Париж, граф принялся собирать сведения обо всех значимых сражениях этой войны. По его замыслу коллекция должна была состоять из 20 медальонов. Родомысл стал общим реверсом всех медальенов. Вся работа продолжалась до 1830 года. Полностью серия была представлена на выставке Академии художеств в 1832 году. В 1834-1836 на Санкт-Петербургском монетном дворе были выбиты медали всей серии диаметром 66 мм с аверсом «Родомысла» и сюжетном реверсом. Штемпеля резали А.П. Лялин (1802-1862) и А.А. Клепиков (1802-1852) по рисункам графа Толстого.

Аверс: Император Александр, в образе Родомысла, в славянском шишаке и кольчуге, держит в правой руке копье, а в левой несет щит, с изображением Государственного Российского герба, окруженного лавровым венком. По краю щита представлена Лейпцигская битва: справа видна женщина, сидящая на возвышенном месте и опирающаяся левой рукой на щит; на ее подножии надпись: 1813. Лейпциг, по сторонам три бегущие мужские фигуры, преследуемые всадником: другой всадник попирает конем воина, который упал на правое колено. Далее — воин в шишаке поражает мечом поверженного неприятеля. На левой стороне, три воина сражаются с тремя противниками; крайний воин пускает стрелу из лука; у ног противников лежат трупы убитых. Внизу подпись Р . А . КЛЕ : (Резал А. Клепиков)

Р . А . КЛЕ :

Алексей Алексеевич Клепиков (1801—1852) — резчик медалей и гравёр на твердых камнях, академик Императорской Академии художеств.

Зимой 1824 года император тяжело заболел.

Далее выдержки из писем императрицы Елизаветы Алексеевны к своей матери в Карлсруэ.

Петербург, 18 февраля 1824 г.

«…в течение сей зимы не было недостатка переживаний, и, прежде всего, это болезнь Императора. … Я никогда еще не видела его в таком состоянии и столь терпеливым и добрым. Вы понимаете, маменька, это усиливало мое беспокойство, как и вид его страданий, вызывавших невольный ужас, особливо при его словах: «Не знаю уж, то ли от болезни, то ли из-за возраста, но во мне нет сил бороться, как прежде, с болезнью». Правда, в одном отношении сие было хорошо: он соглашался принимать уход за собой и однажды выглядел столь слабым, что я не могла смотреть на него без сострадания».

Императрица тоже переболела в декабре 1824 года, по всей видимости КОВИДом того времени, так как она пишет маменьке: «у меня пропал вкус и обоняние». После болезни Елизавета Алексеевна получила массу осложнений.

Петербург, 27 марта 1825 г.

«…до возвращения Императора из Варшавы я не смогу ничего предпринять из-за переменчивой весенней погоды. До начала мая никак нельзя путешествовать хоть с какими-то маломальскими удобствами, а в первые дни июня, Бог даст, возвратится и Император. Таким образом, все сие время я смогу заниматься поправлением здоровья и пробовать свои крылышки. … Надежда быть вместе с Императором, где бы то ни было, уже сама по себе дает мне столь необходимую точку опоры».

Царское Село. 29 июля 1825 г.

«Мною изрядно занимались на сих днях в секретном (к счастию) комитете состоявшемся из самого Императора, Виллие* и Штофрегена**. Я тоже получила слово и, изъяснив свои мысли, сказала, что всецело полагаюсь на общее мнение. Было окончательно решено ни под каким видом не оставлять меня на зиму в Петербурге. Сначала речь шла об Италии.  Но среди ста тысяч неудобств, с нею связанных, … будет для меня скорее испытанием, нежели отдыхом. Виллие вполне резонно сказал мне: «В итальянской жаре вы захлебнетесь от пота!». … Остановились на юге России. Наконец, было предложено три места, и Император выбрал самое отдаленное. Таганрог, портовый городок на Азовском море. Император предполагает сопровождать меня до места назначения».

*Виллие Яков Васильевич (1765 — 1854), шотландский врач, в России с 1790 г. Лейб-хирург, президент Медико-хирургической академии.

**Штофреген Конрад Конрадович (1767 — 1841), лейб-медик, тайный советник.

23 сентября 1825 года императорская чета прибыла в Таганрог. Поселились они в доме градоначальника П.А. Папкова (1772—1853).

Из Таганрога Александр I совершил поездку в Крым.

Таганрог. 8 ноября 1825 г.

«В четверг Император воротился из Крыма, но радость от сего возвращения была отравлена для меня его простудой, каковую столь легко получить в жарком климате, где вечера отличаются изрядной свежестью. На южном берегу, он застал еще совершенное лето, зелень на всех деревьях и цветущие розы на открытом воздухе. Но там он и простыл во время верховой прогулки в греческий монастырь. … У врачей нет ни малейших опасений, но когда я вижу, что ему плохо, то страдаю более, чем он сам. Все эти дни у него беспокоящий жар. Тем не менее, Император и не подумал лечь в постель».

Таганрог. 19 ноября 1825 г.

«Любезная маменька, ангел наш уже на Небесах, а я еще здесь, на земле, несчастнейшее из созданий среди всех, кто оплакивает его. Хоть бы скорее и мне пойти к нему! О, Боже, сие почти выше сил человеческих, но раз оно послано Господом, должны быть и силы все претерпеть. Я не ощущаю самое себя, не понимаю, сон это или нет. Вот его волосы, любезная маменька! Увы, зачем ему пришлось так страдать! Но теперь на лице его покой и доброта, столь ему свойственные, словно он всем доволен. Ах, любезная маменька, как мы все несчастны! Пока он будет здесь, и я здесь останусь, а когда он отправится, поеду и я с ним, пока смогу. Не знаю, что будет теперь со мной. Милая маменька, не оставляйте меня вашими заботами!».

В память смерти императора Александра I на Санкт-Петербургском монетном дворе была выбита медаль. Чеканилась из золота и серебра, позже из бронзы. Диаметр 68 мм.

Аверс: АЛЕКСАНДРЪ I БЛАГОСЛОВЕННЫЙ — СКОНЧАЛСЯ ВЪ ТАГАНРОГѢ 19 НОЯБРЯ 1825. Внутри окружной надписи изображение Императора Александра I, обращенного вправо, с лавровым венком на голове, перевязанным лентой. На обрезе шеи подпись Г.[раф] Ф. ТОЛСТОЙ, вокруг бюста свернувшаяся в кольцо змея, закусившая свой хвост. (Уроборос)

Реверс: НАШЪ АНГЕЛЪ ВЪ НЕБЕСАХЪ. В середине Всевидящее око, лучи от которого образуют восьмиконечную звезду, внизу которой дата Отечественной войны 1812.

Позже копию этой медали выполнил медальер А.А. Клепиков.

Медаль из коллекции великого князя Георгия Михайловича.

Фото с сайта смитсоновского института США.

К[опировал] : А : КЛЕП :

Таганрог, 5 декабря 1825 г.

«Поверите ли, маменька, что первое соболезнование получила я от великого князя Константина и с восхищением благодарю за это Провидение…».

При жизни у Константина и Елизаветы были прохладные отношения.

В память Александра I на варшавском монетном дворе тоже были выбиты медали.

Медаль из коллекции великого князя Георгия Михайловича.

 Фото с сайта смитсоновского института США.

Аверс: Бюст Александра I по кругу надпись: ALEXANDER I WSKRZESICIEL KROLEST : POLSK : 1815 (АЛЕКСАНДР I ВОСКРЕСИТЕЛЬ КОРОЛЕВСТВА: ПОЛЬСКОГО: 1815 г.)

Реверс: В лавровом венке надпись. Сверху по кругу DOBROCZYNCE, в четыре строки SWOLEGO / OPLAKUIACA  /  POLSKA / 1826. (БЛАГОДЕТЕЛЯ СВОЕГО ОПЛАКИВАЕТ ПОЛЬША 1826 г).

Серебро. Диаметр 41 мм.

Медаль из коллекции великого князя Георгия Михайловича.

 Фото с сайта смитсоновского института США.

Аверс: Бюст Александра I в облаках под ним императорская и королевская короны, урна с буквами D.I.GR 1825 (1 декабря 1825) и щит с вензелем Александра I.

Реверс: как у предыдущей медали, но без венка и даты.

Медаль из коллекции великого князя Георгия Михайловича.

 Фото с сайта смитсоновского института США.

Аверс: Бюст императора вправо над ним звезда. Надпись по кругу: ALEXANDR I CES. W. R.  KR.  POL .     (Александр I Император Всероссийский Король Польский).

Реверс:  Королевская корона, под ней скрещенные императорские регалии скипетр и государственный меч под ними держава. Надпись по кругу: D. I. GRUDNIA  1825 R (1 ДЕКАБРЯ ГОДА)

В память Александра I на берлинском монетном дворе тоже была выбита медаль. Чеканилась из серебра и бронзы. Диаметр 45 мм.

Медаль из коллекции великого князя Георгия Михайловича.

 Фото с сайта смитсоновского института США.

Аверс: ALEXANDER I. KAISER V. RLJSSLAND — GEB. D. 23 DEC.1777. GEST. D.l DEC.1825. Внутри круговой надписи бюст Александра I, обращенного влево, на обрезе шеи подпись BRANDT. F. (Бранд исполнил). Перевод аверса: Александр I император всероссийский, родился 23 декабря (нового стиля) 1777, скончался 1 декабря (нового стиля) 1825.

Реверс: ZUR | ERINNERUNG | AN DIE | GEDAECHTNISS | FEYER | DES 23 DECEM. | 1825. В сплошном лавровом венке прямая семистрочная надпись. Перевод реверса: В память заупокойной молитвы. 23 декабря 1825

Чеканилась в серебре и бронзе. Диаметр 45 мм.

Генрих-Франц Брандт (1789 — 1845) медальер французского происхождения, 1817 г. стал первым медальером королевского монетного двора в Берлине.  В 1824 был назначен профессором и членом Берлинской академии художеств.

Таганрог, 10 января 1826 г.

«Моя дорогая, моя любимая маменька, … Вы спрашиваете меня о подробностях … Последние слова он произнес, как в бреду, во вторник вечером (17 ноября), а в среду (18 ноября) уже не мог говорить, но всех узнавал. … Узнав меня, он спросил: «Не утомились ли вы, милый друг?» Незабвенный ангел! Он еще заботился обо мне! Когда ему ставили пластырь, уже почти двадцать четыре часа он не приходил в сознание, а накануне сорвал с себя горчичники. … Господь внял моим мольбам, и через некоторое время он спросил меня: «Скажите, почему мне так больно?» Я ответила, что ему приложили что-то к затылку для понижения жара в голове. Он пытался поднести туда руку, но я брала ее и гладила, и он терпеливо страдал и отвечал на мою ласку. Ах, сладкие, но жестокие минуты! В это утро он узнал всех и по всегдашнему своему обыкновению шутил с камердинером. Но к пяти часам вечера ему стало хуже. Своими сложенными, как для молитвы, руками он держал мою руку и сказал мне: «А нельзя ли…», но не кончил, а потом по-русски: «Дайте…». Перепробовали все, в том числе и чай, который он немного отпил. Один раз, когда я была почти наедине с ним, он все так же держал мою руку и склонил голову с божественным просветленным выражением. Теперь я все время только таким его и представляю там, на Небесах. Он положил мою руку себе на грудь, ничего не говоря и не открывая глаз. … Потом он отпустил мою руку, скрестил ладони, как для молитвы и, немного погодя, повторил несколько раз: «Нельзя ли… Нужно…» и всякий раз не кончал и не отвечал, когда его спрашивали. Наконец, снова произнес: «А нельзя ли…» и добавил слабым голосом: «отослать всех?» Но в комнате оставался только лекарь в дальнем углу, которого он не мог видеть и, быть может, еще слуга. Вскоре он сказал по-русски: «О, пожалуйста», словно его беспокоили, а потом снова по-французски: «Я хочу спать». Это были его последние слова, услышанные мною вечером во вторник 17 ноября».

В «портретной серии» под № 61выбита медаль в честь императора Александра I  с его портретом и кратким жизнеописанием. Чеканились из золота, серебра и бронзы. Диаметр 39 мм.

Аверс: Бюст Александра I, обращенного вправо, под бюстом подпись А . КЛЕПИКОВЪ. Надпись по кругу АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОРЪ ВСЕРОСС.

Реверс: Под Императорской короной параллельными строками тринадцатистрочная надпись. ВОСШ. НА ПРЕСТ. 12 МАРТА / 1801 Г. УСОВЕРШ. УСТРОЙСТ. / ГОСУД., РАСПРОСТР. ПРОСВѢЩ., / ПРИСОЕДИН: КЪ ИМПЕРİИ ФИН= / ЛЯНД., БѢЛОСТ., БЕССАРАБ., / ЦАРСТВ. ПОЛЬСКОЕ И РАСШИР. / ГРАН. КЪ ПЕРСİИ. СПАСЪ РОССİЮ / ВЪ 1812 Г., ВОЗСТАН. МИРЪ / ЕВРОПЫ ДВА РАЗА ВЪ ПАРИЖѢ. / СКОНЧЪ. ВЪ ТАГАНРОГѢ / 19 НОЯБРЯ. 1825 ГОДА. / ЖИЛ 47 Л. 11 М. 8 Д. / (61)

Император Александр I похоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга между матерью и супругой  у иконостаса с левой стороны от Царских Врат.

________________________________________________________________

Список использованной литературы

  1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. т. 1649-1825 гг.
  2. Медали российской империи. Дьяков М.Е. Часть 2 1725 – 1796. ЗАО «Духовная нива». Москва 2005.
  3. Медали российской империи. Дьяков М.Е. Часть 3 1796 – 1825. ЗАО «Духовная нива». Москва 2005.
  4. Медали российской империи. Дьяков М.Е. Часть 4 1825 – 1855. ЗАО «Духовная нива». Москва 2006.
  5. Медали российской империи. Дьяков М.Е. Часть 8 ЗАО «Духовная нива». Москва 2008.
  6. Серия Бумаги Дома Романовых. «Елизавета и Александр. Хроника по письмам императрицы Елизаветы Алексеевны 1792 – 1826». Российская политическая энциклопедия. 2013.
  7. Коваль Л.В. «Династия Романовых и Гессенский дом». Русская коллекция. СПБ. 2017.

 

Автор Александр Арт  (Alex Art)