Каталог монет царской россии
Центр исследований культурных ценностей

Я.Я. Рейхель и каталог его коллекции

В истории формирования нумизматического собрания Государственного Эрмитажа особое место занимает коллекция первого вице-президента Археологическо-нумизматического общества, члена-корреспондента Академии Наук, члена Археографической комиссии Я.Я.Рейхеля. Его коллекция, приобретенная Эрмитажем по частям в 1838, 1851, 185758 и 1859-61 гг. не только значительно увеличила численность музейного собрания, но и пополнила редкими, а иногда уникальными образцами его основные разделы.

Вместе с монетами и медалями были приобретены и личные экземпляры печатного каталога этой коллекции, вышедшие при жизни Я.Я.Рейхеля в девяти томах. В рукописном фонде ОНГЭ сохранилась авторская рукопись с материалами неопубликованного десятого тома, которым должен был завершиться каталог коллекции Я.Я.Рейхеля. В особенностях этой удивительной по количеству, полноте, редкости монетных типов коллекции ярко проявилась личность ее собирателя — выдающегося нумизмата.

Яков Яковлевич Рейхель родился в Варшаве, в 1780 г., как свидетельствует «Encyklopedyja powszechna» и как написано на медали, выполненной в 1851 г. Х.К.Пфейфером по заказу друзей Рейхеля в знак признания его заслуг в нумизматике. Поэтому сомнительна приводимая В.Б. Кене дата рождения Рейхеля — 1778 г., повторенная на жетоне, изданном в память о Рейхеле в 1856 г., маловероятны и даты рождения, указанные Ю. Иверсеном: 1782 г. в одном случае, 1781 г. — в другом; при этом с воспроизведением исполненной при жизни Рейхеля упомянутой медали, где, безусловно, указана точная дата.

Отец Я.Я.Рейхеля, родом из Германии, был известным медальером и монетным мастером Варшавского Монетного двора. Я.Я.Рейхель получил образование в высшем учебном заведении Варшавы, в Академии Наук, и одновременно обучался медальерному делу у своего отца. Вместе с ним он изготовлял штемпели для монет во время польского восстания 1794 г.  После подавления восстания в 1795 г. Варшавский Монетный двор был закрыт. Семья Рейхелей оказалась в тяжелом материальном положении. В поисках работы Я. Рейхель-отец в 1801 г. приехал в Петербург, где ему была предоставлена должность медальера на Монетном дворе. В начале 1802 г. в Петербург приехал и Я.Я.Рейхель (сын), но уже не застал отца в живых и должен был взять на себя заботу о многочисленной семье.

В феврале 1802 г. он получил место ученика медальера на Петербургском Монетном дворе. Одновременно он успешно занимался миниатюрной живописью. Есть указание,что в это время Я.Рейхель подружился с известным художником А.О.Орловским и вместе с его зятем Зондерсом участвовал в качестве гравера в подготовке издания Ф.И.Лабенского «Эрмитажная галерея, гравированная штрихами с лучших картин, оную составляющих…”, два тома которого вышли в 1805 и 1809 гг. В 1810-1811 гг.  Я. Я. Рейхель совершенствуется в медальерном искусстве во Франции и Италии.

Возвратясь в Петербург, он получил на Монетном дворе должность медальера. Видимо, и в это время он не порывал связи с Эрмитажем, где выполнял  отдельные работы в качестве художника-реставратора. Об этом свидетельствует расписка от 1815 г. об уплате 75 рублей художнику Рейхелю за исправление трех рисунков.

Его познания, опыт в области монетного дела и медальерного искусства открыли ему более широкую сферу деятельности. В 1818 г., он, несмотря на незначительный еще в то время чин, был приглашен председателем Комитета по делам строений и гидравлических работ в Петербурге А. А. Бетанкуром возглавить 2-й (технический) отдел Экспедиции заготовления государственных бумаг. На этом поприще он неустанно трудился до конца своих дней и умер в 1856 г. в Брюсселе, находясь в командировке для ознакомления с новыми изобретениями в области изготовления государственных бумаг.

Важно отметить еще активную издательскую деятельность Я.Я.Рейхеля, организовавшего при Экспедиции заготовления  государственных бумаг особую типографию, где имелись высококачественные  образцы разнообразных шрифтов — греческий, средневековые  — готический и славянский, славяно-русский, арабский и многие другие.  Имелись особые шрифты для точной      передачи монетных надписей типографским способом. Эта типография долгое время являлась единственной для печатания археологических источников, различных материалов Археографической комиссии, в том числе и «Собрание русских медалей 1840-1846 гг.», в составлении которого участвовал Я.Я.Рейхель,  описавший хранившиеся  в Эрмитаже русские медали. В этой же типографии печатались издававшиеся в это время тома «Записок Археологическо нумизматического общества» и многие другие издания, отличающиеся высокими полиграфическими качествами.

В этой же типографии был напечатан каталог рейхелевского собрания монет и медалей под названием «Die Reichelsche Munzsammlung in StРеtегsbuгg» в 9-ти томах, выходивших в период 1842-1850 гг. Структура печатного каталога очень своеобразна. В отличие от большинства каталогов нумизматических собраний, традиционно начинающихся с античных монет, Я.Я.Рейхель совсем не включает их в свой каталог. Но именно с приобретения античных монет он начал деятельность коллекционера-нумизмата, когда обменял свою небольшую, но ценную коллекцию картин на собрание античных монет герцога Мекленбург-Шверинского. Я.Я.Рейхель постоянно приобретал античные монеты, 163 из которых по выбору были приобретены Эрмитажем в 1838 г., а к моменту их продажи в Эрмитаж в 1857-1858 гг. их насчитывалось 1496 экземпляров. В справке об этой покупке  указывается много редких образцов античного искусства, которые, как и восточные монеты, не отражены в печатном каталоге. Б.В.Кене подчсркивал, что, опасаясь фальсификаций античных монет, Я.Я.Рейхелъ уделял основное внимание европейским монетам, начиная со средневековья и кончая новым временем.

Начало коллекционерской деятельности Я.Я.Рейхеля относится к 1820 г., как указал его брат Казимир Яковлевич Рейхель в своем прошении в придворную контору по поводу продажи коллекции после смерти ее владельца. Но Я.Я.Рейхель не только неустанно собирал нумизматичсскую коллекцию, но и пытался ее систематизировать в своем каталоге. Именно систематизация европейских монет на протяжении этого длительного периода является содержанием каталога рейхелевского собрания. Если расположить изданные тома каталога в той последовательности, которой придерживался Я.Я.Рейхель, приглашая в своем предисловии совершить нумизматическое путешествие, то создается впечатление грандиозности хронологического охвата этого историко-географического обзора памятников монетной чеканки и обращения на обширной территории Европы. Это движение идет у Я. Я. Рейхеля в направлении с востока на запад, начинаясь с описания монет России, которым посвящен 1-й том. На титульном листе указан год выхода — 1842, хотя цензурное  разрешение было дано только в 1847 г., который и является фактическим годом издания тома, в котором есть описания монет 1847 г. 

В своем предисловии Я.Я.Рейхель указывает особые трудности коллекционирования русских монет, пытается обосновать их причинами исторического порядка, с гордостыо говорит о своих коллекционерских удачах, благодаря которым ему удалось собрать лучшие образцы, что увеличило ценность его коллекции русских монет. Здесь, как и в статьях и заметках, опубликованных в Записках Археологическо-нумизматического общества, он высказывает суждение о том, что первые русские монеты появились в XIV в., и именно с  описи этих монет начинается I-й том каталога.  Но в составе коллекции Я.Я. Рейхеля оказались болес древние монеты X-XI вв, которые он считал сербскими, включив их в 9-й том. Не вошел в состав каталога русских монет и знаменитый рубль Константина 1825 г., который, несомненно, был в коллекции Я.Я.Рейхеля, считающегося автором неподписанных проектных рисунков обеих сторон монеты.

 2-й том каталога, вышедший в 1842 г., включает монеты Лифляндии, Курляндии, Польши. Тщательно подобранный материал охватывает 7 столетий, и почти все монетные типы этого периода представлены исчерпывающе в образцах исключительной сохранности. Это собрание монет и медалей не имеет себе равных ни в частныхни в музейных коллекциях. В каталог внесено 3848 экземпляров, имевшихся к 1842 г., а в момент приобретения их оказалось 4245.

3-й том каталога вышел в 1850 г. В предисловии указано, что в подготовке издания этого тома, где описаны монеты Австрии, участвовал Б.В.Кене. Здесь Я.Я.Рейхель обосновывает свой подход к систематизации монет Австрийской империи, включавшей в разное время различные страны, области, территории, подчеркивая трудности систематизации австрийских монет за огромный период времени, рассматривает свою работу как подготовительную к последующим исследованиям того огромного материала, который был включен им в первую часть 3-го тома каталога. Во вторую часть этого тома Я.Я.Рейхель предполагал включить монеты и медали Швейцарии, которые оказались неопубликованными, как и огромная коллекция монет и медалей Германии (кроме Пруссии), которые должны были составить первую часть 4-го тома.

Напечатанной оказалась только вторая часть 4-го тома, посвященная монетам Пруссии. Этот том был издан совместно с Б.В.Кене в 1846 г., хотя на титульном листе указан 1842 г., но в тексте встречаются описания монет и медалей 1843-1844 гг.  (с. 192, 193 и др.). В предисловии к 4-му тому Я.Я.Рейхель, указывая на отсутствие нумизматических справочников, пытается обосновать свою методику описания. Стремясь к краткости и точности по образцу геральдических описаний, он четко выявляет лишь только исключительные, необычные элементы в изображсниях на монетах и медалях, полностью опуская обычное, часто повторяющееся, считая, что оно не нуждается в пояснениях. В 4-м томе также велика разница в количестве описанных в каталоге монет и медалей (3800) и фактически собранных Я.Я.Рейхелем (5183). Особенно полно подобраны бранденбургские средневековые монеты. Множество редких монет и медалей хорошей сохранности дают исчерпываюшее представление о монетной чеканке и истории денежного обращения на территории Пруссии. Благодаря объемности, насыщенности фактическим материалом первые четыре тома, что подчеркивал и Б.Кене, могут служить справочным изданием в данной области, как это задумал Я.Я.Рейхель.

Приглашая своих читателей продолжить нумизматическое путешествие по странам Европыон также полно представляет редкие монеты и медали скандинавских стран (в т. 5 — Дании, Швеции, Норвегии; в т. 6 — монеты Англии, Шотландии, Ирландии, Бельгии, Нидерландов; в т. 7 — описана блестящая коллекция монет и медалей Франции; в т. 8 — монет и медалей Испании и Португалии; в т. 9 — отражены монеты и медали Италии, Греции, Молдавии, Валахии, южно-славянские монеты, монеты раннего средневековья, монеты крестоносцев). С помощью своих многочисленных друзей корреспондентов в разных странах Европы Я. Я. Рейхелю удалось собрать ценнейшую коллекцию, представить в ней нумизматические памятники европейской истории, начиная с эпохи, предшествовавшей римскому завоеванию, что отражено в девяти томах каталога, где зафиксировано состояние коллекции Я.Я.Рейхеля к моменту их издания.

Каталог не был предназначен к продаже, издан небольшим тиражом, некоторые тома вышли всего в 100 экземплярах. Сам Я.Я.Рейхель в предисловии пояснил, что каталог издан им для друзей, для коллекционеров-нумизматов, чтобы информировать их о своей коллекции с тем, чтобы они могли уточнить, что ему недостает, что он хотел бы получить, что можно ему предлагать. Именно в этом плане каталог очень быстро стал устаревать, так как интенсивная коллекционерская деятельность Я.Я.Рейхеля все увеличивала расхождение фактически имеющегося собрания и той его части, которая вошла в печатный каталог. Сам коллекционер это отчетливо осознавал и собирался переиздать особенно разросшиеся (5-8) тома. Это уникальное издание, широко распространившееся  среди корреспондентов Я.Я.Рейхеля, очень скоро стало библиографической редкостью, что подчеркивал Б.В.Кене уже в 1856 г.

Еще большую ценность представляют имеющиеся в Государственном Эрмитаже личные экземпляры каталога Я. Я. Рейхеля, где на вплетенных листах он делал обширные записи вновь приобретенного, вносил исправления, уточнения, добавочные описания к уже имевшимся образцам, скрупулезно вписывал не только новые типы, вариации их, но и неустанно выискиваемые им экземпляры лучшей сохранности, сменяя идентичные образцы, но в худшем состоянии. И все это тщательно описано в определенной последовательности, с необходимыми подробностями, точным воспроизведением надписей, исправлением опечаток.

Эти записи Я. Я. Рейхеля интересны с точки зрения его систематизации монет, отчетливо характеризуют его критерии отбора, а также дают возможность проследить за расширением коллекции после выхода печатного каталога как в целом, так и по отдельным разделам, дают возможность представить бурный темп, размах, направленность его собирательской деятельности, его личные интересы, эрудицию, мастерство нумизматической атрибуции. Отличительной особенностью коллекционерской деятельности Я. Я. Рейхеля было не только стремление собрать множество монет, начиная с античных и кончая современными, но и попытка систематизировать их путем подбора монетных типов с точки зрения исторической значимости, редкости, художественной ценности. Он относился к монетам и медалям и как к произведениям искусства и как к объектам дальнейших историко-художественных исследований, не считая себя достаточно компетентным, что неоднократно подчеркивал и в своих статьях и в переписке с учеными-нумизматами, хотя его мнение как эксперта очень высоко ценилось. Его друзья, многочисленные корреспонденты знали Я. Я. Рейхеля и как гравера, рисовальщика, человека, владеющего всеми видами техники монетного дела, медальерного искусства, верили его интуиции, обоснованности его суждений, оценок, определений. Именно такой момент экспертизы запечатлен на дагерротипе 1846 г., где Я.Я.Рейхель находится среди членов-учредителей Археологическонумизматического общества, первым вице-президентом которого он состоял.

Обширные детальные знания, многообразная практика в области монетного дела, медальерного искусства определили позиции Я.Я.Рейхеля и как коллекционера. Строгость, четкость, целенаправленность критериев отбора обусловили результативность историко-художественного подхода и в процессе собирания этой уникальной коллекции, и в попытке ее систематизации. Этот подход нашел свое непосредственное отражение в каталоге, история создания которого неотделима от истории самой коллекции, так как по мере ее пополнения изменялся и сам каталог в своей рукописной части. Поэтому Я. Я. Рейхель не считал свой печатный каталог окончательным, а рассматривал его как подготовительную работу ко второму изданию, которое должно было отразить коллекцию во всей ее полноте, значительно дополненной, улучшенной за счет неустанного подбора лучших образцов, в лучшем состоянии. Но поскольку коллекционерская деятельность не прекрашалась буквально до последних дней Я.Я.Рейхеля, ему так и не удалось осуществить это, уже в значительной части подготовленное, издание. Не удалось ему издать и 10-й том своего каталога, который сохранился в рукописи Я.Я.Рейхеля, озаглавленной им, как и весь каталог: «Die Reichelsche Munzsammlung in StРеtегsbuгg» Zehnter Theil. l-ste Abteilung.

Рукопись пронумерована — имеет 120 страниц, из которых 32 написаны Я.Я.Рейхелем, составившим каталог монет Америки. Крайняя дата включенных в каталог монет — 1855 г., следовательно, рукопись каталога написана в последние годы жизни коллекционера. Структура и этой части каталога отражает последовательно осуществленный в печатном каталоге принцип историко-географического подхода к систематизации монет и медалей различных стран американского континента. Двигаясь в направлении с севера на юг, Я. Я. Рейхель группирует монеты и медали по разделам: 1) Северная Америка, 2) Центральная Америка или Вест-Индия, 3) Южная Америка. Описание монет в точности следует системе описания в остальных 9-ти томах печатного каталога. Почти каллиграфическая четкость почерка, в отличие от беглых записей для себя, свидетельствует о том, что рукопись, видимо, предназначалась в таком виде к изданию, которое не осуществилось из-за скоропостижной кончины Я.Я.Рейхеля.

Рукопись продолжена другим почерком. Следующая ее часть, посвящена медалям, систематизированным по трем разделам:

1. Denkmunzen auf einzelne beruhmte Personen.

446 описаний медалей, посвященных различным историческим и государственным деятелям. Есть среди них и упоминавшаяся уже медаль 1851 г., посвященная Я.Я.Рейхелю, указаны даты его жизни (1780-1856).

2. Miscellan-Medaillen.

83 медали с изображениями на библейские и евангельские сюжеты и изображениями королей, князей, правителей европейских государств.

3. Pabstliche Medaillen.

54 медали, расположенные в хронологическом порядке, — изображения римских пап, начиная с Луция I (253-255 гг.) и кончая Григорием XVI (1831-1846 гг.) — современником Я.Я.Рейхеля.

Рукописный текст описания медалей, не вошедших в опубликованные тома, был подготовлен Я.Я.Рейхелем для второй части этого последнего, 10-го тома, в котором должны были быть описаны медали-персоналии разных стран. Именно об этом намерении собрать воедино такого рода произведения медальерного искусства Я.Я.Рейхель писал в предисловии к 7-му тому в 1842 г., т. е. в самом начале издания каталога. Описанием этой тщательно отобранной, часто в редких образцах медальерного искусства, снособразной портретной галереи, должен был заключиться каталог грандиозной коллекции.

 Г.И.Гинзбург  

«Нумизматика в Эрмитаже». Сборник научных трудов, Государственный Эрмитаж, Ленинград, 1987 г.

Эксперт по иконописи

Добро пожаловать! Рады приветствовать в рядах Центра исследований культурных ценностей эксперта по иконописи — Белик Жанну Григорьевну. Белик Жанна Григорьевна эксперт Кандидат искусствоведения PhD (Art History) Post Doctoral Researcher, University of Jyvaskyla. Член Общероссийской общественной организации Ассоциация искусствоведов (ООО АИС). Эксперт по культурным ценностям Министерства культуры России, специализация: «Предметы отправления религиозных культов (иконопись, Россия, XVII–XXI…

Читать >> 11 декабря 2018

Круглый стол на тему «Авторское право и право следования» в ЦДХ

30 ноября 2018 года ЦИКЦ посетил круглый стол, где состоялась открытая дискуссия на тему: «Авторское право и право следования. Актуальные вопросы и проблемы применения». В мероприятии приняли участие издательства, коллекционеры, музеи, художники, фонды, занимающиеся популяризацией творческого наследия художников, организаторы выставок и ярмарок, юристы, представители авторских обществ, владельцы художественных галерей.

Читать >> 3 декабря 2018

Рекомендуем