В античную эпоху на обширных пространствах юга теперешней территории нашей страны наряду с привозной греческой, а позднее и римской монетой обращалась монета местной чеканки, более или менее верно воспроизводившей тип утвердившейся на местных рынках греческой или римской монеты. Эту местную монету в нумизматической литературе называют «варварскими подражаниями»[1] или просто «подражаниями».
Появление подражаний вызывалось экономической необходимостью. Когда в силу каких-либо обстоятельств (войны, стихийные бедствия и пр.) поступление привозной монеты прекращалось, правители местных племен были вынуждены чеканить свою монету для удовлетворения торговых нужд. Надписи на некоторых подражаниях расшифровываются как имена вождей племен или племенных образований. Это также свидетельствует в пользу предположения об официальном характере местных эмиссий[2].
Для изучения древней истории нашей страны важное значение имеют восточноевропейские подражания греческим монетам. Они принадлежат к распространенным у нас памятникам античности, и большое количество их хранится в музейных коллекциях и частных собраниях. К сожалению, в отечественной нумизматической литературе подражаниям уделяется мало внимания, поэтому многие выводы и обобщения относятся к области гипотез и догадок.
Под восточноевропейскими подражаниями греческим монетам подразумеваются монеты фракийских (в том числе гето-дакских), кельтских (долина Дуная) и предположительно скифо-сарматских племен, чеканившиеся к северу от границ греческой метрополии на всем Балканском полуострове, по течению Дуная, и далее к востоку от Карпат до северочерноморских степей. Чеканка в этом районе имела свои закономерности. номерности. Здесь выпускалась только серебряная монета и имитировались типы греческих монет, редко воспроизводившиеся в других районах. Несмотря на стилистическое многообразие, восточноевропейские подражания резко отличаются по стилю от подражаний других районов[3].
В восточной Европе чеканка подражаний начинается с высшего серебряного номинала — тетрадрахмы. С развитием товарно-денежных отношений появляются и более мелкие номиналы — драхма и ее фракции.
Среди подражаний встречаются монеты, как близкие к прототипу по трактовке изображений, так и чрезвычайно далекие от него. Во многих случаях это — результат многоступенчатости в чеканке. Сначала имитировался греческий прототип, а через некоторое время прототипом могло оказаться и подражание. В процессе «подражания подражаниям» греческий прототип порой искажался до неузнаваемости.
Время и место чеканки того или иного вида подражаний в нумизматической литературе установлены лишь приблизительно. Единственным удобным способом пока что может служить классификация подражаний по их внешнему виду, по стилю изображения. Она позволяет в общих чертах определить древность монеты и культурные традиции чеканившего ее племени. Исходя из стилистическою анализа, подражания можно подразделить на четыре группы:
-
Близкие подражания, чеканившиеся племенами, находившимися под сильным греческим влиянием, и более или менее правильно трактующие изображения прототипа. Греческие надписи на них переданы верно или с незначительными ошибками (илл. 2,11, 14, 18).
-
Наивные подражания, чеканившиеся племенами, далекими от греческой культуры и не имевшими своей ярко выраженной художественной традиции. Изображения прототипов на них переданы детально по стилю напоминают детский рисунок. Незнакомый с греческим языком, резчик штемпелей механически копировал надпись, на монете возникали трудночитаемые либо нечитаемые вовсе ряды букв или букволодобных знаков (илл. 16, 19, 20).
-
Стилизованные подражания, чеканившиеся племенами, обладавшими собственной художественной традицией. Греческие изображения на них трактуются согласно местным религиозным и эстетическим воззрениям. Среди монет этой группы часто встречаются замечательно красивые экземпляры. Надписи на стилизованных подражаниях, как правило, заменяются декоративными мотивами (илл. 4—7).
-
Далекие подражания, изображения на которых переданы предельно схематично. На самых поздних подражаниях сохраняются лишь отдельные элементы изображения. Такую монету порой нелегко возвести к тому или иному прототипу. Надпись превращается в набор прямоугольников или точек или вовсе отсутствует (илл. 8, 21, 22).
Стиль подражаний постоянно эволюционировал, близкое подражание может содержать элементы стилизации, далекое — мотивы местных религиозных представлений и т. д. Поэтому иногда трудно провести грани между подражаниями перечисленных групп.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ВИДЫ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ПОДРАЖАНИЙ ГРЕЧЕСКОЙ МОНЕТЕ
ПОДРАЖАНИЯ МОНЕТАМ ФИЛИППА. Первыми греческими монетами, вызвавшими волну подражаний в восточной Европе и отразившими политическую и экономическую экспансию Македонии, были тетрадрахмы Филиппа II Македонского (359—336 гг. до н. э.). На их лицевой стороне изображен профиль бородатого Зевса в лавровом венке, на оборотной — обнаженный мальчик с пальмовой ветвью верхом на коне. В поле монеты — греческая надпись, монограммы и добавочные символы, указывающие место чеканки и имя человека, ведавшего монетной эмисcией. Вес— около 14,5 г (илл. 1).
ПОДРАЖАНИЯ ТЕТРАДРАХМЕ ФИЛИППА II
На близком подражании (илл. 2), чеканенном фракийцами или гетами в конце IV—III вв до н. э. (известны находки в Молдавии), профиль Зевса передан достаточно верно и выразительно, хотя более обобщенно, чем на македонских монетах. На оборотной стороне — изображение мальчика на коне анатомически недостоверно и несет некоторые черты наивности. Надпись слегка искажена. В поле под передними ногами коня — остаток монограммы. Вес приближается к весу прототипа. Среди монет этого вида встречаются многочисленные экземпляры, чеканенные одной парой штемпелей. Имеются основания предположить, что эти монеты выпускались на территории Молдавии или где-то поблизости.
В районе Карпат широко распространены гето-дакские или кельтские близкие подражания с чертами стилизации, особенно заметными в трактовке коня и всадника (илл З). От надписи остались всего четыре буквы. Под брюхом коня — звездочка. Эти монеты часто имеют надчеканы в виде крестика, кружка, звезды и т. д. В античности надчеканы свидетельствовали о пригодности потертой или иностранной монеты в качестве платежного средства. На карпатских подражаниях нередко бывают глубокие надрубы, которые, видимо, делались, чтобы проверить, не содержится ли под слоем серебра медное ядро. Надрубы свидетельствуют о том, что монету рассматривали, прежде всего, как слиток металла, который при торговых операциях взвешивался (вместе с монетами в кладах иногда находят весы). Этим можно объяснить и значительные колебания в весе большинства подражаний монетам Филиппа. Вес карпатских монет— 12—14 г.
Наибольшее количество эстетически прекрасных монет дают стилизованные подражания, встречающиеся в Молдавии (илл. 4—7). Разумеется, они далеки от канонов греческого искусства. Опираясь на современные эстетические воззрения, мы можем оценить эти подражания как замечательные образчики народного творчества. Особенно хорош стиль гето-дакской монеты III-II вв. до н. э. (илл. 4). Профиль Зевса без лаврового венка отличается благородством линий и лаконизмом. Длинноволосый всадник на оборотной стороне держит пальмовую ветвь не перед собой, как на македонском прототипе, а сзади, что придает изображению несколько плоскостной характер. Голова Зевса и всадник прекрасно вкомпонованы в монетный кружок. Надписей и добавочных символов в поле нет. Средний вес — около 12,5 г.
Уверенной рукой резаны штемпеля стилизованной гето-дакской тетрадрахмы II в. до н. э. (илл. 5). Профиль Зевса в венке передан немногочисленными выразительными линиями. Кончик носа и далеко выступающая вперед нижняя губа завершаются точками — любимым декоративным мотивом восточноевропейских племен. Такими же точками передана грива коня. Всадник с развевающимися волосами одет в плотно прилегающую рубаху и узкие штаны; на ногах — грубые башмаки. С большой долей вероятности можно утверждать, что так одевались люди, чеканившие эту монету. В поле за всадником — крест, иногда под конем — пальмовая ветвь. Средний вес — около 11 г. Интересно, что наряду с тетрадрахмами среди монет этого вида изредка попадаются мелкие номиналы весом около 4 г.
Совершенно иное художественное решение у другого вида гето-дакских тетрадрахм II в. до н. э. (илл. 6). Профиль на лицевой стороне имеет мало общего с греческим Зевсом. Он лишен подбородка, на голове вместо венка диадема из двух рядов точек. На оборотной стороне стилизованный отклонившийся назад всадник на стреноженном коне с утиным клювом. Изящество линий и совершенство композиции позволяют отнести эту монету к прекрасным образцам народного творчества. Монеты этого вида известны на небольших толстых кружках и на тонких кружках большего диаметра. Вес их — около 14,5 г.
Мы уже отмечали, что на подражаниях тетрадрахмам Филиппа голова Зевса претерпевает разнообразные изменения в трактовке лица и убранстве. Предполагают, что резчики штемпелей отождествляли Зевса с одним из местных божеств и изображали его согласно своим религиозным представлениям. Это особенно заметно на гето-дакской тетрадрахме III—II вв. до н. э. (илл. 7), где на лицевой стороне дано изображение двуликого бородатого божества, несомненно, из местного пантеона. Несмотря на кажущееся сходство, мы не можем возвести его к двуликому Янусу римских монет, так как они попали в восточную Европу значительно позже. На оборотной стороне монеты — стилизованный всадник в шлеме с развевающимися перьями. Грива, пышный хвост и суставы ног коня переданы точками. Под мордой коня — розетка из точек. Вес — около 13 г.
Подражания монетам Филиппа— самые распространенные в восточной Европе. Они первыми завоевали местные рынки и удерживались на них около трех столетий, успешно соперничая с другими типами подражаний и оказывая на них влияние. Так всадник с филипповых монет перешел на оборотную сторону подражаний тетрадрахмам царя Пеонии Патрая (335—315 гг. до н. э.), не встречающихся на территории СССР , и на оборотную сторону так называемой «биатековой монеты». Подражания монетам Александра Македонского и Первого района Македонии утвердились на рынках западного Причерноморья, но в глубь материка не смогли проникнуть, так как там продолжали удерживаться подражания монетам Филиппа. Своеобразным рубежом, разграничивавшим обращение разных типов подражаний, была современная Трансильвания, где во II—I вв. до н. э. чеканились тонкие чашечкообразные монеты из низкопробного серебра весом от 8 до 12 г. На лицевой стороне их встречается профиль Зевса с монет Филиппа, профиль Геракла с монет Александра или бюст Артемиды с монет Первого района Македонии; на оборотной — неизменный филиппов всадник. Исходя из единства стиля (все это далекие подражания с чертами стилизации), можно предположить, что трансильванские подражания с разными типами лицевой стороны чеканились одновременно. Об этом свидетельствуют также рассеянные по всему западному Причерноморью гибридные монеты, сопрягающие штемпеля подражаний разных типов: лицевую сторону Филиппа и оборотную Александра и т. д.
На территории СССР в районе Карпатских гор встречаются далекие подражания, подобные трансильванским, тоже тонкие чашечкообразные монеты, обычно из низкопробного серебра, только меньших диаметра и веса (около 7 г). Изображенная на их лицевой стороне голова настолько схематична, что невозможно утверждать, Зевс ли это с монет Филиппа или Геракл с монет Александра (илл. 8). На оборотной стороне — такой же схематичный конь; всадник на нем передан набором нескольких точек.
Союз кельтских племен на территории Норика (современная Словакия, находки возможны в Закарпатье и Молдавии) в 75—60 гг. до н. э. чеканил монету, представляющую переход от подражаний греческим прототипам к подражаниям римской монете. Надписи на них (имена вождей союза) выполнены латинскими буквами; «BIAТЕС», «NEMET», «NONNOS» и т. д. По самому распространенному из этих имен норицкие подражания называют «биатековой монетой». На самой распространенной из биатековых тетрадрахм изображены две безбородые головы, скопированные с римского денария, на котором они олицетворяют честь и добродетель. На оборотной стороне — всадник с монет Филиппа и надпись: «BIATEC». Вес — около 17 г. (илл. 9). Существуют другие типы лицевой стороны норицких подражаний, имитирующие различные греческие и римские прототипы. В редких случаях на обеих сторонах монеты представлены местные, не заимствованные типы: дракон, волк, отрубленная голова и т. д. Интересно отметить, что в норицк0й чеканке наряду с тетрадрахмами часто встречаются мелкие монеты — драхма и ее фракции. Норицкая монетная система была более развитой, чем в любом районе Восточной Европы: под влиянием кельтских эмиссий юга территории современной ГДР в ней участвовало золото, так называемые «радужные чашечки», выпукло-вогнутые монеты с изображением раковины и надписью: «BIАТЕС».
ПОДРАЖАНИЯ МОНЕТАМ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО. Монеты Александра Македонского (336—323 гг. до н. э.), обращавшиеся на большинстве рынков древнего мира, также вызвали восточноевропейские, по преимуществу фракийские, подражания. Монеты Александра (главным образом, тетрадрахмы) выпускались в течение двух-трех веков после его смерти и стали основной торговой монетой античности. Их чеканили в греческой метрополии, в Малой Азии, в Сирии, Египте, Месопотамии и Западном Причерноморье, причем всюду на их стиль влияли местные художественные традиции. Тетрадрахмы при жизни Александра чеканили на небольших толстых кружках, а после его смерти — на тонких кружках большего диаметра.
ПОДРАЖАНИЯ ТЕТРАДРАХМАМ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО, ЛИСИМАХА И ПЕРВОГО РАЙОНА МАКЕДОНИИ
На лицевой стороне прототипа (илл. 10) изображен профиль Геракла в львином скальпе, на оборотной — бородатый Зевс на троне с орлом на вытянутой правой руке и скипетром в левой. В поле — греческая надпись, монограммы и различные дополнительные символы. Вес — около 17 г. С подражаниями монетам Александра сливаются подражания монетам его брата и преемника Филиппа III Арридея (323—316 гг. до н. э.), имевшие те же типы лицевой и оборотной сторон и отличавшиеся от монет Александра греческой надписью: «ФИЛИППУ». Отличить эти два вида подражаний можно лишь по надписи или ее остаткам.
На близком подражании III в. до н. э. (илл. 11) несколько стилизованный профиль Геракла с тяжелым подбородком далек от греческих идеалов прекрасного. Изображение Зевса на троне огрублено. Надпись свидетельствует о том, что это подражание тетрадрахме Александра. В поле под орлом сохраняется монограмма.
На подражании II в. до н. э. (илл. 12) резчик штемпеля отказался от изображения профиля Геракла и представил лицевую сторону монеты в виде округлой выпуклости. На оборотной стороне Зевс воспроизведен неумело и по стилю напоминает детский рисунок. Искаженная надпись, несомненно, происходит от греческой — ФИЛИППУ. В поле под орлом и троном — монограммы.
Среди подражаний монетам Александра и Филиппа Арридея в большом количестве встречаются мелкие номиналы — драхмы.
Вес подражаний монетам Александра и всех последовавших за ними типов восточноевропейских подражаний приближается к весу их прототипа и составляет около 17 г. Подражания монетам Александра, а также Лисимаха и Первого района Македонии были кратким эпизодом в восточноевропейской чеканке. Район распространения этих монет — западное Причерноморье: современных Болгарии, Румынии, юго-запада СССР[4].
ПОДРАЖАНИЯ МОНЕТАМ ЛИСИМАХА. Фракийские племена на территории современной Болгарии в III—II вв. до н. э. чеканили подражания тетрадрахмам фракийского царя Лисимаха (323—281 гг. до н. э.). На лицевой стороне прототипа (илл. 13) изображен профиль Александра Македонского, на оборотной — сидящая на троне Афина с богиней победы Нике на вытянутой правой руке. В поле монеты — надпись, монограммы и добавочные символы.
Подобно монетам Александра монеты Лисимаха были торговой монетой и чеканились более столетия. Особенное распространение в восточной Европе получили посмертные тетрадрахмы Лисимаха, чеканившиеся в городе Византии на тонких кружках большого диаметра. Изображения на них сильно огрублены, под сидящей Афиной — эмблема Византия, трезубец Посейдона. Подражания монетам Лисимаха всегда близкие и отличаются от греческой торговой монеты лишь явными чертами местной стилизации.
На большинстве подражаний тетрадрахмам Лисимаха (илл. 14) изображения и надписи переданы достаточно правильно, но стиль монеты подчеркнуто декоративный, «узорчатый». Вероятность находок этих подражаний на территории СССР невелика[5].
ПОДРАЖАНИЯ МОНЕТАМ ПЕРВОГО РАЙОНА МАКЕДОНИИ. После завоевания Македонии римлянами в 168 г. до н. э. и раздела ее на четыре района основной серебряной монетой на Балканском полуострове стала обильно чеканившаяся в городе Амфиполе тетрадрахма Первого района Македонии (илл. 15). На лицевой стороне изображен македонский щит с профилем Артемиды в центре, на оборотной — палица Геракла в дубовом венке и надпись. В поле монеты — от одной до трех монограмм.
Среди подражаний этим тетрадрахмам встречаются монеты разных стилей — близкие, наивные, стилизованные и далекие — все с надписями от верных до нечитаемых. Разнообразие стилей свидетельствует о продолжительности эмиссий. Эти подражания находят почти во всем западном Причерноморье (возможны находки и на территории СССР). Однако, судя по относительно небольшому количеству дошедших до нас подражаний этого типа, тираж их был, вероятно, невелик.
Наивное подражание конца II—I вв. до н. э. (илл. 16) свидетельствует о попытке чеканить подражания македонским тетрадрахмам в районе, где уже укоренились фасосские тетрадрахмы и подражания им. Профиль Артемиды на лицевой стороне размещен не на македонском щите, а непосредственно в поле монеты. Голова Артемиды украшена двумя цветками плюща. Обе эти особенности — не случайность, они указывают на влияние типа фасосских тетрадрахм, на которых профиль Диониса в плющевом венке с двумя цветками занимает всю лицевую сторону. На оборотной стороне этого подражания — грубое изображение палицы, шести дубовых листьев и искаженная надпись. Монограммы отсутствуют.
ПОДРАЖАНИЯ ТЕТРАДРАХМАМ ФАСОСА. Последней греческой монетой, вызвавшей многочисленные подражания в восточной Европе, были тетрадрахмы острова Фасос. Они чеканились более столетия (начиная с середины II в. до н. э.) после закрытия римлянами македонских монетных дворов. На лицевой стороне прототипа (илл. 17) изображен профиль молодого Диониса в плющевом венке, на оборотной — стоящий Геракл с палицей под правой рукой и львиной шкурой, ниспадающей с левого плеча. Греческая надпись обрамляет изображение Геракла с трех сторон. В поле — монограмма.
ПОДРАЖАНИЯ ТЕТРАДРАХМЕ ОСТРОВА ФАСОС
Широко распространенные в Молдавии и на юге Украины подражания фасосским тетрадрахмам стилистически чрезвычайно разнобразны.
На близком стилизованном подражании рубежа II—I вв. до н. э. (илл. 18) правильно переданы все существенные черты изображения и надписи прототипа, но стиль резко отличается от греческой монеты. У Диониса четко очерченный короткий нос; Геракл тоже коротконос, коренаст и широкоплеч. Некоторые элементы изображений переданы рельефными точками. Если учесть, что штемпеля монеты резаны рукой талантливого мастера (правильная передача надписи, видимо, свидетельствует о знании греческого языка), а декоративные точки — излюбленный мотив устойчивой художественной традиции, то допустимо предположение, что отклонение от греческих канонов в изображении человеческого лица и фигуры не случайны и выражают особенности местного этнического, вероятно гето-дакского, типа. При сравнении этого подражания с прототипом приходится констатировать, что оно гораздо выразительнее греческой монеты.
«Коротконосые Дионисы» встречаются в Румынии и на юго-западе СССР. Существуют близкие нестилизованные подражания тетрадрахмам Фасоса с «длинноносыми Дионисами». Большая часть их найдена на территории Болгарии и, вполне возможно, выражает особенности фракийского этнического типа. Фракийские подражания попадали и на территорию СССР. Это относится как к близким, так и к наивным подражаниям.
На наивном подражании I в. до н. э. (илл. 19) профиль Диониса и фигура Геракла сильно огрублены. Надпись слегка искажена. На другом наивном, тоже фракийском, подражании, выполненном с непосредственностью детского рисунка (илл. 20), поле обратной стороны заполнено буквоподобными знаками, многие из которых напоминают шейную гривну — торквес. Надпись под изображением «Геракла» — не что иное, как зеркальное отражение греческого слова «ФАСИОН». По-видимому, резчик знал, что обозначение принадлежности монеты — наиболее существенная часть надписи, и, насколько мог, добросовестно ее скопировал. Правда, при этом он не учел, что для правильного ее воспроизведения необходимо было вырезать буквы на штемпеле в зеркальном отражении.
На наивных подражаниях наряду с искаженными надписями фасосского прототипа иногда встречаются иные надписи: название племени — «ФРАКОН» или имена племенных вождей «КОТИОС», «ДЕМЕТ» и др.
Далекое подражание тетрадрахме Фасоса I в. до н. э. (илл. 21), видимо гетодакское, сохраняет лишь общую композицию прототипа. Дионис и Геракл переданы предельно схематично, вместо надписей — два ряда точек. Интересно, что у Диониса на этом подражании пять (!) глаз. Должно быть, резчик штемпелей отождествил его с кем-то из божеств местного пантеона. Примеры подобных отождествлений можно найти на далеких и наивных подражаниях тетрадрахмам Фасоса, где голова Геракла бывает окружена расходящимися лучами или превращается в птичью голову.
Некоторые исследователи утверждают, что подражания тетрадрахмам Фасоса чеканились скифами и сарматами в северном Причерноморье (юг Украины), однако нам ни разу не приходилось встречать описаний или изображений этих монет. Если это утверждение истинно, то какими же могут быть скифо-сарматские подражания? Среди далеких подражаний фасосским монетам, не зарегистрированных в зарубежных изданиях, но попадающихся на территории СССР, существуют монеты, чеканенные не на ровных литых, как большинство античных монет, а на кованых кружках с неровной поверхностью, на которой прочеканивается лишь часть штемпеля (илл. 22). В северном Причерноморье не было месторождений серебра, поэтому монетные кружки могли отковываться лишь из привозных серебряных изделий. Вес этих монет превышает вес прототипа.
Фасосские тетрадрахмы и подражания им часто встречаются в кладах вместе с серебряными римскими денариями, которые к концу I в. до н. э. вытеснили из восточно-европейского обращения греческую монету.
Мы не могли охватить всего многообразия восточно-европейских подражаний, встречающихся на территории СССР, и ограничились описанием наиболее характерных монет этого рода и попыткой стилистической классификации, облегчающей расположение их в коллекции. Создание подлинно научной историко-географической классификации этих монет — дело археологов, историков и музейных работников.
Советские нумизматы-любители, особенно на Украине и в Молдавии, обладают уникальной возможностью создать достаточно полные и научно осмысленные коллекции восточно-европейских подражаний, в которых могут оказаться и доселе неизвестные типы. Особую ценность таким коллекциям придаст точное указание мест находки каждого экземпляра. Со временем это поможет науке установить место выпуска найденных подражаний. Только совместными усилиями нумизматов ученых и любителей — удастся составить научно обоснованный и полный свод подражаний, чеканившихся или применявшихся в денежном обращении на территории юго-запада нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА:
А.Н. Зограф. Античные монеты. Античные монеты. М.-Л., 1951, стр. 101, 102.
H. de la Tour. Atlas des monnaies gauloises. Paris, 1892.
A. Blanchet. Traité des monnaies gauloises, I, II. Paris, 1905.
R. Forrer. Keltische Numismatik der Rhein – und Donaulande, I, Straßburg, 1908; II, Graz, 1969.
M. Dessewffy. Barbar Penzei, I-IV. Budapest, 1910-1913.
Ян Филип. Кельтская цивилизация и её наследие. Прага, 1961, стр. 130-138.
P. la Baume. Keltische Münzen, Braunschweig, 1960.
K. Pink. Einführung in die Keltische Münzkunde. Wien, 1960.
C. Preda. Moneda antica in Romania. Bucuresti, 1969.
__________________
[1] Древние греки и римляне называли варварами все иноязычные племена и народы.
[2] Мы не касаемся монет фракийских, гето-дакских и скифских царей, чеканенных на монетных дворах завоеванных ими греческих городов, так как по сути дела это греческие монеты и подражаниями назвать их нельзя.
[3] Основные районы чеканки подражаний: Западная Европа, Малая Азия, Аравия, Месопотамия, Кавказ, Средняя Азия.
[4] Недавно известны закавказкие подражания тетрадрахмам и драхмам Александра: их чеканили на территории современного Азербайджана. Все эти подражания тетрадрахмам наивны по стилю и отличаются от восточно-европейских подражаний характерно запавшим ртом Геракла. Драхмы — по большей части стилизованные, на очень тонких кружках. В приморской части Грузии (древняя Колхида) издавна известны подражания золотым монетам Александра.
[5] На западе Грузии (древняя Иберия) встречаются подражания золотым монетам Лисимаха.
А. Сергеев. Сборник «Советский коллекционер №10». М., 1972. С. 133-143.