Публикации Французская Марианна на монетах: Марианна как репрезентация французской нации

Французская Марианна на монетах: Марианна как репрезентация французской нации

Одновременно с подъемом буржуазного класса в XIX веке, все больший смысл приобретают национальные символы в европейских государствах. Они, как правило, олицетворяют ту или иную нацию, характеризуют ее, отражая наиболее типичные черты. Чаще всего встречаются именно женские образы, но также для персонификации могут выступать различные виды животных и абстрактные фигуры.

Традиция отождествлять женскую фигуру с определенным местом или ограниченной территорией, на самом деле, древнее, чем кажется. Кроме богинь, представленных в пантеоне, в поздней античности существовало множество местных божеств-защитников.

Римская империя, император Домициан: ауреус, 90/91, Рим. Изображение скорбящей Германии, отсылающей к завоеванию римлян немецкими племенам. Фото с аукциона Kunker 

Римская империя, император Адриан: сестерций, 134/138, Рим. Император прославился тем, что восстановил провинцию Галлия. Фото с аукциона Kunker 

Мы знаем о божествах из сказок и произведений искусства, а также из древнеримских и древнегреческих монет, где персонифицировались Африка, Британия, Галлия, Иудея и Европа, например. Изначально, такие экземпляры чеканились в Риме в честь удачной военной кампании, подчеркивая разницу между тем или иным регионом. Позднее, император Адриан (76/117 – 138 до н.э.) намеренно изображал на своих монетах богинь-покровительниц имперских провинций, чтобы создать ощущение единства.  

Марианна

Начнем с того, что имя «Марианна» стало результатом смешения двух других женских имен «Мария» и «Анна», и это неслучайно. Согласно христианской традиции, Мария является матерью Бога, а Анна – матерью Марии. Во время Французской революции XVIII века, Марианна стала символом Свободы и Республики. В наши дни, Марианна изображается как символ французской нации во многих образах: ее портрет можно встретить почти в каждой французской ратуше, а ее статуи – на площадях по всей стране. Кроме того, ее изображения украшают марки, монеты и телефонные жетоны. Последние активно имели хождение в прошлом.

Франция, Директория: десим, IV год Республики (1795/1796). Фото с с аукциона 

Франция, Консульство: 5 сантимов, IX год республики (1800/1801). Фото с с аукциона Kunker 

Франция, Вторая республика: сантим, 1850 А, Париж. Фото с с аукциона Kunker

Персонификация «Марианны» на монетах Первой и Второй республики.

Первое упоминание в письменном источнике о Марианне как о символе Французской республики встречается в октябре 1792 года у Пюйлорена из департамента Тарн. В то время, люди пели песню «Исцеление Марианны», написанную Гийомом Лавербом. Однако изображение Марианны во фригийском колпаке на монетах Первой и Второй республики (1792-1799/1804 и 1848-1852), которые были разработаны согласно десятичной системе, не было олицетворением французской нации, скорее отождествлялось со Свободой (тип Огюстена Дюпре), образ которой присутствует на монетах многих других стран Европейского и Американского континентов, сражавшихся за независимость в то же время.

Франция, Вторая республика: 20 франков, 1851 А, Париж. Фото с с аукциона Kunker 

Кроме того, существуют символ Республики: золотые монеты номиналом 10 и 20 франков с изображением головы Республики чеканились с 1849 по 1851 гг. (тип Мерли). Голову украшают колосья и дубовые листья, символизирующие плодородие, стойкость и сопротивление. Слева символ, похожий на фасции – со времен Древнего Рима означает единство и власть. Обратим внимание, что фасции без топора, что говорит нам об отказе от прямого насилия. Справа – оливковая ветвь, символизирующая процветание и мир во всей республике и среди народа. Все это говорит нам о том, что в дизайне монет того времени проводилось четкое различие между символами Республики и символами Свободы.

Франция, Третья республика: 50 сантимов, 1897. Первый год выпуска с сеятельницей. Фото с с аукциона Kunker

Чеканка монет в Третьей Республике.

В первых выпусках монет Третьей Республики (1871-1940) использовались изображения богини плодородия Церреры, Республики и группы Геркулеса. В 1897 году был внедрен новый мотив для монет, который сохранился до наших дней: женщина-сеятельница. Легенда этого образа гласит: «я сею с каждым порывом ветра». Шарлотта Рагот стала прототипом для монет с женщиной-сеятельницей (тип Людовика-Оскара Роти). Фигура облачена в длинное платье, а на голове — фригийский колпак, прикрывающий длинные развивающиеся волосы. Она идет по полю перед заходящим солнцем и несет на левом плече мешочек с семенами, разбрасывая их правой рукой. Сеятельница может быть интерпретирована как символ Франции, говорящий скорее о такой функции государства, как забота о своих гражданах, чем о защите их от врагов, силе и сопротивлении Республики и народа.

Франция, Третья республика: 10 сантимов 1906, с Марианной (тип Даниэль Дюпюи) и Минерва. Фото с с аукциона Kunker 

Более сформированные и устойчивые изображения новой национальной аллегории «Марианна» появились в 1897 году. Сначала выпускались монеты более низкого номинала 1,2,5 и 10 сантимов (тип Даниэля Дюпюи) с головой Марианны как репрезентации Французской республики. Она носила фригийский колпак свободы с оливковой ветвью, обрамляющей голову, что означает процветание и мир, основанные на свободе. В дополнение к номиналу и году, на реверсе были изображены либо оливковые ветви, либо Минерва — древнеримская богиня мудрости и знания, дарующая победу и управляющая судьбой государства с лавровой ветвью в левой руке и флагом в правой, защищающая ребенка (молодую Республику). Младенец держит колосья в правой руке и молот в левой – образ, который чем-то напоминает символ более позднего «рабоче-крестьянского государства».

Франция, Третья республика: 25 сантимов, 1903 (тип Патейя). Фото с с аукциона Kunker 

Франция, Третья республика: 25 сантимов, 1904. Фото с с аукциона Kunker 

На 25 сантимах 1903 года (тип Патейя) изображена Марианна во фригийском колпаке, украшенном лавровыми ветвями, символизирующими победу и славу. Дизайн реверса очень прост: номинал, девиз Революции и год. На аверсе 25 сантимов 1904-1905 гг. присутствуют те же надписи. Однако на реверсе изображены фасции с топором, символизирующими административную власть Республики, а также дубовые листья, отождествляющие силу народа. Таким образом, новый мотив подчеркивает концепцию Республики даже больше, чем старый. В то же время, более поздние монеты уже не содержат девиз Революции. Чеканку обоих вариантов можно трактовать следующим образом: во Франции народ наделен властью, а государство представляет волю граждан.

Франция, Третья республика: 20 франков 1906, портрет Марианны (тип Жюль-Клеман Шаплен). Фото с с аукциона Kunker 

Примерно с 1898-1899 гг. до начала Первой Мировой войны в 1914 году, золотые монеты выпускались номиналом 10 и 20 франков также с изображением Марианны (тип Жюль-Клеман Шаплен). На ее голове по-прежнему фригийский колпак с венком из дубовых листьев, как символа стойкости и сопротивления. На реверсе галльский петух, символизирующий зоркость и боевой дух Республики.

Франция, Третья республика: 5 франков, 1933

Франция, Третья республика: 20 франков, 1933

Франция, Третья республика: 2 франка, 1938

Франция, Третья республика: 2 франка, 1949

Франция, Третья республика: 5 франков, 1933 (тип Лаврийе)

Франция, Третья республика: 5 франков, 1946 (тип Лаврийе)

Последние выпуски монет Третьей Республики содержат в себе несколько версий Марианны: иногда она изображается как «свобода» — более привычный вариант, но встречаются реверсы, включающие более сложную атрибутику с точки зрения интерпретации смысла — изображение Марианны только в лавровом венке. Достаточно интересно, что с 1933 по 1952 годы (режим Виши с июня 1940 по август 1944), национальный символ представлял собой образ, украшенный лавровыми ветками, означающими особые достижения, в то время как в дизайне отсутствовали революционные атрибуты, взывающие к сопротивлению. В то же время, изображение Марианны выглядит несколько обыденным (тип Лаврийе), так как напоминает о прошлом идеале красоты женщин, которые, кстати, получили право голоса только в апреле 1944 года от Французского комитета национального освобождения (CFLN).

Чеканка монет в Четвертой республике

Франция, Четвертая республика: 50 франков, 1952. Марианна с кокардой на лавровом венке, без фригийского колпака. 

Франция, Четвертая республика: 100 франков, 1954. Марианна с факелом мудрости и кокардой на фригийском колпаке. 

Франция, Четвертая республика: 1 франк, 1957.

После Второй Мировой войны и периода, когда временное правительство выпускало монеты довольно ограниченной серией, Марианна продолжала занимать свое почетное место среди любимых образов на монетах Четвертой республики (1947-1958). На более мелких номиналах можно увидеть ее с кокардой и лавровым венком, но без фригийского колпака. На 100 франков Марианна изображена с факелом Минервы, который символизирует мудрость.

Франция, Пятая республика: франк, 1992.

Франция, Пятая республика: 10 франков, 1986.

Франция, Пятая республика: 50 сантимов, 1964.

Франция, Пятая республика: 100 франков, 1993. Посвящена XII Средиземноморским играм.

Чеканка монет в Пятой республике

Пятая республика была провозглашена Шарлем де Голлем в 1958 году. В сфере нумизматики начался период денежной реформы. Старый франк все еще стоил сотую часть новой валюты, с годами в обращение вошли новые монеты. До того как франк был вытеснен общей европейской валютой – евро – Марианна в основном украшала сантимы, обычно с фригийским колпаком.

Франция, Пятая республика: 5 центов, 2002. Марианна изображалась на французских 1, 2 и 5 центов. 

Эпоха евро

С внедрением евро по всей Европе, Марианна заняла свое особое место на монетах, которые европейские граждане держат в своем кошельке. Европейское информационное агентство комментирует: «Фабьен Куртиад, гравер на Монетном дворе Парижа, создал поистине «молодой и женственный» образ Марианны с энергичными чертами лица. Она воплощает стремление к сильной и долговечной Европе». Речь идет о 1, 2 и 5 центах. Однако, она изображается только с такими республиканскими атрибутами, как фригийский колпак и кокарда.

Франция, Пятая республика: 2 евро, 2015. 225 лет празднования фестиваля Федерации.

Более того, 2 евро с другим портретом Свободы – или, согласно описанию Парижского монетного двора, Марианны – была выпущена в 2015 году в честь 225-летия праздника Федерации. Впервые фестиваль был проведен на Марсовом поле в Париже 14 июля 1790 г. в первую годовщину взятия Бастилии. Он символизирует примирение и единство всех французов. На торжестве присутствовали 60.000 делегатов из 83 департаментов. В 1790 г. Людовик XVI поклялся на конституции оберегать Францию. В 1792 г. он был свергнут, а в 1793 г. – гильотирован. 14 июля 1880 г. был провозглашен национальный день – День взятия Бастилии.

На двух евро изображен профиль Марианны во фригийском колпаке с кокардой из трех цветов (подобно флагу Франции). Слева расположена строфа из стихотворения 1942 г. «Liberté», написанного французским поэтом Полем Элюаром: «На полях моих заметок / На моем столе и на деревьях / На песке, на снегу / Я пишу твое имя». Также на монете читается внизу надпись «Liberté», расположенная рядом со знаком монетного двора дизайнера монет Хоакина Хименеса.

Франция, Пятая республика: 1.5 евро, 2004.

Франция, Пятая республика: 20 евро, 2017.

Франция, Пятая республика: 20 евро, 2018.

Вывод

Французский национальный символ «Марианна» на монетах существует вот уже 125 лет. Он берет свое начало с времен, когда национальный реваншизм был на подъеме, то есть, когда имели место политические требования насильственного возмездия за военное поражение во Франко-Прусской войне. В то же время, французское государство все еще было неокрепшим: президент не обладал сильной властью, министры часто сменялись. В этой ситуации, к Марианне обратились как к образу, взывающему к революционным временам, когда народ почувствовал свою силу. С тех пор ее образ постоянно менялся. Он не только отражает моду и художественный стиль, но и всегда передает политические взгляды и заявления. На протяжении десятилетий концепция Марианны все больше сливалась с концепцией Свободы, Республики, государства, нации и народа. Вот почему сегодня уже вряд ли получится различить эти понятия. Образы часто неоднозначны. Интерпретировать Марианну можно бесконечно, ведь ее изображение до сих пор подвергаются изменениям.    

Источник: 

  1. Sturm G. The French Marianne I: Marianne as a Representative of the French People — Part I, II, 2022.

 

Перевод Дарья Романенко, ЦИКЦ.