Пока монета не стала ценностью, национальным символом или платежным средством, она была материальным объектом, обычным куском металла, на котором более или менее были различимы знаки. Изготовление таких монет отвечало определенным требованиям: читаемость и стандартизация. Шли столетия прежде, чем методы чеканки стали совершенствоваться для улучшения внешнего вида монеты.
Ручная чеканка
Исходя из веса металла или сплава, предписанного для чеканки, выплавлялись пласты, из них вырезались заготовки, которые соответствовали заданному размеру и весу. В древних текстах вес единицы монеты совпадал с названием.
Затем заготовка помещается между двумя клиньями: двумя цилиндрическими или многоугольными кусками стали или металла с примесями, на одном конце которых выгравирован оттиск. Снизу клин зафиксирован. Его заостренный конец вбивается в бревно (или в сваю, отсюда и название «свайный клин»). Именно по нему наносится удар. Другой клин подвижен, удерживается или, на старофранцузском, «troussé» чеканщиком, отсюда и название «монетный клин» (coin de trousseau). Удерживаемый рукой или щипцами мастера, клин фиксируется, и тяжелый молоток ударяется по заготовке. Однако квадратная или многоугольная форма некоторых клиньев предполагает, что они должны были вставляться или устанавливаться в конструкцию, которая сама крепилась к блоку.
Молоток ударял по клину, удерживаемому в руке, который рельефно отпечатывал каждую грань заготовки. В Средние века чеканка монет обычно производилась холодным, а не горячим способом. Мастер обычно работал, сидя лицом к конструкции с клиньями, и должен был нанести несколько ударов, чтобы отпечатать монеты в высоком рельефе.
Хотя клин довольно устойчив, существовал реальный риск двойного удара или соскальзывание заготовки, а также ее смещения. Некоторые монеты были сделаны из заготовок меньшего размера, чем клинья, из-за чего часть изображения отсутствовала, особенно страдала круговая легенда. Некоторые заготовки были настолько тонкими, что изображение одной стороны отчеканивалось на другой. Плохо подготовленная заготовка могла расколоться при ударе.
Проблема, возникшая в эпоху Возрождения в связи с чеканкой толстых и широких серебряных монет, которые было легко обрезать и трудно выбивать вручную, послужила толчком к технологическому прогрессу, что привело к инновациям в монетном деле в XVI веке.
Технологические инновации в Новое время
Первым делом, был внедрен винтовой процесс чеканки, что обеспечивало нужную толщину и равномерную поверхность, а также идеально круглые заготовки. Вальцевальный станок имел два ролика, приводимых в движение колесами мельницы, обычно гидравлической или конной, установленной в одной из частей монетного двора. Фреза, приводимая в действие с помощью рычага или винтового вала, работала как машина для резки печенья, обрезая заготовки до нужного диаметра.
Также было разработано несколько машин непосредственно для чеканки. Во Франции основным механизмом был винтовой пресс. Разработанный около 1540 года в Германии медальером Марксом или Максом Швабом, он был впервые применен во Франции в 1551 году в Париже под руководством Обена Оливье, который импортировал и усовершенствовал этот процесс. Механизм был похож на пресс, действующий путем удара заготовки по клиньям с помощью вала, расположенного на основании, несущем винт и снабженного двумя железными или стальными рычагами или стержнями. Эти рычаги раздвигались тяжелыми свинцовыми шарами и приводились в действие несколькими людьми с помощью ремней, прикрепленных к концам стержней. Винт приводил в движение подвижный клин, который ударял по заготовке, установленной на другом неподвижном клине. Обен Оливье изобрел специальное приспособление (la virole brisée) — кольцо, которое удерживало заготовку в неподвижном состоянии во время удара. В минуту можно было отчеканить тридцать монет, но работа была утомительной и требовала смены двух команд по четыре человека каждые четверть часа.
Монеты чеканились в Париже на «Мулен д’Этув» — мастерской, созданной в саду на острове Ситэ в соответствии с документом от 27 марта 1551 года для производства пробных монет с использованием винтового станка, приводимого в движение мельницей и винтом. С 1552 по 1558 год на станке чеканились золотые экю и ½ экю с полумесяцем, тестоны и дузаны. Другой механизм был установлен в Труа для чеканки пробных монет, а затем тестонов (1551-1553 гг.). Король Наварры, отец Генриха IV, поручил Обену Оливье изготовление механической чеканки. Производственные затраты были все еще слишком высоки, а мастера по чеканке систематически оказывали сопротивление, что привело к закрытию чеканных мастерских и отсрочило окончательное принятие механической чеканки во Франции на целое столетие, начиная с 1645 года.
Для изготовления плат могли использоваться и другие механизмы, но они не могли производить монеты с четкими краями:
- Роликовый пресс, в котором пласты проходили между двумя роликами, а затем срезались ножницами, так производили овальные монеты разного веса из-за последующей ручной резки. Такой пресс широко использовался в Священной Римской империи и в Испании, в других странах применялся только для производства медных монет, вес которых не влиял на ценность.
- Разновидностью этого пресса был качающийся пресс, в котором заготовка помещалась между изогнутыми гранями качающихся элементов. Вес будущих монет можно было регулировать, но они часто были плохо отчеканены и деформированы.
- Третий вид пресса работал от удара подвижного клина, падающего на заготовку с верхней части рамы, подобно тарану, используемому для приведения в движение гильотины. Клин приводился в движение с помощью веревки или троса, который позволял поднимать ее.
Паровая машина
Паровая машина привела к новым техническим изменениям не только в чеканке монет, но и во многих других сферах. С 1774 года Джеймс Уатт и Мэтью Болтон, два промышленника-металлурга (фабрики Сохо в Бирмингеме), изучали возможности применения пара для чеканки монет. В 1780-х и 1790-х годах Болтон установил несколько станков, которые могли чеканить от 50 до 120 монет в минуту без особого износа, шума и усилий, в зависимости от модуля и рельефа, и монеты получилась однородными, поскольку чеканились в кольце. Ему пришлось ждать 10 лет и довольствоваться чеканкой частных заказов жетонов и монет, прежде чем он получил официальное предложение от английского монетного двора (1797). Официальный лондонский монетный двор принял его машину в 1805 году. Вскоре ею были оснащены мастерские Санкт-Петербурга и Копенгагена, а до 1830 года паровой пресс распространился по всей Европе и Америке. Но вскоре после этого он был выведен из употребления машиной немецкого инженера Ульхорна. Хотя в нем использовался пар, клинья приводились в движение тяжелым маховиком. Работа шла медленнее, но клинья изнашивались меньше, а изделия получались более ровными. Тоннелье установил подобную модель в Париже в 1845 году. Прессы Ульхорна использовались англичанами в викторианскую эпоху; эти прессы производили 100 изделий в минуту. Электричество использовалось только для печей, в которых готовился сплав.
«Монета — это кусок металла, который тем и ценен, и государство нанесло на него гарантийный знак. Ее преимущество перед банкнотами обусловлено как этой гарантией, так и ее внутренней ценностью…»
Тони Ревейон, «La Monnaie», 1870 г.
Чеканка монет в современную эпоху
Современная чеканка монет, хотя и продолжает традиции, заложенные в Средние века и Новое время, почти полностью автоматизирована. Заготовки вырезаются из металлического рулона на специальном прессе и отжигаются в печах, чтобы вернуть им податливость для нанесения удара. При необходимости в электролизных чанах на поверхность наносится слой другого металла или сплава. Для проверки заготовок и выявления дефектов используется камера. Наконец, монеты чеканятся на прессах, способных производить 800 ударов в минуту, как на французской фабрике в Пессаке. Даже операции по подсчету заготовок выполняются машинами. Однако роль ремесленника-художника по-прежнему очень важна — на этапах разработки дизайна и гравировки монет, хотя в этом случае на помощь приходят высокоточная оптика и, прежде всего, компьютерные технологии, поскольку дизайн создается с помощью компьютера.
Источник: Fabriquer une monnaie. URL: www.essentiels.bnf.fr
Перевод с французского языка Романенко Дарьи.