Публикации Сиси и Франс: Празднование свадьбы мечты, которое обернулась кошмаром

Сиси и Франс: Празднование свадьбы мечты, которое обернулась кошмаром

Император Франц Иосиф I и Императрица Сиси. Картина принадлежит руке Франца Ксавье Винтерхальтера. На переднем плане реверс свадебной медали.

В субботу 22 апреля 1854 г. в 16:00, в Нусдорф, недалеко от Вены прибывает весельный корабль под звук праздничного салюта и криков «vivat». На борту находилась испуганная 16-летняя девочка, изо всех сил пытающаяся сохранить самообладание. Одетая в наряд из розового шелка, она махала своим кружевным платком толпе, которая жаждала увидеть свою будущую императрицу. Десятки тысяч людей заполнили улицы и берег, некоторые выглядывали из окон и трибун. Все собрались, чтобы взглянуть на будущую императрицу. Франц Иосиф позволил толпе чествовать будущую супругу, прежде чем кареты наконец тронулись в путь в Шенбрунн.

 

Набор памятных золотых медалей с весом в 35 дукатов каждый, подаренный Максу Иосифу из Баварии — отцу императрицы Елизаветы Австро-Венгерской империи и Чехии.

Любящий отец

Давайте взглянем на семью, которая приняла решение выдать свою дочь замуж в Вене. Герцог Макс Иосиф из Баварии, отец невесты, расположился в первой двухлошадиной карете рядом с женихом. Для многих людей праобразом герцога стал Густав Кнут из легендарных фильмов Хуберта Маришка «Сиси», который сыграл роль любящего отца, типичного баварского добряка.

Герцог Макс Иосиф из Баварии

В действительности, герцог Макс Иосиф из Баварии был совсем не таким, хотя ему и нравилось играть на цитре. Он происходил из ветви семейного древа Виттельсбахов и имел огромный пассивный доход, который он тратил на свои удовольствия. Поэтому для него не было необходимости работать и зарабатывать себе на жизнь. Он был вынужден жениться на Людовике, и она знала о его нежелании стать ее женихом. Герцог исправно выполнял свой супружеский долг, в остальном же делал все, что ему заблагорассудится. В своей резиденции у него была небольшая сцена и цирковая арена, где иногда он сам выступал в качестве клоуна. Макс Иосиф очень много путешествовал, и когда он бывал в Мюнхене, то оставался у своей второй семьи. Герцог был гораздо ближе к своим трем незаконнорожденным детям, чем к Елизавете и ее сестрам.

Имперская семья. В первом ряду слева направо: Елизавета со своими детьми Рудольфом, Жизелью, Софией и со своим мужем эрцгерцогом Францем Кардом Австрийским. Второй ряд слева направо: Максимилиан (из Мексики), император Франц Иосиф, Шарлотта — жена Максимилиана, эрцгерцоги Карл Людвиг и Людвиг Виктор. Фотография сделана в 1860 г.

Злая свекровь

Во второй по счету карете сидела невеста, которая приветствовала будущих подданных. Рядом с ней — императрица Мать София, которая в фильмах Маришка представлена как злая свекровь. На самом деле София была тайной героиней истории, и сегодня многие назвали бы ее сильной женщиной.

София Фредерика была сестрой Людовики и по совместительству тетей Елизаветы Баварской. В молодые годы общество считало ее самой красивой девушкой в Германии: Людвиг I увековечил память о ее красоте в своей «галерее красавиц». В 19 лет, София вышла замуж за Франса Карла Австрийского — молодого сына императора. Брак был основан не по любви, разумеется. Ее день славы настал в революционный 1848 год, когда император Фердинанд отрекся от престола. София сделала все возможное, чтобы ее сын, а не муж, взошел на трон, и люди поддержали молодого наследника.

София воспитала своего сына послушным и архиконсертвативным. В то время как невеста была полностью поглощена ошеломительным размахом торжества, 24-летний Франц одновременно заботился и о делах государственных, не позволяя себе расслабиться даже во время собственной свадьбы. Ни он, ни его мать не могли понять, соблюдение каких правил церемониала требовалось от Елизаветы. Она может и имела прекрасное воспитание, но дисциплина и учтивость не были частью учебной программы в замке Поссенхофен.

Людовика, окруженная своими детьми, слева направо: София, Матильда, Карл Теодор и Максимилиан. Фото сделано в 1860 г.

Преданная мама Сиси

Мама невесты, Людовика, сидела напротив эрцгерцога Франса Карла в третьей карете. Многие размышляли, будет ли она улыбаться в такой редкий повод. Ведь она никогда не позволяла себе этого. Ничего удивительного. Она не не была счастлива. Когда-то Людовика любила и была любима. Она бы с радостью приняла предложение руки и сердца короля Португалии, но ее отец никогда бы не дал согласия на брак.

Сейчас у нее был холодный супруг, никогда ее не любивший и дети, которых становилось все больше и больше. Недостаток любви и нежности она восполняла любовью к своим собакам.

Она не могла остаться во дворце своего мужа в Мюнихе. Как только наступила весна, она вместе с детьми переехала в Поссенхофен и оставалась там столько, сколько позволял климат. Такой образ жизни сказался на воспитании Сиси и ее братьев и сестер, которые не привыкли к городской суете и еще меньше к придворным церемониям. И даже квалифицированные учителя, нанятые Людовикой, не смогли исправить положения. Знания в области математики, географии и истории не помогли ее дочери чувствовать себя уверенно в светском обществе в Вене. Катастрофа была неизбежна.

Прибытие в Вену и происшествие

Сложно себе представить как устала маленькая Сиси после торжественного ужина. После полуночи она наконец оказалась в своих покоях и буквально упала на кровать. Ей не позволялось спать слишком долго после первого тяжелого дня в Вене. Сначала ей предстояло собраться, а в те времена это было не так просто, ведь существовал целый церемониал по подготовке королевской персоны к выходу в свет. Затем Сиси предстояло путешествие от Шенбрунна до Терезианума. Там ее снова переодевали в более детализированный наряд. Теперь Елизавета носила колючее розовое платье с серебряными вставками, кринолином и длинным шлейфом, вышитым гирляндой из роз. Высокая тиара, венчающая ее голову, грозила вот-вот соскользнуть даже при крошечном движении. Измученная девушка плакала, пока ехала в стеклянной карете всю дорогу. Толпа людей лицезрела будущую императрицу в неприглядном виде: в истерике, с красными от слез глазами и неспособную взять себя в руки. Выходя из кареты, ее тиара за что-то зацепилась и в моменте девушка чуть не упала, если бы слуга вовремя ее не подхватил. Неловкая сцена происходила перед глазами всего двора, который вышел поприветствовать ее в своей резиденции. Это только стало причиной для новой волны слез.

Реверс свадебной медали, гравером которой был Конрад Ланж, работавший на Монетном дворе в Вене. На ней изображена пара, получающая благословение.

Свадебная церемония

На следующий день Елизавете все же позволили поспать столько, сколько ей необходимо было для восстановления. По крайней мере мы надеемся на это. Не было бы ничего удивительного, если бы в ночь перед своей свадьбой девушка не могла сомкнуть глаз. Церемония по расписанию начиналась в 18:30 в августинской церкви, где было зажжено 15000 свечей. Бракосочетание проводил архиепископ Раушер, который изображен на медали работы Конрада Ланжа между брачующимися. Ему помогали 70 епископов и прелатов. Архиепископ, прозванный «Plauscher», что означает разговорчивый,  провел целую лекцию по церемонии, что стало настоящим испытанием для каждого.

Медальон, посвященный брачующейся паре с датой свадьбы

Свадьба всего лишь была началом целой серии празднеств. Теперь молодожены должны были выдержать поздравления всей верхушки Габсбургской монархии. Все, без различий посетили празднество в залах Хофбурга, наполненных толпами людей. В какой-то момент Елизавета больше не смогла это выносить. Она выбежала из зала, плакала в соседней комнате, в то время как озадаченные члены королевского дома не знали, что предпринять для ее успокоения. В конце концов им удалось вернуть Елизавету, но возникла другая проблема: она была слишком застенчивой, так как прежде ей не доводилось находится в окружении стольких людей, собравшихся в одном месте. Она не могла выговорить ни слова. Принимая во внимание ее высокое положение, никто не мог заговорить с ней, она должна была сделать первый шаг согласно правилам высокого общества. Поэтому подле Елизаветы возникла неловкая тишина, которая продолжалась пока принцесса Эстерхази, назначенная сопровождающей наследницы, не набралась смелости нарушить правила церемониала. Она попросила нескольких дам обратится к императрице первыми.

Конечно, этот прием не был концом свадебного торжества. В праздничном освещении молодая пара проезжала по Вене на карете, чтобы каждый мог полюбоваться молодоженами. Поездка длилась несколько утомительных часов. Только после этого начался пир с бесконечной цепочкой речей и выкриками «vivat». Ни у одного из новоиспеченных супругов не осталось сил на брачную ночь. Брак не был консумирован в первую ночь, что доподлинно известно по описанной реакции обеих матерей, прервавших завтрак молодых людей, чтобы удостовериться, что Елизавета стала женщиной (источники утверждают, что это случилось только на третью ночь).

Сувенир для гостей

Наше описание свадебного празднества прерывается на этом, но не для Елизаветы. Ей пришлось выдержать пьесу, придворный бал, народный фестиваль и городской бал. На четвертый день ее муж сделал настоящий подарок: отменил все изнурительные приемы и отправился вместе с ней на прогулку по Пратеру в незаметной карете, которую он вел самостоятельно.

Должно быть состояние супруги его беспокоило, ведь все выглядело так, будто без небольшого перерыва она не смогла бы пройти через торжество без нервного срыва.  Это навредило бы их имперской репутации. Несчастная невеста перед свадьбой, окруженная толпой зевак — настоящая катастрофа для императора. Общество не должно видеть ее слез. На картинах и заметках она должна блистать, как на официально выпущенной медали Венского монетного двора.

Двор часто заказывал памятные медали для главных праздников, чтобы подарить их гостям. Получить сувенир могли люди с высоким рангом и статусом, что тщательно проверялось. Отец невесты, Макс Иосиф из Баварии, имел первоклассный памятный набор. В него входили две тяжелые золотые медали весом соответствующие 35 дукатам каждая, а именно 122.2 и 122.3 г. Они преподносились в маленькой красной коробочке, отделанной марокканской кожей и щедро украшенной латунными аппликациями.

С точки зрения уникальности и эксклюзивности набор может быть сравним с медалями, которые были отчеканены теми же штемпелями. Такие экземпляры чаще встречаются на аукционах. Они доступны в золоте, серебре и бронзе. Венский монетный двор выпускал только бронзовые медали для продажи. Серебряные и золотые медали преподносились в качестве подарка, однако в случае неправильно расчета тиража, излишек мог быть вручен заинтересованным гражданам, которые готовы были заплатить высокую цену. Конечно, речь не идет о наборе в красивом и продуманном футляре, такой подарок предназначался только для высокопоставленных особ.
 

Набор серебряных медалей, принадлежавших Карлу Теодору из Баварии — брату императрице Елизаветы.

Любимый брат Сиси «Гакерл» Карл Теодор из Баварии

Карл Теодор был на полтора года младше Елизаветы, она дала ему ласковое прозвище Гакерл, что означает «петушок». Вместе с остальными братьями и сестрами, он сопровождал ее на неделю свадебного торжества, но сразу после ему пришлось в срочном порядке присоединиться к королевскому баварскому третьему полку. Четырнадцатилетний парень служил младшим лейтенантом с 12 октября 1853 г. Сиси была так расстроена отъездом брата, что попросила своего мужа вернуть Гакерла в Вену на несколько дней. Франц Иосиф согласился, чем обрадовал свою молодую жену. Тесная связь брата и сестры длилась всю их жизнь и даже передалась их детям.

После смерти отца 15 ноября 1888 г., Карл Теодор стал главой дома Виттельсбахов в Баварии. Он получил в наследство большое имущество, в том числе набор золотых медалей, который некогда отец получил от императора Франца Иосифа, выпущенные в честь свадьбы его дочери.

 

Источник: Sisi and Franz: Commemorating the Dream Wedding that Was Actually a Nightmare, 2024. 

Перевод Романенко Дарьи, ЦИКЦ.

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать