Публикации «Античная» платина Москвы

«Античная» платина Москвы

 

Эти монеты уже давно попали в список редкостей. Ведь каждый тип платинового стопятидесятирублевика отчеканен тиражом, который не превышает 35 ты­сяч экземпляров. А для двух монет он не достиг и двад­цати одной тысячи. Впервые в одной серии собраны сюжеты, связанные с олимпиадами древности.

Чтобы лучше понять смысл и значение каждого ри­сунка «античной» платины Москвы, сделаем неболь­шой экскурс в древнюю историю, в ту ее часть, кото­рой не занимаются школьные программы.

Олимпийские игры в Древней Греции устраива­лись в течение двенадцати веков. На период их прове­дения в стране, которую постоянно сотрясали междо­усобные войны, боевые действия прекращались и объ­являлся мир.

Экехейрия — всеобщий мир в Элладе на время спортивных соревнований родился по инициативе ца­ря Ифита в конце IX века до нашей эры. Ифит предло­жил мир спартанскому законодателю Ликургу. Усло­вия были записаны на диске, который хранился в хра­ме Геры в Олимпии.

Такова история писаная. Но есть немало сведений о том, что традиция существовала и раньше, чем по­явился договор Ифита и Ликурга.

Итак, сложив оружие, вчерашние враги готовились к честным спортивным схваткам. У нас нет точно дати­рованных сведений о том, как же проходили и когда возникли Олимпиады, но первую из них условно отно­сят к 776 году до нашей эры. Считается, что организо­вал ее Геракл то ли для того, чтобы отметить успех по очистке конюшен Авгия, то ли в знак возвращения ар­гонавтов из Колхиды.

«Для этих торжеств, — писал Диодор, — Геракл выбрал место у реки Алфей в Элиде, посвятил его самому высшему из богов (Зевсу Олимпийскому) и назвал его Олимпия. Он провозгласил, что здесь будут прохо­дить игры. И хотя Геракл уже достаточно прославил­ся во время похода аргонавтов, пышные олимпийские торжества возвеличили его еще больше. Так он стал самым почитаемым мужем Эллады…»

По традиции первый день Олимпиады посвящался жертвоприношениям в честь бога Зевса. Перед жерт­венным алтарем спортсмены приносили присягу, обе­щали вести соревнования честно и открыто. После за­жжения священного огня в храме Зевса в Олимпии на­чинались празднества. Их программу составляли не только соревнования в спорте; но и выступления по­этов, диспуты философов, речи профессиональных ораторов.

Экехейрия воскрешала торговлю. Рынок был од­ним из центров олимпийской жизни. А на самих рын­ках центральными фигурами оказывались менялы. Ведь в разных городах — полисах — обращались свои собственные деньги. Определить курс каждой из них, оценить подлинность, отличить подделку могли только специалисты. И вокруг них всегда толпился народ.

Вот как описал рыночную жизнь Олимпиады боль­шой знаток античной древности польский писатель Ян Парандовский в книге «Олимпийский диск»:

«В разных частях рынка сидели менялы. Их непрестанно двигавшиеся руки, казалось, были заняты тем, что пряли неумолчный звон, который, словно звучащая пелена, окутывал весь лагерь. Перед менялами высились горки монет, уложенные по размерам и достоинству. Тут же целая россыпь тонких бляшек в половину и четверть обола, беспорядочная куча мелочи, покры­той зеленым налетом, почерневшей от кислот и вла­ги. Ежеминутно кто-нибудь обменивал деньги своей страны на те, которых жаждал иноземный купец, или более крупную монету обращал в мелкую. Приносили старинные монеты с гербом и гладким оборотом, но­вые с крохотным изображением божества на одной и священного символа на другой стороне.

По черепахеатрибуту Афродиты Небесной — отличали монеты Эгины, кротонцы чеканили Аполло­нов треножник, ливийцыльва Великой матери бо­гов. Пегас окрылял коринфские статеры, критскую диадрахму опоясывало безобразное тело Минотавра. Ев­ропа ехала на быке, Геракл отдыхал в садах Гесперид. На иных не было ни богов, ни священных символов, но благосостояние страны концентрировалось на сочном стебле киренского лазернеция, на монетах Метапонтия дозревал тучный колос пшеницы с висящим на его усах кузнечиком. Только менялы точно знали стои­мость и состав сплава у монет всех городов Греции колоний, варварских государств и умели примирять вечно враждующие между собой разные по весу и объе­му кружочки серебра. Только у менял могли рассчиты­вать спартанцы на благосклонное отношение к их же­лезным деньгам. Они с горечью получали по несколько: серебряных монеток в обмен на горсть неблагородного металла. Зато деньги Коса и Аспенда с изображением дискоболов шли выше своей стоимости: многие приоб­ретали их как амулеты для атлетов. Из-за монет, не имевших точного веса, вспыхивали ссоры, их бросали на чашу весов, определяли металл на пробном камне хотя глаз менялы издали отличал белое золото или электр от настоящего серебра и угадывал, где по ок­ружности прошлись резаком, сняв стружку не толще волоса. В подобных спорах редко прибегали к услугам агорономов. Решение принимали сами менялы. Особым свойственным им жестом они сдвигали монету на край стола, мгновенно отбрасывая ее за пределы мира. Ясно было, что подобная судьба ждет ее у всех других менял».

Олимпиада, едва начавшись, становилась средото­чием общественной жизни разъединенной на отдель­ные города-государства Эллады. В центре внимания оказывались прославленные победители прошлых и настоящих Игр — олимпионики. Звания высшей зна­ти, положение тирана, архонта, стратега сопровожда­лись почестями лишь в тех городах-полисах, где им они были присвоены. Олимпионики имели одинаково высокий почет во всей Греции. Как указывал Цице­рон, почесть, воздававшаяся победителям Игр, равня­лась триумфу — торжественной встрече полководца- победителя.

Для древних спортсменов Игры были связаны с не­прерывным пиршеством. Ежедневный рацион участ­ников соревнований включал более трех килограммов баранины, сушеные финики и вино.

Женщинам на состязания вход был категорически воспрещен. Этот запрет считался одной из основных олимпийских заповедей.

Спортивная часть соревнований заметно отлича­лась от того, что мы можем увидеть на стадионах в на­ше время. Прежде всего это были соревнования ис­ключительно мужские, «атлетические». Само слово атлет» переводится с греческого как «борец». В про­грамму Игр входили только пять видов спорта — бег, езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, скачки на неоседланных конях.

Бег, или дромос (вспомним слово «ипподром» — бег лошадей, «велодром» — место гонки на велосипе­дах и т.п.), является одним из древнейших видов спорта. Он был «гвоздем» первой Олимпиады, которая состоя­лась в 776 году до нашей эры. Легенды рассказывают, что сам Геракл отмерил длину беговой дорожки — 660 ступней. С тех пор это расстояние в 192 метра 27 сан­тиметров именуется «стадией», а место, где беговая до­рожка проложена, получила название стадиона. По преданию, сам Геракл мог пробежать стадию, не пере­водя дыхания.

Греки высоко ценили красоту бега. В память об аб­солютном победителе в этом виде соревнований его именем называлась прошедшая Олимпиада. Так, пер­вые Игры древности навсегда остались связанными с именем неизвестного нам Коребы, победившего в беге на одну стадию.

С 14-х античных Игр в программу стали включать «диаулос» — «двойной стадион» — бег на 384 метра. С 15-х Игр бегуны соревновались на дистанции 4800 метров. И вполне понятно, почему на московской пла­тиновой монете изображен напряженный момент со­ревнований в дромосе. Мы видим спортсменов, кото­рые уже близки к цели, они вот-вот протянут руки вперед и кто-то схватит первым заветный приз. Ведь ленточку на финише изобрели намного позднее…

 

150 рублей 1980 года «Олимпиада — 80. Античные бегуны».

 

Большой интерес у древних болельщиков и люби­телей спорта вызывали соревнования в пентатлоне — пятиборье. Этот вид стал олимпийским в 706 году до нашей эры на 18-х Играх.

В программу пентатлона входили бег (дромос), прыжки в длину, метание диска и копья, наконец, борьба. Чтобы стать победителем, спортсмен должен был быть всесторонне развитым.

«Самые красивые люди, — говорил Аристотель, — это пятиборцы».

На московских платиновых монетах два сюжета связаны с пентатлоном. На одной из них мы видим из­вестную скульптуру «Дискобол» античного классика Мирона (V век до нашей эры). Древнему мастеру уда­лось передать динамику броска. Мускулы спортсмена напряжены, он сделал замах, и диск вот-вот сорвется с его руки…

 

150 рублей 1978 года «Олимпиада — 80. Дискобол».

 

В наше время знатоки спорта, изучая фигуру «Дис­кобола» и особенно манеру его броска, пришли к вы­воду, что послать снаряд так далеко, как это делают ме­татели сегодня, древний атлет не смог бы. И нет в том ничего удивительного. За века изменилось многое. Ан­тичные пятиборцы выполняли бросок с места на при­поднятой над землей подножке лишь поворотом кор­пуса. Диск весил столько же, сколько и современный, и представлял собой круг диаметром около 30 санти­метров с неровными острыми краями.

В наше время дискоболы пускают свой снаряд на расстояние до 70 метров. И тем не менее разве в дости­жениях современных мастеров нет доли искусства не­известного нам эллина, выходившего на Олимпиаду помериться ловкостью и мастерством с соперниками? Разве нет в современных спортивных скульптурах до­ли искусства Мирона, чьи творения продолжают вос­хищать нас гармонией и красотой?

Венцом пентатлона считалась борьба. Участники соревнований, выходя в круг, являлись атлетами в пол­ном смысле этого слова. Взять верх в борьбе, стать олимпиоником в пентатлоне было не так-то просто. Ведь победителю первой пары приходилось встречать­ся со следующим, еще свежим борцом.

 

Кстати, в течение веков борьба и кулачный бой бы­ли далеки от спортивной корректности и представляли собой чрезвычайно жестокое зрелище. В этих видах соревнований разрешалось наносить удары ногами, головой. Поединки оказывались для участников делом изнуряющим и длительным, так как тела атлетов густо смазывались специальными мазями, что серьезно за­трудняло захваты, изматывало сражавшихся.

В историю Олимпиад древности вошло имя леген­дарного борца Милона из Кротона. Был он учеником самого Пифагора. «Самого», потому что древнего ма­тематика сограждане знали не столько как создателя знаменитой теоремы о «Пифагоровых штанах», сколь­ко как победителя в пантакреоне — виде спорта, который сочетал в себе элементы борьбы и кулачного боя. Так вот, Милон из Кротона прослыл в Элладе непобе­димым, 24 года подряд он брал верх над всеми сопер­никами.

«Борцы» — таков сюжет еще одной платиновой мо­неты Московских Игр.

 

 

150 рублей 1979 года «Олимпиада — 80. Античные борцы».

 

Начиная с 25-х античных Игр в программу сорев­нований входили заезды на колесницах, запряженных четверками лошадей, — на квадригах. Возницы стояли во весь рост на подножках и применяли бичи, чтобы погонять лошадей. Дистанция заездов — 10 километ­ров.

 

150 рублей 1979 года «Олимпиада — 80. Античные колесницы».

 

Самые крупные соревнования колесниц в более поздние времена устраивались в грандиозном древне­римском спортивном сооружении «Чирко массимо». Скачки в то время приобрели такую популярность, что общество раскололось на две группы римлян-болельщиков: «голубых» и «зеленых». Страсти бушевали не­вероятные. На ипподроме периодически возникали потасовки. Не обходилось без тяжелых потерь. Не бы­ло тогда у римлян ОМОНА…

Заезд олимпийских квадриг запечатлен на следую­щей платиновой монете. Обратите внимание, худож­ник В. Ермаков, автор рисунка монеты, не старался оживить рисунок, сделать коней быстрыми, скачущи­ми. Он изобразил их с той монументальностью, с ка­кой выглядят квадриги на фронтонах исторических зданий. Именно эта статичность, некоторая окамене­лость фигур людей и лошадей лучше всего передает давность сюжета. Блестящая монета как бы несет на себе патину античности.

Заканчивались Олимпиады древности торжествен­ной церемонией награждения победителей. Имена олимпиоников объявляли при восходе солнца в по­следний день Игр.

Наград удостаивались только первые. Знаки поощ­рения за вторые и третьи места — это уже современ­ное нам творчество организаторов Игр. Вот почему по­беда для древних в Олимпии была столь желанна.

Олимпионик получал признание народа. Он въез­жал в родной город на колеснице, запряженной чет­веркой белых коней. В его честь чеканились памятные монеты. Сам олимпионик получал по закону Солона 500 драхм. Дважды олимпионикам ставили памятники. «Награда победителю, — говорил древнегреческий поэт Пиндар, — это высшее, что венчает смертного».

Завершает античную платиновую серию изобра­жение лаврового венка на фоне эмблемы Игр XXII Олимпиады — символ связи прошлого и настоящего.

 

150 рублей 1977 года «Олимпиада — 80. Эмблема».

 

 

А.А. Щелоков. Монеты. Исторические факты, легенды, открытия. Москва, 2009 г. С. 236-243.

 

 

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать