Публикации Воздай Кесарю — кесарево, а Богу — Богово

Воздай Кесарю — кесарево, а Богу — Богово

Ни один человек, приехавший хоть на день в Дрез­ден, не минует знаменитую картинную галерею, разместившуюся в самом центре этого прекрасного города на Эльбе, в великолепном памятнике архитек­туры — дворце Цвингер. Стоишь в центре дворцовой площади, слушаешь перезвон курантов и ловишь себя на мысли, что ты в театре, на сказочном представлении. И лишь суетные туристы снова и снова возвращают тебя к действительности.

Сам дворец и богатства, собранные в нем, пора­жают воображение именно духовной силой создателей этих ценностей. И невероятными кажутся строчки в путеводителе, где черным по белому сказано, что 13 февраля 1945 г., когда поражение гитлеровской Германии было уже очевидным, Дрезден подвергся жестокой бомбардировке англо-американскими ВВС. И хотя основной фонд галереи, спрятанный в тайниках на берегах Эльбы, перенес войну, потери оказались все-таки чувствительными. В 1986 г. в Дрездене был издан каталог «Потери Дрезденской картинной галереи во время войны», включивший в себя безвозвратно погибшие картины старых и новых мастеров: 206 испорченных и 507 утерянных картин, из которых до 1979 г. удалось отыскать лишь 27. И это при том, что 164-й батальон 5 армии 1 Украинского фронта выполнял специальное задание по розыску произве­дений искусства знаменитой картинной галереи.

До сих пор жители Дрездена сохраняют неброскую надпись у входа во дворец, сделанную в 1945 г.: «Проверено — мин нет. Ханутин». Эти четыре слова стали мемориальной надписью, символизирующей мир и дружбу между нашими народами.

В зале 118 на главном втором этаже галереи в разделе итальянской живописи XVI в. посетители останавливаются возле полотен Тициана, в частности возле картины «Денарий кесаря». Это раннее произ­ведение великого мастера, выполненное около 1516 г. для герцога Альфонса I Феррарского. Эта картина — живописный рассказ о фарисее, который провоцировал Христа, чтобы затем донести на него. На вопрос фарисея, правильно ли, что императору платят подати, или нет, Христос попросил показать монету и, указывая на чеканный портрет императора, ответил: «Воздай кесарю — кесарево, а богу — богово».

Тициан. Денарий кесаря (около 1516 г.)

 

Великий итальянский живописец Караваджо на од­ном из своих полотен изобразил апостола Матвея — сборщика пошлины… В таможне на деревянном столе — груда монет. Эта картина стала совершенно новым реалистическим направлением в искусстве. До этого «бренный металл» никогда не отображался в живописи. Впоследствии многие художники в своих произведениях изображали монеты — и для того, чтобы раскрыть характер персонажа, и для того, чтобы под­черкнуть идею картины, а то и выразить ее смысл.

 

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598 г.

 

На полотне голландского живописца XVI в. Квен­тина Метсиса «Меняла с супругой», выставленном в Лувре, кроме двух портретов — «натюрморт» из раз­ложенных на столе монет и принадлежностей рос­товщика. Он и его жена склонились в обреченно-­печальной позе. Мы не видим монету, которую показы­вает ростовщик жене, но нетрудно догадаться, что она фальшивая…

Квен­тин Метсис. Меняла с супругой

 

«Меняла с женой в лавке» — так называется кар­тина другого голландца тоже XVI в. — Мариуса ван Роймерсваля: одни и те же лица, в тех же позах, только одежды разные и аксессуары на столе и на полках… Лишь искусствоведам и специалистам по гол­ландской живописи под силу разобраться в этих картинах-близнецах. Мы же с вами можем лишь предполо­жить, что оба художника работали с одной натурой. Эти картины воспроизводятся во многих нумизматических книгах.

Мариуса ван Роймерсваля. Меняла с женой в лавке

 

Каждый, кто увлекся нумизматикой, с большим ин­тересом коллекционирует и репродукции таких «нумизматических» картин. Пройдемся, читатель, по такой галерее…

Вот полотна французского мастера Георга де ля Тура — самого известного художника XVII в. В его картинах монеты стали той самой «лакмусовой бумаж­кой», которая проявляет человеческий характер, выяв­ляет слабости и пороки. В Нью-Йорке находится его знаменитая картина «Гадалка». Старая гадалка воз­вращает молодому богатому барчуку монету, ко­торой он «позолотил ручку». А в это время ее компаньон­ки срезают у заговоренного богача золотые брелоки и вынимают из кармана кошелек с деньгами.

Георг де ля Тур. Гадалка

 

На другой картине Георга де ля Тура «Карточ­ный шулер» — стопка монет на столе, она как бы усили­вает азарт игроков и в то же время азарт зрителей, подчеркивает драматичность игры.

Георг де ля Тур. Карточный шулер

 

Весьма интересна картина русского художника Н. А. Ярошенко «Цыганка» (1886 г.), хранящаяся в одной из лучших картинных галерей страны — в Сер­пуховском историко-художественном музее. Живописец создал запоминающийся образ молодой цыганки, стоя­щей на залитом солнце дворе и протягивающей руку в распахнутое окно. На ее лице играет улыбка, она как бы говорит: «Давай, молодец, погадаю!» Сарафан обтя­нул ее стройную фигуру, кокетливо приспущена кофточ­ка с одного плеча, другая рука на талии, красный тюрбан и вся ее озорная поза — все это было бы не столь вызывающе, если бы не два серебряных рубля, подвешенных к бусам на шее красавицы. Как много говорят эти рубли! Нет, она не бедна, эта цыган­ка, она скорее артистка и ни в коем случае не нищенка!

Н. Ярошенко. Цыганка (1886 г.)

 

Но не всегда изображенные на полотнах монеты раскрывают идею автора, бывает, что монеты стано­вятся загадкой и для зрителей, и для искусство­ведов, и для историков на долгие годы.

В альбоме, посвященном творчеству немецкого художника XV в. Ганса Мемлинга, выпущенном в Бер­лине в 1977 г., есть портрет неизвестного итальян­ца (Антверпен. Королевский музей изящных искусств). Этот знаменитый портрет может служить примером тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться спе­циалистам по истории искусств. На протяжении дол­гого времени считалось, что на портрете изображен Николло Спинелли — итальянский чеканщик медалей, родившийся в 1430 г. в Ареззо и работавший в Голландии гравером при дворе короля Карла Отважного. Однако специалисты обратили внимание на то, что по стилю этот портрет все же следует отнести к более позд­ним работам Мемлинга, и тем самым поставили под сомнение имя изображенного. В 1927 г. было сделано предположение, что это портрет другого итальянского чеканщика — Джованни Кандида, служившего в 1742 г. при дворе Карла Отважного, а в последующие годы у Марии Бургундской. Но сомнение осталось. Оно было вызвано тем обстоятельством, что великий итальянский чеканщик изображен с монетой Нерона, а не с медалью собственной чеканки.

Ганс Мемлинг. Портрет неизвестного итальянца.

 

В 1930 г. был найден портрет Джованни Кандида, который не имел ничего общего с портретом кисти Мемлинга. Поэтому возникла версия, что на портрете изображен собиратель монет времен Римской империи. Но недавно определили, что на полотне — сестерций с Нероном, который может являться намеком на имя портретируемого Нерон или Нерони — имя довольно распространенное в те времена… Итак, загадка оста­лась.

Не будем спешить покинуть Цвингер, погуляем еще по этажам знаменитой галереи… Глаза какого нумизма­та не загорятся восторгом при виде золотой чаши «Придунайского литературного общества»: она укра­шена золотыми римскими монетами. История ее появ­ления в Дрездене весьма любопытна. Эта странная история относится к XVIII в. Золотая чаша с вправлен­ными в нее античными монетами была подарена в 1580 г. канцлером Венгерского королевства Августом Кезенбротом из Оломоуца Придунайскому литературному об­ществу, о чем сообщает надпись, выгравированная на чаше. После смерти канцлера чаша якобы попала в оломоуцкую церковь, где он был захоронен. В XVII в. она оказалась в руках мародерствующих турецких солдат, а в 1696 г. при штурме Азова ее обна­ружили солдаты Петра I. Вскоре после этого сак­сонский канцлер граф Бейхлингер приобрел ее для Августа Сильного и привез в Дрезден. Как говорят немецкие ученые, доказательств правдивости этой исто­рии нет, но ее начало и конец не подлежат сомнению.

Золотая чаша «Придунайского литературного общества»

 

Выйдя из Цвингера, пройдем на мост Августа через Эльбу и припомним легенду, которую всем туристам рассказывают экскурсоводы — о Ландсбергском пфен­ниге, чеканенном в XV в. В старых хрониках говорится о том, что его еще называли «мостовым пфеннигом», так как по преданию им оплачивали труд строителей этого моста. Возможно также, что этой монетой платили и мостовой сбор за переезд через Эльбу.

Недалеко от моста Августа, ближе к центру города, находится еще одна сокровищница — Дрезденское соб­рание «Грюнес гевельбе» — самое богатое собрание драгоценностей в Европе. «Зеленые своды» — бывшая сокровищница саксонских курфюрстов и королей. Свое необычное название она получила в XVI в., когда для нее было оборудовано одно из помещений Дрезденского дворца со сводчатым потолком, окрашенным в зеленый цвет. Здесь вы можете полюбоваться золотыми стоп­ками с изображением монет, они местные, сделаны в Дрездене в 1635 г. мастером А. Шведлером.

Золотые стопы с изображением монет. А. Шведлер. 

 

Г.М. Семар. Семь раз отмерь! Среди монет, мер и весов. М., 1992 г. С. 64-71

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать