Центр исследований культурных ценностей

Александр Чертков — выдающийся московский нумизмат (1789-1858)

Александр Чертков — выдающийся московский нумизмат, археолог, собиратель древностей и библиофил

(1789-1858)

К 170-летию выхода в свет труда А. Д. Черткова «Описание древних русских монет»

Начиная с Х в., в развитии культуры и государственной духовности  Россия была в числе передовых стран Европы. Увлечение коллекционированием и собирательством в стране получило новый ощутимый импульс в  начале  XVIII в., вызванный осуществлением в стране новых кардинальных государственных реформ императором Петром  I.

Одним из первых подвижников этого увлекательного занятия стал сам император Петр I, создавший в 1714 г. в Петербурге известную Кунсткамеру, где наряду с другими антикварными ценностями и предметами искусства была собрана и большая коллекция монет и медалей, получившая название «Государев кабинет», в котором уже  в 1742 г. насчитывалось 28862 предмета.

Это интересное увлечение было также довольно широко распространено и среди других состоятельных лиц, создававших у  себя частные собрания живописи и скульптуры, древних памятников письменности, библиотеки, коллекции монет и предметов быта. Не чуждались собирательства и представители других слоев общества.

Герой военной кампании 1812 г., отставной полковник Александр Дмитриевич Чертков известен как выдающийся московский меценат, коллекционер-нумизмат, археолог, библиофил, собиратель древностей первой половины XIX в.

А. Д. Чертков родился в Воронеже 18 июня 1789 г. в семье губернского предводителя. Происходил из старинного русского дворянского рода, воспитывался дома и получил прекрасное разностороннее образование.

В 1808 г. начав службу в Министерстве Внутренних дел, он уже через год переходит на военную службу и зачисляется в лейб-гвардии конный полк.

А. Д. Чертков принимал участие во многих сражениях Отечественной войны 1812 г., с лета 1813 г. под Дрезденом, Лейпцигом, Кульмом.  Был награжден орденом св. Анны 4-й степени и прусским железным крестом. Участвуя в заграничных походах русской армии, дошел до Парижа,  А. Д. Чертков оставил интересные дневниковые записи о своем пребывании во Франции, в которых объективно и нелицеприятно дал описание быта и нравов французов и уровня их культуры того времени.

В одном из дневников, он, в частности, упоминает о своих приобретениях в Париже книг, в том числе по нумизматике и коллекционированию. В дневнике N 2 от 13 марта 1814 г., в заметках о Париже, он пишет: » … можно дешево купить прекрасные книги у букинистов в их лавках на набережных. Так я купил «Физический Словарь Бриссона — 3 тома в четверть листа, один с таблицами, все за 10 франков, «Медали в царствование Людовика XV» в четверть листа за 1 франк и пр … «

Выйдя в 1822 г. в отставку, А. Д. Чертков совершает продолжительное путешествие по Австрии, Италии и Швейцарии, где знакомится с памятниками литературы и искусства, археологии и архитектуры. Пребывание в Европе развивает в нем живой интерес к литературе, искусству, археологии и нумизматике и пробуждает живое увлечение собирательством. Его острая наблюдательность, большой круг интересов к социальным и культурным явлениям в жизни народов стран Европы делают его noxoдныe записки весьма ценным и полезным для читателя источником по истории Западной Европы первой половины XIX в.

С 1828 г. А. Д. Чертков поселился в Москве и деятельно включился в общественную работу города. В 1834-1844 гг, он избирается московским уездным предводителем, а в 1844-1856 гг. губернским предводителем дворянства. В эти годы АД. Чертков много времени уделяет работе в различных научных обществах Москвы, успешно занимаясь археологией и собирательством. С 1848 по 1857 г. возглавляет Общество истории и древностей Российских. В 1842 г. А . Д. Чертков избирается действительным членом Российской Академии  наук, а в 1843 г. участвует в создании Московского училища живописи, ваяния и зодчества».

Значительную часть своей жизни А. Д. Чертков посвятил коллекционированию. Он собирал монеты, медали, рукописи, акты, грамоты, карты, портреты, старопечатные книги и т.д. Однако более всего  он  известен своим нумизматическим собранием и богатой библиотекой рукописей и старинных изданий.

Начиная  с середины 1820-х гг. А.Д. Чертков увлекается русской нумизматикой. Уже к 1842 г. он имел около 600 древних русских  монет, среди которых были монеты новгородские и псковские, удельные’ монеты чеканки князей тверских, рязанских, московских, а также более мелких княжеств. В древнерусских монетах он видел ценнейшие исторические памятники, в которых нашло свое отражение славное прошлое Руси. Поскольку в тот период времени многие собиратели главное  внимание уделяли монетам европейского происхождения, А. Д. Чертков усматривал в коллекционировании древних  русских монет неосвоенное широкое поле деятельности для любителей коллекционеров отечественной нумизматики, способной открыть многие неизвестные страницы отечественного монетного дела и истории.

Исходя из этого, он подготовил и издал в 1834 г. свой труд «Описание древних русских монет».  Следом за ним в 1837, 1838 и 1842 гг. издал еще три дополнения к первому изданию, что значительно  расширило и дополнило материал этого нужного и полезного для коллекционеров пособия.

В своей работе А. Д. Чертков успешно использовал информацию по  проблемам русской нумизматики, изучая исследования предшественников. Так он, в частности, приводит данные о древних русских  монетах, которые он почерпнул в книге известного историка М. М. Щербатова, опубликованной последним в Известиях Академии Наук в 1780 г. В этом исследовании  М. М. Щербатов подразделяет все древнерусские монеты на следующие категории: монеты с непонятными  надписями, неизвестные монеты с татарскими надписями, неизвестные монеты с русскими и татарскими надписями, неопределенные монеты с русскими надписями и монеты, происхождение  которых четко определено.

В другом источнике, опубликованном в 1819 г., имени  автора которого А. Д. Чертков не указывает, он нашел также определение древнерусских  монет, которые он в свою очередь подразделил на четыре категории: а/монеты с изображением зверей, но без надписей;  б/монеты с татарскими надписями; в/монеты с русскими и татарскими надписями одновременно и г/монеты только с русскими надписями.

Вот такая классификация древних русских монет, по словам А. Д. Черткова, существовала до момента выхода в свет его собственной работы.

Говоря о своем труде, автор отмечает, что его главной задачей, которую он поставил перед собой своим исследованием, было раскрытие проблем российской нумизматики, а с ее помощью способствовать общему развитию отечественной истории.

«Описание древних русских монет» А. Д. Черткова положило начало систематическому и научному исследованию русских  монет, а его автор практически явился основоположником русской нумизматической науки.

Книга Черткова сыграла заметную роль в пробуждении интереса к коллекционированию русских  монет в стране и стала практическим руководством  для нумизматов.

Несколько позднее данный труд А. Д. Черткова был удостоен Демидовской премии Академии наук, что было явлением значительным для России того времени.

Основные выводы, сделанные автором в его исследовании, сохраняют значимость и сегодня. Метод систематизации нумизматического материала, предложенный А. Д. Чертковым, не утратил свою актуальность и был многократно использован в трудах всех последующих исследователей в области нумизматики.

Особую же ценность для коллекционеров-нумизматов представляют подробные заметки и примечания, помещённые в пояснениях к разделам его труда, в которых с необыкновенной проникновенностью и точностью освещаются различные проблемы денежного обращения в русских землях того времени, символика оформления монет, а также рассмотренные автором отдельные аспекты политических и экономических взаимоотношений в отдельных княжествах.

Особая группа замечаний автора относится к освещению проблемы появления татарских и русско-татарских надписей на русских монетах, чеканенных в разных княжествах и в разное время. Так он, в частности, на основании исследованного материала делает вывод о том, что татарские надписи можно встретить только на серебряных древних русских монетах, поскольку серебро зачастую уходило в Орду в качестве данных платежей. На медных  же монетах, чеканенных в Русских княжествах, таких надписей нет, ибо они исключительно использовались русским населением на территории того или  иного княжества.  Свою аргументацию автор подтверждает и выводами известного специалиста по восточной нумизматике Г. Френа.

По мнению Г. Френа, на монетах, чеканенных от имени великого князя Василия Дмитриевича, да и его отца Дмитрия Донского, наряду с русскими надписями можно было прочитать и надписи на арабском, содержание которых гласило: «Султан Тохтамыш-Хан, да продлится его жизнь».

Говоря  о надписях на татарском языке, А.Д. Чертков особо подчеркивает, что многие татарские ханы, в том числе и Тамерлан, часто просто заставляли всех данников в знак покорности ставить на своих  монетах татарские надписи, да еще и сопровождать их соответствующими тамгами.

При этом в своих примечаниях А. Д. Чертков вступает в полемику даже  с Н. М. Карамзиным, утверждавшим, что встречаемые серебряные русские монеты только с одними татарскими надписями чеканились  не русскими князьями, а самими татарами, считая его доводы неубедительными.

Говоря  о том, что на монетах, чеканенных при Иване III до 1480 г., встречаются надписи на арабском языке, А. Д. Чертков отмечает, что данное явление в тот момент носило уже, видимо, чисто  символический характер, поскольку в те годы русские перестали платить дань татарам, а в подтверждение этого довода он приводит  слова хана Ахмата, пенявшего московскому послу, что вот уже  10 лет как татары не получают с русских дани.

Описывая же монеты Ивана IV, на которых встречается надпись на татарском «Ибан», хотя с этой же надписью чеканились монеты и при Иване III, автор работы приходит  к логическому выводу о том, что подобные моменты делались официально Москвой для их использования во вновь завоеванных Иваном  IV татарских землях – Казани и Астрахани, население которых в основном было татарским.

А. Д. Чертков, исследуя монеты из своей коллекции, прослеживает  появление слова «Господарь» (Государь) в титуле князей Московских. Так, по его мнению, слово «Господарь» (Государь) начал чеканить на своих монетах уже великий князь Московский Василий  Васильевич Темный, но, видимо, не ранее 1451 г.  Автор также утверждает, что появление в княжеском титуле этого слова в тот период несло больший смысл, чем просто значение в титуле слова «Князь», а имело понятие великий князь — Государь.

При этом автор отмечает, что таким полным титулом князь Василий  Иванович — сын Ивана III уже часто официально именовал себя    в различных грамотах, а Иван Васильевич — Иван IV с 1547 г. присвоил этот титул окончательно и навсегда. Полный титул носил еще более пышный характер: Царь и Великий князь, Государь всея Руси и пр. После него все московские князья использовали этот титул как выражение своей державной власти.

Рассматривая также монеты, чеканенные при Иване III, А. Д. Чертков утверждает, что тип монеты, на которой изображен всадник с саблей, был разработан при этом князе и прочно и долго бытовал на Руси и после него – почти 150 лет.

В подтверждение своих доводов о принадлежности тех или иных монет, чеканенных в русских землях, автор опирается на использование в их оформлении  характерных деталей русского костюма или вооружения воинов того времени. Так, в частности,  он указывает на  изображение на этих монетах секиры как типичного оружия наших предков.

 Далее, останавливаясь на иконографии монетного оформления, он отмечает, что в нем находили свое отражение не только символы княжеской власти, но и присутствовали элементы, характерные для жизни и быта русских людей. Среди них можно было встретить сцены охоты, изображение бытовых предметов, религиозную символику и различные мифологические сюжеты. Тем самым, по мнению А. Д. Черткова, русское монетное оформление той эпохи мало чем отличалось от подобного в странах Запада и Востока.

Говоря о символическом бытовании двуглавого орла на русских деньгах, автор, опираясь на летописные данные, утверждает, что первоначально его изображение появилось на печати Ивана III в 1497 г., а в последующем закрепилось в качестве символа Российского государства и стало официально использоваться на чеканенных деньгах.

Увязывая экономическое положение в Московском княжестве с состоянием денежной системы, А. Д. Чертков детально рассматривает проблему качества и весовых норм, чеканенных русских монет. Описывая монеты Ивана III он отмечает: «…Сей Государь, обратя внимание на упадок монеты Великого Княжества, впоследствии установил (прежний) – 12-и  грановый вес и наблюдал строго, чтобы понижения не было: № 96-103 сие подтверждают. Так точно (от 11 до 12 гран) делались потом московские деньги, при его преемниках, до Царя Михаила Федоровича: установленная им монетная система оставалась неизменно целые полтора века».

Рассматривая денежно-весовую систему Ивана III и его преемников, А. Д. Чертков, опираясь на летописные данные, прослеживает особенности общего денежно-финансового состояния Московского княжества  того времени, а также определяет характерные черты торгового и экономического положения в русском государстве тех лет.

Он приходит к выводу, что до 1534 г. в Москве из гривенки, которая была равна полуфунту серебра, делали 260 денег Новгородских (старых Новгородок), а московских (добрых Московок) два с половиной рубля и одну гривну. Однако одновременно с этим в Москве широко распространялось и изготовление фальшивых (воровских) денег, и выпуск бракованных монет. Дело доходило до того, что из фунта серебра делали даже 1000 и больше денег.

Учитывая это, в свое правление Елена Глинская приказала чеканить из полфунта серебра — 300 новгородок или  три рубля. Кроме того, было решено заменить и символику на монетах и вместо всадника  с мечом чеканить всадника с копьем. По мнению А. Д. Черткова, это послужило основанием такие деньги называть копейными и  именно отсюда происходит современное название деньги — копейка.

Описывая состояние денежного дела в Московском княжестве, А. Д. Чертков отмечает, что наряду с изготовлением настоящих  денег  было широко распространено и изготовление фальшивых. При этом он приводит цитату из летописи о порче монет и о людях, совершавших подобные деяния: « … они  же в толико безумие пришедше, яко половину у всякия денги, отрезаши и ту же гривенку доспети (считали. — Г.Щ) в петьсот денег и больши: тем злым обычаем клятвы и злых словес и прения злого всю землю наполняша … И Государь Князь Великий Иван Васильевич всеа Руси и мати  его  благочестивая Княгиня Елена помысля со своими Бояры, повелеша те резаныя деньги заповедати и не торговати, а сливаши их в серебро и делати новые деньги безо всякого примеса … »

Фальшивомонетчиков наказывали жестоко, о чем свидетельствуют многие источники, а денежных мастеров заставляли ставить на монетах свои клейма, чтобы можно было определить того, кто эти деньги чеканил.

Разбирая монеты, чеканенные в Тверском, Рязанском и других удельных княжествах, автор отмечает, что символика их оформления  во многом напоминала  монеты Московского княжества. По мнению  А. Д. Черткова, монетные системы указанных княжеств также мало отличались от Московской. Более того, многие удельные князья, изготовляя свои деньги, часто изображения на московских монетах просто копировали.

Описывая монеты Новгорода и Пскова,  А. Д. Чертков подразделяет их происхождение на два периода: время независимости и время чекана монет этих земель после их присоединения к Москве.

Помимо этого, в одном из разделов работы автор рассматривает так называемые «монеты неопределенные». К этой категории он относит те древние русские монеты, надписи на которых стерты или отсутствуют вообще, нет имени владетеля или князя, их чеканившего, хотя на них имеются изображения людей, птиц или зверей. Он указывает, что и среди этих монет имеются экземпляры как с русскими, так и татарскими надписями и тамгами. Однако расшифровки восточных надписей автор не проводит. Из общего количества монет, имевшихся в его распоряжении, почти половину А. Д. Чертков  относит к категории «монет неопределенных», данные о которых, по его мнению, требуют особенно тщательного иссле­дования.

Тем не менее даже по обработанному и определенному автором материалу можно сказать о проделанной им колоссальной работе. Своим трудом «Описание древних русских монет» А. Д. Чертков заложил фундамент всего дальнейшего развития русской нумизматики и в первую очередь такого сложного ее периода, как время раннефеодального развития русских земель.

Круг увлечений А.Д. Черткова тем не менее не ограничивался одной нумизматикой. За свою жизнь он много сделал и в области собирательства редких книг, манускриптов, предметов древности и пр.

В 1841 г. в журнале «Москвитянин» появилась публикация о выдающемся книжном собрании, составленном за многие годы А. Д. Чертковым. В ней рассказывалось о двадцатилетнем кропотливом труде библиофила, подобравшего и объединившего в своей коллекции огромное количество книг.

Начало формирования этой библиотеки было положено книга­ми, полученными А. Д. Чертковым в наследство от его деда по мате­ринской линии, С.И.Тевяшова. Сам же он расширил и значительно приумножил это собрание, в котором к 1841 г. насчитывалось уже 17300 экземпляров, изданных в XVI-XIX вв. на церковнославянс­ком, русском, французском, немецком, итальянском, голландском и испанском языках. Среди них многие были с автографами известных ученых и писателей. Эта была первая в стране библиотека, специально посвященная только России.

В библиотечном собрании А. Д. Черткова помимо книг было представлено свыше 200 рукописей, среди которых фигурировали летописи, исторические и литературные сборники, хронографы, в том числе и семь рукописей на пергаменте. При всем многообразии рукописей все они являлись литературными образцами чисто светского характера. На многих экземплярах этого собрания сохранились рабочие пометки и записи их авторов, переписчиков и прежних владельцев, по которым прослеживаются места бытования рукописей, состав их владельцев и читателей.

Украшением рукописного раздела библиотеки А.Д. Черткова были такие выдающиеся памятники древнерусской письменности, как: «Вологодско-Пермская летопись XV в.», «Владимирский летописец -XVI в.», «Летописец Устюжский XVIII в.», «Летописец города Курска XVIII в.» и др.

Будучи знатоком и тонким ценителем книги, А. Д. Чертков под­готовил и издал в 1838 г. каталог своего личного собрания, кото­рый назвал — «Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего Отечества во всех отношениях и подробностях».

Библиотеку и коллекции А. Д. Черткова унаследовал его сын Григорий Александрович. В 1863 году, выполняя волю своего отца, он открыл в Москве бесплатную частную библиотеку – первую библиотеку такого рода в России.

Позднее, в 1873 году, нумизматическая коллекция А.Д. Черткова и его библиотека, переданные в дар городу Москве его сыном Григо­рием, попадают в собрание Румянцевского музея, располагавшего тогда в Пашковом доме.  В момент передачи коллекции и биб­лиотеки городу, как указывал в своем письме в Московскую городскую думу Григорий Александрович, в ее составе насчитывалось  уже 30000 томов книг на разных языках и более трехсот редких рукописей.

В 1874 году коллекция и библиотека А.Д. Черткова решением Московской городской  думы передаются в собственность создаваемого Исторического музея, а в 1887 г., в связи с завершением строительства здания  Исторического музея на Красной площади, все собрания А. Д. Черткова переводятся туда из Пашкова дома на постоянное  хранение.

Богатейшее и разнообразное наследие, оставленное потомкам А. Д. Чертковым и сегодня служит делу развития отечественной науки и культуры,  а его труд «Описание древних русских монет», в котором была впервые предложена систематизация русских монет, стал основой глубокого научного изучения русской нумизматики и в первую очередь  одного из самых сложных ее разделов — чекана русских монет раннефеодальной эпохи Русского государства.

Г.А.Щетинин. «Нумизматический сборник № 11, Москва, 2004 г.

Режим работы в праздничные дни

Уважаемые коллеги! Примите наши самые искренние поздравления с Новым годом и Рождеством! Успехов, ярких событий и позити...

Читать >> 31 декабря 2022

Экспертиза ДПИ

ЦИКЦ провел экспертизу подстаканника и ложки чайной, серебряные 88° позолоченные с многоцветным эмалевым декором в сканн...

Читать >> 23 декабря 2022
Русский Русский English English