Публикации Иконографические и иконологические подробности изображения Павла I на пробном рубле 1796 года

Иконографические и иконологические подробности изображения Павла I на пробном рубле 1796 года

 

Прежде чем приступить к теме, обозна­ченной в заголовке настоящей работы, при­ведем описание лицевой стороны очень ред­кого рубля (рис. 2), изложенное великим князем Георгием Михайловичем в Корпусе русских монет [2].

 

 

Рис. 2. CLF. 1796.

 

“Погрудное изображение Императора Павла I вправо, в мундире л.-гв. Преображенского полка; Андреевская лента через плечо; на шее ленточка с орденом Св. Анны. На голове парик с косой, перевязан­ной лентой. В рукаве буквы: C.L.F. (Carl Leberecht fecit). Под изображением буквы СПБ. Круговая надпись: Б.М. ПАВЕЛЪЛЛМП. ИСАМОД. ВСЕРОС. Вокруг всего следы зубчатого ободка”.

Итак, великий князь обозначил вехи, которые явились предметом настоящего анализа. Для начала хотелось бы отметить нова­торский подход к изображению правителя на монете. Впервые российский император (да и не только российский) представлен не будучи закован в доспехи, без стальных наплечников, заклепок, арабесок, гербового орла на груди и прочих аксессуаров мифологического героя. Нет и победоносного лав­рового венка на голове, чем украшали себя многие европейские монархи XVIII века. Видимо показная барочная напыщенность была чужда Павлу Петровичу.

 


 

Рис.3.

 

Нет сомнения в том, что император лично осуществлял контроль над всеми делами и атрибутами государственной вла­сти, в том числе и над монетным переделом. 12 ноября 1796 года действительный тайный советник граф Самойлов передал в Санкт-Петербургский Монетный департа­мент документ “О высочайше одобренных рисунках для серебряной монеты, с портре­том Императора Павла I с одной стороны” [1].

Портрет на монете подобен изображе­нию Павла на коронационной медали и резал его Карл Леберехт, о чем свидетель­ствует его подпись в обрезе рукава.

“Леберехт Карл Александрович (Carl Alexander von Leberecht, 1755-1827) — медальер. Родился в Мейнингене (Саксония). В России с середины 1770-х. Сначала работал резчиком по дереву, с 1779 стал медальером Санкт- Петербургского монетного двора, в 1780-е был ведущим медальером, в 1783-1785 стажировался в Италии. По воз­вращении был назначен главным медальером Санкт- Петербургского монетного департамента. В 1794 удостоил­ся звания академика Академии художеств; в 1799 принял российское гражданство, в 1800 инициировал создание медальерного класса, где до конца жизни преподавал геральдику…” [5].

 

Рис. 4.

 

Изображение императора на рубле, равно как и на коронационной медали, требует детального обсуждения. Известно, что Павел, будучи великим князем, окружил себя по примеру Петра I “потешными” вой­сками, известными также как гатчинские. Учения, муштра, шагистика, дисциплина составляли основу жизни и быта воинских подразделений. Специалисты отмечают, что, несмотря на малочисленность, это были наиболее подготовленные и боеспособные воинские части во всей русской армии. Последние имели собственную форму, одна­ко Павел изображен согласно вышеприведенному описанию в мундире лейб-гвардии Преображенского полка. Официальный сайт Музеев Московского Кремля повествует: “В конце XVIII века военная форма обрела значение символа высшего политического превосходства. Впоследствии, после корона­ции императора Петра II все российские императоры короновались только в военной форме. Так император Павел I избрал для себя в качестве коронационного мундир Преображенского полка, первого из двух старейших полков российской император­ской гвардии”.

 

Рис. 5.

 

Возникают закономерные вопросы: поче­му Павел проигнорировал форму преданных ему войск и какова судьба последних? Ответы на эти вопросы кроются в политиче­ских конъюнктурах. Дело в том, что гатчин­ские войска по существу были расформиро­ваны, а офицеры распределены по разным полкам, включая Преображенский. Павел наивно полагал, что таким образом он смо­жет держать под контролем всю армию и внедрять в ее ряды правила и порядки гат­чинского войска. Практика показала, что это была фатальная ошибка императора. Гатчинские офицеры не прижились в пре­стижных полках, большинство из них были выдавлены или растворились в армейской офицерской среде. В итоге Павел потерял боевые преданные ему войска, которые могли бы прийти ему на помощь в критиче­ские моменты. Последствия не заставили себя ждать — командиры гвардейских полков, в том числе Петр Талызин, стоявший во главе Преображенского полка, приняли активное участие в заговоре и убийстве императора. Не защитил и не спас венценос­ного владельца генеральский мундир лейб-гвардии Преображенского полка от гибели.

Андреевская лента через правое плечо изображена К. Леберехтом не корректно. Согласно правилу Орденская лента (лента ордена св. Андрея Первозванного) выполне­на из шелка голубого (синего) цвета, шири­ной 100 мм. Правила геральдики обязывают изображать голубой (синий) цвет в виде про­дольной штриховки [7]. Леберехт оставил ленту без какой-либо штриховки, что пред­полагает серебряный  (белый) цвет.

Любопытно, что К. Мейснер, который также резал коронационную медаль, цвет обозна­чил согласно геральдическим правилам (рис. 3). Это обстоятельство может указы­вать на факт того, что Мейснер гравировал портрет императора самостоятельно, а не копировал работу Леберехта.

“Мейснер Карл Иванович (Carl Mtisner, 1774 — не ранее 1814) — медальер. С 1789 ученик медальерной школы. В 1810 старший медальер на Санкт-Петербургском монет­ном дворе с жалованием 1 тысяча рублей в год. Штемпель лицевой стороны коронационной медали Павла I (портрет императора) подписан CMF (Carl Maisner fecit — Карл Мейснер сделал), работы метил также: К. Мейснер Р., К.М.Р. (латинским шрифтом). Им изготовлен также штем­пель лицевой стороны фантастического новодела портрет­ного рубля Павла I. С 1800 преподавал в Академии худо­жеств, академик (1806). В 1814 пропал без вести” [6].

 

Рис. 6.

 

Орден св. Андрея Первозванного был учрежден Петром Первым и являлся высшей государственной наградой Российской импе­рии, вручался за выдающиеся заслуги перед отечеством. Павел I стал кавалером ордена по праву рождения.

Весьма необычная история у ордена св. Анны, изображенного на портрете, помещенного на лицевую сторону рублевика и коронационной медали (рис. 3 и 5).

Подробную информацию можно получить, обратившись к работе В. А. Дурова “Русские награды XVIII — начала XX в.” [3]. Остановимся лишь на основных моментах.

В 1724 году правитель небольшого немецкого герцогства Шлезвиг-Гольштейн, Карл Фридрих женился на дочери россий­ского императора Петра I, великой княжне Анне. В 1728 году Анна родила мальчика, названного Карлом Петером Ульрихом, кото­рый в 1762 году стал российским императо­ром Петром III. Вскоре после родов Анна умирает. В светлую память о своей жене Карл Фридрих учредил орден. Рожденный в браке Петра III и Екатерины II продолжа­тель династии Павел, правнук Петра I, по существу, имел немецкие корни. Таким образом, на рублевике и коро­национной медали Павел изображен с “голштинским” орденом, что недвусмысленно демонстрирует внутреннюю связь взошедшего на российский трон императора с его исторической родиной. В 1797 году Павел I включил орден в число российских орденов, который “стал называться как бы не в честь цесаревны Анны, а именем ее небесной покровительницы” [3].

Некоторые непосвященные коллекционе­ры ошибочно полагают, что на портрете изображен мальтийский крест. Сходящиеся к центру перекладины креста на миниатюрах на самом деле зрительно могут восприниматься как знак ордена госпи­тальеров. В действитель­ности орден св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский) можно увидеть на другой меда­ли* (рис. 6). История учреждения этого ордена весьма необычна. Вновь обратимся к работе В.А. Дурова. [4]

 

Рис. 7.

 

В 1798 году рыцари-госпитальеры обра­тились к Павлу I взять под свое покровительство орден св. Иоанна Иерусалимского. Просьба была связана с захватом острова Мальта Наполеоном в рамках его компании по оккупации Египта. Одновременно россий­скому императору было предложено при­нять сан великого магистра Мальтийского ордена, на что Павел ответил согласием. В том же году был учрежден орден св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский), который волей императора по своему значению превосходил даже высшую государственную награду — орден св. Андрея Первозванного. Мальтийским орденом награждали за выдающиеся гражданские и военные заслу­ги. В 1799 году кавалером ордена стал А.В. Суворов. Павел лично возложил награ­ду, прежде чем направить прославленного полководца в знаменитый Итальянский поход (рис. 8). Этим жестом император как бы загладил свою вину перед Суворовым, которого двумя годами ранее уволил в отставку без права ношения формы.

 

Рис. 8.

 

Описание портрета Павла на рубле при­влекает еще одним атрибутом: “На голове парик с косой, перевязанной лентой”. Этот элемент форменной одежды подробно изло­жен в работе Е.И. Юркевича, которая откры­вает многие неизвестные факты. Автор утверждает, что “пудру, пукли и косу” ввел в обмундирование русской армии совсем не Павел I. И до правления Павла Петровича офицеры носили парики, поскольку такова была мода в европейских армиях того време­ни. Наличие парика, который стоил дорого, свидетельствовало о дворянском происхож­дении его владельца. Парики изготавлива­лись из собственных волос с применением пакли. Букли также делались из пакли или войлока в виде двух цилиндров. Историк уточняет: “Для закрепления их на голове использовался проволочный обруч с загну­тыми вперед концами, на которые и надева­лись букли, крепившиеся, кроме того, к вис­кам шпильками”. Не менее занятно выглядел процесс изготовления косы: “Коса состоя­ла из железного прута, обернутого паклей и обмотанного снизу вверх черной кожаной или шелковой лентой. Эта конструкция кре­пилась к собственным волосам на затылке. Большой бант у основания косы, как было в предыдущие царствования, не повязывался, лишь конец ленты, длиною в ладонь, должен был свисать сверху. Длина косы как у ниж­них чинов, так и у офицеров должна была быть до пояса, с чуть отогнутым назад кончиком” [8].

 

Рис. 9.

 

На этом процедура подготовки уставной прически не заканчивалась. Парик должен быть напудренным. Вместо пудры, которая стоила дорого, использовалась мука. Перед тем как посыпать ею парик, последний намазывали свечным салом. Напудренный парик обрызгивали водой, а затем вновь обсыпали мукой. Процесс подготовки пари­ка занимал около двух часов. Одному было не справиться, выручала взаимопомощь. Чтобы не повредить созданную куафюру, многие перед смотром спали сидя.

Однако столь сложное приготовление парика осуществлялось лишь к парадам и несению караульной службы. Солдатам в обычные дни достаточно было собственные волосы стянуть в пучок.

 

*Исчерпывающая информация о награде изложена в работе М.С. Селиванова “История орденских знаков святого Иоанна Иерусалимского, изготовленных в России в конце XVIII — начале XIX вв.”. Нумизматика №2 (36) 2014. С. 124-143.

  

Список использованной литературы:

  1. Георгий Михайлович, великий князь. Монеты царствований императора Павла I и императора Александра I. СПб.,1894. Док. 1. С.3.
  2. Там же. С. 27.
  3. Дуров В. А. Русские награды XVIII — начала XX в.- М., 1997. С. 42 — 43.
  4. Там же. С. 47 — 50.
  5. Рзаев В.П. Энциклопедия российской нумизматики. Москва. ООО “Хобби Пресс”, 2018. С. 138.
  6. Там же. С. 149.
  7. Фенглер Х., Г. Гироу, В. Унгер. Словарь нумизмата. 2-е изд., переработан­ное и дополненное. — М., 1993. С. 58.
  8. Юркевич Е. И. Военный Петербург эпохи Павла I. — М.: Центрполиграф, 2007.

 

 

Ю.П. Петрунин.

 

­

 

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать