Это было смутное время, и монетный двор Тауэра перешел под контроль парламента. Часть народа поддержала короля, а часть — парламент. Эдвард Грин и Томас Симон были лишь немногими, кто остался верным парламенту во время начавшейся гражданской войны.
«Петиция» крона была создана Томасом Симоном. Он работал на монетном дворе в 1635 году под руководством Эдварда Грина, мастера монетного двора. Говорят, что большей части навыков Симон научился у Брио, от которого он впервые узнал о чеканке монет методом фрезерования.
Существуют записи, подтверждающие, что знаменитая «Петиция» была создана Томасом Симоном как протест против короля и авторитетных медальеров — братьев Ротье, специально прибывших ко двору английского короля из Франции. Они занимали высокие должности на монетном дворе, получая заработную плату сначала в 325 фунтов, а затем 450 фунтов годовых, тогда как Симон – талантливый гравер из Лондона (по разным слухам, его предки были эмигрантами из Франции, но он родился в столице Англии) всего 50 фунтов в год. После того, как король отдал предпочтение братьям Ротье и были выпущены первые серебряные монеты Симон занялся «Петицией». Такая точка зрения поддерживается М. Фолксом и М. Лессеном – двумя британскими нумизматами.
Proof или пробная монета 1662 г., созданная Джоном Ротье. Этот экземпляр очень схож с первой монетой Ротье
Сравнивая пробную крону братьев Ротье и крону «Петиция» Симона, нумизматы пришли к простому заключению, что король и руководство монетного двора несправедливо обошлись с Симоном и что его крона была гораздо более совершенным изделием. Однако есть некоторые основания полагать, что решение продолжить работу с Ротье, возможно, было принято не только из-за желания короля отплатить им за былые заслуги, хотя полностью исключать эту причину нельзя.
Следует помнить, что Симон, хотя и является признанным авторитетом Монетного двора, был пуританином, который верно служил государству, а именно парламенту, а также он очень долго занимался изготовлением срочно необходимых штемпелей для первого выпуска чеканных монет в период правления Карла II. Шалис подчеркивал, что, возможно, технический фактор стал причиной неудачи Симона, поскольку примерно в это время у него возникли проблемы с изготовлением штемпелей, которые должны были быть достаточно прочными для использования в винтовых прессах Блондо, но успеха не случилось. В первые месяцы 1661/62 годов штемпеля Симона для чеканки золотых монет номиналом 20 шиллингов оказались некачественными, и 8 апреля 1662 года монетный двор был вынужден издать приказ о том, чтобы монеты, изготовленные с помощью этих штемпелей, перечеканивались по-старому, то есть молоточным чеканом.
Аналогичным образом, пуансоны, поставляемые Симоном в ювелирный цех для маркировки серебряных изделий, также оказались слишком хрупкими для ежедневного использования. Следует напомнить, что штемпель Симона для аверса кроны Кромвеля 1658 года выпуска треснул в самом начале ее использования, и сообщалось, что на штемпеле аверса для кроны «Петиции» также появились признаки раскола несмотря на то, что было отчеканено всего около 30 экземпляров. Важно упомянуть, что Ротье привели на монетный двор своего собственного кузнеца, который, без сомнения, смог обеспечить их материалом, пригодным для изготовления штемпелей, которые будут использоваться в винтовых прессах Блондо без опасений, что штемпель расколется. Долговечность штемпелей, изготовленных Ротье, подтверждается информацией, предоставленной Пепису (политический деятель, член парламента) во время посещения монетного двора 19 мая 1663 года, когда новый способ чеканки с использованием прессов фирмы Блондо уже использовался. Ему сказали, что штемпель выдержит 10 000 фунтов стерлингов, прежде чем он станет не годен. Последним фактором, который часто игнорируется, является то, что братья Ротье сами были опытными граверами и медальерами, что наглядно продемонстрировано, в частности, Джоном Ротье. Он создал множество прекрасных эскизов для монет и медалей, которые имели место как до, так и после его конфликта с Симоном. Портрет короля на кроне Ротье образца 1662 года получил высокую оценку выдающегося искусствоведа Хелен Фаркуар:
«Действительно, портрет на кроне Джона Ротье настолько хорош, что можно понять характер этого человека и восхититься сочетанием цинизма, ума, добродушия и остроумия».
Погрудный портрет короля на кронах Ротье в то время считался очень похожим. Голова повернута вправо, длинные волосы, которыми он был хорошо известен, лавровый венок и одежда, похожая на тогу в стиле римского императора. Надпись на аверсе проста:
CAROLVS • II • DEI • GRATIA (Карл II милостью Божьей).
На реверсе изображены четыре коронованных щита, на первом и третьем — гербы Англии и Франции в разрезе, на втором — лев Шотландии, а на четвертом — ирландская арфа. Между щитами расположены пары переплетенных букв «CC». Дата разделена пополам короной на первом щите, а в центре между четырьмя щитами изображена звезда ордена Подвязки. Надпись на реверсе:
MAG • BR • FRA • ET • HIB • REX (Король Великобритании, Франции и Ирландии).
Дизайн реверса приятно гармонирует с надписью, аккуратно размещенной между щитками. На кант нанесен новый девиз:
DECVS • ET • TVTAMEN (украшение и защита).
Сообщалось, что эта надпись на ребре была предложена автором дневника Джоном Эвелином, который заметил ее на виньетке в Политическом завещании кардинала Ришелье и предложил ее своему другу с монетного двора в качестве подходящей надписи для монеты. В целом, каждая деталь монеты обусловлена смыслом.
Представляется вероятным, что первые серебряные монеты периода правления Стюартов были выпущены очень поздно, в 1662/63 году, и что кронам был отдан приоритет перед монетами более низкого номинала, поскольку они являются одними из самых распространенных серебряных монет периода Стюартов. Чеканка серебряных крон стала предпочтительней, так как была удобным способом увеличить выпуск в номинальном выражении, особенно с учетом того, что вскоре на монетный двор для перечеканки должна была поступить партия из Франции в размере около 1,5 миллионов французских экю, предназначенная для города Дюнкерк. Другая причина, по которой было отчеканено большое количество серебряных крон, может быть связана с колебаниями номинала золотых монет, что, должно быть, усложняло расчет крупных сумм, в то время как наличие серебряных крон с удобным и стабильным номиналом в 5 шиллингов облегчило бы этот процесс.
На большинстве серебряных крон, датированных 1662 годом, по краю имеется только надпись «Decus et Tutamen», хотя на некоторых также указан 1662 год, а на большинстве из них под бюстом короля изображена роза, обозначающая использование серебра из рудников Уэст-Кантри. В 1662 году аверс был слегка изменен: цифры II были расположены ближе к затылку и имени короля.
В апреле 1663 года братьям Ротье было приказано внести незначительные изменения в дизайн реверса монет, так что на первом щите должен был быть изображен только герб Англии, а на третьем — герб Франции, вместо четырехугольных гербов Англии и Франции, которые ранее появлялись как на первом, так и на третьем щитах. Это изменение несколько облегчило работу граверов, особенно для более мелких номиналов, у которых гербы на четырехугольных щитах ранее были очень маленькими. В то же время было решено добавить к краю год правления римскими цифрами, при этом правление датировалось казнью отца короля 30 января 1648/49 года, а не реставрацией в 1660 году. Первый год царствования (XV) в латинских цифрах появился на кронах, датированных 1663 годом, и эта система сохранялась до 1666 года (XVIII), после чего стали использоваться латинские слова, начиная с «DECIMO NONO» в 1667 году, а некоторые даты имели два года царствования, в зависимости от того, на какой стороне позднего периода они были отчеканены в годовщину казни короля.
Кроны Томаса Симона «Петиция» были отчеканены примерно в 1663 году, предположительно после того, как Ротье отдали приказ изменить реверс монет. Похоже, что Симон намеренно следовал общему дизайну кроны Ротье, а затем украсил ее, чтобы продемонстрировать свое превосходное мастерство гравировки. Крона, изготовленная Симоном, является одной из самых знаменитых монет всей английской серии, и имеющиеся сведения о ее дизайне и изготовлении были обобщены Натансоном (биографом Томаса Симона) и совсем недавно Лессеном (он написал «Заметки о пробной «Петиции» Симона» в 2005 г.). Портрет короля на «Петиции» кроне был позаимствован из эскиза, сделанного примерно в январе 1661-1662 гг. Купером (политический деятель, был членом Правительственного совета при короле), но выглядит больше и выражение лица более отважное, нежели у портрета братьев Ротье. Такие детали как волосы и черты лица выполнены на высочайшем уровне гравировки. Хелен Фаркухар (коллекционер и основательница Нумизматического королевского общества) сравнила изображение короля Симона с несколькими портретами, нарисованными художниками:
«Знаменитая крона «Петиция», вернее передает личность и характер короля, чем любые его изображения, которые мне знакомы».
Симон свою подпись, выделенную жирным шрифтом, расположил под портретом короля, и, что наиболее удивляет, выгравировал цифру II справа от портрета, а не слева, как на пересмотренном проекте 1663 г. Реверс соответствует измененному дизайну, но щиты стали более богато украшенными и более рельефными. Симон не упустил возможности продемонстрировать свое мастерство гравера, например, заменив Орден Подвязки в центре между щитами изображением фигуры Святого Георгия на коне, окруженной девизом «HONI SOIT QUI MAL Y PENSE», выгравированным очень мелким, но разборчивым шрифтом. Возможно, самая экстраординарная деталь «Петиции» кроны — это гурт, на котором надпись изображена в два ряда, что большая редкость.
THOMAS SIMON MOST • HVMBLY • PRAYS • YOVR • MAJESTY • TO • COMPARE • THIS • HIS • TRYALL • PIECE • WITH • THE • DVTCH • AND • IF • MORE (Томас Симон смиренно молит Ваше Величество сравнить это его пробное изделие с голландским и…)
Второй ряд:
TRVLY • DRAWN • & EMBOSS’D • MORE • GRACE • FVLLY • ORDER’D • AND • MORE • ACCVRATELY • ENGRAVEN • TO • RELEIVE (sic) • HIM (…если оно будет более точно прорисовано и рельефно отчеканено, более изящно выполнено и более точно выгравировано, облегчить ему участь.)
Две буквы «С», переплетенные между пальмовой и лавровой ветвями, с короной над ними, отделяют конец строк от начала.
Крона «Петиция», несомненно, является виртуозной работой Симона и признана одной из лучших монет, когда-либо выпускавшихся. Она заслужила высочайшую оценку Омана (он был автором труда «Чеканка монет в Англии», выпущенной в 1931 г.): «Это самая красивая монета из серии современной Великобритании».
Используя те же штемпеля, Симон отчеканил небольшое количество крон «Реддит» с той лишь разницей, что на гурте надпись выглядела следующим образом:
REDDITE • QVæ • CæSARIS • CæSARI • &CT • POST (отдать Цезарю то, что принадлежит Цезарю)
Надпись сопровождается изображением солнца, выходящего из-за облаков, что, по-видимому, символизирует реставрацию монархии, а не возвращение Симона на его прежнюю должность на монетном дворе, как считают некоторые исследователи. Слово POST указывает на цитату POST NUBILA PHOEBUS («солнце сияет после бури»).
Очень небольшое количество крон «Реддит» были выпущены с такой надписью на гурте:
RENDER • TO • CAESAR • THE • THINGS • WHICH • ARE • CAESAR’S • &c.
В одном из документов монетного двора сообщалось, что Симон скорее всего не использовал станок Блондо для гурчения крон «Петиция» и «Реддит», а вместо этого использовал более трудоемкую систему, с которой он экспериментировал, когда наносил надпись на гурт у медалей.
К сожалению, не было найдено ни одной записи, свидетельствовавшей о реакции короля на работу Симона, хотя представляется вероятным, что он, по крайней мере, ознакомился с «Петицией», поскольку сообщалось, что пример кроны Симона был представлен королем лорду-канцлеру Кларендону (близкий советник короля). Иногда поступали сообщения о том, что после неудачи Симон больше не работал на монетном дворе. Однако имеющиеся свидетельства убедительно свидетельствуют против этого, поскольку позже, в 1663 году, Симон вручил королю свою новую Большую государственную печать, а также отвечал за подготовку штампов для новой шотландской монеты. Представляется вероятным, что Симон в последние годы жизни занимался гравировкой печатей и медалей. Смерть настигла талантливого гравера в начале августа 1665 года, во время чумы. В завещании Симона указано, что на момент его кончины он был довольно состоятельным человеком, и в дополнение к наличным деньгам и личным вещам он оставил недвижимое имущество в Лондоне и ферму в Кенте, а также неоплаченные счета за свою работу на монетном дворе на сумму более 3000 фунтов стерлингов. Эти 1564 фунта стерлингов и 10 шиллингов в конечном итоге были выплачены его вдове.
Источники:
- Day M. English silver crowns, 2018. P. 86-105.
- The art of coins: Petition crown
Перевод Дарья Романенко, ЦИКЦ.