Публикации Клеопатра на греческих и римских монетах

Клеопатра на греческих и римских монетах

Клеопатра VII, правительница Египта 51-30 до н.э., бесспорно, одна из самых часто изображаемых персонажей Античного мира. Многие люди вдохновляются эпохой Клеопатры, а сама историческая фигура стала почти мифом. Многочисленные монеты с изображением портрета Клеопатры сегодня хранятся в департаменте монет, медалей и антиквариата Национальной библиотеки Франции.

Драхма была отчеканена в Александрии в первом году правления Клеопатры, в 47-46 г. до н.э. Аверс: портрет Клеопатры VII в диадеме с поворотом головы вправо. Реверс: орел, сидящий на жердочке; его голова повернута влево; легенда на греческом: «царствования Клеопатры».

Жизнь Клеопатры была наполнена политическими интригами и страстями, так же, как и ее трагический финал. Поэты, писатели, художники и режиссеры вдохновлялись образом египетской царицы. Благодаря творческим деятелем Клеопатра представляется нам очень красивой женщиной, способной на сильные чувства, которые доступны только людям востока (так ее изображал Жан-Андрэ Риксенс «Смерть Клеопатры», 1874).

Однако, ее физическая красота, на самом деле, не воспринималась как что-то безусловное, о чем сохранились свидетельства современников. Плутарх писал, что ее красоту сложно назвать уникальной или удивить ею прохожего. Эта ремарка похоже подтверждается некоторыми портретами на монетах, которые мы разместили в этой статье. Черты лица царицы Египта выглядят примитивными, хотя портрет меняется с появлением новых серий монет. В действительности же, изображение правителя не обязательно было правдивым. Перед медальерами не было задачи точно воспроизвести портрет, важно было передать смысл, общую идею, иногда эта цель достигалась путем добавления некоторых деталей.

Бронзовая монета отчеканена на Кипре после 44 (?) г. до н.э. Аверс: портрет Клеопатры VII в образе Афродиты со скипетром, а в руках справа молодой Цезарион с Эроса. Реверс: двойной рог изобилия с легендой на греческом: «царствования Клеопатры».

Клеопатра появляется лишь на малой части монет из тех многочисленных, что были отчеканены в период ее правления. Необходимо упомянуть, что она была наследницей греко-македонской династии, основанной еще Птолемеем I. Между 323 и 305 гг. до н.э. диадох Александра Македонского основал египетскую династию со столицей в Александрии. Память о первом Птолемее (все представители династии носили его имя) сохраняется в течении длительного времени на серебряных монетах, отчеканенных до Клеопатры, на которых изображен портрет с поворотом вправо, а также его имя на греческом языке на обороте. На бронзовых монетах, в основном, изображаются головы Зевса и Исиды на аверсе и реверсе соответственно. Также присутствует надпись, означающая имя правителя птолемеевской династии.

Тетрадрахма отчеканена в Антиохии около 36-31 г. до н.э. Аверс: драпированный портрет Клеопатры в диадеме, повернутый вправо. Над головой легенда на греческом языке: «царица Клеопатра, новая богиня». Реверс: Голова Марка Антония, повернутая вправо с легендой на греческом: «Антоний, автократ, триумвир».

За исключением нескольких редких драхм, отчеканенных в Александрии в начале 40 г. до н.э., лицо и имя Клеопатры появлялось только на монетах, относящихся ко второй половине правления царицы. Хотя эти портреты иногда были похожи на хорошо известные монеты Птолемеев (орел на молнии; рог изобилия) эта практика остается необычной, учитывая традиции монетных дворов царства.

В большинстве случаев помещение портрета царицы свидетельствует о росте политического влияния. В Египте, выпуск бронзовых монет с портретом Клеопатры совпал с реставрацией монетных дворов. Изящество штрихов в сочетании с детализацией, с которой производятся эти монеты, решительно расходятся с практикой предыдущих десятилетий. Кажется очевидным, что эти изменения были результатом строгих инструкций, данных граверам и рабочим Александрийской мастерской.

Денарий отчеканен на Востоке (предположительно, Армения) в 34-32 гг. до н.э. Аверс: драпированный портрет Клеопатры с диадемой. Голова повернута вправо. Бант под портретом с легендой: «Клеопатра – царица царей, отцы которых были царями». Реверс: портрет Марка Антония повернут вправо, на голове армянский венок и легенда на латыни: «Антоний; Побежденная Армения».

Клеопатра правила Египтом, стремясь сделать царство независимым в средиземноморском регионе. Независимости Птолемеевского Египта угрожала Римская империя. Для сохранения собственного государства, она стремилась к союзу с такими римскими императорами как Юлий Цезарь и, особенно, Марк Антоний. В большинстве случаев, портрет Клеопатры изображался вместе с одним из них, как последствие действий одного из двух римских императоров. На Кипре чеканятся монеты царицы с дочерью, отцом которой был Цезарь. Их дочь изображалась похожей на Афродиту – главную богиню острова. В Антиохии (Сирия) и в Армении, портрет правительницы ассоциировался с портретом Марка Антония, ее политического союзника на Востоке в 30-е годы до н.э. Следуя традиции, хорошо зарекомендовавшей себя в древности, представление о единстве политического тандема усиливается близостью черт двух персонажей (в частности, маскулинизация Клеопатры). Так, портрет, очевидно, является прежде всего политической репрезентацией. В ливонской Халкиде, чтобы подчеркнуть суверенитет территории, достигнутый при помощи Марка Антония, на монетах чеканился портрет Клеопатры. Портрет исполнен в достаточно грубой форме; без сомнения, вина за изображение такого портрета лежит на неопытном гравере, не привыкшему изображать царицу Птолемеевского Египта. Наконец, в Патрах, недалеко от Египта, выпуск монет с изображением Клеопатры напоминает об ее участии в битве при Актиуме на стороне Марка Антония. Близость к романской школе изображения на монетах правителя весьма ощутима, особенно, при рассмотрении прически и самого портрета. Однако наличие имени царицы на аверсе и короны Исиды на реверсе может запутать. Поражение Марка Антония и Клеопатры в битве с Октавианом, будущим Августом, привело к самоубийству последней царицы птолемеевского Египта, одновременно с исчезновением с карты ее царства.

Бронзовые монеты чеканились в мавританской Кесарии 20 г. до н.э. -5 г. н.э. Аверс: голова Юбы II в диадеме, повернутая вправо с легендой на латинском языке: «король Юба II». Реверс: слева задрапированный портрет Клеопатры Селены II в диадеме и надпись на греческом языке «царица Клеопатра».

История Лагид не остановилась на смерти ее самой известной представительницы. У Клеопатры и Марка Антония было трое детей: близнецы, Александр Гелиос и Клеопатра Селена II, а также Птолемей II Филадельф. После смерти родителей и Цезаря, дети воспитывались Октавией – сестрой Октавиана Августа. Два мальчика не оставили следа в истории, но Клеопатра Селена стала царицей Мавритании в 20 г. до н.э., став женой Юбы II – царя, которого взял на воспитание Юлий Цезарь. Их сын Птолемей (23-40 н.э.) – снова возродил имя основателя Птолемеевской династии в Египте. Птолемей был харизматичным правителем и не был обделен вниманием со стороны женщин. Очарование сына Клеопатры Селены II было настолько очевидным, что его двоюродный брат император Калигула возненавидел Птолемея за это и убил по дороге в Лион в 40 г. н.э.

 

Olivier J. Cleopatre sur les monnaies grecques et romaines. 2015.

Перевод Романенко Дарья, ЦИКЦ.