Публикации Лёзеры в похоронном ритуале: похороны Иоганна Фридриха Брауншвейг-Каленбергского

Лёзеры в похоронном ритуале: похороны Иоганна Фридриха Брауншвейг-Каленбергского

Иоганн Фридрих Брауншвейг-Каленбергский был одной из самых интересных фигур раннего Нового времени. К неудовольствию своих родственников-лютеран, он перешел в католическую веру, и вынудил своего брата Георга Вильгельма уступить ему значительную долю владений.

В память о его смерти был отчеканен лёзер, на котором изображен скелет, выщипывающий листья пальмы. Это изображение было составлено с большой тщательностью. Поскольку наследник Иоганна Фридриха Брауншвейг-Каленбергского подробно задокументировал эти похороны, мы можем понять роль монет в похоронном ритуале. И это дает нам четкое представление о том, почему герцоги Брауншвейга вообще решили чеканить лёзеры.

Иоганн Фридрих родился 25 апреля 1625 года. Он был третьим сыном Георга Брауншвейг-Каленбергского, и поэтому его шансы встать во главе престола были невелики. Тем не менее, когда он в возрасте 27 лет принял католическую веру, разразился скандал, ведь, в конце концов, вельфы, к которым принадлежал Иоганн Фридрих, были строгими лютеранами. Возможно, принять другую веру его заставил пережитый предсмертный опыт: маленькая лодка, с которой он наблюдал за свадебным представлением венецианского дожи, была почти потоплена венецианской церемониальной галерой «Бучинторо».

Мог ли католик в принципе унаследовать имущество вельфов? После смерти старшего брата Иоганн Фридрих избегал любых подобных вопросов, которые могли бы возникнуть при организации госпереворота. Поэтому он вынудил своего второго старшего брата вступить с ним переговоры и уступить ему княжество Каленберг-Ганновер, которое было расширено за счет включения Грубенхагена.

Иоганн Фридрих показал себя способным и эффективным правителем, укрепившим государство в духе абсолютизма, а также проводившим успешную внешнюю политику. Будучи правителем в эпоху высокого барокко, он превращал свою жизнь в произведение искусства. Он построил замок и сады в Херренхаузен и поддерживал известных музыкантов и ученых, каким, например, был философ Готтфрид Вильгельм Лейбниц. Его деятельность была оценена по достоинству далеко за пределами его владений. Таким образом, он подготовил почву для того, чтобы его младший брат Эрнст Август, который должен был вступить в правление после него, потребовал и получил титул девятого курфюрста.

В связи с этим нам нужно понимать и пышную церемонию захоронения, которую подготовил для него его брат Эрнст Август. Так, Иоганн Фридрих умер 28 декабря 1679 года, но его останки были погребены в княжеском склепе только 21 апреля 1680 года. Частью похоронной церемонии был выпуск одного из самых интересных брауншвейгских лёзеров.

Игра с изображениями

Что мы видим на этом замечательном лёзере? В первую очередь, вензель почившего с короной над ним в лавровом венке на лицевой стороне. Но это не удивительно. Вензеля принадлежат к числу наиболее часто используемых мотивов барокко, а лавровый венок неоднократно использовался, как символ славы государя.

Обратная же сторона очень необычна. На ней смерть изображена в виде скелета, который выщипывает ветви пальмы, растущей на острове. На заднем плане можно увидеть обломки разбившихся кораблей.

Каждая пальмовая ветвь пронумерована. Немецкий нумизмат Дэвид Самюэль фон Мадай объяснял, что числа относятся к годам жизни правителя. В самом низу посередине ветвь отмечена [16]25, то есть, годом, в котором родился Иоганн Фридрих. Ветка, которую отрывает смерть, обозначена, как [16]79, то есть, годом, в который герцог умер.

Внизу монеты вверх находятся перевернутые буквы, которые складываются в девиз герцога – EX DVRIS GLORIA (прим. чрез страдания к триумфу). И этот девиз мы замечаем на многих монетах Иоганна Фридриха. При вольном переводе эта фраза похожа на современную немецкую пословицу – «не отведав горя, не познаешь счастья».  Пальма была выбрана в качестве символа потому, что из-за своей грубой, твердой коры она является чрезвычайно трудной для того, чтобы на нее взобраться, но наверху растут сладкие финики, которые часто подавали на банкетах в эпоху барокко.

Лёзер в 2 рейхсталера, который чеканился преемником Иоганна Фридриха по случаю прихода к власти, обыгрывал изображения предшественника и утверждал его успехи. Эрнст Август вложил все это образы пальмы, острова и корабля. Девиз, который можно вольно перевести, как «при разных обстоятельствах одинаков», вероятно, намекает на повышение статуса герцога. Пальма используется в качестве символа тяжелой работы, которая была необходима для постройки корабля, символизирует он государство или всю жизнь, чтобы он прошел через буйное и залитое солнцем море мимо крутых скал острова в гавань. Колесо – герб Оснабрюка, где Эрнст Август был князем-епископом, — и одновременно с этим намек на судьбу, лежит в руке Бога. В то же время были популярны и другие изображения, которые предлагали современникам много материала для загадок.

Интерпретации значения лёзера, посвященному смерти Иоганна Фридриха, также могут разниться. Так, пальма может быть древом жизни, которое смерть разбирает на составляющие. Перевод надписи сверху гласит: божественная воля подготавливает безопасный путь. А перевод надписи снизу такой: пока спешно разматывается нить твоей жизни, Фридрих, судьба готовит неожиданный путь к славе.

Изображение на лёзере было тесно связано с иконографической программой, которую Лейбниц разработал для похорон Иоганна Фридриха Брауншвейг-Каленбергского. Но с какой целью все-таки чеканились лёзеры? И почему они доступны в таком разнообразном весе? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно немного разобраться в обычаях того времени.

Каждое ритуальное событие сопровождалось подарками. Размер и стоимость подарков четко определялись статусами дарителя и получателя. В редких случаях до нас дошли следующие градации. К примеру, в 1575 году Венский городской совет принял постановление, согласно которому предусматривалось, «что каждому господину городскому прокурору, городскому судье и мэру города будет вручен сальватор-пфенниг с общим для городов гербом стоимостью в восемь венгерских золотых гульденов, и каждому господину внутреннего совета к Новому году также должен быть вручен такой же пфенниг весом в шесть дукатов».

В большой похоронной процессии в своих лучших одеждах принимают участие представители городов Остероде, Айнбек, Нортхайм и Хамельн.

Подарки было принято дарить не только на Новый год, но и по случаю крещений, свадеб и похорон. Тот, кто мог себе это позволить, создавал в связи с событием предмет, который имел денежную ценность и это событие увековечивал. Именно поэтому в нумизматике старой Германии есть так много крещальных, свадебных и посмертных талеров, а также новогодних гульденов.

Для похорон Иоганна Фридриха, организованных большими усилиями, была отчеканена целая серия монет, которые распределялись в зависимости от статуса участника похорон. В конце концов, в похоронной процессии принимали участие представители самых разных сословий: дворяне, крестьяне, и не нужно забывать о простых подданных, дожидавшихся процессии на улице. Для них были отчеканены мелкие монеты, которые раскидывались во все стороны.

На этой табличке изображены медали, которые выдавались на похоронах герцога.

Для нас важно то, что все эти монеты, которые в то время называли пфеннигами, имели прямое отношение к талерам. Они имели двойную функцию. Во-первых, они напоминали о событии, в нашем случае – о похоронах, и в то же время были субсидией тех высоких затрат, которые представитель города или герцог вынужден был оплачивать для того, чтобы приехать на похороны.

 

Таблички с другими разновидностями монет, отчеканенных по случаю похорон.

Точно так же памятными монетами оплачивали работы слуг и сотрудников замка, которые для празднования проделали необычайно большую работу. Конечно, они не получали невероятно ценного лёзера в 10 талеров. Такие лёзеры явно предназначались для участников самых высоких чинов. Для слуг же чеканились монеты меньшего достоинства – вплоть до 1/24 талера, которые, вероятно, разбрасывались по сторонам, а народ их подбирал.
Так что крещальные, свадебные и посмертные талеры, конечно, были частью ритуала, но еще они служили средством платежа.

 

Источник: Кюнкер. Лёзеры в похоронном ритуале: похороны Иоганна Фридриха Брауншвейг-Каленбергского, 2021. 

 

Перевод, Екатерина Цветкова.