Публикации Мюнц-кабинет университета

Мюнц-кабинет университета

Созданные в свое время при Московском университете некоторые его учебно-вспомогательные учреждения до сих пор продол­жают свое существование, но уже на правах самостоятельных и во много раз увеличивших первона­чальные масштабы своей исследо­вательской и просветительной деятельности. К числу таких учреждений относится нынешний Госу­дарственный музей изобразитель­ных искусств имени А.С. Пушкина.

Авторы, писавшие специальные очерки по истории этого музея, относили его возникновение к 30 годам XIX столетия, придавая ре­шающее значение общественной инициативе княгини З.А. Волконской, составившей и опублико­вавшей в 1831 году программу сооружения в Москве ’’Эстетиче­ского музея”. С высказываниями З.А. Волконской связывались позд­нейшие устремления целой пле­яды деятелей Московского университета и меценатов, воплотивших эту идею в жизнь. Длительная собирательская и организационная работа, проведенная с исключительной настой­чивостью, завершилась построй­кой специального роскошного зда­ния, открытого в 1912 году под названием Музея изящных искусств. Однако такая ’’история” оказывается односторонней, необоснованно укороченной, не освещающей мероприятии по собиранию художественных произведений и древностей в Московском университете в предшествующий период.

В действительности закладка основ будущего художественного музея и накапливание самых ран­них его коллекций начались сразу после открытия университета. Это прослеживается по скромной по размерам университетской ну­мизматической коллекции, на базе которой в начале XIX столе­тия создался сначала Кабинет древностей, именованный после 1812 года ”Мюнц-кабинетом”, а позднее превратившийся в Музей или Кабинет изящных искусств и древностей. К концу столетия он назывался Музеем изящных ис­кусств, а при Советской власти был реорганизован и переимено­ван в Государственный музей изо­бразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Первый опыт составления крат­кого исторического очерка о Мюнц-кабинете Московского уни­верситета был предпринят в 1891 году самым крупным из русских нумизматов А.В. Орешниковым, в его труде, посвященном описанию древнегреческих монет универси­тетского собрания. Автор исполь­зовал немногочисленные отрывоч­ные сведения о Мюнц-кабинете, имеющиеся в книге С.П. Шевырева по истории Московского университета, а также некоторые архивные документы. Но этих материалов оказалось недоста­точно.

Составление нового краткого очерка о Мюнц-кабинете выпало на мою долю, поскольку мне в течение более тридцати лет при­шлось быть хранителем бывшей университетской коллекции монет и медалей и пополнять ее. Новые сведения о Мюнц-кабинете я по­черпнул главным образом из его архива. Эти документы в 1912 году вместе со всем музейным имуществом были перевезены в новое здание музея и приведены в порядок. Поскольку при нашествии французов в 1812 году весь архив Московского университета сгорел, о многих фактах предшествующей истории университета мы не имеем подтверждаемых документами сведений. Много неясного остается и в интересующей области.

Архив Мюнц-кабинета заклю­чает в себе также документы, вносящиеся преимущественно к периоду после 1812 года.

 

СОБИРАНИЕ НУМИЗМАТИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА.

В прошлом веке считали, что учреждение Мюнц-кабинета произошло «вскоре после основания Mосковского университета”.

Н. А. Пенчко утверждает, что начало почти всем научно-вспомогательным кабинетам и лабораториям было положено при основании университета и, во всяком случае, до появления иностранных профессоров. Однако среди перечисленных им старей­ших университетских учреждений Мюнц-кабинет не упоминается. Автор приводит интересный доку­мент — доношение в Сенат кура­тора И.И. Мелиссино от 20 июля 1775 года об обветшании университетского здания, распола­гавшегося тогда у Воскресенских ворот (на месте, где теперь нахо­дится Государственный истори­ческий музей). В доношении да­ется перечень всех кабинетов и лабораторий, которым тогда гро­зила опасность пострадать от воз­можных разрушений здания. Мюнц-кабинет не назван, из чего, по-видимому, следует, что в 1775 году такого наименования еще не существовало.

Наличие же небольшой коллек­ции монет и медалей, собранных до 1775 года, подтверждается тем, что необходимость в такой кол­лекции возникла с первых годов существования университета, так как курсы нумизматики и гераль­дики входили в его учебную программу с 1757 года. Курс гераль­дики был предусмотрен в проекте об учреждении университета, со­ставленном М.В. Ломоносовым и подписанном И. И. Шуваловым в 1754 году.

Чтение лекций по нумизматике, несомненно, подразумевало и де­монстрацию слушателям монет и медалей. До нас не дошло ника­ких документов о первых нумиз­матических поступлениях, но наше предположение об их суще­ствовании вполне правдоподобно, если учесть, что обзавестись такой коллекцией в середине XVIII столетия было делом нетрудным. Коллекционирование монет и медалей было уже весьма распространенным увлечением среди частных лиц и просве­тительных учреждений того времени.

Явно выраженное учебно-вспо­могательное назначение универ­ситетской нумизматической кол­лекции должно было породить не­обходимость ее дальнейшего ком­плектования. К сожалению, сведе­ния о новых пополнениях коллек­ции отрывочны и эпизодичны. Будучи еще небольшой коллекция не нуждалась в специальном помещении, и я предполагаю, что первоначально она хранилась в библиотеке университета, осно­ванной в 1756 году.

Известно, что кроме книг в ней хранились гербарии, коллекции минералов и другие предметы. Обращают внимание на факт при­сылки в 1779 году неизвестным лицом более ста русских медалей в адрес ’’библиотеки универси­тета”. Известно, что часть нумизматической коллекции универси­тета в 90 годах XVIII столетия была выставлена для обозрения. Для этого использовалось поме­щение Кабинета натуральной истории, основанного в 1791 году. Неясно, кто был первым храни­телем коллекции монет и меда­лей. Коль скоро мной высказано предположение, что коллекция эта первоначально хранилась в библиотеке, можно было бы допу­стить, что забота о ней поруча­лась библиотекарям. Однако, учи­тывая, что все пособия и оборудо­вание кабинетов и лабораторий в университете, как правило, нахо­дились в ведении тех профес­соров, которые читали лекции по соответствующим дисциплинам, надо полагать, что и нумизмати­ческая коллекция была в ведении профессоров курса нумизматики.

В 1796-1797 годах преподавание вспомогательных исторических дисциплин — хронологии, нумиз­матики и геральдики — поручается профессору и суббиблиотекарю И.А. Гейму. Сохранился ряд доку­ментов, свидетельствующих о том, что до конца своей жизни он был фактическим хранителем ну­мизматической коллекции.

От этого начального, довольно неясного периода существования нумизматической коллекции Мос­ковского университета до наших дней сохранились ’’Дактилиотека” Липперта с набором оттисков и слепков с гемм и камей и че­тырьмя томами каталога и кол­лекция шведских медалей, пожер­твованных в 1770 и 1772 годах. Ввиду отсутствия точных списков первоначальный состав коллекции шведских медалей приходится восстанавливать предположитель­но. Это была группа примерно из 140 преимущественно серебряных медалей XVI-XVIII веков. Эти медали до сих пор являются одним из лучших украшений ну­мизматического собрания Государ­ственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Коллекция образует своеобразную портретную галерею крупнейших властителей, государственных и общественных деятелей Швеции в период ее наибольшего полити­ческого могущества, созданную лучшими мастерами того времени.

 

МЮНЦ-КАБИНЕТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В 1803 году русский заводчик и землевладелец, основатель Деми­довского лицея в Ярославле Павел Григорьевич Демидов пожертвовал университету свое собрание монет и медалей, коллекцию раз­ных художественных редкостей, библиотеку и кабинет естествен­ной истории. За этот дар, оценен­ный по тем временам в 300 тысяч рублей, в честь жертвователя была выбита медаль с его портре­том и с надписью на обороте: ”3а благотворение наукам” — работы известного медальера Карла Леберехта. В 1806 году П.Г. Демидов сделал новый дар университету в виде коллекции монет и медалей всех металлов, собранных во время его путешествия по Европе. Среди них особенно редкими были шведские монеты. В эти же годы поступили пожертвования монет из собраний князей Урусова и Яблоновского. Обогащение нумизматической коллекции позволило использовать накопление монет и медалей не только для занятий со студентами, но и для широкой научно-просветительной работы. Большое оживление в деятель­ности Московского университета следует отметить в первом деся­тилетии XIX века. Выдающуюся роль в этом сыграл профессор физики Петр Иванович Страхов, избираемый неоднократно то де­каном факультета, то ректором университета. Университет не только улучшил учебную работу, но и стал заниматься широкой просветительной деятельностью, удовлетворять запросы общества в его стремлениях к знаниям. Пуб­личные лекции в университете продолжались в течение несколь­ких лет по самым различным отраслям знаний. Большим успе­хом пользовались и лекции про­фессора И.А. Гейма, читавшего курс ’’Систематическое обозрение торговли с приобщением подроб­ных сведений о монетах”. Лекции сопровождались демонстрацией монет университетского собрания. Свидетельством того, что и в это время еще не существовало названия ”Мюнц-кабинет”, слу­жит высказывание Николая Кошанского в его прибавлениях к изданной им книге ’’Руководство к познанию древностей” Миленя. Говоря об отечественных музеях, Н. Кошанский упоминает об Эр­митаже, Кунсткамере и Кабинете древностей Московского универси­тета. Он пишет: ’’Московский Императорский Университет благотворением Монаршим и покро­вительством великих Любителей Наук составили Кабинет древно­стей, коего главнейшее собрание состоит в медалях, по большей части новейших. Собрание Се­митического Кабинета умножено еще не малым числом медалей — даром Его Сиятельства Князя Урусова и других”. ”Сие собрание расположено в хронологическом порядке и приведено в надлежа­щую систему трудами почтенней­шего профессора Г. Гейма. Сверх медалей есть еще некоторые про­изведения искусства, как древние, так и новейшие, кои достойны любопытства и замечания, осо­бенно в отношении к искусствам северным”. Из этого свидетельства ясно, что в первом десятилетии в результате притока различных пожертвований университетская нумизматическая коллекция ум­ножается и к ней присоединяются новые материалы, археологичес­кие и художественные произведе­ния. Все собрание сосредоточива­ется в специально отведенном по­мещении, именуемом Кабинетом древностей. Не располагая конкретными сведениями о содержа­нии курсовых лекций по нумиз­матике мы можем лишь высказать некоторые догадки об основной их направленности. Поскольку кол­лекция монет и медалей заклю­чала в себе несомненное преобла­дание предметов русских (по дан­ным ’’Списка 1826 года” их было свыше двух с половиной тысяч), по-видимому, эти лекции своди­лись главным образом к изложе­нию основ знаний, касающихся русской нумизматики, с демон­страцией монет из университет­ской коллекции. В меньшей части могли освещаться вопросы запад­ноевропейской, восточной и ан­тичной нумизматики. Во время пожара Москвы в 1812 году уни­верситет пострадал катастрофи­чески. До занятия города францу­зами университету предстояло произвести эвакуацию имущества в Нижний Новгород. Ввиду про­явленной нераспорядительности вывоз наиболее ценного имуще­ства не удался. Некоторое обору­дование кабинетов и лабораторий, музейные коллекции, библиотека и архив университета были спря­таны в полуподвальное помеще­ние главного корпуса, а двери замурованы. Французы вступили в Москву 2 сентября, а через два дня неприятельские солдаты гра­били университет. В ночь с 4 на 5 сентября здание, охваченное пла­менем, сгорело. Погибло все, что было спрятано в его помещениях. Погибли все документы, отража­ющие, в частности, историю соби­рания коллекции монет и меда­лей, но сама коллекция в значи­тельной части была спасена в числе других, вывезенных из Москвы предметов. После изгнания врага из Москвы университет реэвакуировался и приступил к восстановительным работам.

Серебряные шведские медали XVII-XVIII веков из коллекции Мюнц-кабинета

 

12 декабря 1812 года была создана временная комиссия под пред­седательством И.А. Гейма. От пос­левоенного времени в архиве Мюнц-кабинета сохранилась не­большая тетрадочка, написанная рукой И.А. Гейма и помеченная его инициалами ’’И.Г.”. В ней записаны поступления в Мюнц-кабинет за 1815, 1816, 1818 годы — 323 монет и медалей. В них мы впервые встречаем наименование — ”Мюнц-кабинет при Московском университете”. Очевидно, это на­именование утвердилось за университетской нумизматической коллекцией именно после 1812 года, когда от Кабинета древно­стей, погибшего в пожаре, оста­лась только спасенная часть со­брания монет и медалей. После смерти И.А. Гейма по распоряже­нию ректора И.А. Двигубского была организована комиссия, ко­торая должна была составить опись оставшегося после него имущества. Среди личных вещей умершего комиссия обнаружила 161 монету и медаль, на которые составила два реестра. Находка на квартире Гейма монет и медалей подтверждает, что он до конца жизни оставался хранителем Мюнц-кабинета. Найденные мо­неты были, очевидно, из числа тех, которые находились у него на определении и подготавливались к записи в специальные списки, как тогда полагалось. Решением Со­вета университета от 22 февраля 1822 года новым хранителем Мюнц-кабинета был назначен ор­динарный профессор теории изя­щных искусств Матвей Гаврило­вич Гаврилов, которому ’’препо­ручалось хранение и смотрение за всем вообще собранием универси­тетских казенных медалей и монет”. Если за предшествующий период приходилось отмечать явную недостаточность докумен­тов и прибегать к многочислен­ным предположениям и догадкам, то период деятельности М.Г. Гаврилова в архивных материалах представлен хорошо. Эти доку­менты позволяют ясно предста­вить себе не только официальную, результативную сторону работы Мюнц-кабинета, но и заглянуть в его повседневную жизнь. Коллек­ция хранилась в двух шкафах, к ней присоединялась еще недавно поступившая коллекция, пожерт­вования князем Шаховским, что составляло в общем 3330 пред­метов. Закончив приемку М.Г. Гаврилов 27 октября 1822 года приступил к новой тщательной выверке всей коллекции, заведя повседневную запись произво­дившейся им работы. В архиве Мюнц-кабинета сохранился этот документ. Сохранилась также рукопись под названием ’’Общий список монет и медалей, находя­щихся в Мюнц-кабинете Импера­торского Московского универси­тета”, писанная другим почерком, неровным и с исправлениями. Это один из черновиков того списка, который был затем напечатан в 1826 году и явился первым печатным документом, регистри­рующим состав собрания Мюнц-кабинета, заключавшего уже 4640 единиц. Напечатан список был по предписанию попечителя московского учебного округа А.А. Писарева с целью, как напи­сано в предисловии, ’’чтобы, по крайней мере, на первый раз при­вести в известность количество и название монет и медалей, хра­нящихся в Мюнц-кабинете Импе­раторского Московского универси­тета и чтобы впоследствии вре­мени, им руководствуясь, соста­вить подробное, систематическое описание достоинства и надписей драгоценных памятников древно­сти и веков нам современных”. Список 1826 года, несомненно, отражает собой организацию кол­лекций монет и медалей Мюнц-кабинета того времени. Все собра­ние механически разделялось по роду металла на четыре отдела: золотых монет и медалей (382 экземпляра); серебряных монет, медалей и жетонов (3519 экзем­пляров); медных монет и медалей (498 экземпляров); оловянных монет и медалей (240 + 1 гривна). Далее коллекция каждого отдела делилась на региональные группы, которые заключали в себе монеты и медали, расположенные в исто­рической последовательности, не везде строго выдержанной. Значи­тельное количество предметов осталось без определений и заменено обобщенными наимено­ваниями целых групп, например ’’тридцать одна монета гречес­ких”, ’’пятьдесят четыре монеты римских” и т.п. После издания списка 1826 года Мюнц-кабинет приобретает большую известность, усиливается приток новых даров и предложений продажи целых кол­лекций от частных лиц. По ’’высочайшему повелению” через министерство народного просвеще­ния направляются в университетский Мюнц-кабинет монетные на­ходки из разных мест России. Ге­нерал от инфантерии Н.Н. Мура­вьев пожертвовал древнюю нов­городскую гривну и два сереб­ряных рубля. Но список 1826 года, видимо, уже тогда не удо­влетворял ни самих составителей, ни университетское начальство. В архиве сохранились другие анало­гичные рукописные списки — чер­новики, составление которых я отношу к периоду после 1826 года. Кроме того, была проделана еще она спешная работа по при­казанию попечителя. В 1827 году было потребовано представить по­дробные списки медалей с показа­нием, из какого металла сделаны, по какому случаю учреждены, что на них изображено и что напи­сано. При наличии надписей ”на азиатских языках” нужно было сделать русские переводы и требо­валось, чтобы список был пред­ставлен в таком виде, какой необ­ходим для дальнейшего представ­ления в подлиннике ”на благоус­мотрение Его Императорского Ве­личества”. Список был составлен и послан, но возвращен из Петер­бурга с требованием переделки. Как завершилось это ответствен­ное и весьма любопытное задание, мне неизвестно, ввиду отсутствия соответствующих архивных мате­риалов. М.Г. Гаврилов стремится упорядочить хранение коллекции и привести в благоустроенный вид помещение Мюнц-кабинета. В 1824 году по его ходатайству были изготовлены четыре новых шкафа для хранения монет и медалей. Конструкция шкафов предусмат­ривала использование их однов­ременно и для хранения коллек­ции и для частичной экспозиции некоторых ее частей. Шкафы имели по восьми выдвижных ящиков с устроенными внутри на­клонными планшетами, обтянутыми черным бархатом. Монеты и медали хранились на этих план­шетах в разложенном виде. По­верх шкафов располагались на­клонные застекленные витрины, в которых на аналогичных планше­тах были выставлены, по-види­мому, наиболее примечательные экспонаты с расчетом на посети­телей Мюнц-кабинета. М.Г. Гаври­лов намеревался сделать Мюнц-кабинет доступным широкой мос­ковской публике, но осуществить это, видимо, ему не удалось, ввиду возражения самого попе­чителя. Совет университета сооб­щал М.Г. Гаврилову, что ’’попечи­тель 10 ноября 1826 года дал знать Совету, что он не находит существенной пользы в открытии для черни московской доступа в кабинеты и библиотеку универ­ситета, ежемесячно по первым воскресеньям, как доселе бывало, а единственно считает возможным допускать только просвещенную московскую публику и в особен­ности ученых иностранных путе­шественников”. Умер М.Г. Гаври­лов в 1829 году. По сохранив­шемуся в архиве черновику отно­шения в Совет университета от 10 июня 1831 года со сведениями о новых поступлениях за минувший год в Мюнц-кабинет мы узнаем, что последний возглавлялся про­фессором Ю.П. Ульриховым, кото­рый еще при жизни Гаврилова работал в Мюнц-кабинете. В дол­жности хранителя Ю.П. Ульрихов мог состоять до 1832 года, поскольку в том году он оставил университет и перешел на другую работу. На основании ’’выписки из дневной записи Совета университета” от 13 октября 1833 года о препровождении трех монет в Мюнц-кабинет, адресованной ’’заведующему”, мы видим, что эту должность занимал ординарный профессор Н.И. Надеждин, который с 1832 года преподавал теорию изящных искусств, археологию и логику. С 1831 года он был основателем и издателем журнала ’’Телескоп”, в котором была напечатана программа ’’Эстетического музея” 3.А. Волконской. За напечатание в этом же журнале в 1836 году ’’Философического письма” П.Я. Чаадаева, журнал был за­прещен, а Н.И. Надеждин выслан на один год в Усть-Сысольск. Мы не располагаем сведениями, кто возглавлял Мюнц-кабинет в про­межуток с 1836 по 1839 год. А.В. Орешников отметил множе­ство новых пожертвований, по­ступивших в конце 20, 30-х и 40- х годах прошлого столетия, да­вших значительный рост универ­ситетской нумизматической кол­лекции. В 1836 году по приглаше­нию С.Г. Строганова, попечителя московского учебного округа, академик Х.Д. Френ описал во­сточные монеты Мюнц-кабинета. Редкие и неизданные были опуб­ликованы, остальные определены и систематизированы. Отраже­нием проделанной Френом работы служат написанные его рукой этикетки, сохранившиеся при коллекции восточных монет до настоящего времени. Надо пола­гать, что не без участия того же С.Г. Строганова в 1839 году была произведена покупка большой коллекции римских и византий­ских монет у Я.Я. Рейхеля в Пе­тербурге. Она состояла из 65 зо­лотых, 2461 серебряных, 3292 медных чеканных монет и 57 ли­тых ’’ассов”. К сожалению, до нас не дошли списки монет, приобре­тенных у Я.Я. Рейхеля. До сих пор не было известно, кто возглавлял Мюнц-кабинет в начале 40-х го­дов, но два обнаруженных в ар­хиве документа как будто проли­вают свет на этот вопрос. Один из них — ’’Список монетам Мюнц-ка­бинета И.М. У., предлагаемых для обмена” с перечнем монет и с подписью ’’Библиотекарь Корш”. Другой документ представляет со­бой значительный список монет Мюнц-кабинета Императорского Московского университета, дати­рованный 1840 годом (без под­писи). Это, конечно, черновик, позднее использованный вторично для черновика письма частного содержания на французском язы­ке, написанного тем же почерком и с подписью ”Е. Корш”. Дата — 1841 год. Содержание этих двух бумаг дает повод высказать пред­положение, что Мюнц-кабинет, оставшийся без хранителя в конце 30 годов, был передан в начале 40 годов, по-видимому, в ведение библиотекаря Евгения Федоровича Корша, который в течение неко­торого времени и выполнял пола­гающиеся по Мюнц-кабинету обя­занности. Приобретение универ­ситетом коллекции серных слеп­ков Мионне было совершено, вероятнее всего, в конце 30-х или в начале 40-х годов, и не случайно эта коллекция, пред­назначенная для вспомогательных целей и имевшая пятнадцать то­мов печатного ’’Описания”, посту­пила в библиотеку университета, откуда только в 1848 году вместе с ’’Дактилиотекой” Липперта была передана в Мюнц-кабинет, вошедший в организованный тогда Музей изящных искусств и дре­вностей. Упорядочение собрания Мюнц-кабинета в 20-х годах XIX века явилось, с одной стороны, мероприятием общей восстановительной деятельности универси­тета после разрушений 1812 года, с другой — эта работа была вы­звана намерением выяснить, что уже имеется в собрании Мюнц-кабинета и какие разделы кол­лекции нуждаются в пополне­ниях. Заслуга М.Г. Гаврилова за­ключалась в том, что он совместно со своими молодыми по­мощниками проделал кропотли­вую работу по выверке всей уни­верситетской коллекции монет и медалей, впервые определил общий состав собрания, разместив его в специально оборудованных шкафах в соответствии с твердо установленным официальном спис­ком, опубликованным в печати. Работы М.Г. Гаврилова создали предпосылки к правильной орга­низации дальнейшего учета и систематического пополнения кол­лекции, к более углубленному исследованию этих материалов, сделали университетское нумиз­матическое собрание частично обозримым посетителями Мюнц-кабинета. Большая поддержка была оказана Мюнц-кабинету со стороны попечителя Московского учебного округа и председателя Общества истории и древностей российских С.Г. Строганова, при­гласившего академика Х.Д. Френа для обработки восточных монет и тем положившего начало науч­ному исследованию нумизмати­ческих материалов, собранных Московским университетом. Ха­рактерной особенностью началь­ной стадии деятельности Мюнц-кабинета было то, что его коллекция, предназначавшаяся для учебных целей, не удержалась рамках собирания одних только нумизматических материалов, связи с большими пожертвованиями, поступившими в самом начале XIX столетия в университет и заключавшими в себе не только монеты и медали, но и памятники археологические и художественные, был сделан первый опыт расширения собирательского кругозора и организован так называемый ’’Кабинет древностей», сожалению, погибший в 18 году. Восстановленные остатки этого кабинета под названием ”Мюнц-кабинет”, заключавшего себе только монеты и медали спасенные при эвакуации и дополненные новыми приобретениями, просуществовали на правах самостоятельной нумизматической коллекции до конца 40-х годов после чего снова произошли изменения в сторону расширения задач этого кабинета. Деятели, пропагандировавшие идею необходимости создания при Московском университете ’’Эстетическое или ’’Художественного” муз (З.А. Волконская, С.П. Шевырев, Ф.И. Буслаев и другие, кроме Н. И. Надеждина), отношения Мюнц-кабинету не имели и представляли себе создание нового Музея как совершенно самостоятельное начинание. Возможно, что этом и заключалась главная трудность воплощения такой идеи жизнь. Ближе и реальнее к разрешению этого дела подошел П.М Леонтьев в 1848 году, когда он был еще исполняющим должность адъюнкта. По его предложению при Московском университете создается Музей изящных искусств и древностей, именуемый также ’’Кабинетом”, и П.М. Леонтьев назначается его за­ведующим.

Появление нового наименова­ния, по существу, не может рас­сматриваться как создание нового учреждения при универститете, поскольку в основу Кабинета изящных искусств и древностей был положен Мюнц-кабинет. Преобладающими материалами в течение первых лет оставались те же монеты и медали; памятники же археологические и художе­ственные предстояло еще приоб­ретать разными способами, чем энергично и занялись П.М. Леонтьев и все последующие за ним деятели второй половины XIX столетия.

 

МЮНЦ-КАБИНЕТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX И В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА

Войдя в состав Кабинета изящ­ных искусств и древностей, ну­мизматическая коллекция сохра­няет все время свое наименование Мюнц-кабинета, разделяя в тече­ние всей второй половины XIX столетия общую судьбу сначала Кабинета изящных искусств и древностей, а затем Музея изящ­ных искусств. Однако не следует думать, что деятели нового Каби­нета, увлекшись собиранием па­мятников искусства, уделяли вто­ростепенное внимание пополне­нию нумизматической колекции. Наоборот, все хранители Каби­нета изящных искусств и древно­стей с исключительной настойчи­востью и систематичностью зани­мались приобретением новых мо­нет и медалей, увеличивали и улучшали эту коллекцию. Вместо 28 прежнего комплектования пре­имущественно при помощи при­ема более или менее щедрых по­жертвований на первый план вы­двигаются покупки тех экземпля­ров и групп предметов, которых недоставало в основном собрании Мюнц-кабинета. Особенно боль­шую активность в собирательской работе проявил сам П.М. Леонтьев, руководивший ра­ботой Кабинета до 1860 года. На­ибольшее внимание он уделил приобретениям античных монет — древнегреческих и, в частности, античных центров Черноморья. Покупки производил он на антик­варном рынке, отечественном и иностранном. Принимались и частные пожертвования, но с отбором того, что нужно для до­полнения коллекции, а также пу­тем обмена на дублеты. П.М. Леонтьев, производивший в 1853 году раскопки древнего Танаиса, имел специально отпу­щенные ему Московским университетом средства на приобретения древних монет у местных жите­лей. В архиве сохранился ценный документ, составленный в 1860 году, — книга, называемая ’’Опись предметов, находящихся в Каби­нете изящных искусств и древно­стей”, в которой записаны сведе­ния о предметах, принятых на хранение от П.М Леонтьева. В описи в ряде случаев имеются указания, откуда происходят предметы и как они располага­ются в шкафах и витринах. Из документа можно заключить также, что ряд археологических находок из Недвиговки поступил на хранение в Кабинет изящных искусств и древностей, что значи­тельное количество монет было экспонировано в витринах, причем это были исключительно мо­неты римские — республиканские и императорские, а также виза­нтийские. В 1854 году все собра­ние заключало в себе 16464 эк­земпляра (450 золотых, 9187 серебряных, потиновых и посереб­ренных и 6827 бронзовых, оло­вянных и чугунных), то есть по­сле списка 1826 года возросло более чем в три с половиной раза. Деятельность П.М. Леонтьева со­впала с тем периодом, когда Мос­ковскому университету исполни­лось 100 лет. Сохранились доку­менты, отражающие мероприятия, проведенные Кабинетом изящных искусств к юбилейной дате. Были заказаны дополнительные шкафы для монет и медалей улучшенной конструкции, была устроена эк­спозиция, наведены порядок и чи­стота. По архивным данным и со­хранившемуся до нашего времени оборудованию мы заключаем, что вся коллекция была размещена в семи шкафах: четырех старых, заказанных еще в 1824 году при М.Г. Гаврилове, двух новых, изго­товленных по тому же образцу, и одного большого шкафа совсем другой конструкции. До нас дошел образец ’’входного билета” на право посещения Кабинета, из чего легко сделать заключение, что он посещался публикой, но, очевидно, в очень редких случаях и по каким-то особым разреше­ниям. С 1861 по 1883 год заведо­вание Кабинетом изящных искус­ств и древностей перешло в веде­ние замечательного деятеля того времени Карла Карловича Герца, неутомимого созидателя будущего музея, профессора первой кафед­ры истории и теории искусств, учрежденной в 1864 году, по своей инициативе с 1857 года приступившего к чтению лекций по истории искусств и археологии. Ряд статей К.К. Герца по нумиз­матике, его практическая работа в Мюнц-кабинете по собиранию мо­нет и упорядочению университет­ской коллекции дают мне основа­ние считать его не только искус­ствоведом и археологом, но и ну­мизматом. Мне удалось обнару­жить рукописный каталог древне­греческих монет, составленный К.К. Герцем. Рукопись не датиро­вана и не подписана, но на осно­вании ее изучения я определяю не как работу начатую, по-видимому, в конце 60-х годов и вне­запно прервавшуюся в связи с тяжелым заболеванием автора в 1870 году. К.К. Герц был предше­ственником А.В. Орешникова по составлению каталога древнегре­ческих монет, и к этой работе он счел нужным приступить тогда, когда эта коллекция была еще не­велика, находилась в состоянии собирания и нуждалась в значи­тельных пополнениях. Любопытно также, что в состав коллекции древнегреческих монет К.К. Герц не включал монеты Черноморья, которых по сохранившемуся спи­ску числилось 244 экземпляра, не считая тех монет, которые были привезены в количестве 80 штук с Таманского полуострова из его раскопок в 1859 году. Совершенно очевидно, что черноморские моне­ты выделялись им в особенную груп­пу и, по-видимому, предназна­чались, как и каталог древне­греческих монет, в дальнейшем к опубликованию в печати. После смерти К.К. Герца в 1883 году за­ведующим Кабинетом изящных искусств назначается профессор А.Н. Шварц. О каталогизации мо­нет писал А.В. Орешников во вступительном очерке к своему труду ’’Описания древнегреческих мо­нет”. Общий план каталогизационных работ был задуман широко, но довести его до завершения и печати удалось только А.В. Орешникову. Для описания русских монет был приглашен Л.А. Третьяков, но смерть его в декабре 1886 года прервала ра­боту. Для описания римских мо­нет был приглашен А.М. Подшивалов, который к концу 1888 года подытожил свою работу со­ставлением краткой описи на 1297 монет республиканской и 4374 монеты императорской эпохи. Со­хранившаяся рукопись, несо­мненно, свидетельствует о том, что автором была проделана только первая стадия работ по определению монет, их система­тизации и выделению основных и дублетных экземпляров. В ’’Опи­сании” А.В. Орешникова указаны 2783 монеты и тессеры уни­верситетского собрания. Труд этот оказался на высоте требований науки того времени, и появление его в печати явилось знамена­тельным фактом, сделавшим уни­верситетское собрание античных монет известным и доступным для научного использования. Этот труд определил состав всей кол­лекции древнегреческих монет, которая к тому времени представ­ляла собой 417 центров античной монетной чеканки и 127 правите­лей, царей и династов, выпускав­ших в древности монеты. Автор дал следующую оценку описанной им коллекции: ’’Особенных редко­стей и таких экземпляров, кото­рые проливали бы свет на хроно­логию или прибавляли бы новые указания на собственные или ге­ографические имена, в нашем собрании нет, но зато оно имеет представителей всех главнейших государств и эпох древнего мира, по которым всякому начина­ющему можно получить цельное понятие о монетах древнего мира, начиная с древнейших монет эгинских и до позднейших греко-рим­ского периода. Это дает основание для заключения о качестве проведенной собирательской работы П.М. Леонтьева и К.К. Герца, которые при комплектовании кол­лекции преследовали совершенно определенные учебно-вспомога­тельные задачи — обеспечить уни­верситет таким набором античных монет, который заключал бы в себе всех важнейших представи­телей чеканки и давал бы воз­можность ознакомиться с основ­ными линиями развития моне­тного дела в древности. По данным А.В.Орешникова в вступительном очерке к ’’Описанию”, коллекция Мюнц-кабинета к концу 70 годов (то есть при К.К. Герце) насчиты­вала 19482 экземпляра монет и медалей всех стран и эпох. В 1888 году по ходатайству экстраорди­нарного профессора А.Н. Шварца с разрешения Совета университета и министра народного просвеще­ния ’’были переданы из кабинета на хранение в Императорский Российский Исторический музей предметы русской древности и вся коллекция русских монет и меда­лей”. По составленному А.В. Орешниковым краткому списку рус­ских монет, слитков, медалей и ассигнаций оказалось 9309 экзе­мпляров, то есть около половины всей коллекции Мюнц-кабинета. Эта часть коллекции не была воз­вращена обратно, о чем прихо­дится сожалеть, так как Москов­ский университет, создавая свой художественный музей, усиленно продолжал его пополнять разными новыми приобретениями, в том числе и нумизматическими и, в частности, русскими монетами и медалями, и надо сказать, что отданное Историческому музею уже не было восполнено целиком. Начинания в области система­тического каталогизирования кол­лекции Мюнц-кабинета, незавер­шенные в 60-70 годах и более удачно проведенные работы в 80 годах свидетельствуют, что необ­ходимость в печатных каталогах ощущалась сильно. Такие работы были признаны необходимым ус­ловием для развития отече­ственной нумизматической науки, на этот путь становился ряд на­ших государственных, обществен­ных и частных собраний. Закан­чивая свой вступительный очерк, А.В. Орешников писал: ”В заклю­чение позволю себе выразить же­лание, чтобы и остальная часть нумизматического собрания каби­нета была описана, собенно во­сточные монеты, которых немало поступало в Мюнц-кабинет после описания их Френом. Это поже­лание является весьма примеча­тельным, говорящим о каком-то явном неблагополучии в предпринятых каталогизационных работах по коллекциям Мюнц-ка­бинета.

Широкий план намеченных работ подразумевал публикацию 2783 древнегреческих, 5671 римских и 9309 русских монет (и медалей), то есть 17763 единиц из всего собрания Мюнц-кабинета. Все же собрание, к концу 70 годов, составляло 19482 экзем­пляра. На деле получилось наобо­рот — описано было только около одной шестой части всего собрания Мюнц-кабинета. После выхода в свет ’’Описания древне­греческих монет” в 1891 году ни­каких мероприятий к опубликова­нию каталогов остальных частей собрания Мюнц-кабинета в после­дующие десятилетия не предпри­нималось. В 1889 году на кафедру теории и истории изящных искусств Московского универси­тета был назначен ординарный профессор И.В. Цветаев, который стал энергичным пропагандистом идеи расширения масштабов де­ятельности Кабинета изящных искусств, доказывая необходи­мость сооружения специального большого музейного здания для размещения в нем гипсовых слеп­ков с главнейших скульптурных произведений античного искус­ства.

Позднее, после 1895 года, к этому первоначальному плану были добавлены искусство Древ­него Востока, раннехристианское и западноевропейское. И.В. Цве­таев обращает внимание широкой русской общественности на необ­ходимость такого музея не только для преподавания истории ис­кусств, но и для исследователь­ских и просветительных. В ре­зультате феноменальной энергии, настойчивости и целеустремлен­ности, проявленной И.В. Цветае­вым, ему удалось добиться огром­ной моральной поддержки со сто­роны передовых людей русского общества — просвещенных мецена­тов, людей науки и искусства, и к 1912 году воплотить в жизнь ту идею, которую он пропаганди­ровал и к которой стремился ряд предшествующих поколений уни­верситетских деятелей.

Самым ценным в замысле И.В. Цветаева было то, что создание музея мыслилось ему не про­сто как постройка более вмести­тельного помещения для уже на­копленных художественных и ар­хеологических коллекций, а как продолжение этой собирательской деятельности, подчиненной боль­шей плановости, систематичности и более широким задачам — не только учебно-воспитательным, но и научно-исследовательским и культурно-просветительским. На протяжении 90-х годов XIX века и первого десятилетия XX преж­ний Кабинет изящных искусств, именуемый уже Музеем изящных искусств, продолжает размещаться и функционировать в старом здании Московского университета. За эти два десятилетия нумизматическая коллекция, входящая в состав названного музея и продол­жающая именоваться в официаль­ных бумагах Мюнц-кабинетом, пополняется многочисленными новыми поступлениями, большей частью случайного характера.

Однако не надо думать, что И.В. Цветаев, всегда загруженный хранительскими обязанностями по Румянцевскому музею, а с 1900 года обязанностями директора этого музея, педагогической рабо­той в университете и огромной организационной деятельностью по созданию нового художествен­ного музея при университете, не уделял судьбам университетской нумизматической коллекции ни­какого внимания. Наоборот, в со­оружаемом музее эта коллекция должна была, по мнению И.В. Цветаева, занять совершенно определенное место. Уже в 1898 году он писал, что музей будет состоять из отделов скульптуры, архитектуры и живописи. ’’Сверх сих отделов в музее проектиру­ются еще следующие учреждения: Антикварий, Библиотека и Ауди­тория. В Антикварии предполага­ется поместить Нумизматический кабинет, собрание камней, худо­жественных медалей, бронзовые вазы, бюсты, статуэтки, рельеф­ные доски, предметы домашнего и общественного быта и т.п”. К открытию Музея изящных искус­ств в 1912 году такой антикварий еще не был организован. В первой экспозиции в залах были выста­влены и некоторые нумизмати­ческие экспонаты, но только новейших поступлений, из числа недавно сделанных пожервтвований. В Римском зале стояла вит­рина с коллекцией монет римских императоров, пожертвованная К.А. Губастовым, в так называ­емом Христианском дворике ви­села витрина с папскими меда­лями, того же дарителя. Через некоторое время в зале итальян­ского Возрождения была выве­шена витрина с металлическими копиями с бронзовых медалей, хранящихся в Национальном му­зее во Флоренции. Вся же основ­ная коллекция монет и медалей, перевезенных из университета, размещалась в своих старых шка­фах в запасных закрытых залах и, не имея своего специального хранителя, оставалась в сверну­том состоянии до 1914 года. Не­устроенность нумизматической коллекции после перевоза ее во вновь отстроенное здание в значи­тельной мере может быть объяс­нена тем, что на другой же год после открытия музей лишился одного из главных своих деятелей — первого директора И.В. Цветаева, скончавшегося 27 августа 1913 года. Новый директор музея профессор В.К. Мальмберг в 1914 году пригласил на работу в музей А.Н. Зографа, который интересовался широким кругом вопросов классической филологии и истории искусств, сочетая это со специализацией в области античной нумизматики, которой он увлекся еще со сту­денческих лет. А.Н. Зограф при­ступил к работе в музее сначала в должности практиканта и экскур­совода, а затем заведующего подотделом нумизматики. В труд­ные годы первой мировой войны, Февральской и Октябрьской соци­алистической революций и граж­данской войны А.Н. Зограф про­делал значительную работу по выверке нумизматической коллек­ции, ее изучению и определению новых приобретений тех лет. Пользуясь постоянными советами и консультациями А.В. Орешникова, работавшего в Государ­ственном Историческом музее, А.Н. Зограф настойчиво взялся за оживление работ над нумизма­тической коллекцией. Ряд сохра­нившихся в архиве музея доку­ментов может подтвердить, что все устремления А.Н. Зографа с 1914 по 1922 год были проникнуты его желанием преем­ственно продолжать некогда прерванные начинания по катало­гизации этого собрания. Главное внимание он обратил на те части нумизматического собрания му­зея, которые состояли из новых поступлений или позволяли со­здать более или менее солидную, достойную внимания группу. Ра­ботал он при помощи описей, со ссылками на литературу и графой ’’замечаний». После него остались черновые и законченные описи ’’римских императорских монет, пожертвованных К.А. Губастовым’’, ’’монет древнегреческих и римских, приобретенных у С.И. Барановича и Лодыженской”, ’’русских медалей, приобретенных в 1921 году”. Интересным начи­нанием А.Н. Зографа следует при­знать его первую попытку составления каталога на срав­нительно небольшое количество византийских монет, оказавшихся в разных частях собрания и, в частности, среди нового посту­пления от Барановича и Лоды­женской. Получившаяся группа монет в 102 штуки была А.Н. Зографом подробно описана и охарактеризована в небольшой вступительной заметке. Очень ценной работой А.Н. Зографа не­обходимо признать ту, которая была проделана им над коллек­цией древнегреческих монет и по­лучила свое отражение только в пометках на полях печат­ного ’’Описания”, составленного А.В. Орешниковым. Главная труд­ность работы над нумизматичес­кой коллекцией заключалась в том, что она оставалась неустро­енной, шкафы и витрины с моне­тами и медалями стояли в разных помещениях музея, частью вы­ставленными в залах, частью в сложенном состоянии в запасных залах, причем здание музея с 1918 по 1922 год не отапливалось. Другой помехой в работе было то, что имевшаяся в библиотеке му­зея специальная литература по нумизматике оказалась крайне недостаточной и пополнить ее нужными книгами в те годы было очень трудно. Университет, не имея средств на содержание му­зея, доводил до минимума штат обслуживающего персонала и ли­шен был возможности поддерживать здание и оборудование музея в должном порядке. А.Н. Зограф проработал в Музее изящных искусств до 1922 года. 1 ноября он переехал на жительство в Петрог­рад и поступил на службу в отдел нумизматики Эрмитажа. После его ухода из музея коллекция была опечатана, и никаких работ над ней в течение полутора лет не производилось. В 1923 году в судьбе Музея изящных искусств произошли большие перемены. Он был отделен от университета и превращен в учреждение с само­стоятельным бюджетом и непо­средственным подчинением му­зейному отделу Народного комис­сариата просвещения РСФСР. Из прежнего учебно-воспитательного музей превращался в учреждение с широкими культурно-просвети­тельными задачами. Музей слеп­ков должен был пополниться ори­гиналами, причем не только па­мятниками скульптуры и архи­тектуры, но и произведениями живописи. Это было осуществлено путем передачи ряда произведе­ний и целых коллекций из других художественных музеев и госу­дарственных фондов. В структуре реорганизованного Музея изящ­ных искусств, торжественно открытого 10 ноября 1924 года, значились отделы: 1. Древнего Во­стока. 2. Скульптуры. 3. Картин­ной галереи. 4. Гравюры. 5. Биб­лиотеки с архивом. Директор реорганизованного   музея профессор Н.И. Романов считал необходимым старейшую коллек­цию музея восстановить под наименованием ’’Нумизматичес­кого кабинета” и числить его на первое время при античном подотделе скульптурного отдела, учитывая, что в дальнейшем, с ростом коллекции и с развитием работ, этот кабинет превратится в самостоятельный отдел. Расчеты Н.И. Романова на практике под­твердились. Условия для развития нумизматического кабинета ока­зались благоприятными, старая коллекция обогатилась, масштабы работ расширились. В 1945 году Нумизматический кабинет был переименован в Отдел нумизма­тики.

Поскольку в мою задачу не входит освещение деятельности Нумизматического кабинета и Отдела нумизматики после 1924 года, когда музей перестал быть университетским учреждением, на этом свой краткий очерк я заканчиваю. Я ставил задачу выяснения вопроса возникновения и роста нумизматической коллекции Московского университета, вокруг которой образовался один из участков развития нашей отечественной нумизматической науки, коллекции, которая яви­лась родоначальницей не только ныне действующего Отдела нуми­зматики, но и всего Государ­ственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкин.

 

Л.П. Харко. Среди коллекционеров. № 1. Москва, 1992 г. С. 18 -34.

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать