Публикации Памятный рубль 1841 года, выпущенный по случаю бракосочетания Великого князя Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадской. Комментарии, замечания, гипотезы.

Памятный рубль 1841 года, выпущенный по случаю бракосочетания Великого князя Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадской. Комментарии, замечания, гипотезы.

Рис. 1. 1841.

 

Сведения, касающиеся обстоятельств чеканки памятной монеты, посвященной бракосочетанию великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II и немецкой принцессы, ставшей в недалеком будущем государыней Марией Александровной, изложены в Корпусе русских монет [3]. Несмотря на конспективный характер представленных данных, последние являются главным и достоверным источником информации, к которому обращались и обращаются иссле­дователи предметов медальерного искус­ства, связанных с обрядом вступления в брак наследника русского престола.

Внимательное изучение указанного документа в комплексе с исследованием самих артефактов рождают целый ряд вопросов, неожиданных находок и гипотез.

Даже работы классиков не проясняют, какая дефиниция наиболее адекватно определяет объект нашего интереса (рис. 2). Вел. кн. Георгий Михайлович (далее ГМ) дает следующее обозначение: «Медальная моне­та рублевого достоинства».

 

Рис. 2. 1841.

 

В.В. Уздеников с большой ответствен­ностью относился к формулировке названий монет, понимая, что в таких определениях содержится важная информация об их функциональном предназначении. Выдающийся нумизмат даже посвятил две одноименные дополняющие друг друга специальные рабо­ты по этому вопросу [11, 13]. В частности, искомый экземпляр автор классифицировал как «памятный рубль 1841 года (без обозначения номинала), выпущенный по случаю брако­сочетания наследника престола — будущего императора Александра II» [14].

 

Рис. 3. XIX.

 

Г.М. Северин предлагает сле­дующее определение: «Монеты, посвященные предстоящему бракосочетанию Александра II и Марии Гессен-Дармштадской 16 апреля 1841 года» и далее кратко: «Рубли- медали» [6]. Оставим без внимания неточ­ность Г.М. Северина по поводу титула Александра Николаевича — он тогда был еще великим князем. Однако зафиксируем вни­мание на словах «предстоящему бракосоче­танию». Дело в том, что уважаемый автор допустил досадную неточность, создающую некую противоречивость, суть которой ста­новится понятной из анализа сведений, изложенных ГМ ниже.

Фрагмент предоставленного ГМ доку­мента гласит: «Во исполнения предписания Д-та Г. и С. Д. (Департамента Горных и Соляных Дел — Ю.П.) от 19 апреля 1841 г. № 21. Начальник Монетного Двора приказал Управляющему медальным переде­лом поспешить приготовлением особых штемпелей для выбития некоторого числа медалей из лигатурно­го серебра, на продажу по рублю серебром каждый (в последней бумаге эти медали названы медальными монетами), на первый раз предложено приготовить их до 100 штук». Далее ГМ с ссылкой на доку­мент уточняет, что 6 мая 1841 года Управляющий медальным переделом пред­писывает медальеру Губе «поспешить изго­товлением медальной монеты в рубль». Заметим, что оба предписания датированы позднее 16 апреля 1841, т.е. после дня бра­косочетания Александра Николаевича. В этом заключается оплошность Северина: монеты были выпущены не в преддверии, а завершению торжественной церемонии, и, по существу, носят ретроспективный характер.

 

Рис. 4. 1841.

 

Приведенный фрагмент документа поз­воляет сделать по меньшей мере три важ­ных вывода.

Во-первых, ГМ не был уверен в праве относить монетовидные кружки к платеж­ным средствам, поэтому он обращает на этот факт внимание читателя и объясняет происхождение использованного им термина: «(в последней бумаге эти медали названы медальными монетами)».

Во-вторых, отожествление медальных монет с рублями очевидно связано с монетным металлом — лигатурным серебром, кото­рый применялся для изготовления рублеви­ков стандартного выпуска.

В-третьих, изначально планировался ограниченный выпуск «медальных монет» на продажу («некоторое число медалей … до 100 штук»). Это обстоятельство позволяет предположить, что предварительный весьма ограниченный выпуск монетовидных изде­лий был сделан для изучения рыночной конъюнктуры. Как впоследствии оказалось, желание приобрести памятный денежный знак всего за один рубль у населения было значительным, о чем свидетельствуют последующие дополнительные выпуски «медальных монет» с некоторыми модифи­кациями их внешнего оформления.

Анализ приведенного документа позво­ляет сделать итоговое заключение: создате­ли монеты с самого начала не предполагали использовать ее как платежное средство; монета предназначалась исключительно выполнять памятную функцию, свойственную медалям.*

 

Рис. 5. 1841.

 

На реверсе памятной медали, выбитой по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича вместо знака монетного двора начертана подпись Губе и отсутствуют знаки минцмейстера (рис. 5). Художественное оформление монет не имеет принципиальных отличий от медалей. Вместе с тем Г.М. Северин полагает, что раз­деление мемориальных знаков на медали и монеты произошло с 1880 года [6]. Медальные монеты обладают формальными признаками, которые позволили каталогиза­торам отнести экземпляры в категорию пла­тежных средств. Среди них проба серебра, лигатурная масса и диаметр, точно соответ­ствующие рублю, а также обозначения на реверсе: знак монетного двора «С.П.Б.» в сочетании с буквенными литерами «Н — Г» или «Н — I» над цоколем, отделяющим алле­горическое изображение от даты. Указанные буквы являются инициалами начальников серебряного передела, т.е. минцмейстеров С.-Петербургского монетно­го двора: соответственно Николая Грачева и Николая Иоссе (Iосса)**. [3, 12].

 

Рис. 6. 1841.

 

Иоссе выполнял обязанности минцмейстера с 1848 года. Считается, что медальные монеты с обозначением его имени являются новоделами поскольку изготовлены позднее и отчеканены новорезанными штемпелями. В этом причина того, что в рисунке аллегорической композиции на реверсе имеют место девиации в начертании деталей изображения (рис. 6). Например, сдвоенный вен­зель брачующихся на экземпляре с инициа­лами Иоссе значительно меньшего размера по сравнению с тем, который изображен на медальном рубле за подписью Грачева. С практической точки зрения аббревиатура «I — Н» служит удобным маркером для определе­ния новодельной продукции.

Г.М. Северин, сопоставляя даты работы Николая Иоссе, трудившегося на Монетном дворе в 1848-1877 годах, высказывает пред­положение, что рубль с буквами «I — Н» был выпущен «к шестой или седьмой годовщине императорской пары» [7]. Иными словами уважаемый автор рассматривал рублевик как монету подлинную «последней чекан­ки», а значит являющуюся по его мнению юбилейным экземпляром. Опираясь на эту логику Северин каталогизирует данный рубль-медаль как монету регулярной чекан­ки.

Любопытно, что ГМ в томе, посвящен­ном монетам Николая I, описал «Медальную монету рублевого достоинства» за № 372 , у которой «под щитом буквы Н — Г…». В тоже время в прилагаемой таблице XXII в качестве иллюстрации изображен экземпляр № 15 с буквами «Н — I». Много загадок таит в себе «свадебный» рубль!

Современные авторы каталогизируют новодельные рубли как с обозначением «Н — Г» так и с «Н — I» [1].

Оригинальность медальной монеты заключается и в том, что она не имеет обозначения номинала. Этот факт В.В. Уздеников посчитал нужным отметить особо, и включил его в классификационное определение монеты как обязательный ком­понент. Уважаемый автор, рассуждая по этому поводу, писал: «…такая особенность рубля 1841 года была вынужденной, поскольку на этой «медальной монете» была сохра­нена композиция аналогичной памятной медали, и там просто негде было разместить слово «РУБЛЬ». Вместе с тем В.В. Уздеников, развивая мысль, полагал, что это было сделано «преднамеренно, подражая оформлению предшествующей памятной медали» [10].

Добавим, что медальные монеты предна­значались, как указывалось выше, для продажи. Предусмотрительные монетчики, понимали, что обозначение номинала в 1 рубль вступило бы в противоречие с оформ­лением экземпляров, отчеканенных в золоте и меди. Последние изготавливались теми штемпелями, что и серебряные монеты руб­левого достоинства. Лишив штемпель неугодного элемента, руководство монетно­го передела избавлялось от неудобных вопросов по поводу автоматически возни­кающей коллизии.

Двойной портрет наследника престола и будущей императрицы академичен, выполнен профессионально и достоин высокой оценки. Смущает подпись под изображением супружеской четы: РЪЗАЛЪ ГУБЕ. Нескромно больших размеров, сделанная под обрезом шей, подпись резчика (курсив — Ю.П.) невольно адресует к родовому пове­рью династии Романовых о причинах неже­лания императора Павла I видеть свой про­филь на денежных знаках. Напомним, что государь Николай Павлович, якобы, тоже отказался от чеканки своего портрета на монетах, так как верил в легенду о трагической судьбе короля Франции Людовика XVI: монарх пытался скрыться от революционно настроенных подданных, но был опознан благодаря луидору с его портретом. Король был гильотинирован, его голову палач демонстрировал ликующей толпе. Императоры Павел и Александр I, якобы преследуемые этой легендой, первыми запретили помещать собственные изображе­ния на государственные монеты. Среди служащих Эрмитажа из уст в уста передавалась байка о болезненной реакции Николая I на представленную для одобрения монету с его головным портретом. Как будто бы государь увидел «отрубленную голову»* и был раз­гневан.

Видимо Генрих Губе, родившийся в Германии и работавший до 1830 года в Берлине, не был осведомлен об историче­ских нюансах российского монетного пере­дела, а то бы использовал вместо «РЪЗАЛЪ» сокращенное «Р» или ставил подпись на латыни как на медали. Указанное замечание, однако, носит чисто субъективный характер и отражает современный взгляд на указан­ные детали. В девятнадцатом веке выше обозначенные подробности были вполне обще­принятым делом.

 

Рис. 7. 1841.

 

Генрих Губе, именуемый в России, Андреем Игнатьевичем, влился в коллектив русских граверов в 1830 году в возрасте 25 лет и был «назначен именным указом глав­ным медальером Петербургского Монетного двора» [19]. По словам американского знато­ка русских монет Рандольфа Зандера «Губе один грелся в лучах милости Императора и пришел на монетный двор как его протеже» [4]. По мнению уважаемого автора Губе заслужил такое благоволение после того как принял участие в создании штемпелей для чеканки серии медалей на победы России в войне с Турцией в 1828 — 1829 г. А.И. Губе добросовестно служил новому отечеству и умер в возрасте 43 лет, не переставая тру­диться над штемпелями до конца жизни.

 

 

 

Рис. 8. А), B) 1841.

 

Работа над сдвоенным портретом наслед­ника Александра Николаевича и его невесты Марии Александровны началась в январе 1841 года, когда начальнику С.- Петербургского Монетного двора было предписано «во исполнение Величайшего повеления приказать Медальеру Губе немед­ленно заняться составлением рисунка меда­ли на бракосочетание Наследника Цесаревича». Перед Губе стояла сложная задача, поскольку опыта чеканки предметов малых пластических форм с профильными изображениями портретируемых, которые могли бы служить образцами, Петербургский монетный двор не имел. Детский портрет Александра на «семейном» полутора рублёвике 1835 года не рассматри­вался по естественным причинам. Ранее, когда Губе работал над штемпелем рубля в память Александровской колонны, ему были предоставлены медали и монеты с изобра­жением императора в качестве образцов [2].

Возможно в основу двойного портрета на медали, а затем на монете, могло быть положено изображение Александра и Марии, исполненное художником В. Гау (рис.7). Владимир Иванович Гау (или Хау; нем. Woldemar Hau) по праву занимал долж­ность придворного художника и три десятка лет писал портреты членов императорской семьи, всегда добиваясь поразительного сходства с обликом портретируемой персо­ны.

Сравнение контуров лица наследника престола на медальной монете с рисунком его профиля на портрете работы Гау показы­вает большое сходство, но не тождество (рис. 7 и 8). Изгибы абриса великокняжеско­го лица на монете более жесткие и графичные, в то время как антикизированные линии на рисунке Гау сглажены и лиричны, что придает профилю Александра следы утонченности и аристократизма. По всей видимости, некоторая брутальность изобра­жения цесаревича в работе Губе обусловле­ны техническими приемами, которые использовал медальер. По этому поводу Е.С Щукина замечает: «Необычная высота рель­ефа его портретных медалей создает иллю­зию техники литья» [16].

 

Рис. 9.  (NIC. CERBARA).1839.

 

Как ни парадоксально, но зарубежные медальеры опередили русских мастеров в гравировке изображения наследника русско­го престола (рис. 9). Николо Чербара (итал. Nicolo (Nicola) Cerbara, 1793 — 1869) — итальянский медальер и резчик монетных штемпелей, работавший на папском монетном дворе в Риме [15], запечатлел на медали портрет Александра Николаевича по случаю его визита в Рим, когда он совершал заграничное путешествие. Остается загад­кой какими образцовыми материалами пользовался итальянец. Нельзя исключить, что Чербара мог видеть великого князя непосредственно и сделать соответствующие зарисовки его профиля. Опытному художнику, имевшему богатый опыт по созданию портретных медалей знаменитых соотече­ственников, достаточно было нескольких минут, чтобы зафиксировать на бумаге про­филь любого персонажа. Портрет Александра Николаевича, исполненный итальянским резчиком в невысоком рельефе, отличается выразительностью, полон душевной гармонии и внутреннего благо­родства.

 

Рис. 10. (Henri Francois Brandt). 1841.

 

Высока вероятность того, что медаль работы Чербара, выполненная двумя годами ранее, была предоставлена Губе в качастве образца. Однако немецкая школа возоблада­ла и наложила неизгладимый отпечаток на его работу. Е.С. Щукина дала своеобразную оценку творчества резчика: «Портретные работы Губе отличаются документальной достоверностью и … скукой» [17].

Бракосочетание наследника престола не осталось без внимания в Германии. Работавший в то время на Берлинском монетном дворе швейцарский мастер А.Ф. Брандт, создал на плоскости медального кружка двойной портрет будущих монархов (рис. 10). Круговая надпись на аверсе: ALEXANDER NICOL . IMP . RUSS . HAER . ET MARIA PRINC . HASS . RHEN . (Александр  Николаевич,   империи российский наследник, и Мария, принцесса Гессенская и Рейнская)».

 

Рис. 11. (H. F. Brandt). 1839.

 

В Словаре нумизмата читаем: «Бранд Анри-«Француа (Henri Francois Brandt)… — Один из самых выдающихся медальеров 19 в. … создал медали в честь совр. ему правителей, выдающихся личностей и истор. событий …» [15]. Знаменитый мастер уже имел опыт создания памятного знака с изоб­ражением представительницы царской российской семьи. На рисунке 11 показана медаль с портретом, выбитая по случаю бракосочетания великой княжны Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского в 1839 году. Великолепная пластика видимо произвела на императора Николая I большое впечатление и надолго запечатлелось в его памяти. Можно предположить, что медаль, отчеканенная в память замужества его дочери в Германии, явилась побудительным мотивом к созданию подоб­ного памятника по случаю бракосочетания наследника престола Александра в России.

 

Рис. 12. 1891.

 

А.  Губе добросовестно отнесся не только к рабо­те над сдвоен­ным портретом на аверсе, но и проявил себя как художник, создавший замечательную аллегорическую композицию на оборотной стороне медали, затем повторив ее на монете. Если иностран­цы свои творческие усилия сконцентрирова­ли в работе над портретами, ограничившись графическими рисунками на реверсе, то Губе обратился к мифологическим персона­жам, создав лиричный метафорический коллаж. ГМ описывает оформление реверса следующим образом: «В щите, обвитом розовым венком, помещена монограмма Их Императорских Высочеств. Над щитом императорская корона. По сторонам щита: с левой стороны Психея, держащая в правой руке лилии, а левой рукой опирающаяся на щит; с правой стороны Амур, держащий в левой руке лук, и указывающий правой рукой на вензель. …» [3].

Каждая деталь композиции наполнена аллегорическим смыслом. Обратившись к «Словарю сюжетов и символов в искусстве», уточняем:

  • …Щит является атрибутом целомуд­рия,.. и защищает от стрел Купидона… .
  • …Роза была священным цветком для Венеры в античную эпоху и является ее атрибутом в искусстве Ренессанса и более позднего времени …
  • Корона (венок, венец) — Эмблема вер­ховной власти — божественной и земной… .
  • Психея и Амур (он же Купидон)    — герои римского мифа, в котором череда уди­вительных событий завершилась роскошной свадьбой и вечной любовью. Сказочная история нашла воплощение в многочислен­ных художественных полотнах и скульпту­рах (рис. 12).
  • Крылья, которыми наделены Психея (у нее крылья бабочки) и Амур, свидетель­ствуют, что они посланцы Бога.
  • Лилия в руке Психеи — символ чистоты, ассоциирующийся с Девой Марией и святы­ми делами.
  • Лук, как и стрелы, демонстрируют источник божественной силы, предназначенный пронзать человека, чтобы вселить в него неудержимую любовь.

Завершая описание оборотной стороны медальной монеты работы Губе, уместно привести еще одну цитату Е.С. Щукиной, которая с академическим профессионализ­мом подчеркнула неоспоримо важные и лестные стороны творчества Губе: «Его работы открыли путь к насыщению изобра­зительного языка медали конкретными дета­лями, которые ранее отвергались эстетикой классицизма» [18].

 

Рис. 13.   1863.

 

Медальная монета, или на сленге коллек­ционеров «свадебный рубль»,  явилась своего рода объективным показателем существо­вавшего в европейский столицах традиции заключать династические**** браки между представителями правящих элит. Глубинная роль таких брачных союзов заключалась в желании правителей укрепить торговые и политические связи, заключить военные соглашения, повысить международный авторитет страны, то есть через семейные коммуникации всесторонне усилить мощь и безопасность государства. Сам император Николай I, отец цесаревича Александра, придавал большое значение династическим контактам и был женат на немецкой прин­цессе из дома Гогенцоллернов Федерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, дочери короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III. Он верил, что брак наследника с Марией укрепит связующие звенья между династиями Романовых и Гогенцоллернов, а значит, вольет поток новой энергии в угасающую ценность Священного союза России, Пруссии и Австрии, созданного в 1815 году с целью поддержания установленного на Венском конгрессе международного поряд­ка.

Брак между Александром и Марией явился удивительным случаем, когда внешнеполитические задачи, стоявшие во главу угла правящих классов России и Германии, счастливо совпали с неподдельной любо­вью, родившейся между наследником рус­ского престола и гессен-дармштадтской принцессой.

История вечной любви между Психеей и Амуром, запечатленная А. Губе на монетной медали, символическим образом воплоти­лась в реальность. Счастливые супруги начали совместную жизнь в мире и согла­сии.

 

Рис. 14. XIX.

 

Мария Александровна легко и с готов­ностью перешла в православие. Она отличалась не только красотой (рис. 14), но и умом в гармонии с образованностью. Вместе с тем современники отмечали ее кроткий нрав и непоказную скромность. Став императрицей, Мария Александровна приняла актив­ное участие в общественно-политической жизни России. Александр Николаевич в ее лице приобрел надежного и верного друга, который энергично помогал ему в реализа­ции разных благо угодных начинаниях. При ее непосредственном участии были обнов­лены существовавшие и основаны в боль­шом количестве новые приюты и богадель­ни (рис. 13). Учреждение благотворительно­го Красного Креста также обязано Марии Александровне. Благодаря ее усилиям полу­чило развитие женское образование (рис. 15). Знаменитый Мариинский театр, назва­ние которого происходит от августейшего имени императрицы, опять же создан по ее инициативе.

 

Рис. 15.

 

Александр и Мария Александровна про­жили в браке долгие 40 лет. Несмотря на всякого рода проблемы, брак можно назвать счастливым. 25-летие совместной жизни было отмечено юбилейной медалью (рис.16). Таким образом, аллегория, изло­женная резцом гравера на медальной монете 1841 года, воспевающая вечную любовь, чудесным образом материализовалась. В императорской семье родились 8 детей, в том числе и будущий император Александр III Александрович Миротворец.

 

Рис. 16. 1866.

 

Справки:

* Подробнее см. очерк «Овеянный леген­дой рубль 1827 года».

** Медаль — знак в виде круглой металли­­ческой пластинки с различными изображе­ниями, присуждаемый в награду за что-н. или отливаемый в память о каком-н. собы­тии [5].

***ГМ в описании медальной монеты № 372 расшифровал буквы Н — Г как инициалы начальника серебряного передела Николая Гертова [3]. Однако в штате минцмейстеров, работавших в Петербурге такой специалист не значится [12]. С 1834 года на Петербургском монетном дворе работал Гертов Александр Павлович в должности помощника пробирера по золотому переде­лу, и только с 1846 (по 1857) стал минцмейстером последнего [9, 12].

**** Династия (гр. dynasteia господство) 1). ряд монархов, сменяющих друг друга по праву родства и наследования [8].

 

Список использованной литературы:

  1. Биткин В.В. Сводный каталог монет России. Ч.П. (1740-1917). — Киев, 2003. С. 844.
  2. Георгий Михайлович, Вел кн. Монеты царствования императора Николая I. — С. Петербург. 1890. С. 62-63. Док. № 148.
  3. Там же. С. 226. Мон. № 372.
  4. Зандер Р. Серебряные рубли и ефимки Романовской России 1654-1915. Исторический обзор и заметки о характер­ных разновидностях рублевых монет. — Киев, 1998. С. 169.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., допол. 80 000 слов и фразеологических выражений. — М., 2003. С. 347.
  6. Северин Г.М. Серебряные монеты Российской империи 1801-1917. Сборник всех известных типов и разновидностей. Книга II. — М., 2001. С. 67.
  7. Там же. С. 69
  8. Словарь иностранных слов и выраже­ний. — М., 2003. С. 194.
  9. Смирнов М.И. “Со знаком “С.П.Б.”. Очерки истории Санкт-Петербургского Монетного двора 1724-1994. — Тольятти, 1994. С. 123.
  10. Уздеников В.В. Две загадочные рус­ские монеты. Монеты России XVIII — XX веков. Очерки по нумизматике. — М., 2001. С. 164.
  11. Уздеников В.В. Памятные и юбилей­ные монеты. Нумизматика № 15, 2007. С. 28- 30.
  12. Уздеников В.В. Монеты России. 1700 — М., 2004. С. 466-467.
  1. Уздеников В.В. Памятные и юбилей­ные монеты. В сб. Монеты России XVIII — XX веков. Очерки по нумизматике. — М., 2008. С. 39-44.
  2. Там же. С. 40.
  3. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. 2-е изд. переработанное и дополненное. — М., 1993. С. 35, 362.
  4. Щукина Е.С. Два века русской меда­ли. Медальерное искусство в России 1700-­1917 гг. Государственный Эрмитаж. — М., 2000. С. 151.
  5. Там же. С. 153.
  6. Там же. С. 154.
  7. Щукина Е.С. Монограммы и подписи на русских медалях XVIII — начала XX веков. — Киев, 2002. С. 55.

 

 

Ю.П. Петрунин.

 

 

 

 

 

 

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать