
Рис. 1. 1841.
Сведения, касающиеся обстоятельств чеканки памятной монеты, посвященной бракосочетанию великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II и немецкой принцессы, ставшей в недалеком будущем государыней Марией Александровной, изложены в Корпусе русских монет [3]. Несмотря на конспективный характер представленных данных, последние являются главным и достоверным источником информации, к которому обращались и обращаются исследователи предметов медальерного искусства, связанных с обрядом вступления в брак наследника русского престола.
Внимательное изучение указанного документа в комплексе с исследованием самих артефактов рождают целый ряд вопросов, неожиданных находок и гипотез.
Даже работы классиков не проясняют, какая дефиниция наиболее адекватно определяет объект нашего интереса (рис. 2). Вел. кн. Георгий Михайлович (далее ГМ) дает следующее обозначение: «Медальная монета рублевого достоинства».

Рис. 2. 1841.
В.В. Уздеников с большой ответственностью относился к формулировке названий монет, понимая, что в таких определениях содержится важная информация об их функциональном предназначении. Выдающийся нумизмат даже посвятил две одноименные дополняющие друг друга специальные работы по этому вопросу [11, 13]. В частности, искомый экземпляр автор классифицировал как «памятный рубль 1841 года (без обозначения номинала), выпущенный по случаю бракосочетания наследника престола — будущего императора Александра II» [14].

Рис. 3. XIX.
Г.М. Северин предлагает следующее определение: «Монеты, посвященные предстоящему бракосочетанию Александра II и Марии Гессен-Дармштадской 16 апреля 1841 года» и далее кратко: «Рубли- медали» [6]. Оставим без внимания неточность Г.М. Северина по поводу титула Александра Николаевича — он тогда был еще великим князем. Однако зафиксируем внимание на словах «предстоящему бракосочетанию». Дело в том, что уважаемый автор допустил досадную неточность, создающую некую противоречивость, суть которой становится понятной из анализа сведений, изложенных ГМ ниже.
Фрагмент предоставленного ГМ документа гласит: «Во исполнения предписания Д-та Г. и С. Д. (Департамента Горных и Соляных Дел — Ю.П.) от 19 апреля 1841 г. № 21. Начальник Монетного Двора приказал Управляющему медальным переделом поспешить приготовлением особых штемпелей для выбития некоторого числа медалей из лигатурного серебра, на продажу по рублю серебром каждый (в последней бумаге эти медали названы медальными монетами), на первый раз предложено приготовить их до 100 штук». Далее ГМ с ссылкой на документ уточняет, что 6 мая 1841 года Управляющий медальным переделом предписывает медальеру Губе «поспешить изготовлением медальной монеты в рубль». Заметим, что оба предписания датированы позднее 16 апреля 1841, т.е. после дня бракосочетания Александра Николаевича. В этом заключается оплошность Северина: монеты были выпущены не в преддверии, а завершению торжественной церемонии, и, по существу, носят ретроспективный характер.

Рис. 4. 1841.
Приведенный фрагмент документа позволяет сделать по меньшей мере три важных вывода.
Во-первых, ГМ не был уверен в праве относить монетовидные кружки к платежным средствам, поэтому он обращает на этот факт внимание читателя и объясняет происхождение использованного им термина: «(в последней бумаге эти медали названы медальными монетами)».
Во-вторых, отожествление медальных монет с рублями очевидно связано с монетным металлом — лигатурным серебром, который применялся для изготовления рублевиков стандартного выпуска.
В-третьих, изначально планировался ограниченный выпуск «медальных монет» на продажу («некоторое число медалей … до 100 штук»). Это обстоятельство позволяет предположить, что предварительный весьма ограниченный выпуск монетовидных изделий был сделан для изучения рыночной конъюнктуры. Как впоследствии оказалось, желание приобрести памятный денежный знак всего за один рубль у населения было значительным, о чем свидетельствуют последующие дополнительные выпуски «медальных монет» с некоторыми модификациями их внешнего оформления.
Анализ приведенного документа позволяет сделать итоговое заключение: создатели монеты с самого начала не предполагали использовать ее как платежное средство; монета предназначалась исключительно выполнять памятную функцию, свойственную медалям.*

Рис. 5. 1841.
На реверсе памятной медали, выбитой по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича вместо знака монетного двора начертана подпись Губе и отсутствуют знаки минцмейстера (рис. 5). Художественное оформление монет не имеет принципиальных отличий от медалей. Вместе с тем Г.М. Северин полагает, что разделение мемориальных знаков на медали и монеты произошло с 1880 года [6]. Медальные монеты обладают формальными признаками, которые позволили каталогизаторам отнести экземпляры в категорию платежных средств. Среди них проба серебра, лигатурная масса и диаметр, точно соответствующие рублю, а также обозначения на реверсе: знак монетного двора «С.П.Б.» в сочетании с буквенными литерами «Н — Г» или «Н — I» над цоколем, отделяющим аллегорическое изображение от даты. Указанные буквы являются инициалами начальников серебряного передела, т.е. минцмейстеров С.-Петербургского монетного двора: соответственно Николая Грачева и Николая Иоссе (Iосса)**. [3, 12].

Рис. 6. 1841.
Иоссе выполнял обязанности минцмейстера с 1848 года. Считается, что медальные монеты с обозначением его имени являются новоделами поскольку изготовлены позднее и отчеканены новорезанными штемпелями. В этом причина того, что в рисунке аллегорической композиции на реверсе имеют место девиации в начертании деталей изображения (рис. 6). Например, сдвоенный вензель брачующихся на экземпляре с инициалами Иоссе значительно меньшего размера по сравнению с тем, который изображен на медальном рубле за подписью Грачева. С практической точки зрения аббревиатура «I — Н» служит удобным маркером для определения новодельной продукции.
Г.М. Северин, сопоставляя даты работы Николая Иоссе, трудившегося на Монетном дворе в 1848-1877 годах, высказывает предположение, что рубль с буквами «I — Н» был выпущен «к шестой или седьмой годовщине императорской пары» [7]. Иными словами уважаемый автор рассматривал рублевик как монету подлинную «последней чеканки», а значит являющуюся по его мнению юбилейным экземпляром. Опираясь на эту логику Северин каталогизирует данный рубль-медаль как монету регулярной чеканки.
Любопытно, что ГМ в томе, посвященном монетам Николая I, описал «Медальную монету рублевого достоинства» за № 372 , у которой «под щитом буквы Н — Г…». В тоже время в прилагаемой таблице XXII в качестве иллюстрации изображен экземпляр № 15 с буквами «Н — I». Много загадок таит в себе «свадебный» рубль!
Современные авторы каталогизируют новодельные рубли как с обозначением «Н — Г» так и с «Н — I» [1].
Оригинальность медальной монеты заключается и в том, что она не имеет обозначения номинала. Этот факт В.В. Уздеников посчитал нужным отметить особо, и включил его в классификационное определение монеты как обязательный компонент. Уважаемый автор, рассуждая по этому поводу, писал: «…такая особенность рубля 1841 года была вынужденной, поскольку на этой «медальной монете» была сохранена композиция аналогичной памятной медали, и там просто негде было разместить слово «РУБЛЬ». Вместе с тем В.В. Уздеников, развивая мысль, полагал, что это было сделано «преднамеренно, подражая оформлению предшествующей памятной медали» [10].
Добавим, что медальные монеты предназначались, как указывалось выше, для продажи. Предусмотрительные монетчики, понимали, что обозначение номинала в 1 рубль вступило бы в противоречие с оформлением экземпляров, отчеканенных в золоте и меди. Последние изготавливались теми штемпелями, что и серебряные монеты рублевого достоинства. Лишив штемпель неугодного элемента, руководство монетного передела избавлялось от неудобных вопросов по поводу автоматически возникающей коллизии.
Двойной портрет наследника престола и будущей императрицы академичен, выполнен профессионально и достоин высокой оценки. Смущает подпись под изображением супружеской четы: РЪЗАЛЪ ГУБЕ. Нескромно больших размеров, сделанная под обрезом шей, подпись резчика (курсив — Ю.П.) невольно адресует к родовому поверью династии Романовых о причинах нежелания императора Павла I видеть свой профиль на денежных знаках. Напомним, что государь Николай Павлович, якобы, тоже отказался от чеканки своего портрета на монетах, так как верил в легенду о трагической судьбе короля Франции Людовика XVI: монарх пытался скрыться от революционно настроенных подданных, но был опознан благодаря луидору с его портретом. Король был гильотинирован, его голову палач демонстрировал ликующей толпе. Императоры Павел и Александр I, якобы преследуемые этой легендой, первыми запретили помещать собственные изображения на государственные монеты. Среди служащих Эрмитажа из уст в уста передавалась байка о болезненной реакции Николая I на представленную для одобрения монету с его головным портретом. Как будто бы государь увидел «отрубленную голову»* и был разгневан.
Видимо Генрих Губе, родившийся в Германии и работавший до 1830 года в Берлине, не был осведомлен об исторических нюансах российского монетного передела, а то бы использовал вместо «РЪЗАЛЪ» сокращенное «Р» или ставил подпись на латыни как на медали. Указанное замечание, однако, носит чисто субъективный характер и отражает современный взгляд на указанные детали. В девятнадцатом веке выше обозначенные подробности были вполне общепринятым делом.

Рис. 7. 1841.
Генрих Губе, именуемый в России, Андреем Игнатьевичем, влился в коллектив русских граверов в 1830 году в возрасте 25 лет и был «назначен именным указом главным медальером Петербургского Монетного двора» [19]. По словам американского знатока русских монет Рандольфа Зандера «Губе один грелся в лучах милости Императора и пришел на монетный двор как его протеже» [4]. По мнению уважаемого автора Губе заслужил такое благоволение после того как принял участие в создании штемпелей для чеканки серии медалей на победы России в войне с Турцией в 1828 — 1829 г. А.И. Губе добросовестно служил новому отечеству и умер в возрасте 43 лет, не переставая трудиться над штемпелями до конца жизни.
Рис. 8. А), B) 1841.
Работа над сдвоенным портретом наследника Александра Николаевича и его невесты Марии Александровны началась в январе 1841 года, когда начальнику С.- Петербургского Монетного двора было предписано «во исполнение Величайшего повеления приказать Медальеру Губе немедленно заняться составлением рисунка медали на бракосочетание Наследника Цесаревича». Перед Губе стояла сложная задача, поскольку опыта чеканки предметов малых пластических форм с профильными изображениями портретируемых, которые могли бы служить образцами, Петербургский монетный двор не имел. Детский портрет Александра на «семейном» полутора рублёвике 1835 года не рассматривался по естественным причинам. Ранее, когда Губе работал над штемпелем рубля в память Александровской колонны, ему были предоставлены медали и монеты с изображением императора в качестве образцов [2].
Возможно в основу двойного портрета на медали, а затем на монете, могло быть положено изображение Александра и Марии, исполненное художником В. Гау (рис.7). Владимир Иванович Гау (или Хау; нем. Woldemar Hau) по праву занимал должность придворного художника и три десятка лет писал портреты членов императорской семьи, всегда добиваясь поразительного сходства с обликом портретируемой персоны.
Сравнение контуров лица наследника престола на медальной монете с рисунком его профиля на портрете работы Гау показывает большое сходство, но не тождество (рис. 7 и 8). Изгибы абриса великокняжеского лица на монете более жесткие и графичные, в то время как антикизированные линии на рисунке Гау сглажены и лиричны, что придает профилю Александра следы утонченности и аристократизма. По всей видимости, некоторая брутальность изображения цесаревича в работе Губе обусловлены техническими приемами, которые использовал медальер. По этому поводу Е.С Щукина замечает: «Необычная высота рельефа его портретных медалей создает иллюзию техники литья» [16].

Рис. 9. (NIC. CERBARA).1839.
Как ни парадоксально, но зарубежные медальеры опередили русских мастеров в гравировке изображения наследника русского престола (рис. 9). Николо Чербара (итал. Nicolo (Nicola) Cerbara, 1793 — 1869) — итальянский медальер и резчик монетных штемпелей, работавший на папском монетном дворе в Риме [15], запечатлел на медали портрет Александра Николаевича по случаю его визита в Рим, когда он совершал заграничное путешествие. Остается загадкой какими образцовыми материалами пользовался итальянец. Нельзя исключить, что Чербара мог видеть великого князя непосредственно и сделать соответствующие зарисовки его профиля. Опытному художнику, имевшему богатый опыт по созданию портретных медалей знаменитых соотечественников, достаточно было нескольких минут, чтобы зафиксировать на бумаге профиль любого персонажа. Портрет Александра Николаевича, исполненный итальянским резчиком в невысоком рельефе, отличается выразительностью, полон душевной гармонии и внутреннего благородства.

Рис. 10. (Henri Francois Brandt). 1841.
Высока вероятность того, что медаль работы Чербара, выполненная двумя годами ранее, была предоставлена Губе в качастве образца. Однако немецкая школа возобладала и наложила неизгладимый отпечаток на его работу. Е.С. Щукина дала своеобразную оценку творчества резчика: «Портретные работы Губе отличаются документальной достоверностью и … скукой» [17].
Бракосочетание наследника престола не осталось без внимания в Германии. Работавший в то время на Берлинском монетном дворе швейцарский мастер А.Ф. Брандт, создал на плоскости медального кружка двойной портрет будущих монархов (рис. 10). Круговая надпись на аверсе: ALEXANDER NICOL . IMP . RUSS . HAER . ET MARIA PRINC . HASS . RHEN . (Александр Николаевич, империи российский наследник, и Мария, принцесса Гессенская и Рейнская)».

Рис. 11. (H. F. Brandt). 1839.
В Словаре нумизмата читаем: «Бранд Анри-«Француа (Henri Francois Brandt)… — Один из самых выдающихся медальеров 19 в. … создал медали в честь совр. ему правителей, выдающихся личностей и истор. событий …» [15]. Знаменитый мастер уже имел опыт создания памятного знака с изображением представительницы царской российской семьи. На рисунке 11 показана медаль с портретом, выбитая по случаю бракосочетания великой княжны Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского в 1839 году. Великолепная пластика видимо произвела на императора Николая I большое впечатление и надолго запечатлелось в его памяти. Можно предположить, что медаль, отчеканенная в память замужества его дочери в Германии, явилась побудительным мотивом к созданию подобного памятника по случаю бракосочетания наследника престола Александра в России.

Рис. 12. 1891.
А. Губе добросовестно отнесся не только к работе над сдвоенным портретом на аверсе, но и проявил себя как художник, создавший замечательную аллегорическую композицию на оборотной стороне медали, затем повторив ее на монете. Если иностранцы свои творческие усилия сконцентрировали в работе над портретами, ограничившись графическими рисунками на реверсе, то Губе обратился к мифологическим персонажам, создав лиричный метафорический коллаж. ГМ описывает оформление реверса следующим образом: «В щите, обвитом розовым венком, помещена монограмма Их Императорских Высочеств. Над щитом императорская корона. По сторонам щита: с левой стороны Психея, держащая в правой руке лилии, а левой рукой опирающаяся на щит; с правой стороны Амур, держащий в левой руке лук, и указывающий правой рукой на вензель. …» [3].
Каждая деталь композиции наполнена аллегорическим смыслом. Обратившись к «Словарю сюжетов и символов в искусстве», уточняем:
- …Щит является атрибутом целомудрия,.. и защищает от стрел Купидона… .
- …Роза была священным цветком для Венеры в античную эпоху и является ее атрибутом в искусстве Ренессанса и более позднего времени …
- Корона (венок, венец) — Эмблема верховной власти — божественной и земной… .
- Психея и Амур (он же Купидон) — герои римского мифа, в котором череда удивительных событий завершилась роскошной свадьбой и вечной любовью. Сказочная история нашла воплощение в многочисленных художественных полотнах и скульптурах (рис. 12).
- Крылья, которыми наделены Психея (у нее крылья бабочки) и Амур, свидетельствуют, что они посланцы Бога.
- Лилия в руке Психеи — символ чистоты, ассоциирующийся с Девой Марией и святыми делами.
- Лук, как и стрелы, демонстрируют источник божественной силы, предназначенный пронзать человека, чтобы вселить в него неудержимую любовь.
Завершая описание оборотной стороны медальной монеты работы Губе, уместно привести еще одну цитату Е.С. Щукиной, которая с академическим профессионализмом подчеркнула неоспоримо важные и лестные стороны творчества Губе: «Его работы открыли путь к насыщению изобразительного языка медали конкретными деталями, которые ранее отвергались эстетикой классицизма» [18].

Рис. 13. 1863.
Медальная монета, или на сленге коллекционеров «свадебный рубль», явилась своего рода объективным показателем существовавшего в европейский столицах традиции заключать династические**** браки между представителями правящих элит. Глубинная роль таких брачных союзов заключалась в желании правителей укрепить торговые и политические связи, заключить военные соглашения, повысить международный авторитет страны, то есть через семейные коммуникации всесторонне усилить мощь и безопасность государства. Сам император Николай I, отец цесаревича Александра, придавал большое значение династическим контактам и был женат на немецкой принцессе из дома Гогенцоллернов Федерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, дочери короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III. Он верил, что брак наследника с Марией укрепит связующие звенья между династиями Романовых и Гогенцоллернов, а значит, вольет поток новой энергии в угасающую ценность Священного союза России, Пруссии и Австрии, созданного в 1815 году с целью поддержания установленного на Венском конгрессе международного порядка.
Брак между Александром и Марией явился удивительным случаем, когда внешнеполитические задачи, стоявшие во главу угла правящих классов России и Германии, счастливо совпали с неподдельной любовью, родившейся между наследником русского престола и гессен-дармштадтской принцессой.
История вечной любви между Психеей и Амуром, запечатленная А. Губе на монетной медали, символическим образом воплотилась в реальность. Счастливые супруги начали совместную жизнь в мире и согласии.

Рис. 14. XIX.
Мария Александровна легко и с готовностью перешла в православие. Она отличалась не только красотой (рис. 14), но и умом в гармонии с образованностью. Вместе с тем современники отмечали ее кроткий нрав и непоказную скромность. Став императрицей, Мария Александровна приняла активное участие в общественно-политической жизни России. Александр Николаевич в ее лице приобрел надежного и верного друга, который энергично помогал ему в реализации разных благо угодных начинаниях. При ее непосредственном участии были обновлены существовавшие и основаны в большом количестве новые приюты и богадельни (рис. 13). Учреждение благотворительного Красного Креста также обязано Марии Александровне. Благодаря ее усилиям получило развитие женское образование (рис. 15). Знаменитый Мариинский театр, название которого происходит от августейшего имени императрицы, опять же создан по ее инициативе.

Рис. 15.
Александр и Мария Александровна прожили в браке долгие 40 лет. Несмотря на всякого рода проблемы, брак можно назвать счастливым. 25-летие совместной жизни было отмечено юбилейной медалью (рис.16). Таким образом, аллегория, изложенная резцом гравера на медальной монете 1841 года, воспевающая вечную любовь, чудесным образом материализовалась. В императорской семье родились 8 детей, в том числе и будущий император Александр III Александрович Миротворец.

Рис. 16. 1866.
Справки:
* Подробнее см. очерк «Овеянный легендой рубль 1827 года».
** Медаль — знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-н. или отливаемый в память о каком-н. событии [5].
***ГМ в описании медальной монеты № 372 расшифровал буквы Н — Г как инициалы начальника серебряного передела Николая Гертова [3]. Однако в штате минцмейстеров, работавших в Петербурге такой специалист не значится [12]. С 1834 года на Петербургском монетном дворе работал Гертов Александр Павлович в должности помощника пробирера по золотому переделу, и только с 1846 (по 1857) стал минцмейстером последнего [9, 12].
**** Династия (гр. dynasteia господство) 1). ряд монархов, сменяющих друг друга по праву родства и наследования [8].
Список использованной литературы:
- Биткин В.В. Сводный каталог монет России. Ч.П. (1740-1917). — Киев, 2003. С. 844.
- Георгий Михайлович, Вел кн. Монеты царствования императора Николая I. — С. Петербург. 1890. С. 62-63. Док. № 148.
- Там же. С. 226. Мон. № 372.
- Зандер Р. Серебряные рубли и ефимки Романовской России 1654-1915. Исторический обзор и заметки о характерных разновидностях рублевых монет. — Киев, 1998. С. 169.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., допол. 80 000 слов и фразеологических выражений. — М., 2003. С. 347.
- Северин Г.М. Серебряные монеты Российской империи 1801-1917. Сборник всех известных типов и разновидностей. Книга II. — М., 2001. С. 67.
- Там же. С. 69
- Словарь иностранных слов и выражений. — М., 2003. С. 194.
- Смирнов М.И. “Со знаком “С.П.Б.”. Очерки истории Санкт-Петербургского Монетного двора 1724-1994. — Тольятти, 1994. С. 123.
- Уздеников В.В. Две загадочные русские монеты. Монеты России XVIII — XX веков. Очерки по нумизматике. — М., 2001. С. 164.
- Уздеников В.В. Памятные и юбилейные монеты. Нумизматика № 15, 2007. С. 28- 30.
- Уздеников В.В. Монеты России. 1700 — М., 2004. С. 466-467.
- Уздеников В.В. Памятные и юбилейные монеты. В сб. Монеты России XVIII — XX веков. Очерки по нумизматике. — М., 2008. С. 39-44.
- Там же. С. 40.
- Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. 2-е изд. переработанное и дополненное. — М., 1993. С. 35, 362.
- Щукина Е.С. Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700-1917 гг. Государственный Эрмитаж. — М., 2000. С. 151.
- Там же. С. 153.
- Там же. С. 154.
- Щукина Е.С. Монограммы и подписи на русских медалях XVIII — начала XX веков. — Киев, 2002. С. 55.
Ю.П. Петрунин.