Публикации Первый медальер Советской России

Первый медальер Советской России

 

Публикуемая в сборнике статья является первой попыткой воссоздать по многочисленным отрывочным сведениям, каталогам, а также архивным материалам основные этапы творческой биографии крупного мастера русского медальерного искусства, ставшего первым медальером молодой Советской республики, Антона Федоровича Васютинского (1858—1935) и каталогизировать его основные медальерные работы. Авторы исследований по истории медальерного искусства незаслуженно мало внимания уделяют этому крупному мастеру. До настоящего времени не опубликовано ни одной обобщающей работы о жизненном и творческом пути художника.

Воспитанный на лучших традициях русского медальерного искусства, созданных Ф. Алексеевым, С. Юдиным, Т. Ивановым, К. Леберехтом, Ф. Толстым, П. Уткиным [1] и др., А. Васютинский в свою очередь явился учителем многих советских медальеров, среди которых один из старейших мастеров С. Тульчинский, Заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Соколов, скульптор В. Голенецкий и др.

Вклад А. Васютинского в развитие отечественного искусства велик. Его по праву можно назвать самым ярким русским медальером конца XIX — первой трети XX вв. Антон Федорович Васютинский родился 17(29) января 1858 г. в г. б. Подольской губернии [2] в бедной семье. Отец и дед его были художниками. Однако отец умер, когда мальчику было 3 года, и не смог оказать какого-либо влияния на формирование интересов сына. Трудными были детские и юношеские годы А. Васютинского, в котором рано обнаружилась склонность к рисованию: он должен был сам добывать средства к существованию. «С детских лет живу собственным трудом», — вспоминал позднее А. Васютинский.

Обучаться любимому делу А. Васютинский начал лишь в возрасте 21 года. Киевская рисовальная школа, основанная и руководимая украинским живописцем Н. И. Мурашко (1844-1909), следовавшим творческим принципам передвижников, дала ему начальное художественное образование. А в июле 1881 г. А. Васютинский подает прошение в Академию художеств о допуске его к вступительным экзаменам, успешно сдает экзамен по рисунку, но в Академию принят не был из-за плохой подготовки по общеобразовательным наукам. Он становится вольнослушателем и после упорного труда по самообразованию в 1882 г. добивается поставленной цели: принят учеником натурного класса Академии художеств по исторической живописи.

В течение трех лет А. Васютинский успешно занимается в Академии, однако из-за полуголодного существования и плохого состояния здоровья в марте 1884 г. прерывает свои занятия и отправляется: на родину с правом преподавания уроков рисования в училищах. Но менее чем через год А. Васютинский снова в Петербурге, он просит перевести его в медальерный класс: «Чувствуя в себе склонность и занимаясь некоторое время резьбой по дереву, а также чеканкой по золоту, я давно уже стремился заняться медальерным искусством …., давно любимый мною искусством» [3]. Просьба была удовлетворена.

рис. 1 [4]

Первым учителем А. Васютинского в области медальерного искусства стал академик В. В. Алексеев (1823—1901), адъюнкт-профессор медальерного класса, который вел педагогическую работу в Академии более сорока лет. Об успешном учении А. Васютинского свидетельствуют многочисленные поощрения и награды, полученные им за такие работы, как барельеф «Торс с группы Лаокоона» (1885 г.) модель для медали русского общества птицеводства и фигура натурщика (1886 г., две серебряные медали второго достоинства), копия с медали работы П. П. Уткина в честь великого русского баснописца И. А. Крылова и резьба на стали медали с изображением мифологического героя Ахилла (1887 г., две серебряные медали первого достоинства). Окончив в 1886 г. курс общеобразовательных наук, последние два года занятий в Академии А. Васютинский посвятил изучению медальерного дела. В 1888 г. Он принимает участие в конкурсе и за создание медали «Геркулес, убивающий трехглавую гидру» получает золотую, медаль первого достоинства [5] (работа впервые экспонировалась на выставке в Академии художеств в 1889 г.). Уже в этой ранней работе, сочетающей простоту композиции и динамичность фигуры героя-победителя, угадывается высокое мастерство медальера. Одновременно с золотой медалью А. Васютинскому Академией художеств было присвоено звание классного художника первой степени «За весьма хорошие познания в медальерном искусстве» [6].

рис. 2


По окончании Академии А. Васютинского направляют на полгода для работы на Петербургском монетном дворе. Эту работу он совмещает с учебой на педагогических курсах при Академии художеств, окончание которых дало ему право преподавания рисования в средних учебных заведениях.

рис. 3

По решению Совета Академии А. Васютинский получает право на заграничную поездку и в конце 1888 г. едет в Австрию к одному из самых известных медальеров конца XIX в. Антону Шарффу (1845-1903), работавшему на Венском монетном дворе. В Вене А. Васютинский знакомится с системой обучения в скульптурном классе Венской Академии художеств, посещает музеи, копирует работы А. Шарффа. Посетив Мюнхен, он едет в Париж, считавшийся в конце прошлого века центром развития медальерного искусства. Это было время, когда медальеры Франции получили широкую известность, а Париж стал своеобразной Меккой для медальеров других стран. На выставках в Париже могли принимать участие художники любой страны, при этом на ежегодных весенних выставках Салона [7], всегда находили место произведения медальерного искусства. Вот что писал А. Васютинский тогда в Академию художеств: «Нигде так не развито медальерное искусство, как в Париже, благодаря массе художников, занимающихся этим искусством. Оно здесь пользуется одинаковым правом со скульптурой, в музеях выставлены целые витрины работ современных медальеров, в Салоне во время годичной выставки медальерное искусство имеет тоже свой отдел, как и скульптура. Здесь есть несколько медальеров, пользующихся большой известностью в кругу художников и подобно другим состоящих членами Парижского Института ученых» [8].

В Париже (1889—1893). А. Васютинский участвует в многочисленных выставках, посылает также свои работы в Петербург для экспонирования на годичных выставках Академии художеств. На Парижской выставке в 1891 г. медали А. Васютинского отмечаются  Почетным дипломом, а в следующем году он удостаивается премии за медали и ювелирные изделия с использованием медальерной техники.

Парижский период творчества А. Васютинского характерен созданием многочисленных портретных медалей, на которых в частности изображены художники, скульпторы, медальеры: И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, М. М. Антокольский, Ж. А. Фальгьер [9], Ж. К. Шаплен [10] и др. Эти медали выделяются особым изяществом, для них характерна своеобразная свето-теневая игра, создаваемая плоскостями. В 1893 г. он покидает Париж признанным медальером, опытным мастером, окончательно сформировавшим свой художественный почерк. В конце декабря А. Васютинский приступил к работе в качестве старшего медальера Петербургского монетного двора, где и работал до конца своей жизни.

Среди первых работ А. Васютинского, выполненных после возвращения в Петербург, были наградная медаль Российской Академии наук — премия им. П. Н. Батюшкова (1893 г.), медаль в честь 25-летия нумизматической деятельности X. X. Гиля и медаль в память полувековой педагогической и творческой деятельности академика В. В. Алексеева (1894 г.). На последней А. Васютинскому удалось создать образ глубокой внутренней сосредоточенности.

рис. 4


Одним из средств для достижения художественной выразительности в этой работе А. Васютинского явилось некоторое смещение портрета от оптического центра медали, как это было обычно принято. Чертами подлинного мастерства и оригинальной профессиональной культуры отмечены и другие портретные медали того периода, их персонажами явились художники М. С. Ткаченко и Н. Н. Гриценко, украинский композитор М. Л. Кропивницкий, русский филолог М. И. Михельсон, крупнейший математик Н. И. Лобачевский. А. Васютинский активно участвует в выставках как в России, так и за рубежом, выезжает в Италию, Германию, Францию. В 1895 г. он выполняет образцы российской золотой и банковской серебряной  монеты [11].

В 1896 г. произведения А. Васютинского экспонируются в художественном отделе на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В этот период им создаются медали в честь художника Н. Н. Каразина, выдающегося ученого, почетного академика П. П. Семенова-Тян-Шанского [12], к к 100-летию Военно-медицинской академии в Петербурге, к 200-летию Морского кадетского корпуса (ныне Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе в Ленинграде), выполняет серию медалей к различным юбилейным датам.

В 1903 г. исполнилось 200 лет со дня основания Петербурга. К этой дате Монетный двор выпустил юбилейную медаль, чеканившуюся в золоте, серебре и меди. Штемпеля для ее чеканки были изготовлены А. Васютинским [13]. Позднее он работает над медалью Общества поощрения художников, выполняет также многочисленные заказы различных учреждений, воинских частей. За художественные достижения в области медальерного искусства Академия художеств 27 октября 1908 г. удостоила медальера почетного звания академика. Его работы почти ежегодно экспонируются на выставках Академии, привлекая внимание ценителей этого жанра. В этих медалях А. Васютинский развивал лучшие традиции реализма, присущие русскому медальерному искусству. Свыше двадцати лет (1909—1931 гг.) А. Васютинский был членом правления Общества им. А. И. Куинджи, в выставках которого он принимал активное участие наряду с такими художниками, как Н. К. Рерих, М. И. Авилов, К. Ф. Богаевский, Н. П. Богданов-Бельский, И. И. Бродский и др.

рис. 5


В 1910 г. на Петербургском монетном дворе была отчеканена бронзовая медаль к 200-летию Полтавской победы. А. Васютинским исполнена для нее оборотная сторона с конной фигурой Петра и словами из его приказа русским войскам перед сражением: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия».

Патриотическая тема нашла также отражение в медали, посвященной 100-летию Отечественной войны 1812 г. (1913 г.), для работы над которой А. Васютинский использовал рисунок (проект медали), созданный в 1815 г. академиком А. Н. Олениным. К этому же юбилею А. Васютинский создает наградную медаль с легендой «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги».

В 1911 г. на общем собрании Всероссийского съезда художников А. Васютинский выступил с докладом «Медальерное искусство в России», в котором вскрыл причины застоя медальерного искусства в России того времени. Подчеркивая важность развития медальерного искусства как самостоятельной отрасли, он говорил: «Искусство медальерное … несло и несет большую службу в государстве, и степень его художественного развития прямо пропорциональна степени культурности страны» [14]. С присущим ему темпераментом А. Васютинский отстаивает право медальерного искусства на признание его как жанра, имеющего свою специфику, и полемизирует с теми, кто считает его только областью обычной скульптуры.

В 1912—1913 гг. медальер работал над изготовлением штемпелей юбилейного рубля 1913 г., лепку для которого выполнил академик скульптуры М. А. Керзин.

Великую Октябрьскую Социалистическую революцию А. Васютинский встретил на Петроградском монетном дворе, который практически бездействовал. Почти единственным видом его продукции в 1918 г. был орден Красного Знамени [15]. В это время А. Васютинский выполнил целый ряд заказов Советского правительства.

В 1919 г. в холодном и голодном Петрограде состоялась первая Государственная свободная выставка произведений искусства [16], расходы на проведение которой впервые в мире государство приняло на себя. Россия раньше не знала таких масштабов — 350 авторов представили на выставку 826 произведений. Среди экспонентов этой выставки были Н. И. Альтман и А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин и И. И. Бродский, И. Я. Гинцбург и М. В. Добужинский, И. Е. Репин и М. А. Шагал. Свои эскизы к «Мистерии Буфф» демонстрировал В. В. Маяковский. Участником выставки был и А. Ф. Васютинский, представивший свои медальерные работы.

В 1920 г. А. Васютинский, назначенный к тому времени помощником управляющего медальерной частью Монетного двора, создает медаль, посвященную трехлетию Октября. Революционное искусство требовало новых форм художественной выразительности, отказа от привычных символов и эмблем. И медальерное искусство — летописец эпохи — не могло жить старыми образами и средствами. В новой своей медали А. Васютинский выступил как художник-новатор, чутко уловивший то основное, чем жила молодая Советская республика. На лицевой стороне — скрещенные серп и молот и надпись: «РСФСР. Октябрь 1917—1920 гг.». На оборотной стороне — фигура рабочего с винтовкой и молотом у наковальни, отражающая идею, созидательного труда и решимость трудящихся защищать от врагов свое социалистическое отечество. Справа по кругу в две строки помещен лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Медаль чеканилась в бронзе и серебре.

рис. 6


Это был период завершения гражданской войны и перехода страны к восстановлению разрушенного хозяйства. 6 ноября 1920 г. на торжественном заседании пленума Моссовета, Московского комитета РКП (б) и МГСПС В. И. Ленин говорил: «…Мы собрались сегодня сюда в память дней борьбы нашего пролетариата, в память наших революционных завоеваний. Сегодня мы можем праздновать нашу победу. При неслыханных трудностях жизни, при неслыханных усилиях наших врагов, мы все же победили. Мы побеждаем в течение трех лет…» [17]. Работа А. Васютинского явилась художественным воплощением этих ленинских слов. Наряду с медалью Д. К. Степанова, выполненной ко второй годовщине Октября (Петроградский монетный двор, 1919 г.), она стала образцом нового языка революционной символики.

В конце декабря 1920 г. в Москве собрался VIII Всероссийский съезд Советов. К этому событию А. Васютинским была выполнена односторонняя памятная медаль. Она выпадает из общего художественного стиля его медальерных работ, вызывая сомнения в правильности аттрибутации авторства. По нашему мнению, требуются дополнительные поиски и исследования по истории создания этой медали. Композиционное решение, начертание шрифта и расположение надписей, а также характер лепки свидетельствуют в данном случае о том, что автор в определенной степени отдал дань широко распространившемуся в искусстве 20-х гг. конструктивизму.

Легенда, приведенная на медали («8 съезд Советов РСФСР»), и изображение пятиконечной звезды с серпом и топором даны на фоне сходящихся к лучам звезды железнодорожных путей с устремившимися по ним поездами. Они символизируют путь молодой Советской республики к скорейшему восстановлению страны.

В августе 1921 г. в соответствии с постановлением Совета труда и обороны от 29 апреля того же года Медально-аффинажный завод (Монетный двор в Петрограде) возобновил свою работу. Художники медального отдела завода предложили эскизы рисунков лицевой и оборотной стороны монет РСФСР. Президиум ВЦИК утвердил их, после чего была начата чеканка советской серебряной монеты. Старший медальер А. Васютинский приложил много сил и энергии для налаживания работы Монетного двора и организации этого нужного государству дела.

11 октября 1922 г. выходит декрет Советского правительства о выпуске в обращение билетов Государственного банка. Одновременно с выпуском бумажных червонцев Петроградский монетный двор приступает к чеканке золотого червонца (монета датировалась 1923 г.), штемпеля для которого были выполнены под руководством и при участии А. Васютинского, назначенного к тому времени управляющим медальерной частью Монетного двора. На червонце воспроизведена фигура крестьянина-сеятеля, символизирующая собой образ человека-творца. Моделью для этого изображения послужила скульптура «Сеятель» выдающегося советского скульптора И. Д. Шадра (1887—1941) Позднее Монетный двор приступит к чеканке серебряных рублей и полтинников образца 1924 г., лепку и штемпеля для которых выполнил А. Васютинский по рисункам графика С. Н. Грузенберга (1888—1934).

За большой вклад в восстановление деятельности Петроградского монетного двора и организацию чеканки советских монет в кратчайшие сроки на общем собрании рабочих и служащих Монетного двора в день празднования пятой годовщины Октября А. Ф. Васютинский был удостоен почетного звания Героя Труда.

рис. 7


В 1923 г. исполнилось 150 лет со дня основания Горного института (ныне Ленинградский горный институт носит имя Г. В. Плеханова). А. Васютинский создает плакету к этому юбилею в традиционно аллегорической манере. В отличие от портретных, тематические композиции ему были менее доступны. Используя не свойственные ему приемы и средства, он лишил свою работу реалистической основы: рабочего в сапогах и фартуке он изобразил рядом с полуобнаженными фигурами Гения горного дела и Истории. Блестящая техника исполнения не может восполнить в данном случае недостатки подхода к раскрытию содержания.

Шел 1924 г. 16 апреля у Финляндского вокзала в Ленинграде был заложен памятник В. И. Ленину. В этот же день Ленинградские общество архитекторов и общество художников объявили Всесоюзный конкурс на проект монумента вождю революции. В состав жюри и конкурсной комиссии вместе со скульптурами Р. Р. Бахом, И. Я. Гинцбургом, В. В. Лишевым вошел А. Ф. Васютинский. В это время он вновь обращается к работе над портретными медалями и создает миниатюры, посвященные 50-летию научной деятельности крупнейшего физиолога мира И. П. Павлова (1924), 40-летию избрания академиком А. П. Карпинского (1926 г.) и, несколько позднее, в 1935 г., памятную медаль в честь Международного физиологического конгресса с портретом И. М. Сеченова. Отметим, что в медальерных портретах А. Васютинского проявилась наиболее сильная сторона его художественного таланта.

рис. 8


В 1925 г. по инициативе А. Васютинского в Академии художеств было создано медальерное отделение при скульптурном факультете. Он читал студентам курс медальерного искусства, вел занятия по технике создания медали. С тех пор прошло более полувека, но лекции и занятия А. Васютинского остались в памяти его учеников. «Это был человек очень скромный, сдержанный, удивительно гуманный. Он многому научил нас», — вспоминает ленинградский скульптор С. П. Богаткина [18]. В том же году А. Васютинский был избран профессором медальерного искусства Академии художеств СССР.

6 февраля 1926 г. выходит постановление о выпуске металлических денег нового образца, сохранивших до настоящего времени свои формы и массу. Образцы этих денег создавались под непосредственным руководством А. Васютинского.

К 10-летию написания В. И. Лениным книги «Государство и революция» в 1927 г. [19]  А. Васютинский создает плакету «Последнее подполье В. И. Ленина». Отчеканенная в бронзе на Ленинградском монетном дворе, она вошла в золотой фонд медальерной Ленинианы. Книга Ленина была написана в условиях подполья в период подготовки Октябрьской революции (в Разливе, близ Сестрорецка). В связи с этим медальер изобразил В. И. Ленина у шалаша, пишущем сидя на бревне. В отличие от плакеты в честь юбилея Горного института, эта тематическая композиция построена на сугубо реалистической основе.

рис. 9

 

Значительное место в творчестве А. Васютинского занимает работа, связанная с созданием знака высшей награды страны — ордена Ленина, учрежденного постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 6 апреля 1930 г. Первый эскиз этого знака, разработанный художниками И. Д. Шадром, П. И. Таежным и С. Дмитриевым, был утвержден, и по нему орден изготавливался до ноября 1931 г., после чего художники Гознака приступили к разработке новых эскизов. Сохранилась восковая модель знака, выполненная з. д. и. РСФСР И. В. Крестовским [20]. Окончательное оформление знака выполнил главный медальер ЛМД А. Ф. Васютинский. Большую работу по созданию штемпелей знака провел один из старейших художников-граверов Монетного двора А. В. Харитонов. О тщательности выполнения этой работы, о поисках лучшего решения говорит такой факт: в процессе создания штемпелей было выполнено девять вариантов основы ордена. Как указывалось нами в статье «Летописец советской эпохи» [21] о творчестве Н. А. Соколова, одного из учеников А. Ф. Васютинского, ныне орден Ленина чеканится с рельефным портретом вождя, переработанным Н. А. Соколовым.

В 1931 г., по инициативе ВЛКСМ, был введен всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Лепку модели для значка ГТО выполнил А. Ф. Васютинский.

Антон Федорович интенсивно работал до последних своих дней. В 1935 г. была выпущена разменная монета нового образца, рисунок для лицевой стороны (герб СССР) — одна из последних его работ. За несколько дней до смерти он закончил лепку для медали «Приезд В. И. Ленина на Финляндский вокзал» [22]. 2 декабря 1935 г. художник скончался во время работы. Вскоре в Государственном Эрмитаже состоялась посмертная выставка его лучших медальерных работ, экспозиция включала около 50 произведений.

Имя А. Ф. Васютинского неразрывно связано со временем становления советского медальерного искусства. Его медали советского периода отмечены острой социальной и политической направленностью. Изучение лучших образцов медальерного творчества А. Васютинского является прекрасной школой для современных мастеров медали, принявших эстафету от первого медальера Советской России.

 

Перечень основных медальерных работ А. Ф. Васютинского

1885

  1. Торс с группы Лаокоона, Брф. Ученическая работа, удостоена Похвалы общего годичного собрания АХ.

1886

  1. Русское общество птицеводства. Мль, мд, 34 и 46. ГЭ, ГРМ.

Оригинал (вгр, 130, МАХ) удостоен АХ серебряной медали второго достоинства.

1887

  1. И. А. Крылов (копия с медали работы П. П. Уткина), под портретом «А. Васютинский». Мль, бм, 52, МАХ. Работа удостоена АХ серебряной медали второго достоинства.
  2. Голова Ахиллеса, Мль, гп, 65 (вгр, 125), (св. 65), МАХ. Работа удостоена АХ серебряной медали первого достоинства.

1888

  1. Геркулес, убивающий трехголовую гидру. Мль, мд, 60, ГРМ (гвп, 20, КЭ) [1]. Работа удостоена АХ золотой медали первого достоинства, автору за эту работу присвоено звание классного художника 1-й степени.

[1]  Повторена в 1929 г. для лицевой стороны медали в честь А. Ф. Васютинского, КГЭ № 271 — Мль, бр, 65, ЛМД.

1890

  1. И. К. Айвазовский (погрудный профильный портрет, надпись по окружности: «Профессор живописи И. К. Айвазовский», слева «А. Васютинский», ниже «Париж 1890». Мль, сб; мд, 44, одст, ГЭ.

1891

  1. В память 50-летия художественной деятельности А. П. Боголюбова. Мль, сб; мд, 45, ГЭ, ГРМ. л. с. Погрудный профильный портрет, по окружности надпись «ПРОФЕССОР живописи А. П. БОГОЛЮБОВ», справа «А. Васютинский», о. с. На перекрещенных якоре и римской цифре L помещена палитра с изображением парусного корабля, по окружности «1841 — ХУДОЖНИК — 1891 — МОРЯК», под якорем «АВ».

1892

  1. М. М. Антокольский (портрет скульптора, погрудный влево, справа по вертикали снизу вверх: «МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ», слева «АВ»), Мль, гвп, бр: сб, 70, одст, РБС.
  2. М. М. Антокольский (профильный погрудный портрет, внизу, на плашке «МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ», справа «А. Васютинский 1892»). Пкт, гвп, 92X62 (мд, 187X128), одст, ГЭ, ГРМ.
  3. М. М. Антокольский (профильный погрудный портрет, справа «МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ», слева «АВ»), Жт, бр, 18, одст, ГЭ, РБС. бр. А. П. Моренгейм (русский посол в Париже). Пкт, бм, 71X104, ГЭ.
  4. П. Бюро (?). Мль, сб, 103, ГЭ.
  5. Ж. А.Ж. Фальгьер (поясной профильный портрет влево, по окружности: «JEAH-ALEXANDRE-JOSEPH FALGIERE SCULPTEUR MEMBRE DE L’lNSTITUT», внизу «PARIS 1892», «А. WASSIUTINSKY»). Мль, мд, 91 и 180, одст, ГЭ.
  6. Иисус Христос («Страсти Христа»). Пкт, мд, 56Х91, ГЭ.
  7. Ж.К. Шаплен (портрет поясной, надпись под образом: «JULES CLEMENT CHAPLAIN GRAVEUREN MEDALIER MEMBRE DE L’INSTITUT», справа в три строки «А. WASSIUTINSKY. PARIS 1892»), Пкт, пвп, 91X65 (мд, 125Х180), одст, ГЭ, ГРМ.
  8. В память 2-го ноября 1885 г. (предмет сюжета не установлен). Пкт, гвп, 61X72, ГЭ.
  9. Актриса (?). Пкт, мд, 72×60, ГЭ.
  10. Сцена в парке. Пкт, гвп, 74X155 и 37X77, ГЭ.

1893  

  1. Президент Академии художеств в. к. Владимир Александрович. Мль с ушком, сб, 27, ГЭ.
  2. То же. Жт, м, 16, ГЭ.
  3. То же. Пкт, м, 98X79, ГЭ.
  4. Н. Н. Гриценко (художник-маринист, 1856—1900; поясной профильный портрет, вверху «Н. Н. ГРИЦЕНКО», слева «А. Васютинский»), Пкт, гвп, 62×71, ГЭ.
  5. П. Дюбуа (французский живописец и скульптор, поясной профильный портрет, под изображением «PAUL DUBOIS», рядом «STATUAIRE PEINTRI», «1893», справа «А. WASSIUTINSKY»). Пкт, сб, 68X94, одст, ГЭ.
  6. Виктория Кокелен (?). Пкт, гвп, 93X72, ГЭ.
  7. М. С. Ткаченко (художник-пейзажист, погрудный портрет, перед ним — палитра и кисти; слева по окружности «М. С. ТКАЧЕНКО», справа «А. Васютинский 1893»). Мль, с, 61, ГЭ.

1893 (?).

26. Живопись (портрет жены художника: обнаженная сидящая женщина с палитрой и кистями в руках перед мольбертом с картиной). Пкт, гвп, 160X120 и 80×61, одст, ГЭ.

1893 (?).

  1. Фигура обнаженного юноши. Мль, мд, 88, одст, ГЭ.

1894

  1. 25-летие нумизматической деятельности X. X. Гиля (1837—1908). Мль. Смирнов № 1032. Воспроизведена в «Нумизматическом сборнике», т. 1, М., 1911, табл. Д и в журнале «Нива», 1895, № 14, с. 341.
  1. В. В. Алексеев. Мль. Смирнов № 1029.
  2. Н. П. Фоллендорф (горный инженер, художник). Мль, сб, 31, одст, ГЭ. Смирнов № 1387.
  3. Н. И. Лобачевский (медаль физико-математического общества при Казанском университете). Мль, зл, об, 42, ГЭ. ГРМ. Смирнов № 1136.

1895

  1. Пробные золотые монеты в 5, 10 и 15 русов. Воспроизведение см.: И. Г. Спасский. Русская монетная система. — Л., 1970, с. 236.

1896

  1. Наградная медаль от Академии наук для рецензентов сочинений на соискание премии им. П. Н. Батюшкова. Мль, зл, сб, 52, ГЭ. Смирнов № 1153. л. с. Портрет погрудный, сверху по окружности: «МОГУ ОШИБАТЬСЯ, ОШИБАЮСЬ, НО НЕ ЛГУ НИ СЕБЕ, НИ ЛЮДЯМ». о.с. Плашка на ветке лиственницы, надпись по окружности: «1893 В ПАМЯТЬ ПОМПЕЯ НИКОЛАЕВИЧА БАТЮШКОВА», справа «А. Васютинский».
  2. 50-летие русского Археологического общества (1846—1896). Мль, зл, сб, мд, 61, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1112.
  3. В память переустройства Мариинского водного пути (1890—1896). Мль (проект), карандаш, бумага, РБС.
  4. Н. Н. Каразин. Погрудный профильный портрет, книга, перья, палитра, кисти. Справа «Н. Н. КАРАЗИН 1898 г.», внизу «А. Васютинский». Мль, гвп, 71, одст, ГРМ.
  5. М. Л. Кропивницкий (украинский драматург, актер, певец и композитор, 1840—1910). Мль, гвп, 69, одет, ГРМ.
  6. 100-летие Военно-Медицинской академии (1798—1898). Мль, зл, сб, мд, 65, ГЭ, ГРМ. Смирнов №1150.

1899

   39. И. И. Воронцов-Дашков (русский государственный деятель. 1837—1916). Мль, зл, сб, мд, 67, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1162.

   40. В память посещения персидским шахом Музавер-Эддином СПбМД. Мль, зл, сб, мд, 63, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1209.

   41. П. П. Семенов-Тян-Шанский (медаль Русского географического общества), Мль, зл, сб, бр, 52. Смирнов № 1231.

   42. П. П. Семенов-Тян-Шанский. Пкт, гп, 65×90, РБС.

1901

  1. 200-летие Морского кадетского корпуса. Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ.
  2. 25-летие президентства в. к. Владимира Александровича в Академии художеств. Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1235.
  3. 100-летие Государственного Совета (1801—1901). Мль, зл, сб, 64, ГЭ, ГРМ. Доп. № 1232. Изображение опубликовано в НС-П, табл. XII, рис. 51.

1902

  1. 100-летие Комитета Министров (1802—1902). Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1247.
  2. 100-летие Военного министерства (1802—1902). Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1248. Изображение опубликовано в НС-П, табл. XII, рис. 52.
  3. 100-летие Морского министерства (1802—1902). Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1249.
  4. 100-летие Министерства народного просвещения. Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1253.
  5. 100-летие Колыванской шлифовальной фабрики. Мль, сб, мд, 51, 64 и 90, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1264.
  6. 100-летие Министерства финансов (1802—1902). Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1252. Изображение опубликовано в НС-II, табл. XII, рис. 33.
  7. Штемпеля для юбилейной медали к 200-летию С.-Петербурга (2 варианта). Зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов №№ 1269, 1270. Рисунок медали опубликован в журнале «Нива», 1903, с. 401.

1903

  1. В память сооружения Троицкого моста через Неву в С.-Петербурге. Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1267.
  2. Русское астрономическое общество им. С. П. Глазенапа. Мль, зл, сб, мд, 54, ГЭ, РБС. Смирнов № 1271.
  3. 25-летие назначения Е. М. Ольденбургской председателем Общества Поощрения Художеств. Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Рисунок медали см. «Художественные сокровища России», СПб, 1904 (л. с.— с. II, о. с. — с. III). Портрет выполнен по офорту В. В. Матэ.

1904

  1. 200 лет Кронштадской крепости. Мль, зл, сб, мд, 61 и 70, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1291;
  2. И. Д. Иноземцев (управляющий Владикавказской железной дорогой). Мль, зл, мд, 70, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1297.
  3. Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию имени русского ученого-агронома И. А. Стебуга. Мль, зл, сб, 45, ГЭ, ГРМ. Доп. № 1410.

1906

  1. 100-летие Волынского полка. Мль, зл, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1350.
  2. 60. 100-летие Финляндского полка. Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1351.
  3. 25-летие деятельности начальника СПбМД А. Г. Редько. Мль, мд, 64, ГЭ, ГРМ (1908).

1907

  1. В память сооружения в С.-Петербурге Храма Воскресения Христова (1883—1907). Мль, зл, сб, мд, 77, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1363.

1908

  1.  Л.Ф. Давыдов (директор Особой канцелярии по кредитной части Министерства финансов). Пкт, сб, мд, 68×90, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1376.
  2. На смерть нумизмата X. X. Гиля (1837—1908). Мль, сб, мд, бм, 29, ГЭ, РБС. л.с. Погрудный портрет, сверху по окружности «ХРИСТИАН ХРИСТИАНОВИЧ ГИЛЬ». Под портретом «Дрезден», о. с. Венок по кругу и надпись в четыре строки «ДОБРОМУ ПОМОЩНИКУ РУССКИХ НУМИЗМАТОВ 1862—1908».
  3. 50-летие деятельности инженера В. В. Салова. Мль, зл, сб, мд, ГЭ, ГРМ. Доп. № 1381.
  4. 50-летие служебной деятельности русского ученого, консультанта СПбМД И. А. Тиме. Мль, зл, сб, мд, 70, ГЭ, ГРМ. Доп. № 1380.
  5. Наградная медаль за стрельбу из винтовки. Мль, зл, 33, ГЭ, ГРМ. Смирнов № 1378.
  6. Покровское общество пчеловодства. «За труды и успехи». Мль, сб, бр, 34, ГРМ. Доп. № 1396.

1909

69. 200-летие Полтавской победы. Мль, зл, сб, мд, 70, ГЭ. Доп. № 1399. (Лицевая сторона — скульптор медальер М. Л. Диллон). Рисунок медали воспроизведен в НС-І, с. 488.

  1. Наградная медаль имени русского филолога М. И. Михельсона (1825—1908), предназначенная для вручена рецензентам от Академии наук. Мль. зл, сб, 43, ГЭ, ГРМ. Доп. № 1407.
  2. Наградная медаль от Костромского губернского земства «За достоинство меда». Мль, сб, бр, 43. Доп. № 1408.

1910

  1. 100-летие департамента Духовных дел (1810—1910). Мль, зл, сб, мд, 22 и 42, ГЭ, ГРМ. Доп. № 1428.
  2. 200-летие присоединения Эстонии к России. Мль, зл, сб, бр, 68, ГЭ. Доп. № 1423.

1911

  1. Штемпеля для медали к 100-летию Александровского лицея (лепка — М. Л. Диллон), бр, 76. Рисунок медали — см. НС-III, с. 298.

1912

     75. 100-летие Отечественной войны 1812 г. Мль, зл, бр, 78, ГР, ГРМ Доп. № 1459-а. Рисунок оборотной стороны медали выполнен и издан в 1817 г. А. Н. Олениным (1763—1843) для медалей на события Отечественной войны (см. А. Н. Оленин «Опыт о правилах медальерного искусства», СПб, 1817). Изображение опубликовано в НС-II, с. 305, рис. 1.

  1. То же, наградная мль, бр, 28, ГЭ. Доп. № 1459-б. Опубликовано там же, рис. 2.
  2. 100-летие Никитского ботанического сада. Мль, зл, сб. мд, 62, ГЭ, ГРМ.

1913

  1. 200-летие СПб Ботанического сада: Мль, зл, сб, мд, 64, ГЭ; ГРМ. Дол. № С 470.
  2. М. Е. Шульце. Пкт. Работа была представлена на Весенней выставке Академии художеств в 1913 г., воспроизведена в журнале «Нива», 1913 г., № 24, с. 469.
  3. 100-летие Лейпцигской битвы. Мль с ушком, мд, 26. ГЭ.
  4. Юбилейный рубль (лепка — скульптор М. А. Керзин). Сб, 34. Воспроизведен в НС-Ш, табл. V, рис. 3.

1914

  1. 50-летие Земского банка Херсонской губернии. Мль, мд, 76, ГЭ.
  2. Весенний приз общества поощрение рысистого коннозаводства. Наградная мль, мд, 63, ГЭ.
  3. Приз СПб Общества поощрения рысистого коннозаводства памяти Н. П. Малютина, наградная медаль, мд, 64, ГЭ.
  4. Общество поощрения рысистого коннозаводства, наградная мль, мд, 64, ГЭ.
  5. Коковцев В. Н. (русский государственный деятель). Пкт, мд, 109×73, ГЭ, ГРМ. Доп. № 1482.

1920

  1. Третья годовщина Октября. Мль с ушком, сб, бр, 36, ГЭ, ГРМ. КГЭ № 5.
  2. VIII Съезд Советов РСФСР. Знак, ПгМД, бр, сб, 35, одст. КГЭ № 4.

1921—1923

  1. Штемпеля для монет Советского государства (серебряные рубль и 50 коп., биллонные 20, 15 и 10 коп., золотой червонец). См. Спасский, с. 243.

1923

  1. 150-летие Горного института. Пкт, бр, 57X84. КГЭ № 12 (1926, 1927 г. ЛМД).

1924

  1. 50-летие научной деятельности И. П. Павлова. Мль, ЛМД, бр, 50. КГЭ № 437.

Лицевая сторона с портретом ученого была использована ЛМД в 1936 г. для медали на смерть И. П. Павлова (см. КГЭ № 438).

1924—1931

  1. Проекты образцов и штемпеля для серебряных монет СССР. См. Спасский, с. 245.

1926

  1. 40-летие избрания А. П. Карпинского членом Академии наук. Мль, ЛМД бр, 51. КГЭ № 328. Лицевая сторона с портретом ученого была использована ЛМД в 1936 г. для медали на смерть А. П. Карпинского (см. КГЭ № 329).

1927

  1. Последнее подполье В. И. Ленина. Пкт, ЛМД, бр, 80X57. КГЭ № 11.

1931

  1. Орден В. И. Ленина.
  2. Знак «ГТО».

1935

  1. III Международный Конгресс по иранскому искусству и археологии. Мль, ЛМД, бр, 55. КГЭ № 16.
  2. То же. Жт, ЛМД, со, 26. КГЭ № 17. Для изготовления моделей лицевых сторон медали и жетона были использованы гальванопластические копии с подлинных украшений на старинных иранских металлических блюдах.
  3. XV Международный физиологический конгресс. И. М. Сеченов. Мль, ЛМД, бр, 65. КГЭ № 15.
  4. Герб СССР (лицевая сторона никелевых и бронзовых монет 1935— 1957 гг.) См. Спасский, с. 247.
  5. Приезд В. И. Ленина на Финляндский вокзал, модель медали. Не сохранилась (?).

 

Примечания к перечню основных медальных работ А.Ф. Васютинского:

  1. Слово «диаметр» перед размером опущено.
  2. Размеры в миллиметрах.
  3. Год, обозначенный в скобках, указывает время чеканки (тиражирования) медали, если он не совпадает с годом его создания.

 

Принятые сокращения:

АХ — Академия художеств

бм — белый металл

бр — бронза

брф — барельеф

вгр — воск на графите

гвп — гальванопластика

гп — гипс

ГРМ — Государственный   Русский музей

ГЭ —  Государственный     Эрмитаж

Доп. — Список медалей, чеканенных на Петроградском Монетном дворе и не вошедших в «Описание русских медалей» издания 1908 г., см. «Протоколы Российского общества нумизматов», 1914.

жт — жетон

зл — золото

КГЭ — Каталог Государственного Эрмитажа «Советские памятные медали (1917—1967)». Л.: Наука, 1968.

л. с. — лицевая сторона

ЛМД — Ленинградский Монетный двор

МАХ — музей Академии художеств

мль — медаль

мд — медь

НС-І — Нумизматический сборник», т. М., 1911.

НС-II — То же, т. II. М, 1913.

НС-Ш — То же, т. III. М., 1915.

одcт — односторонняя

о. с. — оборотная сторона

Пг — Петроград

ПгМД — Петроградский Монетный двор

пкт — плакета

РБС — собрание Д. В. Робинсона

сб — серебро

св — свинец

Смирнов — Смирнов В. П. Описание русских медалей. СПб., 1908.

Спасский — Спасский И. Г. Русская монетная система. Л., 1970.

СПб — Санкт-Петербург

СПбМД — Санкт-Петербургский Монетный двор

ст — сталь

 

Примечания:

  1. Алексеев Федор работал в 1701-1712 гг. в Москве на Кадашевском Монетном дворе; Юдин Самойла Юдич (1730-?), Иванов Тимофей (1729-1802), Леберехт Карл (1755-1827), Толстой Федор Петрович (1783-1873), Уткин Павел Петрович (1808-1852) — русские медальеры.
  2. В недавно выпущенном Академией художеств СССР Библиографическом словаре «Художники народов СССР» (том 2, М., 1972, с. 206) место рождения А. Ф. Васютинского в б. Могилевской губернии указано ошибочно.
  3. Архив Академии художеств СССР, оп. 8, 1925 г., д. 2, л. 29
  4. А. Васютинский. М-ль работы Н.А. Соколова, 1935 г.
  5. В юбилейном справочнике Академии художеств (Пг, 1914) С.Н. Кондаков в списке русских художников (см. заметку об А.Ф. Васютинском) допустил ошибку, сообщив, что он получил золотую медаль второго достоинства.
  6. Из свидетельства об окончании Академии художеств от 4 ноября 1888 г.
  7. Салон — выставки художников Франции, проводившиеся в квадратном салоне Лувра с XVII в. С 1863 г. проводятся ежегодно.
  8. Архив Академии художеств СССР, оп. 8, 1925, Д. 2, л. 63 и 72.
  9. Ж.А. Фальгьер (1831—1900) — французский скульптор.
  10. Ж.К. Шаплен (1839—1909) — французский медальер.
  11. Монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек, изготовляемые из серебра пробы 900/1000 в отличие от разменной монеты достоинством в 5, 10, 20 копеек, изготовляемой из серебра пробы 500/1000.
  12. Учрежденная Географическим обществом СССР золотая медаль им. П. П. Семенова-Тян-Шанского имеет лицевую сторону с воспроизведенным на ней портретом ученого, скопированным с медали А. Васютинского.
  13. На создание юбилейной медали в 1902 г. был объявлен конкурс, в котором принимал участие и А. Васютинский. Первую премию получил художник Ф. Ф. Бухгольц (1857— 1942) [оборотная сторона — скульптор М. Л. Диллон (1858—1932)].
  14. Труды Всероссийского съезда художников, т. 3, Пг, 1912.
  15. Первый орден РСФСР, учрежден Всероссийским ЦИК 16 сентября 1918 г.
  16. Проводилась в залах Зимнего дворца (Дворца искусств).
  17. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 1.
  18. Воспоминания С. П. Богаткиной записаны авторами этой статьи в 1978 г.
  19. Принятая в литературе датировка создания этой работы А. Васютинского 1925 г. нам представляется ошибочной.
  20. Грусланов В. Высшая награда Родины. — Вечерний Ленинград, 1972, 15 апреля.
  21. Советский коллекционер, 1977, № 15.
  22. Ленинградская правда, 1935, 4 декабря.

 

А. Гдалин, Д. Робинсон. Советский коллекционер. Сборник статей. М., 1982  г. С. 94-105.

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать