Пиструччи и мраморы Элгина
История о том, как появился дизайн со св. Георгием рассказывалась уже неоднократно. Мы знаем, как тяжело было Уильяму Уэлсли Поулу, главе монетного двора, нанять иностранца Бенедетто Пиструччи на должность главного гравера Королевского монетного двора. Поэтому его дизайны новых соверенов оплачивались по отдельности. Пиструччи заплатили 312 фунтов и 8 шиллингов за четыре дизайна, на трех из которых был изображен портрет правителя, а на четвертом – св. Георгий верхом на коне. Поскольку граверы монетного двора не были способны перенести детальные изображения на штампы, Пиструччи лично создал мастер-форму для монет за дополнительные 100 гиней.
Восковая модель св. Георгия, убивающего дракона. Музей Итальянского монетного двора.
Намного меньше знаем мы о том, какое произведение искусства вдохновило Бенедетто Пиструччи на создание этого культового мотива. Обнаженный св. Георгий Пиструччи порывает с церковной традицией изображения святого. Но это и не удивительно! В конце концов, образ Георгия, созданного Пиструччи, был вдохновлен обнаженными всадниками на фризе Парфенона. Когда Пиструччи начал размышлять над тем, что можно изобразить на реверсе, Элгин пытался продать скульптуры, привезенные им из Афин., поэтому он показывал их всем, кто имел хоть какой-то титул или должность. Пиструччи был одним из них. И он был обескуражен! Скетчи и модели, которые он создал, опираясь на изображения на фризе, подтолкнули его к такому образу св. Георгия.
Как уже упоминалось выше, эта история уже была рассказана неоднократно. Поэтому мы обратимся к другим вопросам: почему св. Георгий вообще является символом Англии? И почему имя «Георгий» (англ. George – Джордж) так распространено среди правителей самых разных стран? И почему именно этот святой, среди всех прочих святых, изображен на таком большом количестве монет и медалей?
Святой в качестве покровителя на монете
Сначала разберемся, почему так много святых изображалось на монетах. По сути, причина заключается в том, что святые, подобно богам на греческих монетах, были «объединяющим» элементом, поскольку все члены сообщества отождествляли себя со «своим» святым. Как-никак, участие в торжествах в честь покровителя города входило в обязанности и привилегии каждого гражданина. Каждый человек имел четко определенное место в обществе, и все они собирались вместе, чтобы попросить благословения покровителя. А поскольку люди довольно часто прагматичны, им особенно нравится поклоняться святым, которые уже доказали свою силу. И это подводит нас к св. Георгию и его популярности во всей Европе.
Икона с изображением св. Георгия сер. XIV века, Константинополь. Афины, Византийский музей.
Византия, Иоанн II Комнин, 1118-1143. Реверс: Император и св. Георгий стоят рядом друг с другом.
Георгий-мученик
Мы не так много знаем о личности св. Георгия. Мы даже не можем быть уверены в том, что он существовал, хоть легенда и звучит правдоподобно. Говорят, что Георгий был казнен в конце III в. за отказ от военной службы и похоронен в Лидде (близ Тель-Авива). Не слишком необычная судьба в правление Диоклетиана. Учитывая нехватку солдат-добровольцев, последний издал указ, обязывавший всех сыновей солдат самим становиться солдатами, или же подвергнуться смертной казни. Конечно, были мужчины, которые не хотели служить в армии. Многие из них пытались оправдаться своей христианской верой.
Мы вполне можем это себе представить благодаря записям Максимилиана Тебесского, свидетельствующим о таких случаях. Максимилиан также отказался нести военную службу во время правления Диоклетиана, хотя и был признан годным. Сначала власти потребовали от его отца, чтобы тот убедил Максимилиана подчиниться правилам. Когда это не увенчалось успехом, в ситуацию вмешался проконсул. Он лично провел разговор с Максимилианам, пытаясь убедить несогласного рекрута – сначала словами, а затем, когда и эта попытка провалилась, путем угроз казнить его. Даже после некоторого времени, данного на размышления, Максимилиан отказался. И был обезглавлен.
Возможно, Георгия постигла та же участь. Его жизнь легла в основу легенды, которая затем была записана в качестве народных сказаний. Рукопись пользовалась особой популярностью и получила широкое распространение, о чем свидетельствует тот факт, что она была упомянута в знаменитом 494-м декрете папы Геласия I, который разделил книги, входившие в Священное Писание, и теории, входившие в библейский канон, и апокрифы, которые были запрещены. Более того, фрагмент произведения сохранился до наших дней. Легенда об убийстве дракона в нем не упоминается, поскольку со святым Георгием она была связана намного позже.
Георгий-убийца дракона
Миф об убийце дракона появился еще в древние времена. Он был объектом бесчисленных сказок и проник в греческую мифологию вместе с Персеем и Андромахой. В мифе рассказывается об обществе, скот которого съедается драконом. Чтобы монстр не убил их скот, люди каждый год обещают приносить в жертву человека. Кто будет принесен в жертву решается жребием, но, когда жребий вытягивает прекрасная принцесса, появляется отважный рыцарь и убивает дракона.
Рыцарь по имени Георгий, который борется со злом – неудивительно, что эта легенда глубоко впечатлила крестоносцев, когда они шли по Святой Земле. Эту историю впервые рассказали мужчины с восточного побережья Черного моря. Поэтому западноевропейцы были уверены, что история назвали место Грузией (Georgia). Первое появление этого названия можно найти на итальянской карте 1320 года.
Именно крестоносцы превратили историческую фигуру св. Георгия, человека, скрывавшемуся от военной службы, в благородного рыцаря, погубившего зло, чтобы помочь добру восторжествовать. В их рассказах св. Георгий стал образцом для всех аристократов, увлеченных рыцарской доблестью. Поэтому имя Георгий стало модным в рыцарских кругах.
Георгий-убийца дракона. Алтарь в Кафедральном соборе Таррагоны
Георгий в качестве политического аргумента
Помог ли на самом деле св. Георгий крестоносцам покорить Иерусалим в 1099 году? Мы могли бы в этом сомневаться, но есть целое множество источников, сообщающих нам о том, что крестоносцы неоднократно обращались к святому перед битвой. Например, в 1190 году, когда Фредерик Барбаросса послал своих солдат против румских сельджуков возле Коньи. И действительно, граф Людвиг I Гельфенштейнский сообщает, что видел во время битвы воина, одетого в белое, который просто обязан был быть св. Георгием!
Св. Георгий превратился в воина, чье вмешательство свидетельствовало об одобрении Бога – по крайней мере, так это интерпретировали крестоносцы. Ричард Львиное Сердце также обращался к святому для того, чтобы ободрить своих воинов: он рассказал им, что св. Георгий явился ему в видении и пообещал, что они одержат победу. И Эдуард III обратился к этому мифу в начале Столетней войны, когда передал свой новообретенный Орден Подвязки под защиту св. Георгия. Орден более не выступал против «язычников», теперь выступая против сторонников Филиппа VI.
Швеция. Карл XI, 1660-1687. Серебряная медаль 1671 года в память церемонии награждения английским Орденом Подвязки.
Стен Стуре Старший использовал образ св. Георгия похожим образом. В 1471 году он воевал против датского короля Кристиана I за власть над Швецией в битве при Брункеберге. Стен Стуре также распространил слух о том, что святой появился во время боя для того, чтобы его поддержать. Это сделало Георгия очень популярным в Швеции после победы. Его изображение украшает не только Церковь Святого Николая в Стокгольме, также он может быть замечен на бесчисленных церковных воротах по всей стране.
Священная Римская Империя. Мансфельд. Талер 1521 года, первый мансфельдский талер. Изображение св. Георгия с мечом.
Георгий-пастух
Св. Георгий также почитается в России. Однако, русским он был известен еще задолго до крестоносцев. Для них Георгий не был святым для высшего класса, но был тем святым, который заботится об обычных людях. Так, он даровал дождь крестьянам, удачу – охотникам, богатый урожай – землепашцам, он лечил больных и защищал скот от диких животных.
Изображение св. Георгия можно увидеть на ранних российских монетах и геральдике. По сей день на гербе Москвы изображен Георгий драконоборец: то же самое изображение святого мы можем увидеть на пробном рубле 1801 года, на груди орла.
Георгий и золотая легенда
Устная традиция изменяется и развивается в зависимости от того, кто рассказывает историю. Лишь с изобретением печати легенда о святом Георгии была записана в едином ключе, превратив средневековую рукопись в известный бестселлер. В своей Золотой легенде (Legenda Aurea) Иаков Ворагинский суммировал все, что он знал о самых важных святых, включив туда в том числе св. Георгия. По этой причине он совместил историю о человеке, отказавшегося от несения военной службы, с историей об убийце дракона.
Итак, история начинается с того, что доблестный рыцарь Георгий убивает дракона. Людям так понравилась эта легенда, что 20,000 человек были крещены, и это не включая женщин и детей. Но когда Георгий узнал о преследовании Диоклетианом христиан, он сложил оружие и отправился в путь, чтобы стать мучеником. То, что произошло с ним дальше, достойно любого кровавого ужастика. Все его конечности были оторваны, тело сожжено, кишки вытащены и засыпаны солью. Вино Георгия отравили, его уложили на колесо и отправили в котел с кипящим свинцом – но святой продолжал жить. Затем его отвели в храм, где его молитвы привели к тому, что с неба сошел огонь, поглотив здание и священников. Попутно он убедил Александрийскую царицу стать христианкой (и мученицей), прежде чем он – мы хотели бы сказать «наконец» – умер, когда ему отрубили голову. Теперь уже потусторонний святой быстро завоевал и Иерусалим. И вот как с тех пор рассказывалась легенда о св. Георгии посредством алтарных изображений, фресок и, конечно же, монет.
Святой Георгий на колесе. Икона XVI века. Пловдив, Болгария
Георгий в XIX веке
На этом история могла бы подойти к концу. Однако, св. Георгий снова и снова появлялось в глобальных дискурсах. Он существует и сегодня – и его образы удивляют. На медали к 80-летию Бисмарка, к примеру, Георгий изображен с шипованным немецким «Пикельхаубе» (прим. шлем с пикой) на голове. Становится ясно, что художник так стилизовал Отто фон Бисмарка, будто тот был св. Георгием, прославляя его в качестве новаторской силы, которая борется со злом, каким бы оно ни было, и защищает добро. Даже если, в случае с Бисмарком, злом была католическая церковь. Во время Культурной войны (прим. «Kulturkampf» – борьба Отто фон Бисмарка в 1871-1878 против влияния Римско-католической церкви) канцлер Германской Империи издал «Закон о кафедре», предусматривающий тюремное заключение для священнослужителей, которые осмелились высказывать свое мнение по политическим вопросам в проповедях. Он запретил орден иезуитов и католические школы. К нему также восходят гражданский брак и единый государственный экзамен для священнослужителей в Германии. И все же, протестантскому Гамбургу так понравилась его политика, что они закрыли глаза на свою неприязнь к святым и прославляли Бисмарка, как нового святого.
Посеребренная железная медаль в память о союзе Пруссии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. 1916 год. Реверс: св. Георгий с щитом, на котором изображены гербы всех союзников.
Святой Георгий и теперь изображается в современной иконографии. Защитник добра, борец со злом, он до сих пор присутствует в городских пейзажах и нумизматике, несмотря на то, что 9 мая 1969 года был официально исключен из списка католических святых (прим. в 1969 году Папа Павел VI попросил провести проверку тех, кто получил статус святого до введения официальной процедуры канонизации в XIII веке. До этого времени епископы причисляли к лику святых тысячи людей, не посоветовавшись с Папой. Изучив эти случаи, Папа обнаружил, что некоторых очень древних святых, которым поклонялись, никогда не существовало).
Источник: Кюнкер: Почему на большом количестве монет изображен Святой Георгий? 2024.
Перевод Екатерина Цветкова, ЦИКЦ