Публикации Практики и формулы грейдинга

Практики и формулы грейдинга

История грейдинга

В начале XIX века в аукционных каталогах и журналах монеты описывались простыми определениями, такими как Poor, Good, Fine, Uncirculated или Proof. Иногда такие описания степеней сохранности сбивали с толку, к примеру, примечание к центу 1844 года «very fine proof» в выпуске 1866 года журнала American Journal of Numismatics. Только спустя десятилетия появилась практика писать определения, относящиеся к грейдингу, заглавными буквами, так что более позднее описание того цента могло бы выглядеть следующим образом: «very fine Proof», что значило бы, что монета отчеканена в качестве proof и выглядит хорошо (другими словами, в этом случае описание very fine не соотносится со знакомым нам грейдом). Однако, грейд Very Fine уже существовал в то время и, тем не менее, медные монеты Nova Eborac были описаны, как «very fine» (имеется в виду не грейд, а описание монеты). Кругом царила неразбериха.

Объяснений, что же значат такие термины, как Good, Fine, Very Fine, Extremely Fine, Uncirculated и Proof, не было, и поэтому очень часто разгорались споры касаемо сохранности той или иной монеты. То, что один дилер называл Uncirculated, для другого могло выглядеть, как Fine, или даже хуже! Так, ведущий дилер того времени Джон В. Хезелтин посетил торги коллекции Д.М. МакАллистера, выставленные его нью-йоркским конкурентом Уильямом Х. Стробриджем, и после написал своему клиенту Джону Тинкхему, что «представленное на торгах выглядело убого, и рядом не стояло с представленным описанием».

Никаких классификаций и уточнений касаемо грейдинга не существовало, и без последующих объяснений или общепринятых источников, на которые можно было бы ссылаться, дилеры описывали монеты исходя из своего личного опыта.

В 1934 году Уэйт Реймонд, Нью-Йоркский дилер и исследователь нумизматики, создал «Стандартный каталог монет США», прошедший через практически двадцать редакций ко времени смерти своего создателя в конце 1950-х. Тогда грейдинг был базовым, в нем использовались такие определения, как Good, Fine, Very Fine, Uncirculated и Proof. В некоторых редакциях была шкала сохранности монет. Например, версия 1954 года включала в себя следующие грейды, которые были перечислены и объяснены:

  • Proof – специально отчеканенные монеты, как правило, имеющие зеркальную поверхность.
  • Uncirculated – монета без следов хождения, но не обязательно обладающая исключительной сохранностью.
  • Extremely Fine – монета с незначительными следами стертости на самых высоких точках.
  • Very Fine – монета с незначительными следами хождения.
  • Fine – монета со следами износа, но все еще хорошо выглядящая.
  • Very Good – монета с более или менее сильными следами износа, но надпись на монете четкая и разборчивая.
  • Good – монета с более явными следами износа, высокие точки монеты почти полностью стерты.
  • Fair – значительные следы износа, надпись не полностью сохранилась.

В то время все грейды были приблизительными и не имели конкретных объяснений. То, что один дилер называл Fine, другой мог определить, как Very Fine или Very Good.

В 1946 году выпускающая компания Уитман опубликовала первое издание «Путеводителя по монетам США», в который было включено множество различных колониальных и стандартных выпусков монет. К ним применялись такие стандартные грейды, как Good, Fine, Uncirculated и Proof без каких-либо определений или пояснений.

В более позднем издании «Путеводителя» шкале по определению сохранности было дано название «Степени сохранности монет». Ниже приведен фрагмент из издания 1954-1955 годов.

Монеты в книге оценены исходя из сохранности, которая обычно определяется дилерами. Столбцы возглавляются одной или несколькими из следующих степеней сохранности:

Good. Монета со значительными следами изношенности. Тем не менее, важнейшие части дизайна сохранились.

  1. Good или Very Good. Степень сохранности монеты выше, чем Good, но ниже, чем Fine.

Fine. Монета со следами хождения, стертость только на высоких точках. Дизайн и детали монеты четкие.

  1. V. Fine или Very Fine. Монета с меньшим количеством следов хождения, более четкая. Extra Fine, Extremely Fine и About Uncirculated – определения, которые часто используют для описания степени сохранности монет, находящихся по степени изношенности между Very Fine и Uncirculated.

UNC или Uncirculated. Без следов изношенности. Такие определения, как dull, brown, red, bright, brilliant и Gem. также используются для описания степени сохранности монет грейда Uncirculated.

PF или Proof. Специально отчеканенные монеты с зеркальной поверхностью, для коллекционеров.

В то же время в разных нумизматических журналах, включая журналы The Numismatist и The Numismatic Scrapbook Magazine, постепенно стали появляться статьи и эссе касаемо грейдинга монет. Ряд статей, посвященных определению степени изношенности памятных и других монет, был написан Эдвардом Кетичем и Лойдом Геттисом. Другие коллекционеры вообще предлагали оценивать монеты в соответствии с их весом. Появлялись все новые и новые идеи.

 

«Руководство» Брауна и Данна

В 1958 году Мартин Р. Браун и Джон В. Данн выпустили первое издание «Руководства по грейдингу монет США». Впервые за всю историю нумизматики книга была посвящена именно описанию грейдов различных американских монет от полцента до двойного орла. Описание главных типов монет было дополнено иллюстрациями. Для разных классификаций монет были сделаны описания. Например, полцента 1794-1797 годов были зарисованы и описаны в следующих грейдах: Fair, About Good, Good, Very Good, Fine, Very Fine, Extremely Fine и About Uncirculated. Теми же грейдами с незначительными вариациями были описаны другие монеты. Описание монет сохранности Uncirculated не было расписано в деталях. Грейд Uncirculated описывался в общих чертах только во введении:

В монетах сохранности Uncirculated есть и другие грейды. Монета может быть Uncirculated, то есть не бывшей в хождении, и тем не менее она будет неидеальна. Так может случиться из-за того, что она была плохо отчеканена на монетном дворе, или из-за плохого обращения монетного двора или служб доставки, что может приводить к забоинам на гурте, царапинам или потертостям. Большие монеты, такие как доллары, полдоллара и даже четвертаки, из-за своего веса более подвержены появлению царапин и забоин, потому как они транспортируются в мешках.

Для монет сохранности Uncirculated более желательны экземпляры без забоин на гурте, царапин, потертостей, с идеальным прочеканом. Для описания сохранности таких монет используются слова Choice, A-1, Select, Gem.

Книга Брауна и Данна заняла пустовавшую нишу, люди только ее и ждали. В 1962 году права на публикацию были выкуплены выпускающей компанией Уитман, опубликовавшей несколько более поздних изданий. В то же время, некоторая информация из работы Брауна и Данна была включена в современные издания «Путеводителя по монетам США» и «Сборника монет США».

«Photograde» Джеймса Ф. Радди

В 1970 году вышло первое издание книги «Photograde», собственно, той книги, что вы читаете сейчас. Введение к этому исследованию послужило причиной для выпуска книги «Photograde» и даже формированию некоторой философии:

Люди занимались коллекционированием монет более 2 тысяч лет, что делает нумизматику одним из древнейших хобби в мире. До XX века коллекционеры описывали свои монеты, как «новая» или «бывшая в хождении». Цена монеты никак не влияла на присвоение более высокого грейда. Чаще всего монеты можно было купить за небольшую добавку к их номинальной стоимости.

Но сегодня все иначе. С момента «нумизматического бума» в 1950-х появился запрос на редкие монеты. Тем не менее, предложение оставалось все тем же, ведь количество выпущенных монет не может измениться. В результате в 1950-х монеты стали сильно различаться по своей ценности, и именно поэтому стало важно грейдить монеты с большим вниманием. Разница между Good и Fine могла определить, заплатит покупатель за монету один доллар или два. Уже в 1970-х такой же грейд мог означать различия в цене монеты от 50 до 100 долларов.

Тогда нумизматы стали осознавать нехватку пособий по оценке и грейдингу монет, которые могли бы помочь коллекционеру со всем разобраться. Став настольной книгой по оценке монет, «Руководство» Брауна и Данна было расширено и улучшено. Еженедельник «Мир Монет», выпускающийся с 1960 года, стал проводить регулярную рубрику, в которой были представлены различные сохранности монет. Другой еженедельник «Новости Нумизматики» предложил свое собственное руководство по определению степени сохранности.

Тем не менее, особого прогресса в грейдинге монет не наблюдалось. В 1958 году Браун и Данн стали первыми, кто стандартизировал грейдинг. В их работе они использовали зарисовки, чтобы продемонстрировать разные степени изношенности монет. Другие нумизматы также делали попытки выпустить свои книги по грейдингу с использованием фотографий монет разной сохранности. К сожалению, фотографии и информация по грейдам зачастую не отвечали требованиям, и работы не стали нормативными. 

На сегодняшний день мы столкнулись с парадоксальной ситуацией, когда прогресс в оценке монет сочетается с отсутствием новых правил касаемо грейдинга. Оценка и грейдинг одинаково значимы, поскольку стоимость монеты зависит не только от ее даты и обозначения монетного двора, но и от грейда. Например, если цена монеты 100$ за Fine, 200$ за Very Fine и 300$ за Extremely Fine, незнание, как отличить Fine от Extremely Fine, дорого вам обойдется. Если вам предложили монету в грейде Very Fine, а в действительности она лишь Fine, то вы потеряли 100$. С другой стороны, если это монета Extremely Fine, то вы в плюсе на 100$! Можете проверить цены на цент 1793 или 1877 годов разной степени сохранности, и тогда вы поймете, почему спрос на современное иллюстрированное руководство по грейдингу настолько высок.

После внимательного рассмотрения всех проблем, я решил написать книгу, которая смогла бы ответить на этот спрос. Для создания успешного руководства по грейдингу с фотографиями мне потребовалось разобраться с четырьмя факторами. Во-первых, мне нужен был доступ к огромному количеству монет для того, чтобы их сфотографировать. На протяжении двух лет я систематически делал фотографии каждой монеты, которая проходила через мои руки. Монеты и другая помощь были предоставлены мне Иеном Бронсоном, Джерри Коэном, Джо Флинном мл. и Абнером Крейсбергом. Дэвид Бауэрс, долгие годы бывший моим бизнес-партнером, также оказывал мне всю необходимую поддержку.

А затем я исследовал. К счастью, у меня было почти два десятилетия опыта работы с монетами, от которого я мог отталкиваться. За это время я оценил монеты на десятки миллионов долларов. Мое образование и специализация изначально были связаны с научными исследованиями, и этот опыт научил меня быть точным и методичным по отношению к мельчайшим деталям – это был важный момент для того, чтобы устоялась универсальная система оценивания.

После этого пришло время фотографии – пожалуй, самой сложной части моей работы. Основная проблема заключалась в том, что существовал широкий диапазон сохранностей от About Good до About Uncirculated; диапазон размеров от серебряных трехцентовых монет до серебряных долларов, а также вариации от темной пористой медной поверхности до блестящих поверхностей серебряных и золотых монет. К счастью, и в этом случае большой удачей был мой многолетний опыт. Перед тем, как я решил заниматься нумизматикой, я работал в Лаборатории физических исследований кинокомпании Ansco. Там я проводил исследования по всем аспектам фотографического разрешения. Несмотря на этот опыт, потребовались недели исследований, чтобы подобрать правильные камеру, пленку и экспонометр, для получения желаемых результатов. Пленка была выбрана не для того, чтобы делать красивые или художественные изображения, но для того, чтобы обеспечить чрезвычайно высокие разрешение и контрастность. Освещение имело первостепенную значимость. Прежде чем была сделана первая фотография монеты, были опробованы сотни тестовых экспозиций с использованием десятков самых разных условий освещения. Для достижения желаемого результата я сделал более 5.000 фотографий. Во многих случаях хватало одного снимка, в других же требовалось сделать до 20 фотографий для получения одной удовлетворительной. В этой книге более тысячи различных изображений, намного больше, чем в любом другом руководстве по грейдингу.

«Photograde» имел мгновенный успех, и к январю 1988 было выпущено 16 тиражей, что составило почти полмиллиона копий и сделало книгу бесспорным бестселлером среди когда-либо изданных руководств по грейдингу.

В 1972 году пособие «Photograde» было удостоено чести стать официальным справочником Американской Нумизматической Ассоциации (АНА). После 1977 года, когда Американская Нумизматическая Ассоциация стала использовать цифровую систему грейдинга, было принято решение включить в «Photograde» перекрестные ссылки на цифры.

Цифровой грейдинг

 

 

Цифровая оценка, которая сегодня повсеместно используется, берет свое начало со шкалы Шелдона, разработанной доктором Уильямом Х. Шелдоном и опубликованной в его книге «Ранние американские центы» (позже переименованной в «Penny Whimsy») в 1949 году, как часть формулы для определения рыночной стоимости больших центов США 1793-1814 годов. Имея научный склад ума, доктор Шелдон стремился свести грейдинг к количественным показателям. Он хотел разработать ряд цифр, которые действовали бы как множитель для определения текущей рыночной стоимости.

Каждой разновидности цента 1793-1814 была присвоена Базовая Стоимость, т.е. базовая цена, которая варьировалась в зависимости от спроса на монету такого типа, редкости или исходя из других соображений. Таким образом, определенная разновидность цента 1802 года — относительно распространенной даты — могла получить базовую стоимость в 1$, тогда как цент 1793 года — редкой даты — мог получить базовую стоимость в 5$.

До публикации работы доктора Шелдона оценка монеты состояла строго из определений. Такие определения, как Good, Very Good, Fine, Very Fine, Extremely Fine, About Uncirculated, Uncirculated и Proof были достаточны для продажи. Иногда хватало и промежуточного грейда, например, от Very Fine до Extremely Fine.

Доктор Шелдон присвоил различным определениям цифры. Такие цифры включали Good-4, Very Fine-30, About Uncirculated-50 и Mint State (это термин Шелдона для монет типа Uncirculated), сокращенно – MS-60. Особенно привлекательная монета типа Uncirculated с небольшим количеством дефектов была описана, как MS-65, а идеальная монета типа Uncirculated с полным оригинальным цветом – как MS-70.

Согласно формуле доктора Шелдона, цент 1802 года с базовой стоимостью в 1$ при грейде MS-60 должен был стоить 1$ x 60, в то время как цент грейда Uncirculated стоил бы 5$ x 60, то есть 300$. В 1949 году, когда была введена эта формула, во многих случаях монета в грейде MS-60 стоила всего в два раза дороже, чем монета в грейде VF-30, поскольку коллекционеры в то время не были такими сознательными, как в последующие годы. Подобная ситуация продолжалась на рынке примерно до 1953 года, когда коллекционеры поняли, что монеты в грейде Uncirculated имеют намного больший спрос, чем изношенные экземпляры, и что разница между ними достаточно значительна. Сегодня, в 1988 году, когда пишутся эти строки, цент 1802 года в грейде VF-30 может стоить примерно 200$, согласно формуле Шелдона, в то время как цент в грейде MS-60, скорее всего, будет стоить от 2.000$ до 4.000$, или же в 10-20 раз больше, чем тот же цент в грейде VF-30. Очевидно, что использование цифрового грейдинга в рыночной формуле устарело.

Если бы кто-то предположил, что цифры грейдинга являются частью формулы для определения рыночной стоимости, то эти цифры пришлось бы менять. Если цент 1802 года в грейде Uncirculated стоит 2000$, или в 10 раз больше, чем в грейде VF-30, тогда сохранность монеты в грейде Uncirculated должна быть тоже в 10 раз больше, то есть MS-200. Конечно, в будущем вкусы коллекционеров поменяются снова и, когда на монеты, не бывшие в обращении, будет меньший спрос, чем на монеты, находившиеся в обращении, придется пересмотреть грейды в сторону уменьшения. Проще говоря, к 1953 году числовая шкала грейдинга доктора Шелдона стала бессмысленной по отношению к своей изначальной цели.

Тем не менее, цифры придавали грейдингу точность и дарили коллекционерам чувство безопасности, поэтому идея числового грейдинга была подхвачена. К 1970-м многие дилеры и коллекционеры добавляли цифры даже к монетам, которые не являлись центами США 1793-1814 годов. Так, довольно часто грейд присваивался серебряным долларам «Морган». Поскольку никто не выпустил руководства по тому, что различные цифры значили по отношению к оцениваемым монетам, интерпретации грейдинговой шкалы Шелдона стали разниться. То, что один человек оценивал, как MS-65, могло выглядеть для другого, как MS-60, а для третьего вообще было MS-70.

Постепенно цифровой грейдинг развивался и расширялся. Давайте посмотрим на его развитие с самых первых шагов по сегодняшний день.

Шкала Шелдона

В книге доктора Уильяма Шелдона «Ранние американские центы» представлена таблица под названием «Оценочная шкала сохранности», теперь известная просто как шкала Шелдона. Степеням сохранности были присвоены следующие числовые коэффициенты:

  • Basal State-1. Монета может быть идентифицируемой и неповрежденной, но настолько изношенной, что разобрать можно только часть легенды или надписи. Монета должна поддаваться идентификации и описанию разновидности, хотя для некоторых разновидностей не обязательно, чтобы дата на монете читалась.
  • Fair-2. На монете можно разобрать дату, более чем половину надписи и детали, хотя, возможно, они довольно слабо видны.
  • Very Fair-3. Достаточно четкая дата, практически все детали монеты различимы, но есть и более слабые участки, и монета ввиду своей изношенности может быть совсем гладкой.
  • Good-4, Good-5, Good-6. Дата и детали монеты должны быть очень четкими. Общий рельеф монеты может быть достаточно изношенным.
  • Very Good-7, Very Good-8, Very Good-10. Все детали монеты четко видны, но прежняя острота монеты в значительной степени утрачена. Признаки износа по всей поверхности монеты, а не только на высоких точках.
  • Fine-12, Fine-15. Надписи и рисунок монеты отчетливые. Признаки износа только на высоких точках монеты. Под лупой видно, что микроскопической детализации больше нет.
  • Very Fine-20, Very Fine-30. Все детали рельефа монеты острые. Признаки износа монеты даже при использовании лупы заметны исключительно на высоких точках. Микроскопические детали в основном сохранились, за исключением высоких точек. На высоких точках даже невооруженным глазом можно обнаружить потертости.
  • Extremely Fine-40. На высоких точках заметны только малейшие следы износа и стертости.
  • About Uncirculated-50. Необходимо пристальное внимание и лупа для того, чтобы определить, что монета не в идеальном состоянии Mint State. Обычно монета в грейде AU-50 сохраняет свою остроту, но темнеет и теряет оригинальный цвет.
  • Mint State-60, Mint State-65, Mint State-70. Без каких-либо следов износа, и цвет должен быть, как у медной монеты, которую хранили с большой осторожностью. Цвет может варьироваться от красного до светло-коричневого или светло-оливкового, в зависимости от химического состава и влажности той окружающей среды, в которой хранилась монета. Светло-коричневый и светло-оливковый цвета указывают на зарождение защитной патины на поверхности монеты, или «затвердевание» поверхностей. Когда цвета оригинального покрытия монеты и патины красиво сочетаются, монета оценивается коллекционерами так же высоко, как и монета с более насыщенным оттенком. Для сохранности MS-60 характерны небольшие дефекты, возможно, микроскопические повреждения или начальная утрата цвета. Для сохранности MS-70 монета должна быть в точности такой же, какой она покинула штемпель, возможно лишь небольшое смягчение цвета. Сохранность 60 значит Mint State, в то время как 70 означает идеальный Mint State.

Также в сноске, поясняющей грейды, значилось: все описания основаны на предположении об отсутствии каких-либо повреждений на монете. Так, многие центы имеют повреждения или царапины, которые, конечно, снижают их нумизматическую ценность и меняют степень сохранности. Поскольку не существует никакой универсальной системы для определения того, насколько то или иное повреждение влияет на общую сохранность монеты, вероятно, лучше всего оценивать монету так, будто этого повреждения нет, а затем описать его отдельно. Так обычно поступают каталогизаторы, когда монета редка или дорого стоит. Следует также отметить, что сохранность части ранних монет, как правило, пострадала из-за повреждения или погнутости штемпеля. Такие монеты, даже если они находятся в состоянии Mint State, имеют непрочеканы. Каталогизатор или исследователь, занимающийся грейдингом, должен ознакомиться с этими разновидностями и научиться оценивать состояние монеты по степени износа уже после того, как она покинула штемпель. В этом умении и заключается большая часть мастерства и искусства нумизматики центов. Первые центы имеют такое множество особенностей и вариаций штемпеля, а также различий в чеканке и более позднем окрашивании меди, что даже проницательные нумизматы едва ли могут освоить предмет их грейдинга за всю свою жизнь.

Как уже было отмечено, присвоение чисел от 1 до 70 основывалось на условиях рынка, актуальных для 1949 года. С научной точки зрения, эти цифры не были так уж логичны. Обратите внимание, что, к примеру, категория Very Fine начинается с VF-20 и заканчивается на Extremely Fine-40, то есть, промежуток между ними составляет 20 пунктов. С другой стороны, грейд Good начинается на Good-4, а заканчивается на Very Good-7, и промежуток составляет 3 пункта. Грейд Uncirculated имеет диапазон от MS60 до MS70, то есть, промежуток составляет 11 пунктов. Почему диапазон грейда Good составил только 3 пункта при 11 и 20 пунктах для Uncirculated и Very Fine соответственно? Ответ заключается в том, что цифры были придуманы таким образом, что соответствовали ответу, который был заранее известен, и делали «научной» рыночную структуру, случайную во всех остальных отношениях.

В справочнике Шелдона не было эскизов или картинок, поэтому для применения этой шкалы был необходим опыт. Без сторонней информации немногий мог взглянуть на монету и понять, что «монета, имеющая четкий рельеф, только самые высокие точки которой имеют следы износа, даже если смотреть через лупу, а микроскопические детали, за исключением высоких точек, выглядят практически нетронутыми. Высокие точки кажутся немного потертыми и даже уплощенными, что можно заметить даже невооруженным глазом» имеет грейд VF-20 или VF-30 (между двумя категориями не делается никакого различия), и что эта монета намного лучше другой монеты, «все детали которой разборчивы и рельеф которой сохранился, но острота практически утеряна. Не только на высоких точках, но всей поверхности монеты видны следы изношенности», описание применимое для грейдов от Very Good-7 до Very Good-10.

Повторюсь, кроме копии книги доктора Шелдона, нужно было иметь некоторые знания о грейдинге больших центов или иметь доступ к ранее загрейженным экземплярам. Пояснений к цифрам в книге доктора Шелдона не могло быть достаточно для того, чтобы правильно грейдить монеты, кроме, пожалуй, присвоения самого низкого (Basal State) или самого высокого (MS-70) грейда. Это обстоятельство, как правило, не учитывается, с тех пор как грейдинговым критериям Шелдона было предано какое-то евангельское значение, и они стали расцениваться, как заявления свыше. Однако, внимательное изучение критериев грейдинга (подобно тому, что было проделано выше) выявляет математические несоответствия и значительную нехватку точной информации.

Важно понимать, что доктор Шелдон акцентирует внимание на том, что повреждения, царапины и другие дефекты должны быть отдельно рассмотрены. В последнее время об этом также забыли, и стало преобладать довольно нелогичное мнение, что все монеты грейда VF-20 или MS-65 или, может, AU-50 совершенно одинаковы, когда речь заходит об их ценности или стоимости. Посмотрим, как это работает на практике. Может случиться так, что одна монета в грейде MS-60 может стоить, скажем, 1000$. Другая монета, фактически получившая тот же грейд MS-60, будет стоить 600$, а третья, поле которой будет особенно красивым, дойдет в своей цене до 2000$.

Грейдинговая система ANA (American Numismatic Association)

В 1970-е вопросы грейдинга обсуждались повсюду. В «Photograde» были добавлены разновидности монет с сохранностью от About Good до About Uncirculated, но было невозможно сделать фотографии монет грейда Uncirculated для демонстрации различий в грейдах типа Uncirculated (и сейчас их сделать также не удастся). В это же время дилеры разработали свою собственную терминологию для описания монет грейда Uncirculated, включая, например, Choice Uncirculated для экземпляра, сохранность которого выше среднего, и Gem Uncirculated для экземпляра с незначительными недостатками. Другие приняли шкалу Шелдона и использовали цифры MS-60, MS-65 и MS-70. В семидесятых грейд MS-70, который давали серебряным долларам, совершенно не обязательно означал, что монета находится в идеальном состоянии. Скорее, такой грейд означал, что монета является одной из лучших монет своего типа, но она могла иметь какие-то забоины или отметины.

Американская Нумизматическая Ассоциация решила ворваться в игры с грейдингом и под началом Верджила Хэнкока, президента организации, были проведены различные исследования и созданы комиссии. Заслуженному калифорнийскому дилеру Эйбу Кософфу было поручено разработать систему оценивания, а на съездах и других собраниях проводились встречи дилеров, коллекционеров и других заинтересованных лиц для обсуждений разных философий грейдинга. Стэнли Апфельбаум, дилер из Нью-Йорка, организовал несколько круглых столов для обсуждения этой темы.

К концу 1970-х Эйб Кософф с согласия Совета управляющих Американской Нумизматической Ассоциации нанял Кеннета Брессетта, работавшего на выпускающую компанию Уитман, чтобы тот помог с редакционными материалами для будущего руководства по грейдингу. Дэвиду Бауэрсу же поручили написать введение к книге, в котором содержались основная информация по грейдингу, факты о чеканке и другие аспекты, влияющие на грейд и стоимость монеты.

Первое издание книги «Официальные стандарты АНА по грейдингу монет США» было выпущено в 1977 году. Информация в книге ничем принципиально не отличалась от той, что была в «Photograde», и в интервью Кеннет Бессет признался, что новая система Американской Нумизматической Ассоциации не отличается от системы в книге «Photograde».

Во время своих исследований Эйб Кософф собирал информацию у нумизматов. Было много разногласий: некоторым хотелось принять шкалу Шелдона, другие предлагали использовать только определения, а третьи предлагали ввести новые цифры, например, от 1 до 100 (что, конечно, было бы более научным, чем от 1 до 70 Шелдона) или даже от 1 до 1000. После рассмотрения всех идей, Кософф и Брессетт решили все-таки ввести шкалу Шелдона хотя бы потому, что она уже была многим знакома. Как будто адаптировать именно эту шкалу, несмотря на все ее несовершенства и несоответствия, было лучшим решением, чем пытаться внедрить новые цифровые пределы. Что касается монет категории Uncirculated, для различения степеней сохранности использовались грейды MS-60, MS-65 и MS-70.

Несколько лет спустя совет управляющих Американской Нумизматической Ассоциации принял решение использовать два новых грейда – MS63 и MS67. К тому времени в категории монет Uncirculated использовались следующие описания и приравненные к ним цифровые значения: Typical Uncirculated (MS-60), Select Uncirculated (MS-63), Choice Uncirculated (MS-65), Gem Uncirculated (MS-67) и Perfect Uncirculated (MS-70).

Рынок не стал беспрекословно следовать грейдинговым стандартам АНА. Случалось так, что дилер добавлял знаки плюса и минуса к цифровому грейду или вообще использовал грейды, которые не соответствовали стандартам, принятым Ассоциацией: MS-61, MS-62 и так далее. Дилер мог использовать любой номер от MS-60 до MS-70, а также добавлять плюс или минус после грейда, что составило более 30 возможных вариаций грейда. Многие все же пользовались системой АНА, но поясняли, что для них Choice Uncirculated означало грейд MS-63 вместо более высокого MS-65.

В 1986 году компания дилеров объединились для того, чтобы создать Профессиональную службу по грейдингу монет (Professional Coin Grading Service), или сокращенно – PCGS. Они стали использовать свои собственные стандарты и идеи, которые не разглашались публично. Именно PCGS создали такую систему, при которой монеты получали грейды от MS-60 и MS-70 беспрерывно, то есть, MS-60, MS-61, MS-62 и так далее. Монеты помещались в герметичные капсулы с держателем, в народе получившие название «слабы», с расчетом на то, что, поскольку монеты будут запечатаны, их грейды не изменятся.

В то же самое время грейдинговая служба Американской Нумизматической Ассоциации, учрежденная еще в конце 70-х, считалась официальным арбитром по грейдингу. За определенную плату грейдинговая служба АНА могла изучить монету и выдать сертификат, на котором были бы фото монеты и ее грейд. Однако, хотя грейды от AG-3 до AU-55 были хорошо различимы и споров не вызывали, в категории Uncirculated мнения могли сильно разниться. Согласно книге по грейдингу АНА, к примеру, монета в грейде MS-65 могла иметь «небольшое количество меток» или «несколько меток». Значило ли это, что речь идет о десяти, ста одиннадцати, трех или семидесяти семи метках, было не совсем понятно, и поэтому возникали разные интерпретации. Эти интерпретации в один момент ужесточились до такой степени, что Совет управляющих АНА заявил, что некоторые монеты, несколькими годами ранее сертифицированные грейдинговой службой АНА, как MS-65, теперь имеют грейд между MS-60 и MS-63.

На страницах журналов The Coin Dealer Newsletter, Coin World и Numismatic News печатались комментарии, статьи и передовиц на тему отсутствия точности в оценке монет и постоянно меняющихся интерпретаций грейдинговой системы. Многие коллекционеры стали думать, что каким-то образом еще в 1980 и 1981 год дилеры, продавая монеты в грейде MS-65, знали, что такой грейд был слишком высок и на самом деле монеты затем получат грейд MS-60. Правда заключалась в том, что никто не знал о последующих изменениях в интерпретации грейдов и последствия этих интерпретаций одинаково коснулись всех: и дилеров, и коллекционеров, и инвесторов, и музеев, и вообще всех владельцев монет. Большое недовольство в печати выражали те, кто купил монеты в грейде MS-65, в том числе с сертификатами грейдинговой службы АНА, а в начале 1986 года узнал, что в реальности грейд этих монет только MS-60 или около того.

PCGS рассчитывали на то, что запечатанная в слаб с грейдом MS-65 монета сохранит этот грейд и в будущем. В поисках новой надежды, так сказать, нового Мессии, коллекционеры и дилеры, которые раньше пользовались грейдинговыми услугами АНА, теперь обращались в PCGS. К лету 1986 года количество подаваемых монет в грейдинговую службу АНА упало с 12.000-14.000 до 5.000 в месяц. Наметился кризис, доходы падали, и совет директоров АНА попытался вернуть утраченный бизнес путем копирования PCGS и использования других грейдов. Так, было официально постановлено, что отныне грейды АНА будут включать в себя также MS-61, MS-62, MS-64, и другие цифры, ранее не использовавшиеся компанией. В дополнение к этому был введен грейд AU-58. Тем не менее, грейдинговая служба АНА так и не смогла восстановить свою репутацию, доходы были урезаны, и целый ряд сотрудников попал под сокращение.

Осенью 1987 года была учреждена новая компания – Numismatic Guaranty Corporation (NGC). Уже к январю 1988 года через компанию проходило примерно 11.000 монет в месяц. Грейдеры компании также использовали все цифры от MS-60 до MS-70.

В апреле 1987 года было выпущено третье издание книги «Официальные стандарты АНА по грейдингу монет США». В книгу были включены новые грейды, а эскизы заменены картинками из архива грейдинговой службы Ассоциации. Представляется, что в описаниях 11 цифровых грейдов от MS-60 до MS-70 есть большие логические несостыковки. Так, читателя отсылают к странице 17 третьего издания руководства АНА по грейдингу для дополнительной информации, но одна из проблем заключаются в следующем:

В новом издании говорится, что монета в грейде MS-67 может иметь «три или четыре маленьких контактных метки (прим. мешковые царапины), одна или две из которых могут быть в центральной части монеты», в то время как монета в грейде MS-68 имеет «три или четыре маленьких контактных метки, ни одна из которых не расположена в центральной части монеты», а для MS-69 характеры «одна или две контактных метки, ни одна из которых не расположено в центральной части монеты».

Проблема заключается в том, что у крошечной монеты поверхность довольно небольшая. По мнению автора нового издания, серебряные три цента с четырьмя небольшими контактными метками, две из которых находятся в центральной части монеты, не должны получать MS-65, даже если метки будут едва ли видимыми. С другой стороны, те же самые четыре контактные метки, но уже на долларе «Морган», если они находятся на реверсе среди перьев орла, могут быть совсем незаметны даже самому опытному профессионалу, и такая монета может сойти и за MS-70 (но не совсем по техническим причинам).

Ruddy F. J. Photograde. Bowers and Merena Galleries, INC. 2005. P. 9-24.

Перевод Екатерина Цветкова, ЦИКЦ