Публикации Зограф Александр Николаевич (1889-1942)

Зограф Александр Николаевич (1889-1942)

История нумизматического кабинета Музея изобразительных искусств имени A. С. Пушкина связана с именами ученых, чей труд и энтузиазм способствовали изучению коллекций и развитию научных знаний в области нумизматики. Их живое присутствие до сих пор ощущается в строчках архивных документов и в стенах нумизматического кабинета. Кратко о деятельности этих людей упомянуто в обзорах, посвященных формированию нумизматической коллекции Музея [1].

А.Н. Зограф

Александр Николаевич Зограф был первым хранителем нумизматики в Музее изящных искусств, а позднее — заведующим Отделом нумизматики Государственного Эрмитажа [2]. 26 февраля 1989 г. в Эрмитаже были организованы научные чтения, посвященные столетию со дня его рождения. Имя А.Н. Зографа особенно дорого тем, кто работает в отделах нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. До 33-х летнего возраста Александр Николаевич жил в Москве, а годы его наибольшей творческой и научной активности прошли в Ленинграде. Его работы занимают видное место в отечественной историографии по античной нумизматике, являясь учебником для начинающих нумизматов и хрестоматией для специалистов.

Александр Николаевич Зограф родился в 1889 г., в Москве, в семье профессора зоологии Московского Университета. Среднее образование он получил в Московской 3-й мужской гимназии в 1899-1907 гг. С 1907 по 1912 г. А.Н. Зограф учился на историко-филологическом факультете Московского Университета, на отделении классических языков и древностей. Его преподавателями были профессора А.А. Грушка, Н.И.Новосадский, М.М. Покровский и С.И.Соболевский. Впоследствии, Александр Николаевич перешел на отделение истории искусства, где работали известные ученые И.В. Цветаев, В.К. Мальмберг и Н.И. Романов. Знакомство с ними во многом определило дальнейшую судьбу А.Н. Зографа.

Профессор Московского Университета в области древнегреческой и древнеримской филологии и искусства Иван Владимирович Цветаев двадцать пять лет своей жизни отдал созданию Музея изящных искусств в Москве и увлек всех талантливых людей, работавших рядом с ним [3]. А. Н.Зограф не был исключением. Водном из своих писем он говорил, что при создании музея слепков И.В. Цветаев и он обсуждали возможность выделения Мюнцкабинета на базе университетских коллекций как самостоятельного отдела.

И.В. Цветаев

А.Н. Зограф закончил Университет в 1912 г. с дипломом первой степени и был приглашен профессором И.В.Цветаевым преподавать на кафедре истории античного искусства. В том же году 31 мая состоялось открытие Музея изящных искусств.

Одновременно с деятельностью в Университете, с начала 1913 г., А.Н. Зограф ведет преподавательскую работу в частной гимназии Косицына, а с 1914 г. — в гимназических классах Лазаревского института Восточных языков и других московских учебных заведениях. Но его интерес к Музею изящных искусств не пропадает. Как он сам пишет: «…одновременно с тем, с того же времени, приступил к работе в качестве вольного сотрудника в Музее изобразительных искусств при Московском университете, где работал над разборкой его нумизматической коллекции».

В 1913 г. А.Н. Зограф числился практикантом Музея, а с 1918 г. — заведующим нумизматического подотдела в составе скульптурного отдела. На постоянную работу в Музей А. Н. Зограф был приглашен профессором В.К. Мальбергом, у которого он учился в Университете и который в это время стал во главе Музея после смерти его основателя и первого директора — И.В. Цветаева.

А.Н.Зограф начал рано увлекаться нумизматикой, по-видимому уже в студенческие годы. Его учителем был один из видных русских нумизматов — Алексей Васильевич Орешников. Свои первые занятия по нумизматике А.Н. Зограф начинал в Историческом музее в стенах нумизматического кабинета, где в то время работал А.В.Орешников. Здесь он пользовался материалами крупнейшего московского собрания монет и медалей, а также консультациями этого авторитетного ученого. Уже через год после окончания Университета он стал признанным специалистом и 22 апреля 1913 г. был избран членом- корреспондентом, а в 1917 г. — действительным членом Московского нумизматического общества. Первая самостоятельная работа по нумизматике Александра Николаевича Зографа была проведена им в Музее изящных искусств. Но чтобы понять, насколько важным был вклад А.Н. Зографа в деятельность Музея, кратко остановимся на состоянии музейных дел в 1918-1922 гг.

А.В.Орешников

Переезд весной 1918 г. Советского правительства из Петрограда в Москву ускорил решение общих принципов музейного строительства. Был утвержден план организации четырех основных столичных музеев: Национального художественного музея, Музея западного искусства, Музея русского народного искусства и быта, Музея восточного искусства. В ходе обсуждения указывали также и на университетский Музей изящных искусств как на возможную основу для развития будущего художественного музея.

Гражданская война, интервенция, экономическая разруха приостановили почти на пять лет исполнение этих проектов. В те годы на первый план выступали другие задачи. Главной целью музейного дела было обобщение художественных памятников в стенах музеев и открытие музейных экспозиций. Нарком просвещения А.В. Луначарский на III сессии ВЦИК в сентябре 1920 г. сообщал: «За это время насобирали гигантское количество ценностей. Эрмитаж у нас увеличился в полтора раза. Живописные фонды Румянцевского музея и Третьяковской галереи возросли почти вдвое. В Музей изящных искусствв 1919 г. поступили античные памятники из бывшего Строгановского училища».

Музей изящных искусств продолжал оставаться в составе Университета. Это было чрезвычайно трудное для музеев время. Правление прекратило ассигнование на содержание штата и музейного здания. Помещения не отапливались в течение пяти зимних сезонов, не было освещения. В короткие осенние и зимние дни громадное здание быстро погружалось в полный мрак, так как не горели даже те двадцать керосиновых ламп, которые были в Музее, потому что не хватало керосина. В те годы, как известно, в Москве зимы были необыкновенно снежными и холодными. Портилась бездействущая система отопления, ржавели котлы и металлические конструкции кровли. Цветной мрамор парадной лестницы начал трескаться и крошиться. Стены залов отсырели, на них появились пятна плесени. Весна приносила зданию другую опасность — протекала стеклянная крыша, поврежденная в дни октябрьских боев снарядами ипулеметными очередями. В марте 1919 г., как можно было прочесть в отчете Музея, от тяжести снега стали гнуться железные фермы перекрытий. От внезапного потепления в залы устремились потоки воды, которые заливали все подвалы и нижние этажи. Многие считали, что вести музейную работу в создавшейся обстановке невозможно, но с весны, когда ртутный столбик стал показывать в промерзших залах плюсовую температуру, открыли двери посетителям.

Штат музея в эти годы был мизерным — 16 сотрудников организовали чтение лекций по всеобщей теории искусства для первых музейных курсов. Велась научная работа, проводились семинары со студентами Университета и рабфаков Москвы. А.Н. Зограф был одним из самых активных и квалифицированных сотрудников Музея. В связи с прекращением практически всей деятельности Музея его основной работой стала популяризационная. По мандату Наркомпроса он преподавал в Иваново-Вознесенске как профессор по кафедре истории и теории искусств Института народного образования. Он являлся также преподавателем Московского института музыкальной драмы. Кроме того, с 1914 г. по 1918 г. А.Н.Зограф преподавал древние языки в средних и высших учебных заведениях: помимо уже упомянутого Лазаревского института восточных языков, с 1920 г. — на общеобразовательных курсах при Московском университете. В 1918-1919 г. А.Н. Зограф преподает теорию искусств в 39-ой Советской школе. В это же время он является непременным руководителем по общему обзору Музея, дает объяснения, водит экскурсии, читает цикловые лекции для посетителей. В дополнение к этому в 1918-1919 г. А.Н. Зограф работает в качестве лектора и эскурсовода в других московских музеях.

В Архиве ГМИИ сохранились рукописные тезисные планы А.Н. Зографа по истории искусства Древнего Мира (15 лекций) и истории русского искусства (18 лекций). Первый курс начинался с характеристики общих вопросов истории и предмета искусства, его видов и классификации, а также средств выражения. Четыре лекции были посвящены искусству Древнего Египта: его живописи, скульптуре, архитектуре. Две лекции включали обзор и анализ особенностей ассиро-вавилонской архитектуры и скульптуры. В последущих восьми лекциях вещалось искусство Эгейского мира и Древней Греции. В лекциях по курсу истории русского искусства А. Н. Зограф рассматривал его как часть европейского христианского искусства. Курс охватывал широкий период от крещения Руси до конца XIX в. Остается удивляться широте преподавательской деятельности А.Н. Зографа, который успевал работать с совершенно различными аудиториями и в разных направлениях.

Для А. Н. Зографа это было трудное время: в 1919 г. от вторичного удара умирает его отец, в этом же году он теряет брата.

Наравне с другими сотрудниками Музея А.Н. Зограф вел научную работу с коллекциями. В воспоминаниях бывшего заведующего отделом нумизматики Музея Л.П. Харко есть указание на то, что в эти годы монеты хранились в подвалах, в заколоченных ящиках. А.Н. Зограф, который жил в специально отведенных для этого помещениях Музея, в свободное время вынимал отдельные планшеты и уносил к себе, чтобы при относительно допустимой температуре и наличии света как-то разобрать коллекцию и описать ее. Работал он совершенно один и был вынужден обрабатывать монеты всех эпох и стран. С одной стороны, такая работа расширяла кругозор исследователя, но, с другой стороны, не позволяла сосредоточиться на материалах более близких его научным интересам. За время своей работы А.Н. Зограф привел в порядок старую университетскую коллекцию, до этого частично каталогизированную в 1888 г. А.М. Подшиваловым (римские монеты) и в 1891 г. А.В. Орешниковым (древнегреческие монеты). При А.Н. Зографе эта коллекция в значительной степени пополняется. В библиотеке Музея на двух каталогах А.В. Орешникова А.Н. Зограф оставил свои рукописные заметки. Сам Зограф скромно писал: «Замечания эти мало стоят, так как в то время я очень мало знал монет, но все же там были ссылки на некоторые, еще не известные А.В. Орешникову новые издания». Один из таких экземпляров и в настоящее время служит для работы над коллекцией греческих монет Музея. А.Н. Зограф составил свои списки последних приобретений. В архивах Музея хранятся рукописи А.Н. Зографа, представляющие описи римских императорских монет, пожертвованных К.А. Губастовым, монет древнегреческих и римских, приобретенных у С.И. Барановича и А.П. Лодыженской, а также русских медалей, поступивших в 1921 г. Кроме того, им были составлены общие описи нумизматического собрания Музея. Все эти годы, несмотря на трудную обстановку и огромный объем популяризационной и хранительской работы, А.Н. Зограф продолжал свои научные изыскания. В архиве Музея остались его заметки к университетскому сочинению «Лексический анализ языка Катулла», дополненный обзором о поэтах круга Катулла и замечаниями по использованию в поэзии диалектов и живой разговорной речи. Александр Николаевич не переставал заниматься переводами. Еще студентом, в 1911-1912 гг., он работал в архиве Министерства Иностранных дел над переводом с латинского языка польских документов по истории Смутного времени. За период 1913-1922 гг. А.Н. Зограф занимается переводами сочиненний Цицерона «Катон Старший» и первой книги «О долге». В 1920 г. он работает над переводом с комментариями тех глав из «Естественной истории» Плиния Старшего, которые относились к истории искусств. Тогда же им был закончен перевод соотвествующих отрывков 34-й книги Плиния. У А.Н. Зографа были большие планы введения в научный оборот переводов латинских авторов. Так, на заседании Московского института художественных изысканий и Музееведения (МИХИМ) 24 июня 1920 г. им был предложен к обсуждению «План издания источников по истории древнего искусства». Эти переводы, также как и другой доклад А.Н. Зографа «Очередные задачи древней нумизматики и ее приложение в искусствознании», прочтенный на заседании секции древнего искусства в МИХИМ в сентябре 1920 г., не были напечатаны.

Задачи А. Н. Зографа в Музее изящных искусств определялась им самим таким образом: «Специальные научные интересы в связи с основной работой в Музее сосредотачиваются в области соприкосновения нумизматики с искусствознанием. В этом кругу занимают больше всего следующие вопросы:

1. Изучение методов использования монет в целях искусствознания с одной стороны, как наиболее полно в хронологическом и территориальном отношении представляющих различные вариации стиля, с другой стороны, как единственных, во многих случаях, свидетельств о погибших памятниках монументального искусства.

2. Исследование художественной природы монеты и медали как своеобразного явления в области искусства.»

Это написано в 1920 г. И, действительно, во многих, появившихся позднее трудах А.Н. Зографа, эта проблема — изучение монеты как произведения искусства — разработана им с особой тщательностью. Но его интересы в области нумизматики не ограничились только этими вопросами. В одинаковой мере его интересовала монета как исторический источник и как памятник археологического комплекса.

Одним из первых его научных трудов, написанных в Москве, можно, по-видимому, считать статью «Статуарное изображение Девы в Херсонесе по данным нумизматики». Вначале это был доклад, зачитанный на одном из заседаний Московского нумизматического общества, затем переработанный в статью в начале 1920 г. и напечатанную только в 1922 г. Это большая, самостоятельная работа, посвященная вопросу реконструкции культовой статуи Девы Херсонесской по монетным изображениям, которая явилась показателем научной зрелости автора.

Московский период деятельности А.Н. Зографа был периодом роста его как ученого и педагога. По отзывам близких людей, А.Н. Зографа отличали в работе фанатизм, точность и методичность. Профессор В.К. Мальберг, исключительно строгий в своих оценках людей, высоко ценил А.Н. Зографа и называл его настоящим ученым. Таким настоящим ученым стал Александр Николаевич уже накануне своего переезда в Ленинград и всей своей дальнейшей деятельностью подтвердил правильность оценки, сделанной одним из его учителей.

Объединение Музея изящных искусств с Румянцевским музеем в 1923 г. привело к его преобразованию из университетского музея в один из основных художественных российских музеев под руководством Н.И. Романова. Но изменения к лучшему произошли уже не при А.Н. Зографе. Как он писал в автобиографии», в 1922 г. имел полуторамесячную командировку для работы над интересующими меня античными монетами в Отделе нумизматики Государственного Эрмитажа. Убедившись во время этой командировки в преимуществах научной работы по нумизматике в Эрмитаже, благодаря хорошо оборудованному нумизматическому кабинету и прекрасной специальной нумизматической библиотеке, с 1-го декабря 1922 г. переехал на жительство в Ленинград и вступил в число работников Государственного Эрмитажа…, сначала в должности старшего научного сотрудника, с 1930 г. в должности действительного члена и с 1935 г. в должности заведующего Отделом нумизматики». Таким образом, с 1922 г. дальнейшая жизнь и деятельность А. Н. Зографа была связана с Ленинградом и Эрмитажем.

Но и после переезда А.Н. Зограф не терял связей с Москвой и Музеем изобразительных искусств. Он руководил деятельностью своего последователя и ученика Льва Петровича Харко, продолжал состоять научным сотрудником нумизматической секции Российской Академии истории материальной культуры и научным сотрудником первого разряда Института искусствознания и археологии Российской ассоциации научно- исследовательских институтов. За период с 1922 по 1925 гг. он регулярно приезжал в Москву для консультаций в Музее и для выступлений с докладами в РАНИИ. Л.П. Харко упоминает о его докладах, которые под теми же названиями не появились в печати впоследствии:

«К вопросу об изображении памятников скульптуры на греческих монетах».

«Генезис монеты как художественного явления».

«Автопортретная медаль Антонио Пизано».

«Неизданный кизикин с изображением Ники» (опубликовано вместе с другими монетами в статье «Кизикины коллекции С.Г. Строганова»).

«Туапсинский клад 1908 г. и Лисимаховские статеры в южно-русских курганных находках (переработано в статью на английском языке).

A.Н. Зографом велась постоянная работа совместно с Л.П. Харко по накоплению материала к исследованию монетного дела Тиры и Ольвии. В этом принимал участие также известный московский коллекционер Александр Григорьевич Голиков. А.Н. Зограф способствовал приобретению в ГМИИ древнегреческих монет из коллекции Т.И. Розенталь, указывая, что «некоторые из них, как, например, драхмы Хиоса и … тетрадрахмы Афин с надчеканом представляют значительную редкость». В 1927-1928 гг. А.Н. Зограф работает в Москве в комиссии по определению и систематизации античных монет Гохрана.

Смерть в период блокады 17 января 1942 года А. Н. Зографа явилась тяжелой утратой для близких ему людей. Его ученик Л. П. Харко тщательно и с любовью собрал все свидетельства научной деятельности А. Н. Зографа и своего сотрудничества и дружбы с ним. Ему принадлежит обширный некролог, написанный в 1944 г., материалы которого вместе с архивными данными и документами, любезно предоставленными семьей А.Н. Зографа, стали основой для этого краткого очерка об одном из самых замечательных людей, стоявших у истоков Музея.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См. предисловие.

[2 ]Здесь и далее: Архив ГМИИ. Фонд 34, опись IV, N 3/2, 6; 281, 301, а также из автобиографии А.Н. Зографа, переданной в дар ГМИИ его сыном Г.А. Зографом.

[3] Здесь и далее о Музее из книги А.А. Донской. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина // Города и музеи мира. — М., 1979.

Н.М. Смирнова. Монеты и медали: Сборник статей по материалам коллекции отдела Нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 1996г. С. 254-259.