ЦИКЦ провел экспертизу комплекса предметов, составляющих Ожерелье («бармы», оплечье), включает в себя четыре больших и два малых подвесных медальона, четыре полые цельнометаллические и восемь ажурных сканных бусин веретенообразной формы. Все изделия выполнены из серебра с частичной позолотой и чернением, способами ковки, пайки, волочения и скани. Представленный на экспертизу комплекс древнерусского декоративно-прикладного искусства второй половины XII – первой трети XIII вв. среднерусских княжеств.
Медальоны цельные, вырезанные из тонкого серебряного листа, круглой формы, слегка выгнутые и позолоченные с внешней стороны. Напаянная концентрическими кольцами проволока (гладкая и рубчатая) отделяет внутреннюю часть медальона от бордюра и оформляет гурт. Сверху на треугольные выпуски пластин медальонов напаяны полые бусины-оглавия для подвешивания, биконической или сфероидальной формы, охваченные поясками проволоки: гладкой вокруг обеих торцевых проушин и рубчатой посередине; средний поясок разомкнут и удлинённым «языком» припаян к тыльной стороне медальона.
Лицевая поверхность медальонов украшена насечным, тиснёным и гравированным узором, в котором использована христианская тематика (варианты иконографии четырёх- или шестиконечного «процветшего креста» и «древа жизни» с орнитоморфными мотивами). Рисунок выполнен резцом, им же, точками либо короткими штрихами, заканфарены фоны, создавая эффект поверхностной «ряби».
По размерам и стилистике исполнения изделия могут быть разделены на две группы. Все изобразительные мотивы медальонов первой группы (№№ 1-4) трактованы графично и плоскостно; периферийные поля (бордюры) заполнены разрежённым графическим (гравированным) орнаментом либо целиком свободны от него
в отделке медальонов второй группы (№№ 5-6) использовано тиснение, отчего растительные формы приобретают выпуклость, заполнение ими поля и бордюра уплотнено.
Внутри обеих групп чётко прослеживаются различия в проработке отдельных изобразительных элементов, способах нанесения насечки, что указывает на труд артели или ряда мастеров. Особняком стоит медальон №4, в декоративном решении которого использована чернь, а вместо «процветшего креста» изображено древо жизни.
Ближайшие типологические аналоги, выявляющие несомненное сходство в деталях и обработке как оглавий, так и самих медальонов, форме цельнометаллических бусин, стилистике декоративной отделки – «суздальское оплечье» (1851), предметы из владимирского (1837 г.), старорязанских (1868, 2005, 2013 гг.), спасско-болгарского (1888 г.) и новгородского (1892 г., у дер. Сельцы) кладов.
В изобразительной тематике большинства подобных украшений доминирует «процветший крест» – византийский символ спасения и вечной жизни (медальоны 1-3, 5, 6). Изображения птиц по сторонам «древа жизни» (медальон 4) создают идеограмму райского сада, распространённую в древнерусском искусстве; они известны на медальонах старорязанского клада 2005 г.
Подобные бармы являлись частью светского (в т.ч. княжеского) парадно-церемониального убора второй половины XII-первой трети XIII вв. Вероятно, они воспринимались как украшения и амулеты-апотропеи. Нельзя исключить разновременное изготовление отдельных элементов комплекса, что предопределяет широкий диапазон его датирования.