Публикации Шведская плата — вторая по весу монета классической нумизматики

Шведская плата — вторая по весу монета классической нумизматики

Около 15 килограмм — как четыре кирпича или трехлетний ребенок – именно столько весит вторая по весу монета классической нумизматики: речь идет о шведской медной плите в 8 далеров, выпущенной в 1659 году.

Проблема

В XVII веке самые главные медные рудники Европы были расположены в Швеции. Так, шахта в Фалуне удовлетворяла две трети потребности Европы в материале военного времени. Медь превращали в бронзу, которая использовалась для изготовления пушек и мушкетов. Богатые месторождения меди в Швеции сыграли решающую роль в превращении страны в крупнейшую великую державу Северной Европы в веке, разрываемом войнами.

План медных рудников в Фалуне, Шведская национальная библиотека

Что касалось серебра, в Швеции практически не было серебряных месторождений. Но этот металл также был важен – для оплаты жалования наемников и в дипломатических целях.

Поэтому уже шведский король Густав Адольф раздумывал над тем, как добыть как можно больше серебра из шведских медных запасов. Чем больше металла присылал король, тем меньше за него платили купцы из Амстердама, куда Швеция продавала медь. Эксперты короля поясняли, что с уменьшением объема поставок цена увеличится. Поскольку Швеция главенствовала на рынке, было бы довольно легко создать искусственный дефицит, продолжали они. Однако, это естественно сократило бы и поставки серебра в краткосрочной перспективе, что означало бы невозможность поддержания поставки серебряных монет в самой Швеции.

Решение

Самое простое решение, казалось, лежало на поверхности: почему бы не использовать медь, которая была бы отправлена в Амстердам, в качестве основного металла для чеканки шведских монет? В конце концов, с античных времен это стало обычным явлением в отношении мелких купюр. Поэтому в 1624 году была выпущена первая партия медных монет номиналами в 2, 1 и ½ Эре. Вес этих монет был рассчитан таким образом, чтобы стоимость металла равнялась их номинальной стоимости. В результате у шведского короля появилось пространство для маневра. Пока цена на медь в Амстердаме его не устраивала, монеты находились в обращении в Швеции. Если же цена существенно повышалась, тогда медные монеты обменивались на серебряные, а затем продавались в Амстердам.

Исход 

К 1625 году 26% годовой добычи меди использовалось для производства монет. В течение нескольких последующих лет шведское правительство отчеканило огромное количество таких монет. К сожалению, эта стратегия не привела к ожидаемому успеху. Предприимчивые шведы придумали сами скупать огромные объемы медных монет и, при повышении цен на медь, предлагали их на рынке металлов. С другой стороны, когда взлетали цены на серебро, шведам приходилось оплачивать высокие пошлины за обмен монет, что не нравилось населению.

Еще одна попытка

С 1640 года королевский совет обсуждал возможность введение медных монет в качестве платежного средства для более крупных сделок. К этому времени Кристина сменила на троне своего отца, а шведские солдаты до сих пор сражались в, как казалось, бесконечной войне на немецкой земле.

Дефицит серебра до сих пор был ощутим, а количество меди так и не уменьшилось. Зачем же было препятствовать более широкому выпуску медных эре? Почему бы им было не отчеканить и медные далеры тоже? Были созданы круглые пробные монеты диаметром в 22 сантиметра и весом в более чем три килограмма. Их номинальная цена была 1 ½ далера. Тем не менее, их выпуск оказался дорогим, даже слишком дорогим. Поэтому член королевского совета высказал идею, согласно которой для производства медных монет нужно было использовать плиты, которые веками применялись для обработки меди в шахте в Фалуне. Такие плиты затем, в зависимости от обстоятельств, можно было использовать в качестве слитков или монет.

В 1644 году эта идея была воплощена в жизнь. Было согласовано, что 10 далеров равнялись 19.72 килограммам. По сохранившимся источникам нам известно, что королевский совет посчитал такой вес «приемлемым» (англ. bearable – не только сносный, но еще и тот, который можно нести прим.) — и не только в переносном смысле. Нам также известно, что таких 10-далеровых плит было выпущено 26,539 штук. До 1974 года не было известно ни об одной из них. Причина редкости шведских «плитовых» монет состоит в том, что они переплавлялись, как только цена меди превышала их номинальную стоимость, что случалось довольно-таки часто. Но в 1974 году пять экземпляров первого выпуска были обнаружены на затонувшем корабле посреди Балтийского моря.

Пластины (платы) номиналом в 8 далеров из коллекций Хагандера и Видегрена

Экземпляр, представленный на фото, также был обнаружен на затонувшем корабле, найденном в начале XX века рядом со входом в Рижский порт. Большая часть содержащихся на корабле плит номиналом в 8 далеров сейчас находится в музеях, но российские власти продали некоторые экземпляры в частные коллекции.

Так, эта плита была изготовлена в 1659 году, в правление короля Карла X Густава. Первоначально он планировал продавать годовую продукцию меди через французский синдикат. Чтобы ускорить переговоры, в 1655 году король приказал больше не выпускать медные плиты. Однако, сделка не состоялась, и выпуск медных плит был продолжен. Карл X Густав не хотел лишать казну такой финансовой поддержки. В конце концов, он принимал участие в нескольких войнах. Так, в год, когда была отлита эта плита, шведская армия сражалась на территории Речи Посполитой в Северной войне (1655-1660).

Плиты номиналом в 8 далеров весят 14.6 килограмма: постановление 1649 года о чеканке монет предусматривало вес каждого далера в 1.812 килограмм. Их размер также впечатляет: 34 х 62.5 сантиметров. В центре пластины с помощью круглого штампа отчеканен номинал, а по краям отчеканен круглый штамп с короной и годом.

Конец «плитовых» монет

Уже в 1646 году было прекращено производство 10-далеровых плит, в 1682 году так же остановили производство 8-далеровых плит. Тем не менее, плиты меньшего размера чеканились и в XVIII веке. И только 1 января 1777 года медные плиты были изъяты из обращения. К тому времени более 44,000 тонн шведской меди было использовано для изготовления «плитовых» монет. 

4 далера 1730 года. Вес: 3,092. Из коллекции ЦИКЦ

 

Источник — Fritz Rudolf Kuenker, 20.01.23.

Перевод Екатерины Цветковой, ЦИКЦ