Лукас Килиан. Портрет Лжедмитрия I. Гравюра. Аугсбург, 1606 г. ГИМ.
Лжедмитрий венчался на царство в июле 1605 г. («В 7113 = 1605 году 7 числа июля месяца, в воскресенье»)[1], а восстание в Москве, положившее конец его царствованию, произошло 17 мая 7114 = 1606 г. Царствовал он не более 10 месяцев, но до нас дошла разнообразная продукция того периода как в виде монет, так и в виде медалей.
В кладах и коллекциях музеев монеты с именем Дмитрия, чеканенные на Московском, Псковском и Новгородском денежных дворах, а также золотые и серебряные медали, предназначенные для коронационного и свадебного обрядов, представлены сравнительно большим количеством экземпляров. В ОН ГИМ, например, насчитывается более 1100 серебряных копеек, две золотых и одна серебряная медали времени Дмитрия. Для сравнения укажем, что монеты царя Владислава Жигимонтовича, правление которого длилось около двух лет, в собрании ОН ГИМ представлены всего 114 экземплярами серебряных копеек и 24 экземплярами золотых, в кладах же серебряные копейки Владислава встречаются довольно редко и, как правило, в единичных экземплярах.
Наиболее интенсивно работал при Самозванце Московский денежный двор, о чем свидетельствует большое количество копеек московского чекана. Это было обусловлено оживлением польско-русской торговли, т. к. Самозванец разрешил свободно торговать в Смоленске польско-литовским торговым людям и «пущати из Смоленска во все Государства и городы» [2] русские этих торговцев. Присутствие иностранцев в столице также усиливало приток заказов на чеканку монеты на денежном дворе, поскольку иноземная монета в русской торговле не принималась. В дневнике польских послов есть любопытная запись, рассказывающая о ссоре между литовскими людьми и целовальником, который «не хотел брать литовских монет» [3].
Но, разумеется, основным заказчиком денежного двора выступала казна, ибо новый царь не скупился на различные милости, в том числе и денежные. Известно, что он велел заплатить все те деньги, которые были взяты в долг еще при Иване Грозном и не отданы, удвоил жалованье служилым людям, щедро одарил польских наемников [4]. Средства Самозванец черпал в той же казне, не смущаясь, брал крупные поборы с духовенства. В казну были отобраны некоторые участки церковной земли в Москве. Только с Троице-Сергиева монастыря было взято 30 тысяч рублей, с других монастырей также взимались крупные суммы [5]. Секретарь Самозванца Ян Бучинский писал в январе 1606 г., обращаясь к нему: «Ваша царская милость роздал, как сел на царство, полосма милеона, а милеон один по-русски тысеча тысеч рублев» [6].
Медали времени Дмитрия Самозванца делятся на две категории. К первой следует отнести медали, приготовленные для коронации. Коронационные медали были не в обычае у русских и, бесспорно, заимствованы из Польши. По-видимому, и сделаны они были также в Польше, поскольку русские денежные дворы не были знакомы с приемами оформления подобных медалей и не имели соответствующего оборудования [7]. На серебряной медали, единственный экземпляр которой хранится в ОН ГЭ (табл. II, 1), изображен Дмитрий в русской одежде, но с королевской короной на голове, со скипетром и державой в руках. Круговая латинская надпись переводится так: «ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ИМПЕРАТОР РОССИИ. ГОД ЖИЗНИ ЕГО 24». На оборотной стороне медали дан государственный герб России — двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, со щитом на груди, несущим изображение ездеца. Круговая надпись была выполнена русскими буквами, но звучала тем не менее не по-русски: «ДМИТРЕЙ ИВАНОВИЧЬ. БЖ. МЛ. ЦЕСАРЬ. РОСКИИ. ЛЕ. ЦРСТВА. СВОГ. А.», что означало следующее: «ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ЦЕСАРЬ РУССКИЙ. ЛЕТА ЦАРСТВА СВОЕГО 1-е».
Медаль Лжедмитрия I с легендой на русском и латинском языках. 1605 г. Серебро. Отчеканена в Польше. ГЭ.
Другие типы коронационных монет до нас не дошли, но мы имеем полное представление о них по новоделам, чеканенным в конце XVIII в. подлинными штемпелями, вывезенными из Кракова Петром I. На этих серебряных медалях (Д = ок. 4 см, В 26-27 г) изображен царь в профиль, с обнаженной головой, со скипетром в правой руке, в горностаевой мантии, накинутой на плечи. Круговая легенда, расположенная на двух концентрических лентах, идущих от спины и от груди царя, начертанная русскими буквами, но имеющая явные полонизмы, расшифровывается следующим образом: «ДМИТРИИ ИВАНОВИЧ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РОССИИ И ВСЕХ ТАТАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ И ИНЫХ МНОГИХ ГОСУДАРСТВ». На оборотной стороне изображен двуглавый орел со щитом на груди, где помещен ездец и продолжена круговая легенда: «МОСКОВСКОЙ МОНАРХИИ ПОДЛЕГЛЫХ ГОСПОДАРЬ КОРОЛЬ И ОБЛАДАТЕЛЬ И ЦЕСАРЬ РОССИИ И САМОДЕРЖЕЦ» (табл. II, 2). [8]
Медаль Лжедмитрия I. Новодел, отчеканенный подлинными штемпелями. ГИМ.
Обе эти медали, по мнению исследователя А. Карзинкина, предназначались для раздачи иностранцам, поскольку и изображения, и надписи не были понятны русским людям. Но в оформлении медалей содержалась определенная политическая программа, равно рассчитанная на внимание и русских подданных Дмитрия, и на его иноземных покровителей. Лжедмитрий не случайно был изображен в королевской короне и назван «императором» и «цесарем», определениями, не свойственными титулатуре русских царей. Самозванец стремился добиться признания за ним права на королевский титул. В дневнике польских послов приведена аргументация, примененная Самозванцем в споре о титуле: «Королю польскому уже известно, что мы не только князь, не только царь, но также император в своих обширных владениях… Мы не можем довольствоваться титулом княжеским или господарским, ибо не только князи и господари, но и короли состоят под скипетром нашим и нам служат» [9]. Это требование Лжедмитрия отнюдь не следует рассматривать как легкомысленное зазнайство новоявленного русского царя. В дипломатической лексике России и Англии, например, титул «царь» был равнозначен титулу «император». Английский хронист Хауэс писал в XVII в., что великий князь Иван Васильевич «был первым, кто принял звание царя, которое означает то же, что и название „император”, и подтвердил свое право на этот титул завоеванием Казани и Астрахани, царей которых он привел в качестве пленников во время триумфа в Москву, свой главный город» [10]. Как известно, вопрос о составе и полноте царского титула в дипломатических отношениях с европейскими державами не принадлежал к числу формальных. Это был вопрос об определении места России в системе европейских государств, о признании ее самостоятельности и целостности границ [11].
Для Самозванца, который отлично понимал свою зависимость от польских покровителей, вопрос о титуле приобретал особое значение. Коронационные медали Лжедмитрия, безусловно, имели ярко выраженный декларативный характер и являлись одним из средств борьбы за признание за ним королевского титула.
Иной вид и назначение имели золотые медали, предназначенные для свадебной церемонии и венчания на царство Марины Мнишек. Золотые, по существующей русской традиции, разбрасывались в толпу при шествии торжественной процессии, ими осыпались венчаемые во время обхода кремлевских соборов и на их ступенях [12]. Не знакомые с этим обычаем иностранцы отметили его в своих записках о свадьбе и венчании Марины. Например, Паэрле заметил «несколько золотых монет, ценою в 1, 5, 10 и даже 20 червонцев», которые «бросал народу Мстиславский, взяв их из золотого сосуда, подле него стоявшего» [13]. Присутствующему на церемонии Петрею они показались как «несколько тысяч золотых монет, нарочно для того приготовленных, с изображением на обеих сторонах орла двуглавого». Стоимость их он определил примерно в «2 венгерских червонца» [14]. В дневнике Марины Мнишек монеты описываются как «золотые деньги», за которые русские дрались палками, или же как «португальские червонцы», брошенные знатным польским панам, «к коим никто из них не притронулся» [15]. Польские послы писали, что это были «португальские монеты в 20, 10 и 5 червонных золотых, которые бросал князь Мстиславский из золотого блюда» [16]. Очевидец событий Маржерет видел золотые небольшие монеты, ценою в пол-экю, экю и два экю, по его мнению, специально приготовленные для этого случая, т. к. в России в ту пору вовсе не делали золотой монеты” [17]. В записках голландского купца Исаака Массы вся церемония изображена подробнее: «Дьяк Богдан Сутупов, Афанасий Власов и Шуйский по многу раз полными горстьми бросали золото по пути, по коему следовал царь, державший за руку свою супругу… Золото было самое лучшее, <от монет> 1 величиною в талер и до самых маленьких в пфенниг» [18].
Современники, наблюдавшие свадьбу и коронацию, по-разному называют свадебные медали, именуя их «монетами», что было естественно для европейцев, привыкших к свободному обращению золотой монеты. «Червонцы», «венгерские червонцы», «экю», «португальские червонцы», золотые монеты величиною от талера до пфеннига, о которых пишут очевидцы, были, действительно, «специально для этой цели приготовленные» золотые монетовидные знаки, которые на Руси чаще всего называли угорскими или просто золотыми. Чеканились эти знаки в различных достоинствах, как больше, так и меньше угорского, весовым эталоном им служил венгерский дукат в 3,4 г. Устойчивой системой номиналов русских золотых не существовало, поскольку они чеканились эпизодически, как награды или «поминки», или, как в данном случае, входили в число церемониальных атрибутов [19].
Свидетельства иностранцев позволяют считать, что к маю 1606 г. были приготовлены монеты в 1/2, 1, 2, 5, 10 и 20 угорских, а возможно, были отчеканены и меньшие номиналы.
Известны два образца из серии этих золотых — ценою в 1 угорский, весом в 3,94 г (табл. II, 4) и в 10 угорских, весом в 34,33 г (табл. II, 3) [20]. На монете в один угорский изображен с обеих сторон двуглавый орел, а круговая легенда переходит с лицевой стороны на оборотную: «БЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ЦРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЗЬ — ДМИТРЕЙ ИВАНОВИЧЬ ВСЕЯ РОУСИИ». Монета в 10 угорских на лицевой и оборотной сторонах имеет то же изображение двуглавого орла, с той лишь разницей, что на щите на груди орла с лицевой стороны воспроизведен единорог, а на оборотной ездец. Круговая легенда здесь более пространна: «БЖИЕЮ МЛТИЮ ЦРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЗЬ ДМИТРЕЙ ИВАНОВИЧЬ ВСЕЯ РУСИ ВЛАДИМЕРСКИЙ МОСКОВСКИЙ — НОВОГОРОДСКИЙ ПСКОВСКИЙ ТВЕРСКОЙ ПОЛОЦКИЙ ЦРЬ KAЗАНСКИЙ ГДРЬ АСТРАХАНСКИЙ». В отличие от коронационных, оформление этих «медалей» было полностью выдержано в русских традициях и чеканка их явно производилась на Московском денежном дворе — обычном месте чеканки золота после 1595 г.
Золотой в 10 угорских (португал). ГЭ.
Если коронационные медали имели явную западную ориентацию, то знаки с изображением двуглавого орла были рассчитаны только на русских подданных и имели прямую цель нейтрализовать то неблагоприятное впечатление, которое должна была произвести на русское население женитьба царя на католичке. Именно этот факт более всего способствовал падению авторитета Самозванца в России. Как полагали современники, этим «…до конца хотя разорити нашу непорочную христианскую веру, прияв себе из Литовской земли невесту, люторския веры девку, и введе ея в соборную и апостольскую церковь Пречистыя Богородицы и венча царским венцом, и повеле той своей скверной невесте прикладыватися и в царских дверях святым мУром ея помазал» [21].
Не только угорские монеты были предназначены для смягчения непримиримости ревнителей православия. В дневнике Марины отмечено, что короновалась она в русской одежде, и лишь на четвертый день праздничных церемоний царь и царица появились перед народом одетыми по-польски, с коронами на голове [22]. Еще до свадьбы Самозванец весьма беспокоился о том, чтобы Марина хотя бы внешне соблюдала русские и православные обряды. В наказе невесте, доставленном в г. Самбор, требовалось, чтобы в субботу она ела мясо, а в среду постилась по русскому обычаю, чтобы убирала голову по-русски [23]. Он хотел, чтобы будущий тесть его, Юрий Мнишек, выпросил разрешение папского легата ходить Марине в православную церковь, оставаясь католичкой. Решительный отказ принять православную веру, исходивший и от самой Марины, и от ее родни, и от папского нунция, поставили Самозванца в весьма затруднительное положение. Он вынужден был объединить коронование и венчание, нарушив тем самым ряд традиций православной церкви [24]. Ропот недовольства Лжедмитрий надеялся заглушить пригоршнями золота. Соблюдение этого русского обычая, равно как и сугубо «русское» оформление монетовидных знаков, не дали желаемого результата и не предотвратили восстания 17 мая, случившегося вскоре после свадьбы и коронования Марины.
Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Гравюра Ф. Снядецкого. 1606 г.
Чеканка большого количества золотых монет на Московском денежном дворе дает нам возможность уточнить датировку серебряных копеек. Свадьба и коронация Марины состоялись в начале мая 1606 г. Для подготовки нескольких типов штемпелей и для чеканки золотых требовалось время. Вряд ли мы допустим существенную ошибку, если датируем подготовку к свадебной церемонии на денежном дворе апрелем или даже мартом 1606 г. Из этого следует, что резчики Московского денежного двора, занятые резанием штемпелей для чеканки золотых, не могли работать над новыми маточниками для серебряных копеек уже практически с начала весны 1606.
Хронологическая систематизация серебряных копеек Лжедмитрия, казалось бы, не должна вызывать особых затруднений, поскольку недолгое время его царствования оставило немногочисленные типы монет. К тому же большинство монет чеканилось лицевыми маточниками, изготовленными при правлении предшествующих царей, включая и политического врага Лжедмитрия — Бориса Годунова. Денежек с именем Дмитрия мы не знаем. Впервые обратившийся к систематизации монет Лжедмитрия И. Г. Спасский, отмечая использование маточников прошлых царствований, к числу первых выпусков Самозванца отнес те, которые непосредственно примыкали к царствованию Бориса Годунова.
Известно семь кладов монет времени Лжедмитрия. Но, к сожалению, в этих кладах монеты представлены единичными экземплярами из числа самых массовых выпусков. Но даже и по этим скудным сведениям можно установить, что, например, в псковском чекане совершенно не встречается тот тип монет, который согласно существующей систематизации2, должен был открыть чекан Самозванца, в то время как всегда присутствует копейка, которая, согласно той же систематизации3, должна была выпускаться уже в конце его правления. Но более всего вынуждает пересмотреть классификацию И. Г. Спасского анализ монет Новгородского денежного двора. Именно они свидетельствуют, что монетная политика Самозванца была совсем не так проста, как это может показаться на первый взгляд.
В новгородском чекане известны два датированных лицевых маточника с датами «Н/РГI» = 113 г. и «Н/РДI» = 114 г. и два оборотных — с именем Дмитрия Ивановича. Их сочетания образуют три типа новгородских копеек4 (табл. I Новгород, 1—1; III, Новгород, 1—1) [24а]. Удивляет здесь прежде всего тот факт, что приготовленный при Борисе Годунове лицевой датированный 113 г. маточник с надписью «Н/РГI» не был использован в новом чекане того же года, а был заменен новым, с той же датой. Интересна еще одна деталь: новый лицевой маточник 113 г. по стилю прямо противоположен новгородским копейкам московского типа, утвердившимся в чекане царя Бориса после 1603 г. Мы видим на этом новом маточнике скачущего во весь опор всадника, дату и знак двора, вытянутые в одну строчку — все, как на монетах 1596-1603 гг. Однако нет сомнений в том, что резал этот маточник и готовил в 1604-1605 гг. маточники московского типа один и тот же мастер.
Для его почерка характерны плавные, законченные линии рисунка, изображение плаща в виде изящной арабески. Оборотный маточник новгородских копеек Лжедмитрия тоже близок по стилю оборотным сторонам поздних копеек Годунова. Но изображение на копейке следующего, 114 г. вновь полностью возвращается к московскому типу. Здесь воспроизведен торжественно выступающий всадник. Знак двора и дата написаны в две строки и заполняют все пространство между передней и задней ногами коня. По стилю эта копейка разительно напоминает копейки Годунова 112 и 113 гг., с датами «Н/PBI» и «Н/РГI» (табл. I, Новгород, 2—1; III, Новгород, 2—1). Основная масса копеек 114 г. имеет общую с копейкой 113 г. оборотную сторону. Очень редко встречаются копейки с другим вариантом оборотной стороны, выполненной, безусловно, рукой иностранца, пытавшегося изобразить тип русской надписи. Слово «Дмитрий» здесь передано набором знаков, механически воспроизводящим начертание русских букв, но иногда мастер сбивался на латинский шрифт (табл. I, Новгород, 2—2; III, Новгород, 2—2). Вес известного экземпляра из собрания ОН ГИМ составляет 0,67 г.
Новгородский чекан Самозванца имеет еще одну выразительную особенность: монеты 113 г. выполнены явно в архаичной манере. И отказ от использования вполне пригодного к употреблению маточника времен правления царя Бориса, и то обстоятельство, что новый маточник по рисунку тяготеет к стилю новгородских копеек 1596-1603 гг. — все это, на наш взгляд, говорит о том, что Новгородский денежный двор в первый год царствования Самозванца возвращается к практике денежного дела, характерной для 1596-1603 гг. Однако лицевой маточник 114 г. демонстрирует возвращение денежного дела на позиции 1604-1605 гг., что мы характеризуем как утверждение московского стиля.
Не оценивая пока эти наблюдения, обратимся к монетам Псковского денежного двора.
Известно, что на Псковском дворе не было собственного резчика монетных маточников. В 1603 г. маточники для него резал московский мастер, а в 1604 г. — новгородский. Новый оборотный маточник с именем Дмитрия Ивановича, сделанный на Псковском дворе, отличается по стилю от всех известных нам псковских маточников. Некоторые особенности написания букв «3», «Ь», «Д» и, прежде всего, «М», «А» и «Ч» позволяют предположить, что готовил этот маточник иностранный мастер, привыкший к латинскому шрифту. Эта догадка не покажется невероятной, если учесть, что две коронационные медали резались в Польше и там, наряду с латинским шрифтом, употреблялся и русский. Конечно, сравнение мелкого шрифта копеечного маточника с крупными, рельефными буквами медалей не дает достаточных оснований для каких-либо выводов, однако, позволяет заметить сходство в начертании букв «М» и, особенно, «Ч». Если вспомнить также загадочный оборотный маточник Новгородского денежного двора (табл. I, Новгород, 2; III, Новгород, 2), то можно предположить, что при Самозванце на Новгородском и Псковском дворах использовался труд иностранного мастера, по-видимому, также принимавшего участие в работе над коронационными медалями.
Для лицевых сторон псковских монет использовались два старых маточника. В ход пошел самый популярный при царе Федоре лицевой маточник с изображением скачущего коня, с остатками букв «ПС» под ногами коня, а также маточник с буквами «ПС», приготовленный в 1604 г.5 (табл. I, Псков, 1; III, Псков, 1). Сравнение обоих лицевых маточников показывает, что один из них6 (табл. I, Псков, 1; III, Псков, 1) относится к архаическому типу псковских копеек, замененному в 1603 г. копейками московского стиля. Второй тип копеек Самозванца7 (табл. I, Псков, 2; III, Псков, 2) относится к числу копеек московского стиля. Сопоставляя подборку лицевых маточников, участвующих в псковском чекане, с чеканом новгородским, нельзя не обратить внимание на присущую им особенность: в работе использовались два типа маточников — архаический и московский. По аналогии с новгородской чеканкой для псковской чеканки можно предположить следующую последовательность в подборке лицевых маточников: в 1605 г. использовался архаический тип, а в 1606 г. — московский. Следовательно, архаической новгородской копейке с надписью «Н/РГI» (табл. I, Новгород, 1-1; III, Новгород, 1—1) будет соответствовать архаическая псковская копейка (табл. I, Псков, 1—1; II, Псков, 1—1), а новгородской копейке московского типа с надписью «Н/РДI» (табл. I, Новгород, 2—1; III, Новгород, 2—1) — псковская копейка московского типа (табл. I, Псков, 2—1; III, Псков, 2—1).
Смысл и значение этих наблюдений становятся окончательно ясными при изучении монет Московского денежного двора.
Московский денежный двор использовал при Самозванце четыре лицевых маточника и один оборотный. Оборотный маточник с именем Дмитрия обнаруживает стилистическое сходство с копейками Бориса Годунова 1604-1605 гг. Лицевые маточники представлены четырьмя разновидностями. Как редкие экземпляры в коллекциях и кладах встречаются копейки со знаком Московского двора: «М/С», лицевой штемпель которых был приготовлен еще при Федоре Ивановиче после 1596 г. 8 (табл. I, Москва, 1—1;II, Москва, 1—1). Так же немногочисленны копейки с буквами МО»9 (табл. I, Москва, 2—1; III, Москва, 2—1). Чаще встречаются копейки с буквами «МО» и «ГД—РЬ», штемпель которых также относится ко времени правления Федора Ивановича10 (табл. I, Москва, 3—1; III Москва, 3—1). Основное же количество копеек Самозванца представлено монетами без знака денежного двора11, (табл. I, Москва, 4-1; III, Москва, 1). Этот лицевой маточник без знака, согласно нашей систематизации, также относится ко времени Федора Ивановича. И. Г. Спасский датирует появление маточника последними месяцами правления Самозванца и относит копейки, чеканенные лицевым штемпелем без знака и оборотным — с именем Федора, к короткому отрезку времени между убийством Самозванца и воцарением Шуйского — от 17 мая до 1 июня 1606 г. [25] Даже простой подсчет показывает, что в последние месяцы правления Самозванца Московский денежный двор, занятый работой над штемпелями и чеканкой золотых монетовидных знаков, практически не мог подготовить новый лицевой маточник (кстати, выполненный на очень высоком техническом и художественном уровне). Копейки Лжедмитрия, чеканенные маточником без букв, составляют около 90% всех его копеек московского чекана. Следовательно, маточник этот должен был находиться в работе большую часть времени царствования Самозванца, но никак не последние месяцы его правления, как полагает И. Г. Спасский. В силу этих соображений мы считаем, что маточник без букв был введен в эксплуатацию еще в первой половине царствования Лжедмитрия.
Таблица I. Схема соотношения штемпелей монет Лжедмитрия I.
Таблица II. Медали Лжедмитрия I.
1 — серебряная коронационная медаль; 2— серебряная коронационная медаль (новодел XVIII в.); 3 — золотой в 10 угорских; 4— золотой в 1 угорский (в натуральную величину)
Таблица III. Копейки Лжедмитрия I
1—1, 2—1, 3—1, 4—1 — копейки, чеканенные на Московском денежном дворе; 1—1, 2—1 — копейки, чеканенные на Псковском денежном дворе; 1—1, 2—1, 2—2,— копейки, чеканенные на Новгородском денежном дворе; А — фальшивая копейка с именем Дмитрия, подражание псковской копейке.
У нас нет точных данных, определяющих последовательность использования всех четырех московских маточников. Но общее обозрение копеек московского чекана времени Самозванца обнаруживает, что и здесь соблюдается принцип подбора как архаичных маточников, к 1603 г. уже вышедших из употребления (с буквами «М/С» и «МО»), так и новых, московского типа, утвердившихся в 1603-1605 гг. (с буквами «МО», «ГД—РЬ» и без букв). В Москве после 1603 г., как мы уже убедились, при Борисе использовались только два типа лицевых маточников — с буквами «МО», «ГД—РЬ» и «М/О», «Б—О» (сокращение «Б—О» расшифровывается как «Борис — господарь»). Разумеется, при Самозванце возможность употребления маточника Годунова с буквами «Б—О» исключалась, но маточник с буквами «МО», «ГД-РЬ», а также близкий ему по стилю маточник без знака, были использованы. По аналогии с новгородским и псковским чеканами можно заключить, что и здесь вначале применялись маточники архаического типа, а затем — нового, московского.
Если принять наше предположение о последовательности подборки маточников на денежных дворах, то выявляется следующая закономерность. В самом начале правления Самозванца н а всех денежных дворах одновременно наблюдается возвращение к архаическому типу монет, но затем, видимо, с 114 г., обращаются к стандартному московскому типу, распространение которого началось при Годунове в 1603 г. Такая синхронность и однозначность действий всех трех денежных дворов государства не может восприниматься как простое совпадение или, тем более, как случайность. За этим угадывается целенаправленное руководство единого центра управления денежным делом в стране, созданного, судя по данным монет, около 1595 г. [26]
Реорганизация денежного дела именно в это время была органической необходимостью экономики страны и обнаружила удивительную прочность даже в условиях воцарения Самозванца, реставрировавшего догодуновские порядки. Его недолгое правление не смогло изменить политику денежного дела, направленную на дальнейшую унификацию и упорядочение монетного производства.
Но не только эти выводы следуют из наблюдений над монетами Самозванца. Мы считаем, что в деятельности государевых денежных дворов нашло своеобразное выражение отношение правящей верхушки к личности Самозванца и к его политике. В «Поименной росписи духовным и светским чинам» [27], составленной в начале царствования Самозванца, где перечислено его ближайшее окружение и высшие должностные лица государства, представлены все те, кто в разное время находились в оппозиции к Борису Годунову и были отстранены от активного участия в управлении. Это — Мстиславские, Воротынские, Куракины, Шуйские, Голицыны, Романовы, Морозовы, главные противники царя Бориса — Нагие и Богдан Вельский. Михаил Нагой получил высший думный чин конюшего, которым обладал при царе Федоре сам Годунов. Богдан Бельский стал оружничим великим. Дьяк Василин Щелкалов, печатник в 1601 г., затем отстраненный от государственной деятельности и лишенный этого чина, тоже вошел в состав Думы при Самозванце. В «Поименной росписи…» названы также представители потомственной династии казначеев, братья Головины — Иван и Василий, отец которых, Петр Головин, возглавлявший Казенный приказ и исполнявший функции главного казначея, в 1584 г. по настоянию Годунова был отстранен от должности, приговорен к смерти, но был помилован и сослан в Казанский край, где и умер [28]. Особый интерес для нас представляют те лица, которые были связаны с управлением финансами. Безусловно, в числе первых следует назвать «конюшего великого» Михаила Нагого, дьяка Афанасия Ивановича Власьева, ставшего при Самозванце окольничим и «подскарбием надворным», а также «секретарем великим»; в прошлом он был думным дьяком Посольского приказа (с 1601 г. по 1605 г.) [29]. Поскольку приказ по характеру своей деятельности был тесно связан с ведомством казначеев [30], новая должность «подскарбия» была генетически связана с его прежней деятельностью. Дьяк Богдан Сутупов получил должность печатника и кравчего великого. Печатники, стоявшие во главе государственного архива, были одновременно и «товарищами» казначеев [31]. Вся дальнейшая судьба Богдана Сутупова была тесно связана с «воровством» — после свержения Самозванца он примкнул к Лжедмитрию II и получил от «Тушинского вора» чины окольничего и дворецкого Казанского, Астраханского и Нижегородского приказов [32]. Мы не имеем прямых указаний в источниках, свидетельствующих о вмешательстве этих лиц в денежное производство. Однако нумизматический материал позволяет предположить, что реставрация догодуновских порядков в денежном производстве в начале царствования Самозванца может быть гипотетически отнесена к воздействию на Денежный приказ новых руководителей финансами страны. Хорошо известно, что уже с конца 1605 г. те же лица, которые способствовали уничтожению династии Годунова и воцарению Самозванца, возглавили оппозицию против последнего. Шуйские и Голицыны обратились с тайным письмом к Сигизмунду, где жаловались на Самозванца как на «человека низкого, легкомысленного, распутного тирана, ни в каком отношении не достойного русского престола» [33], и просили вознести на русский трон сына Сигизмунда, Владислава. Этот поворот внутренней политики боярской верхушки, ее отречение от Самозванца, на наш взгляд, вызвали и изменение политики в денежном деле, которое выразилось в возвращении к системе мероприятий по унификации монетного типа, прерванной июньскими и июльскими событиями 1605 г.
Так своеобразно преломилось в денежном деле то движение против Самозванца, которое объединило русское общество в начале 1606 г. и привело к восстанию 17 мая. Мы имели неоднократную возможность убедиться в том, что денежное производство не оставалось нейтральным при любых внутриполитических ситуациях, поскольку декларативное звучание монеты всегда учитывалось руководителями государства. И монеты 1605-1606 гг. с именем Дмитрия активно «работали» сначала на Самозванца, а затем — против него.
*Цветные иллюстрации и гравюры дополнены позже.
Ссылки:
- В ломанные скобки заключена помета переводчика.
- По Спасскому табл. II, тип «д».
- По Спасскому табл. II, тип «е».
- По Спасскому табл. II, типы «ж», «з».
- По Спасскому типы «е», «д».
- По Спасскому тип «е».
- По Спасскому тип «д».
- По Спасскому табл. II, тип «а».
- По Спасскому табл. II, тип «б».
- По Спасскому табл. II, тип «в».
- По Спасскому табл. II, тип «г».
Список использованной литературы:
- Мемуары Арсения. — Труды Киевской духовной академии, 1898, № 4, с. 562.
- СГГиД, т. II. М., 1819, с. 217.
- Сказания современников о Дмитрии Самозванце, ч. IV. СПб., 1834, с. 117.
- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. IV, т. 8. М., 1960, с. 430.
- Платонов С. Ф. Очерки истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. М., 1937, с. 221.
- СГГиД. т. II. М., 1819, с. 261
- Карзинкин А. О медалях Дмитрия Ивановича. М., 1889, с. 7—8, 18.
- ОН ГИМ, 91533/КП—70023; Карзинкин А. Указ. соч., табл. 1, рис. 3, с. 8—9, 29—30; табл. 2, рис. 4, с. 8—10, 30—31.
- Сказания современников о Дмитрии Самозванце, ч. IV, с. 132
- Никитина Л. Н. Английские хроники о титуле русских царей. — В кн.: Общество и государство феодальной России. М., 1975, с. 174.
- Флоровский А. В. Страницы истории русско-австрийских дипломатических отношений XVIII в.— В кн.: Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972.
- Барсов Е. Древнерусские памятники священного венчания на царство в связи с греческими их оригиналами и с историческим очерком царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. М., 1883.
- Сказания современников о Дмитрии Самозванце, ч. I, с. 187. духовной академии, 1898, № 4, с. 562.
- Там же, ч. I, с. 601.
- Там же, ч. IV, с. 45—46.
- Tам же, ч. IV, с. 150.
- Там же, ч. III, с. 87.
- Исаак Масса. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М., 1937, с. 134.
- Спасский И. Г. Монетное и монетовидное золото в Московском государстве и первые золотые Ивана III. — ВИД, т. VIII. Л., 1976, с. 110—131.
- ОН ГИМ, 91533/Р—12; 91533/Р— 11; Карзинкин А. Указ. соч., табл. 1, рис. 1, 2.
- ААЭ, т. II. СПб., 1836, № 67, с. 155.
- Сказания современников о Дмитрии Самозванце, ч. IV, с. 40—47.
- Соловьев С. М. Указ. соч., с. 435.
- Мемуары Арсения — Труды Киевской духовной академии, 1898, № 3, с. 587—593.
24а. На таблице I монета показана в виде двух изображений, соединенных между собой чертой. Нижнее изображение — рисунок всадника с копьем или с саблей — обозначает аверс, верхняя — строчная надпись с именем и титулом правителя — реверс. Каждое сочетание определенных лицевой и оборотных сторон — монетный тип. На таблице видно, что одна лицевая сторона часто соединяется несколькими линиями с разными оборотными. При чеканке этих монет использовался один лицевой чекан и разные оборотные, в результате получилось несколько типов монет, различающихся между собой оборотными сторонами. Точно так же при общей оборотной стороне могут быть разные лицевые. Это связано с тем, что по мере изнашивания чеканы, которыми непосредственно чеканили монету, заменялись новыми, что и приводило к появлению нового типа монет. Каждый денежный двор чеканил свои типы монет. Лишь в очень редких случаях чеканы передавались с одного денежного двора на другой. Лицевые и оборотные стороны монет, воспроизведенные на табл. I, имеют отдельную нумерацию. Порядковая нумерация аверсов и реверсов выдерживается в пределах чекана каждого денежного двора (Москва, Псков, Новгород). Отдельный тип монеты, следовательно, выражается так: табл. I, Новгород, 1—1, или табл. I, Москва, 1—1.
- Спасский И. Г. Денежное обращение в Московском государстве с 1533 г. по 1617 г. — МИА, 1955, № 44, с. 313—320.
- Мельникова А. С. Систематизация монет Ивана IV и Федора Ивановича (1533—1588). —НЭ, т. XIII, М., 1980, с. 123.
- СГГиД, т. II. М., 1819, с. 207— 210.
- Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978, с. 26—27.
- Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975, с. 98.
- Леонтьев А. К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., Изд-во МГУ, 1961, с. 140.
- Там же, с. 150.
- Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.— Л., 1946, с. 503.
- Соловьев С. М. Указ. соч., с. 439 — 440.
А.С. Мельникова. Новые нумизматический исследования. Нумизматический сборник. Часть 9. Москва, 1986 г. С. 6-17.