Публикации Придворная карусель. 1766

Придворная карусель. 1766

1765 г. Екатерина II учредила придворную карусель – особый вид конных состязаний, заменивших дворянам рыцарские турниры. Это развлечение пришло в Россию из Франции и Германии, где оно зародилось еще в XVI веке. Распорядителем карусели императрица назначила князя П. И. Репнина [1], который неоднократно наблюдал эти красочные действа за границей. Князь разработал и представил Екатерине II подробный план, названный «Описание каруселя», который был ею утвержден. Все расходы взяло на себя придворное ведомство. На Дворцовой площади под руководством архитектора А. Ринальди начали сооружать грандиозный деревянный амфитеатр вокруг арены. На монетном дворе для награждения победителей отчеканили специальные золотые медали, которые предполагалось вручать за первое, второе и третье места (различались медали не металлом, а размером). Однако лето 1765 г. выдалось ненастным, и проведение праздника пришлось перенести на следующий год.

 

 

Медаль в память придворной карусели 1766 года. Серебро, диаметр 65 мм

 

Первая придворная карусель состоялась 16 июня 1766 г. в С.-Петербурге. Для участников недалеко от Дворцовой площади были развернуты палаточные городки, где можно было переодеться и подготовиться к карусели. Всех участников разделили на 4 группы (кадрили) — славянскую, римскую, турецкую и индийскую. Каждая группа имела соответствующие стилизованные костюмы, оружие, конскую сбрую и экипажи. Первую группу возглавила сама императрица (Иван Салтыков [2]), во главе второй был поставлен Григорий Орлов, третьей – его младший брат Алексей, четвертой — князь Петр Репнин.

Сигналом к началу состязаний стали выстрелы трех адмиралтейских пушек. Уже само движение кадрилей к Дворцовой площади превратилось в красочное зрелище, собравшее вдоль улиц большую толпу людей, которые не смогли попасть на трибуны. На арене кадрили разместились перед ложами своих «болельщиков».

«Кадрили вступили под звуки оркестров в амфитеатр и остановились в отведенных местах. Получив от императрицы повеление начать курсы (заезды), Главный судья генерал-фельдмаршал Миних приказал дать сигнал трубой, по которому на арену выехали четыре колесницы, по одной от каждой кадрили, и начался курс, состоявший в том, чтобы объехать всю арену по периметру и у каждых из четырех ворот выполнить определенные воинские упражнения. Всего их было шесть: сломать ланцу (копье) о кинтану, метнуть жавелот (дротик) в фигуру зверя, выстрелить из пистолета в другую фигуру, срубить голову чучела, поднять шпагой с пьедестала головной убор, снять другой ланцей кольцо. Закончив курс, колесницы покинули арену и им на смену для выполнения упражнений выехали другие четыре колесницы. Затем те же упражнения исполнила первая четверка конных кавалеров, вторая четверка и т. д.

После окончания состязаний Главный судья и двенадцать судей прибыли в Летний дворец и определили по три победителя среди дам, конных кавалеров и кавалеров-возниц. Кадрили, сделав круг по арене, проследовали маршем в Летний дворец и были введены в большую залу, куда затем вступили Главный судья и все судьи в сопровождении пажей, которые несли на золотых подносах богатые прейсы (призы)».[3]

Дамы выступали в повозках, управляемых возницами, выполняя те же воинские упражнения, что и конные кавалеры, стреляя в цель из луков. Самой меткой оказалась графиня Н. Чернышева. За первое место ей было вручено бриллиантовое украшение. Второе место заняла графиня А. В. Панина, получившая из рук императрицы табакерку с бриллиантами. За третье место графине Е. А. Бу­турлиной достался бриллиантовый перстень.

Самым захватывающим стало выступление мужчин, кото­рые на скаку стреляли в цель, рубили головы манекенам, бросали копья, демонстрировали искусство наездников. Первое место судьи отдали И. А. Шаховскому, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. Вторым стал В. М. Ребиндер, получивший трость с бриллиантовым набалдаш­ником. За третье место граф Штейнбек получил бриллиантовый перстень.

11 июля 1766 г. карусель была проведена повторно. Среди дам и кавалеров-возниц первые призы снова завоевали Чернышева и Ферзен. Среди конных кавалеров в этот раз на победу претендовали Григорий и Алексей Орловы, но мастерство братьев оказалось настолько равным, что пришлось на следующий день провести дополнительные состязания для выявления победителя. Судьи усмотрели незначительное преимущество старшего из братьев и единогласно присудили первый приз Григорию Орлову. Праздник завершился торжественным ужином.

 

В. Эриксен. 1766-1772 гг. «Портрет Григория Орлова в римском костюме». ГЭ

 

В. Эриксен. 1766-1772 гг. «Портрет Алексея Орлова в турецком костюме». ГЭ

 

Так закончилась великолепная карусель 1766 г. Она нашла достойное отражение в литературе и искусстве. Преподаватель Московской духовной академии В. Петров написал «Оду на карусель», вызвавшую одобрение придворного круга. На карусель откликнулся в своих прозаических записках и Г. Державин. Придворный живописец В. Эриксен получил заказ на портреты четырех участников карусели, но успел закончить только два из них — Г. и А. Орловых. Превосходный придворный живописец С. Торелли также написал портрет Г. Орлова на карусели. Кроме того, известны два идентичных карусельных портрета графини Анны Шереметевой, получившей третий приз на карусели 11 июля. Первый из них, кисти неизвестного художника (возможно, И. Аргунова), находится в Эрмитаже, а копия этого портрета кисти И. Лигоцкого — в Историческом музее. Медальеры Т. Иванов, И. Вехтер и С. Юдин выполнили на петербургском Монетном дворе медали и жетоны в память придворной карусели, причем золотыми медалями были награждены призеры состязаний 11 и 12 июля. [4]

В дальнейшем подобные увеселения устраивались неоднократ­но, причем не только в Петербурге, но и в Москве. При Павле I карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр. Особенно часто подобные спортивные праздники стали проводиться при Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев.

 

Жетон 1766 года (в память придворной карусели 16 июня 1766 г.). Золото

 

ТИРАЖ: РГАДА. Ф. 17. On. 1. Д. 313. Л. 3. Отношение (письмо) И. Шлаттера С.М. Козицкому от 29 апреля 1767 г.: Государственной Берг-Коллегии из Монетного департамента Г-ну Действительному Статскому Советнику и Кавалеру Сергею Матвеевичу Козмину. 

«…Монетному департаменту объявлено Высочайшее Ея Императорского Величества повеление, чтоб зделанные на бывшей карусель серебряные медали жетоны присланы были к Вашему Превосходительству для отдачи в Комнату Ея Императорского Величества. И по исполнении онаго показанные зделанные на бывший карусель серебряные медали и жетоны, а именно: медалей в двадцать четыре золотника золотых, да жетонов против гривенника пятьсот для отвозу в Москву и отдачи к Вашему Превосходительству отданы на щет и на вес командированному от военной конторы Санктпетербургского пограничного четвертого батальона поручику Тихону Лялину и с надлежащею оных в ящике закупоркою за казенной Монетного департамента печатью за конвоем из двух человек рядовых солдат на четырех почтовых подводах и здании ж оному обер-офицеру инструкции отправлены сего числа; о чем Вашему Превосходительству Берг Коллегии от Монетного департамента сим во известие сообщается.

 Подписи: Иван Шлаттер. Секретарь Никифор Михайлов. Канцелярист Андрей Иевлев.

Апреля 29 дня 1767 года».

 

Фото из базы CPRC

 

 

Ссылки:

  1. Репнин Петр Иванович (1718-1778) — князь, генерал-аншеф, полномочный посланник при испанском дворе (1760-1762).
  2. По версии А. К. Ганулич. «Придворная карусель 1766 года и ее отражение в литературе и искусстве».
  3. А. К. Ганулич. «Придворная карусель 1766 года и ее отражение в литературе и искусстве».
  4. Там же.

 

И.В. Руденко. Корпус жетонов. 1700-1917. Том I. Ростов-на-Дону, 2014. С. 115.

Читайте нас в Tg-канале

@cprc_official

Читать