Публикации Коллекция монет русской чеканки Ирвина Гудмана.

Коллекция монет русской чеканки Ирвина Гудмана.

Мистер Ирвин Гудман родился в канадском городе Торонто. Но он больше американец, чем канадец и по воспитанию, и в душе, и чисто внешне. Его семья переехала в Соединенные Штаты, когда Ирвину было всего три года. Сначала он жил в Детройте, стал гражданином США, а в конце концов в 1947 году переехал в Калифорнию, где основал собственное мебельное дело. То, что Ирвин Гудман занялся импортом, стало ключевым в увлечении коллекционированием. Ему приходилось немало ездить по многим странам мира в поисках выгодных сделок, что давало возможность в значительной мере удовлетворить страсть любителя и собирателя монет. Подобное могут себе позволить далеко не все нумизматы. Немногие из них имеют столь благоприятные условия, чтобы самозабвенно предаться своему увлечению так, как это делал м-р Гудман. Но об этом несколько позже.

Этот непритязательный бизнесмен впервые заинтересовался коллекционными монетами в 1959 году. Случилось это во время деловой поездки в известный город-государство Гонконг, являющийся одним из ключевых экспортно-импортных центров мира. Для м-ра Гудмана город был одним из многих промежуточных пунктов, связанных с делами по импорту. И вот однажды И. Гудман заглянул в одну из монетных лавок, где его внимание привлекли несколько американских торговых долларов, предлагаемых на продажу. Ирвин спросил хозяина лавки об этих любопытных монетах. «А вы не знаете даже какие монеты были в Америке в обращении?» — коротко и непринужденно спросил хозяин лавки, словно разговаривая со школьником. По правде говоря, многие из нас могут показаться несмышленышами, когда речь заходит о нашей нумизматической осведомленности. Мало кто из американцев и тогда, и теперь слышали о таком понятии как торговый доллар, считая в своем большинстве монеты лишь неким средством, облегчающим торговлю.

Но это, к счастью, нельзя отнести к м-ру Гудману. Короткая фраза хозяина лавки пробудила в нем интерес и Ирвин тут же купил четыре американских торговых доллара. С этой поездки в Гонконг в 1959 году начался его долгий путь к вершинам коллекционирования, к всемирной славе собирателя редких монет.

Сейчас, по случайному совпадению, мебельная компания м-ра Гудмана размещается в деловой части Лос-Анжелеса неподалеку от офисов фирмы «Супериор стэмп энд коин». А тогда, вскоре после возвращения из Гонконга, он пошел в «Супериор», чтобы показать свою покупку и узнать побольше о торговом долларе. Там Ирвин и познакомился с молодым Лоренсом Гольдбергом, сыном одного из основателей фирмы, который вскоре стал ее соруководителем. К великому удивлению м-ра Гудмана Ларри Гольдберг предложил вдвое более того, что он потратил на покупку монет в Гонконге. Что, как можно догадаться, приумножило интерес к монетам вообще и коллекционированию в частности.

Между юным коммерсантом и начинающим коллекционером сложились дружеские отношения, переросшие в дружбу и продолжающиеся по сей день.  М-р Гудман стал приезжать в лавку Гольдберга каждую субботу в 10 утра. И, если бы вы зашли туда перед закрытием в 19 часов 30 минут, вы бы еще застали его там! В самом начале, до того как м-р Гудман открыл для себя огромное разнообразие и богатство монет мира, он покупал только американские монеты. Например, в один из субботних набегов в лавку «Супериор», а он купил памятные полудолларовые монеты всех видов. И если у него был выбор из нескольких редких типов монет, например, Гавайских 1928 года и Испанских 1935 года, он покупал дополнительно и эти варианты, осознав достаточно скоро — секрет коллекционирования заключается в редкости монет. Кроме того, м-р Гудман обнаружил как непросто раздобыть некоторые монеты и для этого требуется много усилий. Нужные экземпляры редко попадались во время его деловых поездок с континента на континент, проходили месяцы от аукциона до аукциона прежде чем удавалось сделать задуманную покупку. Поэтому, когда м-ру Гудману попадалась какая-нибудь редкая диковинка, он, естественно, «хватал» ее. Если их было множество (а это случалось изредка), он покупал все, что мог купить. Вот почему, просматривая каталог м-ра Гудмана с собранием русских монет, вы найдете много случаев, когда он представляет 2-3 экземпляра редких по датировке или типу монет.

В начале своего пути м-р Гудман сконцентрировался на американских монетах, но вскоре его интерес привлекли и русские монеты (очевидно потому, что его мать родилась в России), и китайские, а в последствии и многих других стран мира. Так как м-р Гудман «рыскал» по всем континентам (за последние 30 лет по делам фирмы ему пришлось быть за рубежом 110 раз, т.е. в среднем 4 раза в году), его коллекция монет и познания в нумизматике также вскоре охватили весь мир. М-ру Гудману можно позавидовать, он имел явное преимущество перед другими коллекционерами, ибо мог организовать свои поездки так, чтобы они совпадали по времени с наиболее крупными выставками и аукционами. Таким образом, он сочетал приятное с полезным — увлечение монетами с деловыми поездками.

М-р Гудмаи посетил множество аукционов Сотби и Гленденинга. Посещая лично, а не посылая агента, он сам видел и множество лотов, и редкие вещи, а также имел возможность при случае поторговаться. Для того, чтобы читатели имели представление о том, каким весомым было участие м-ра Гудмана в торгах, можно привести такой пример. На известных торгах китайских монет в Каннах он оказался самым крупным покупателем, выкупив более 50% предложенных лотов. На знаменитых русских торгах 1969 года в Европе (где многие из представленных в этом каталоге монет появились в последний раз) каждая вторая монета после номера лота в списках покупателей, распространяемых после продажи, имела фамилию Гудман. Ранее, большую часть проходящего столетия списки покупателей в Европе были составной частью аукционов.

Оценивая деятельность м-ра Гудмана в двух словах, следует сказать следующее. Он был страстным покупателем, сумевшим собрать обширную коллекцию, благодаря своему бескорыстному и титаническому труду. М-р Гудман не только большой труженик в коллекционировании и в мебельном бизнесе (и рано утром, и поздно вечером, позвонив, всегда застанете его на месте в офисе компании). Он — творческий человек, поставивший цель собрать огромную коллекцию монет мира. При этом м-р Гудмаи следует двум принципам — качество и полнота коллекции. Но, все-таки он был коллекционером, а не исследователем. Как коллекционер для углубления знаний он имел обширную библиотеку, включающую книги по нумизматике, периодические издания, каталоги аукционов. Сегодня он один из самых известных знатоков как китайских, так и русских монет. По этому каталогу совершенно очевидно — качество коллекции ни с чем несравнимо. Полнота же собрания такова, что эти торги войдут в историю нумизматики как один из основных источников-путеводителей по монетам русской чеканки.

М-р Гудман всегда помнит — конечная цель это качество. Если, купив очередную русскую монету, он встречал более лучший экземпляр, чем ранее приобретенный, он покупал и этот. Если, в свою очередь, новый экземпляр был еще и редкой монетой, то он оставлял купленную ранее как дубликат, прекрасно зная как трудно найти эти монеты какой степени сохранности они бы ни были. Он всегда стремился иметь лучшие монеты (так же делает и теперь, собирая коллекции других стран мира), те которые не были в обращении и особенно те, что соответствовали полированной пластине. А ведь в русской чеканке подобные монеты являются чрезвычайно редкими экземплярами.

Рубль 1741 года ММД из коллекции И. Гудмана

И сегодня с трудом найдете надежные и доступные книги по русским и китайским монетам. Так что же говорить о 60-х годах, когда м-р Гудман начал заниматься коллекционированием. Он покупал все, что мог найти. Затем производил соответствующую корректировку по мере того, как многочисленный реферативный материал попадал ему в руки.

Книги, рефераты, первоисточники в сочетании с непревзойденным компьютером Природы — человеческим мозгом позволили ему стать признанным авторитетом в нескольких областях нумизматики одновременно.

Так почему же он продает свою русскую коллекцию? И почему мы собираемся в ближайшие месяцы предложить на аукционе впечатляющую коллекцию китайских монет м-ра Гудмана? С его точки зрения нумизмат — временный хранитель монет, осуществляющий своего рода опекунство, которое затем передает следующим поколениям коллекционеров. М-р Гудман считает себя достигшим своеобразного предела в своем 30-ти летнем поиске и изучении русских и китайских монет. И теперь он хочет больше времени посвятить монетам других стран, коллекционированием которых в настоящее время он занимается. Когда-нибудь и они появятся на аукционе.

Человек, которому нужно так много времени для чтения специальной литературы, изучения монет и посещения зарубежных аукционов, а также для зарубежных деловых поездок, м-р Гудман раз в месяц проводит многие часы под сводами своего хранилища монет. Там он заботливо занимается своей обширной коллекцией, переклассифицирует ее, обновляет каталоги, предается воспоминаниям, и делает это, осмелимся сказать, любя. М-р Гудман постоянно обновляет список монет, которых не достает, и список всех добытых монет. Эти списки он постоянно носит при себе.

Как это сделал бы любой ценитель монет, мы спросили И.Гудмана, собирается ли он оставить у себя какие-нибудь экземпляры русских монет. «Нет» — ответил он, исходя из правила – если принял решение продать коллекцию, то уж ничего не оставляй при себе. М-р Гудман четко разграничивает прошлое с настоящим. С тем, чтобы посвятить все свое внимание в коллекционировании сегодняшним интересам, он передает  «опекунство» следующим поколениям нумизматов.

Таким образом, как только состоятся торги, коллекция распадется и перестанет существовать. Никогда больше, повторяем никогда больше, у вас не будет возможности и удовольствия увидеть такую обширную коллекцию русских монет, никогда больше никто не «побегает» за вас в поисках монет. Ведь по сути дела м-р Гудман, благодаря своим поездкам вокруг света на протяжении 30 лет, сделал по собиранию редких русских монет больше, чем сделал бы любой другой за свою жизнь.

Внимание! Его усердие и усилия представлены вам здесь как на серебряном блюдечке, так как перед вами лучшие из русских общегосударственных монет из когда-либо виденных на нумизматическом рынке. Многие из них, несомненно, опять канут в неизвестность. И, возможно, никогда не объявятся при вашей жизни. Эта коллекция бесспорно одна из 2-З лучших коллекций русских монет, предложенных на аукционе в ХХ веке.

Теперь вы, наверное, понимаете как очень скромный человек, благоразумный коллекционер м-р Гудман сумел собрать такую огромную коллекцию, работая методично год за годом. Он не был поверхностным в своих привычках и устремлениях, он не суетился и не стучал себя в грудь, говоря, смотрите, чего я достиг. Наоборот, будучи весьма сдержанным, он завоевал расположение известных коллекционеров, торговцев и «соратников по интересам». Среди знатоков он имеет репутацию крупнейшего эксперта по русской серии. Знания его обширны и детальны. Но он не делает из них секрета из эгоистических соображений. Любому человеку, чьи увлечения совпадают с его, м-ра Гудмана, он охотно оказывает помощь. Теперь, когда все сказано, остается добавить — он настоящий джентльмен.

Нам оказана честь тем, что м-р Гудман выбрал нашу фирму для посредничества в продаже русской коллекции, а затем, несколько позднее, и китайской. Самое высшее проявление благодарности со стороны коллекционера — это его предложение о продаже коллекции через фирму, которая помогла ему в свое время в начале пути. Это своеобразное «спасибо за вашу заботу обо мне».

В ответ нам бы хотелось сказать спасибо, Ирв! Мы обещаем так же честно потрудиться на торгах, как и ты, собирая коллекцию. Ты друг нашей компании и останешься им навсегда!

 

Айра и Марк Голдберги.

Предисловие к аукционному каталогу коллекции российских монет Ирвина Гудмана. Лос-Анджелес, 11-12 февраля 1991 г.