
Джон Пирпонт Морган (1837-1913) — известный американский финансист и банкир, был также коллекционером-энтузиастом с большой буквы. Его нумизматический интерес поистине впечатляет своим разнообразием и пытливостью к выборке материала. Его коллекция включает в себя средневековые и периода Возрождения манускрипты, эскизы древних мастеров, ранние книги и письмена, в том числе очень редкую Гутенбергскую Библию на пергаменте, издания с автографами американских и английских авторов, древние печати, клинописные таблички и папирусы, художественные шедевры известных итальянских, немецких и английских мастеров, прекрасные миниатюры, включая работы Томаса Мора, Гобелены Нол, китайский и дрезденский фарфор, античные предметы искусства и артефакты, английское и французское серебро и, наконец, монеты. К моменту смерти Моргана большая часть его состояния была вложена в искусство, и поэтому ряд предметов пришлось продать для оплаты наследственных налогов.
Морган обладал инстинктом коллекционера. Его ранний интерес касался в первую очередь автографов президентов. Во время учёбы в Европе и последующего «Большого тура» он был увлечён небольшими предметами искусства. Однако серьёзно коллекционировать он начал только в 1890 году, после смерти своего отца. Как отметил Фрэнсис Генри Тейлор в своей монографии «Пирпонт Морган как коллекционер и меценат»: «Нежелание Моргана приступить к коллекционированию, о котором он думал ещё со студенческих лет в Гёттингене, было вызвано не столько ограниченностью средств (он был уже богатым человеком), сколько глубоким чувством уважения к отцу. Если кто и должен был собирать коллекцию, то это должен был быть отец, а не сын».
После смерти отца Пирпонт Морган начал собирать коллекцию осознанно, применяя те же принципы, которые сделали его величайшим финансистом своего времени. Морган стремился не только приобретать предметы искусства, но и сделать доступной коллекцию для широкой публики (именно этого, по мнению Моргана, не хватало американской культуре). Таким образом, американский народ мог наслаждаться и просвещаться, лицизрея редкие предметы искусства. В своём завещании он писал: «Я желал распорядиться моей коллекцией так, чтобы она была постоянно доступна для просвещения и наслаждения американского народа».
Исходя из этой просветительской цели, Морган приступил к широкомасштабной и интенсивной коллекционной деятельности. Его метод, особенно проявляющейся в нумизматических приобретениях, отражал индивидуальный подход, который он применял ко всему, что делал. Он высоко ценил добросовестность и доверял дилерам и экспертам в своей области. Выбранному специалисту он поручал делать закупки, которые послужили основой для разных типов коллекций Моргана. Аукцион, на котором была выставлена коллекция Строцци в Риме в 1907 году, был именно таким событием, и Артур Самбон из Парижа выступал агентом Моргана. Результатом стало приобретение великолепного основного фонда материалов для нумизматической коллекции Моргана.
Аукцион коллекции Строцци не был первым знакомством Моргана с монетами. Он уже сделал несколько небольших покупок. На аукционе Sotheby в июне 1896 года Х. Осборн О’Хаган купил для Моргана сиракузскую тетрадрахму Эвмена с подписью. Следующая задокументированная покупка относится к маю 1905 года, когда Спинк приобрёл для него архаический статер из Каулионии на аукционе Sotheby’s Warren. Два года спустя, на длительном аукционе Строцци, проведённом Санжорги в Риме с 15 по 22 апреля 1907 года, основная часть коллекции Моргана была приобретена через Артура Самбона.
Выбор аукциона был удачным, поскольку коллекционер, маркиз Карло Строцци, обладал прекрасным пониманием античной культуры, сформированным семьёй и личным опытом, а также возможностью приобретать выдающиеся античные монеты и подходящим случаем для этого. Строцци был потомком древнего и знатного флорентийского рода, который стал известен уже в XIV веке. Палла Строцци (1372–1462) основал первую публичную библиотеку во Флоренции в монастыре Санта-Тринита. Филиппо Строцци II (1426–1491) начал строительство дворца Строцци во Флоренции — великолепной резиденции, которая оставалась в семье вплоть до 1907 года, когда была завещана итальянскому государству. Нумизматическая коллекция была начата Карло Строцци примерно в 1850 году. Будучи уполномоченным по делам античных памятников Тосканы, он находился в исключительном положении для добавления замечательных находок к своей коллекции, найденных в центральной Италии. Строцци объединил удачное стечение обстоятельств с тонким вкусом к типу и стилю монет, что отлично демонстрируют монеты на аукционе: Гела 1 1/2 литры, Александр полустатера, монеты Неаполя, Тарента, Метапонта и Регия, а также серии римского императорского золота.
Коллекция Моргана существенно пополнилась 1907-1910 гг. благодаря покупке монет из коллекции Строцци. Важные новые приобретения были сделаны на крупных европейских аукционах того периода. Коллекции Нервегнана и Мартинетти, О’Хагана, консула Вебера, Бенсона, Филипсена и Хартвига также внесли вклад в нумизматическое собрание Моргана. Главными агентами в этот период были доктор Хирш из Мюнхена и, особенно в более поздние годы, парижская фирма C&E Canessa. Коллекция также пополнилась несколькими частными покупками. Самой важной среди них была покупка у фирмы C&E Canessa, которая в 1911 году продала Моргану шесть крупных золотых медальонов из Абукира приблизительно за 6000 фунтов. Позднее он приобрёл ещё два медальона из неизвестного источника.
Монеты Моргана находились в великолепной библиотеке на 36-й улице до 1917 года, когда они были переданы Американскому нумизматическому обществу, по его просьбе, на длительное хранение. Они оставались там до 1949 года, доступны для изучения учёными и любителями. В результате решения Попечителей Библиотеки Дж. Пирпонта Моргана коллекция была продана Уэйту Рэймонду, который в 1953 году издал каталог этих монет.
Коллекция античных монет Моргана, хотя и тщательно подобранная, никогда не была огромной. Уэйт Рэймонд каталогизировал 195 монет, среди которых золотые и серебряные монеты Античной Греции, 8 золотых медальонов из Абукирского клада, 20 Aes Signatum и Aes Grave, 183 римских монет, 2 римских золотых медальона, римский золотой слиток, 24 серебряных и 30 бронзовых римских монет и медальонов. Хотя существуют доказательства, что коллекция Моргана изначально включала дополнительные античные монеты, помимо описанных Уэйтом Рэймондом, доступные накладные показывают относительно мало неучтённых монет. Можно предположить, что коллекция античных монет Моргана никогда не превышала 500–600 предметов. Она не была слишком большой и не стремилась быть такой. Её целью было представить монетное дело древнего мира и показать значение античности в развитии западной цивилизации. Цель была достигнута, что прекрасно отражало собственный исторический интерес Моргана. Как отмечал журнал The Burlington Magazine в редакционной статье после его смерти: «Его отношение к произведениям искусства было скорее результатом романтического и исторического чувства величия прошедших эпох, чем строго эстетическим вкусом. Он видел в предмете прежде всего его значимость — роль, которую он играл в развитии цивилизации». С таким взглядом на прошлое неудивительно, что в коллекции Моргана имелись исторически важные римские ауреусы Калигулы и божественного Августа, Praetorianus Receptus Клавдия, а также монеты Клавдия и Агриппины, Нерона и Агриппины, «Judaea Capta» Веспасиана и Юлиана II.
Однако эстетический интерес все же присутствовал. Монеты, которые приобретались Морганом, почти без исключений отличались высоким качеством и изяществом исполнения. Его коллекция включала и великолепные редкости, например, этрусский двойной статер и бронзовые декадрахмы, тетрадрахм города Катан, подписанного Гераклидасом, 5 сиракузских декадрахм (четыре подписаны), декадрахм Афин, 8 из 20 абукирских золотых медальонов, найденных в 1902 году, прекрасную серию римских императорских ауреев, включающих всех двенадцать кесарей, кроме Оттона, а также редкие поздние экземпляры с изображением Пертинакса, Диадумена, Геренния Этрусциллы, Галлы Плацидии и Иоанна.
Представленные здесь монеты Моргана действительно отражают характер коллекции, из которой происходят. Особый акцент на Magna Graecia и Сицилии, а также на римских ауресах первых двух веков, представленных в каталоге Уэйта Рэймонда. Качество монет также не уступает исторической значимости коллекции, некоторые предметы действительно феноменальны. Все серебряные монеты имеют ровную естественную серую патину от средней до темной. Монеты отличаются стильностью и превосходным качеством. Золото, особенно из коллекции Строцци, необычайно высокого уровня и практически всегда без следов полировки или следов ювелирного вмешательства, которыми часто страдает античное золото на рынке сегодня. Иногда встречаются следы или царапин на некоторых экземплярах, описанных в каталоге, но это результат неаккуратных археологических раскопок в середине–конце XIX века. Эти монеты обычно демонстрируют очень слабые следы обращения, поскольку изымались сначала из кладов, откуда перешли сначала в коллекцию Строцци, а затем Моргана.
Некоторые монеты из коллекции Моргана:



Предисловие из каталога «Selection from the J. Pierpont Morgan Collection of Greek and Roman coins», 1983 за авторством Яна Эрика Бламберга, кандидата наук, главного составителя каталогов департамента по античным монетам STACK’S
Перевод Романенко Дарьи, ЦИКЦ.