
Донативные монеты с двойным, русско-французским обозначением номинала: «37 рублей 50 копеек – 100 франков» были отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе к майскому визиту 1902 года президента Французской республики Эмиля Лубе в Россию. Монеты предназначались для вручения высокопоставленным членам французской делегации и избранным высокородным представителям с российской стороны. Тираж составил 235 экземпляров. Из которых 200 штук были представлены Его Величеству Николаю II, для личных подарков по особым случаям, 25 монет были переданы Великому Князю Георгию Михайловичу, крупнейшему нумизмату Российской Империи, 10 монет – Великому Князю Владимиру Александровичу, дяде Николая II. Оставшиеся после визита французов экземпляры Государь Николай II позже использовал для презентов по своему усмотрению. Видимо, к 1908 году подарочные экземпляры закончились. Тогда, под предлогом 40-летия Императора, была отчеканена другая золотая монета аналогичного веса, но с обозначением номинала на старый лад, до принятия реформы С. Ю. Витте 1895-97 годов: «25 рублей».

Представленный на экспертизу экземпляр монеты 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 года по гурту имеет аккуратно выгравированную надпись «Из собственных Его Императорскаго Величества рук 6 Декабря 1906 года».
Можно попытаться найти счастливого обладателя этого «царского презента».
История сохранила для потомков удивительный исторический памятник: Дневники Николая II, которые Государь собственноручно вёл с сентября 1894 года до последних своих дней в 1918 году. В записи, датированной 6 декабря 1906 года, читаем:
«6-го декабря. Среда.
День моих именин был весьма занятой. В 9 1/2 принял несколько человек. Дядя Алексей тоже побывал у меня. Пошел к обедне после ее начала.
До 10 3/4 поехал с Аликс и Алексеем в старый Гусарский манеж, где был парад небольшим отдельным частям. Затем в экзерциргаузе состоялся церковный парад: роты Дворц. Грен., Гвар. Жандарм, полу-эск., Гвардейскому экипажу, Л.-Гв. Стрелковому полку и Л.-Гв. 4-му стрелк. И. Ф. б. Все части представились блестяще. Мама приехала к параду. Эмир Бухарский тоже присутствовал в ложе. Завтрак был огромный. Вернулись домой в 3 1/4. Погулял. Мама пила чай и в 6 час. уехала в Гатчину. В 7 час. был большой обед там же во Дворце. Затем занимался и отвечал на телеграммы».
Из дневников Государя Императора Николая II: запись за 1906 год.
Стоит отметить, в русской императорской армии существовала традиция церковных парадов, которые проводились в дни православных и полковых праздников. Обязательной составляющей таких парадов было участие войск в торжественном молебне и церемониальный марш.

Итак, судя по личным записям Императора, в тот день в марше приняли участие следующие части:
1. Рота дворцовых гренадёр – специальная отдельная воинская часть Русской Императорской гвардии центрального подчинения. Несла службу в наряде почётных караулов при выходах, торжествах и празднествах в Высочайшем присутствии.

Командир – генерал-майор Николай Фёдорович Бауер (19.01.1841 — 24.11.1910)
2. Гвардейский полевой жандармский эскадрон – кавалерийская часть Русской Императорской гвардии.

Командир – полковник Сергей Петрович Саханский (02.10.1866 – ?)
Впоследствии – комендант Ставки Верховного Главнокомандующего (24.07.1914 – 01.06.1917)
Дата смерти (или гибели) неизвестна – следы сгинули в революционном водовороте.
3. Гвардейский экипаж – военно-морская часть Русской Императорской гвардии.

Командир – контр-адмирал Константин Дмитриевич Нилов (07.02.1856 – 03.12.1918)
4. Лейб-гвардии Стрелковый полк (с 06.12.1910 года – 3-й стрелковый Его Величества лейб-гвардии полк).

Командир – генерал-майор Владимир Дмитриевич Бакулин (27.07.1857 – 27.03.1913)
Генерал-майор свиты Е.И.В. с 08.12.1906 года.
5. Лейб-гвардии 4-й стрелковый Императорской Фамилии батальон (с 1910 года – полк).

Командир – флигель адъютант полковник принц Пётр Александрович Ольденбургский (09.11.1868 – 11.03.1924)
Первый муж (с 1901 года) великой княгини Ольги Александровны, родной сестры Николая II.
Управлял 4-м стрелковым Императорской Фамилии батальоном до 19 декабря 1906 года.
После Октябрьской революции вместе с отцом и матерью эмигрировал во Францию,
где умер от скоротечной чахотки в 1924 году.
Насколько можно судить, из всех 5-ти частей Государь никого не выделил конкретно. По его же словам: «Все части представились блестяще». Правда, вряд ли «высочайший презент» был уготован командирам всех частей. Но кому же конкретно?
Например, последний из перечисленных командиров: Пётр Ольденбургский – удивительная личность. Тем более свояк самого Государя! В его жилах текла кровь Жозефины Богарне (супруги Наполеона Бонапарта) и Николая I – по материнской линии, а отец был правнуком Павла I.

Выбор принцем невесты (великой княгини Ольги Александровны) довольно странен. Ведь это была помолвка сестры с кузеном, немало удивившая самого Николая II. Поначалу царь даже воспринял новость от матери как шутку. И понятно, что столь высокородный человек, связанный узами дружбы с Николаем II с самого детства, не стал бы делать такую верноподданическую гравировку на царском подарке. Просто хранил бы его нетронутым, как реликвию.
Нет, здесь явно кто-то другой: менее высокородный, для которого некое событие стало бы знаменательным в карьере. Именно такой человек имеется в списке из 5-ти командиров: 49-летний генерал-майор Владимир Дмитриевич Бакулин, командир лейб-гвардии Стрелкового полка. Уже через день после парада, 8 декабря 1906 года, он был зачислен в Свиту Его Императорского Величества. Как правило, решения о таких серьёзных назначениях принимаются заранее. Естественно, всё было подготовлено, а Государь до или после парада любезно авансировал назначение генерала своеобразным подарком.
Владимир Дмитриевич Бакулин первоначальное образование получил в пензенской классической гимназии, по окончании которой поступил в 3-е военное Александровское училище, откуда вышел по 1-му разряду (подпоручик) в лейб-гвардии Преображенский полк. Как видим, дослужился до генерал-майора Свиты Его Императорского Величества. Кавалер орденов Святого Станислава II степени, Святого Владимира III степени и Святой Анны I степени. Скончался 27 марта 1913 года и погребён 30 марта того же года на кладбище Новодевичьего монастыря. А царский подарок был благополучно сохранён его потомками. Надо сказать, крёстным отцом дочери Бакулина, Ксении, был Великий Князь Константин Константинович «КР» (согласно записи в его дневнике за 13 марта 1892 года).

Я. В. Белоусов