1919-1921 годы вошли в историю Советской России как период “военного коммунизма”. Суть его заключалась в том, что государство (единственный собственник в стране, которому стало принадлежать все имущество) за работу и услуги расплачивалось не деньгами, а непосредственно товарами и продуктами (пайками).
В условиях «военного коммунизма» считалось, что переход к социализму влечёт за собой отмену денежной системы. К концу 1920 года деньги функционировали, в основном, на частном рынке. В тот период выдвигались предложения о замене денежных знаков «именными трудовыми билетами , расчетными книжками», «чеками» и т.п. С подготовкой к ликвидации всей денежной системы было связано и то, что отменили даже само название денежных знаков — вместо «кредитных билетов» они стали называться «расчетными знаками».
Переход к НЭПу — «новой экономической политике» потребовал возвращения к великому экономическому изобретению человечества — деньгам и в качестве первоочередной выдвинул задачу стабилизации финансов и укрепления российской денежной единицы — рубля.
Выступая 13 ноября 1922 года на IV Конгрессе Коминтерна (Коммунистического Интернационала) В.И Ленин заявил, что период устойчивости курса рубля в 1921 году составил всего три месяца,а в 1922 году — пять месяцев.
В своем докладе В.И. Ленин сказал: «Прежде всего остановлюсь на нашей финансовой системе и знаменитом русском рубле. Я думаю, что можно русский рубль считать знаменитым хотя бы потому, что количество этих рублей превышает теперь квадриллион. Что действительно важно, это — вопрос о стабилизации рубля… Удастся нам на продолжительный срок, а впоследствии навсегда стабилизировать рубль — значит, мы выиграли. Тогда все эти астрономические цифры — все эти триллионы и квадриллионы — ничто. Тогда мы сможем наше хозяйство поставить на твердую почву и на твердой почве развивать»(1).
В тех условиях (впрочем, как и сейчас) вопрос о «твердой» валюте имел решающее значение для экономики страны. В апреле 1921 г. видный финансовый деятель З.С. Каценеленбаум, докладывая в Институте экономических исследований ВСНХ об основных принципах по регулированию денежного обращения, предлагал вести дело в сторону создания новых денег, а не исправления старых. Он считал, что новая денежная единица должна быть связана с драгоценными металлами (предпочтительно с золотом), однако выпуск золотых монет в народное обращение представлялся ему в то время нецелесообразным. Одновременно с введением новых денег, по его мнению, «должны быть установлены денежные налоги, взнос которых обязателен в этих деньгах». Как вспоминал в 1926 году сам З.С. Каценеленбаум, его предложения, которые еще в начале лета 1922 г. казались неосновательным увлечением «психологической теорией», были, в основном правильны и оправдались в практике червонца.
В начале 1922 г. В.В. Тарновский, который до революции был директором и членом правления Сибирского торгового банка в Петербурге, а в 1922 г. товарищем, то есть заместителем, Управляющего Северо-Западной конторой Госбанка, в статье «Вопросы денежного обращения и Госбанк» высказал мысль, что «ввиду невозможности достигнуть устойчивости бумажной валюты (то есть выпущенных в обращение денежных знаков, прозванных «совзнаками») необходимо допустить создание параллельной валюты для нужд народного хозяйства, поставив ее в такие условия, чтобы расстройство государственного хозяйства и неустойчивость государственной валюты не могли бы вредить ее устойчивости…».
Именно «он (Тарновский) предложил, как практик, товарищу Сокольникову (Г.Я. Сокольников был Народным Комиссаром Финансов) в 1922 г. проект червонца, и Госбанк и Наркомфин стали проводить эту реформу. Так или иначе, это была идея Тарновского — провести червонец» — признавали современники.
Когда весной 1922 г. начали обсуждать вопрос о выпуске новой устойчивой валюты, то для ее обозначения было предложено три названия — федерал, целковый и червонец.
Слово «федерал»от названия страны «Федерация» было придумано работниками наркомата, выражение «целковый» издавна обозначало рубль одной монетой, а «червонцем» в царской России называлась золотая монета достоинством в три рубля и массой в 3,46 грамма (кроме того, существовал и двойной червонец массой около 6,8 грамма). Кстати, первые червонцы на Руси были изготовлены еще при царях Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче и правительнице Софье, но являлись тогда скорее наградным, а не платежным средством. Впервые платежные червонцы были отчеканены при Петре I, а последний раз российский червонец выпускался в 1797 г. в царствование Павла I.
Кроме того, для обозначения наименования твердой валюты предполагалось название «гривна». Так в древней Руси назывался слиток серебра, служивший денежной и весовой единицей. Но поскольку на Украине при контрреволюционных правительствах во время гражданской войны были выпущены украинские «гривны», то и это название было отклонено.
Если вводят новую параллельную валюту, то обычно стараются подчеркнуть ее отличие от старой. Когда в Германии заменяли в 1870 г. талер, новая валюта стала называться маркой. В Австро-Венгрии гульден заменили кроной. Да и в России при реформе С.Ю. Витте в 1894 году предполагалось заменить рубль «русом» — известны крайне редкие образцы этих пробных монет.
11 октября 1922 г. Совет Народных комиссаров РСФСР декретом (декрет Совнаркома имел силу закона) «О предоставлении Госбанку права выпуска банковых билетов» постановил выпустить банновые билеты в золотом исчислении, достоинство которых выражалось бы в червонцах.
К моменту Октябрьской революции золотой запас Российского государства сократился до 1260 миллионов рублей. Одна половина его хранилась в Москве, другая — в Казани. Из Казани золото в количестве 30 тысяч 563 пудов (около 490 т) в виде российских и иностранных монет, кружков, слитков и полос на 651,5 миллиона рублей было перевезено белогвардейцами сначала в город Самару, а затем в Омск. Адмирал Колчак и атаман Семенов израсходовали порядка 240 млн руб., а остальное — было отбито у белых и возвращено в 1920 году.
Первые 200 тысяч бумажных червонцев по балансу Эмиссионного отдела Госбанка на 28 ноября 1922 года полностью обеспечивались золотыми монетами дореволюционного образца, так называемого «имперского чекана», в 5 рублей, 7 рублей 50 копеек и 15 рублей в количестве 303 тысячи 500 штук. Кроме того, свободный остаток эмиссионного права в 314 тысяч 653 червонца обеспечивался золотом в слитках (чистого золота 333 тысячи 803 золотника 56 долей) на сумму 183 тысячи 591,7 червонца, иностранной золотой монетой на 22 тысячи 936,3 червонца и банкнотами Английского банка в 125 тысяч фунтов стерлингов по курсу 0,865 червонца за фунт.
Червонцы, в отличие от совзнаков, выпускались не для покрытия бюджетного дефицита, а для нужд хозяйственного оборота в интересах урегулирования денежного обращения. По закону бумажные червонцы обеспечивались не менее чем на 25% драгоценными металлами (платиной, золотом и серебром) и иностранной валютой по золотому курсу, на 75% — легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными обязательствами.
Выпуск червонцев в обращение по закону ограничивался в строгом соответствии с объемом товарооборота. Червонцы представляли собой кредитные деньги и по закону не являлись платежным средством. Поэтому на лицевой стороне бумажных червонцев поместили следующую надпись: «Банковый билет подлежит размену на золото. Начало размена устанавливается особым правительственным актом. Банковые билеты обеспечиваются в полном размере золотом, драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и прочими активами Госбанка. Банковые билеты принимаются по их нарицательной цене в уплату государственных сборов и платежей, взимаемых по закону в золоте».
Декрет о выпуске червонца не устанавливал никакого ценностного соотношения между ним и совзнаком. Поэтому поддержание курса червонца на уровне золотого паритета заключалось в установлении приблизительно одинаковой расценки в совзнаках одного червонца и царских золотых десятирублевок. 28 ноября 1922 года при первой котировке червонца, Госбанк оценил его в 11 тысяч 400 рублей дензнаками образца 1922 года при стоимости золотой десятки на частном «вольном рынке» в 12 тысяч 500 рублей. В дальнейшем царская золотая монета стала цениться дешевле червонца, даже бумажного, что нашло даже отражение в художественной литературе. «А это ничего, что я золотыми десятками? — заторопился отец Федор, разрывая подкладку пиджака. — По курсу приму. По девять с полтиной. Сегодняшний курс» — писали в книге «Двенадцать стульев» И.Ильф и Е.Петров.
Постановлением от 26 октября 1922 г. «Чеканка золотых червонцев» Совнарком РСФСР предложил Наркомфину приступить к изготовлению золотых монет, номинал которых выражался бы в червонцах.
Валютное Управление Наркомата Финансов еще 4 августа 1922 г. предложило Петроградскому Монетному двору в связи с предстоящим выпуском банкнот в золотом исчислении срочно изготовить образец золотой монеты и представить его на утверждение в Москву. Поскольку данное требование было нереальным, пришлось Монетному двору вежливо поучить московское начальство.
8 августа 1922 г. завод шлет в Москву запрос, какие надписи обязательно должны быть помещены на предполагаемом образце золотой монеты как с одной, так и с другой стороны. При этом ставит в известность, что художественные украшения будут выполнены художником-медальером Монетного двора. Срок выполнения эскиза монеты (чертежа) — одна неделя. Что же касается изготовления образца выполненной монеты, то, во-первых, модель должна быть выработана согласно требованиям монетного дела, а во-вторых, сам образец по техническим условиям может быть изготовлен не ранее, чем через два месяца. Дело в том, что до момента фактической чеканки, хотя бы только образца, необходимо заготовить на штемпелерезательной машине маточники, перевести на них штемпеля и произвести целый ряд промежуточных и последующих работ.
11 августа Валютное Управление сообщило в Петроград, что на образце монеты должны находиться следующие надписи: «Один червонец», «Р.С.Ф.С.Р.», лозунг «Пролетарии все стран, соединяйтесь!», а также размещаться герб РСФСР, ибо к тому времени Советский Союз еще не был образован. На гурте (ободке) монеты Валютное Управление просило, если позволят технические условия, изобразить вес чистого золота в монете.
Сначала предполагалось выпустить несколько типов золотых червонцев с различными рисунками. Так, на одном из типов должен был быть изображен рабочий на фоне фабрик и заводов, на другом — рабочий у станка. Особый тип намечался для металлических червонцев, предназначавшихся к предполагаемому выпуску их в обращение в Закавказье.
16 августа на Монетном дворе состоялось экстренное заседание заводоуправления, на котором было решено поручить художнику-медальеру А.Ф. Васютинскому изготовить эскизы образцов червонцев к двум часам следующего дня и отправить их в тот же день нарочным в Москву на рассмотрение и утверждение. Что и было сделано: 17 августа пять проектных рисунков червонца — два рисунка лицевой и три рисунка оборотной стороны монеты были направлены в Наркомфин. Поскольку в столице это письмо с рисунками было, по всей видимости, потеряно, то 13 ноября 1922 г. Монетному двору пришлось снова выслать туда четыре рисунка — по два эскиза лицевой и оборотной сторон монеты.
Для рисунка лицевой стороны золотого червонца использовали изображение герба РСФСР, созданного петроградским художником А.Н. Лео (1868-1943) весной 1918 г. Для рисунка оборотной стороны А.Ф. Васютинский использовал изображение крестьянина-сеятеля, выполненное им до революции для проекта одной сельскохозяйственной медали.
На изготовление первой партии золотых червонцев в 200 тысяч штук Монетный двор составил смету в 4,5 миллиона рублей в дензнаках образца 1922 года.
27 ноября 1922 г. Нарком финансов РСФСР ГЯ. Сокольников (1888-1939), назначенный на этот пост 21 ноября, признал лицевую сторону червонца (эскиз №3) удовлетворительной, предложил поставить на монете год — 1923 и высказал замечания по рисунку оборотной стороны — «рисунок должен изображать рабочего и крестьянина вместе».
Исправленные в соответствии с замечаниями Наркома два эскиза были направлены Монетным двором в Москву16 декабря 1922 г. Однако рисунок, изображающий рабочего и крестьянина вместе, был выработан позднее художником С.Н. Грузенбергом (1888-1934) в период проведения конкурса на новые изображения для рубля и полтинника образца 1924г.
Автором рисунков обеих сторон золотой монеты является главный медальер Монетного двора А.Ф. Васютинский (1858-1935). Это был настоящий мастер своего дела. Окончив в 1888г. Академию художеств, он за работу по конкурсной программе «Геркулес, убивающий гидру» был удостоен Большой медали и командирован за границу для изучения медального и монетного дела в других странах.
По решению Совета Академии от 31 октября 1888г. А. Васютинский получает право на четырехгодичную поездку за границу для художественного усовершенствования с 1 января 1889 г. (выехал 1 апреля 1889 г.) как ее пенсионер. Затем срок пребывания за границей был продле еще на год. За границей он побывал в Вене и Мюнхене, а затем осел в Париже, где учился у медальера Жюля-Клемана Шаплена (J. C. Chaplain,1839-1909) и участвует в многочисленных выставках. В 1891 г. медали его работы отмечены Почетным дипломом, а в 1892 году он удостаивается премии за медали и ювелирные изделия.
Возвратившись домой, А.Ф. Васютинский ввел в русское медальерное искусство исполнение медалей в так называемом французском стиле, более реалистичном и изящном, с более плоским рельефом и более художественной отделкой медалей. С момента его поступления 17 декабря 1893 года на Петербургский Монетный двор как классного художника I степени все художественные работы исполнялись им лично или под его непосредственным руководством. В частности, он собственноручно изготавливал образцы монетных штемпелей и пробирных клейм, надлежащая выделка которых имела большое государственное значение.
27 октября 1908 года Российская Академия Художеств избрала А.Ф. Васютинского своим членом.
Васютинский был автором большинства проектов дореволюционных (с 1895 года) и советских монет. Им была выполнена лепка модели известного спортивного значка ГТО (Готов к труду и обороне). Крупной работой являлась выработка одного из вариантов образца ордена Ленина. В 1922 году на общем собрании рабочих и служащих Монетного двора в день празднования 5-й годовщины Октябрьской революции академик был удостоен звания Героя Труда.
Первое изображение золотого червонца было опубликовано в журнале «Красная Нива» 15 июля 1923 года.
Золотые червонцы РСФСР чеканились в 1923-1924 годах. Всего было выработано 2 миллиона 721,2 тыс. шт. монет, в том числе в июне 1923 г.первая партия — 150 штук, в августе — сентябре — 475 тыс. шт., в октябре — декабре — 1923 г. — 638 тыс. 50 шт. и в январе — сентябре 1924 г. — 1 миллион 638 тыс. шт.
Лигатурная (общая) масса червонца равна 8,6026 грамма (2 золотника 1,6 доли), чистого золота в монете — 7,74234 грамма (1 золотник 78,24 доли). Диаметр червонца — 22,606 мм (89 точек). Гуртовая надпись: “Чистого золота 1 золотник 78,24 доли ПЛ”. ПЛ — зто инициалы начальника цеха монетных переделов завода П.В.Латышева, как отвечавшего за чеканку монет из драгоценных металлов.
Все червонцы датированы 1923 г., так как Нарком Финансов приказал ставить эту дату на монете. Дата вообще-то является служебной цифрой Монетного двора и не должна утверждаться, но Нарком этого не знал.
Металлические червонцы предназначались не столько для использования во внешней торговле, как до сих пор некоторые думают, сколько для обращения, в случае необходимости, внутри страны. Вот что писал в книге «Денежная реформа” (1924 год) работник Наркомата Финансов И.О.Шлейфер: “Когда мы выпускали червонцы, мы дали задание чеканить золотые червонцы. Некоторые думали, что это делается для внешнего мира, что приятно иметь свою пролетарскую деньгу, на которой вместо изжитого лица Николая II — крестьянин, вместо короны — фабрика и плуг; это радует пролетарское сердце.… Но основная цель этой меры другая: мы решили для себя, что если червонец бумажный поскользнется, мы объявляем: бумажный червонец обмениваем на золотой, и этим мы поддерживаем реальную стоимость бумажного червонца. Мы тогда, выпуская червонец, веря в победу, заготовили на случай поражения золотой, ибо если хочешь, чтобы курс червонца был устойчив, имей золотой, чтобы в любое время можно было сказать — берем бумажные червонцы и даем золотые».
В связи с изготовлением червонцев были разрешены сделки с золотом. Золотые монеты разрешили продавать и покупать на бирже.
В Советском Союзе некоторое количество монет было выпущено в обращение, но в очень ограниченном количестве. Даже руководству Монетного двора пришлось специально просить в октябре 1923 года производственно — коммерческий отдел Валютного Управления Наркомфина СССР о передаче по одной такой монете в распоряжение девяти работников предприятия, а именно: начальнику Монетного двора А.Ф. Гартману, его заместителю П.А. Радаеву, помощнику начальника И.Н. Земницкому, главному контролеру А.М.Линде, управляющему делами И.С. Алиханову, управляющему монетными переделами П.В. Латышеву, управляющему медальной частью А.Ф. Васютинскому, председателю заводского комитета профессиональных союзов В.Н. Владимирову и организатору (т.е. секретарю) коллектива Российской коммунистической партии на заводе М.А. Тихомирову.
Ценились металлические червонцы и иностранцами. Так, когда в Дальневосточном банке в городе Чите японскому послу господину Т. Танака был преподнесен в подарок образец советской монеты — золотой червонец, то господин посол положил его в карман и заявил: «Я этот червонец никогда в жизни не разменяю!».
В своих воспоминаниях о Ф.Э. Дзержинском многолетний Нарком торговли А.И. Микоян писал, что: “тогда в стране имели хождение золотые червонцы наравне с бумажными». На Пленуме ЦК РКП(б) в ноябре 1924 г. отмечалось, что для того, чтобы побороть стихию «вольного рынка», пришлось производить чеканку золотых монет. Для удержания золотого паритета в некоторые месяцы 1923-1924 гг. было необходимо выпускать на денежный рынок довольно значительную массу как дореволюционного, так и советского чекана. Камвольный (швейный) трест рассчитывался золотой монетой с рабочими московских заводов.
Монеты обычно выпускались в обращение в Москве и оттуда распространялись по всей стране. Так, по свидетельству тогдашней прессы, прибывшие в Одессу из Москвы пассажиры привезли с собой золотые червонцы. Если бы это были царские монеты, то пресса об этом бы не писала — дореволюционных золотых монет было достаточно в любом городе.
Выпуск червонцев в обращение значительно сузил как объем применения совзнаков, так и сферу обращения царских золотых монет. Если до внедрения бумажных червонцев золотая монета кое-где начинала играть роль мерила ценности и орудия обращения, то по мере усиления внедрения червонцев значение золотой царской десятирублевки снизилось.
Чеканка золотых червонцев намечалась также и в 1925г. Их предполагалось выработать, по газетным сообщениям, 6 млн. экз. на сумму 60 млн. руб. Однако вследствие организованной тогда буржуазными государствами «золотой блокады СССР», т.е. отказа от приемки советских золотых монет в уплату за необходимые стране промышленные товары, этот проект, как и проект чеканки золотых монет достоинством в 2 червонца (20 рублей) остался неосуществленным.
Думаю, что дело ограничилось пробной чеканкой около 20 штук червонцев 1925 года с гербом СССР, а монеты в 2 червонца были представлены лишь эскизами.
В знак протеста против “золотой блокады” в Москве организовали из служащих Наркомфина и банков пару весьма скромных демонстраций с митингами «Долой блокаду», что не произвело никакого впечатления на заграницу.
Поэтому с целью прорыва блокады Наркомфин СССР поручил Монетному двору начать, используя сохранившееся оборудование‚ чеканку дореволюционных, т.е. царских золотых монет достоинством в 5 и 10 рублей. В декабре 1925 года на заводе выработали 600 тысяч монет по 10 рублей, в январе — марте 1926 года — 1 миллион 411 тысяч монет по 10 рублей и 1 миллион монет по 5 рублей.
Именно такими монетами Советский Союз расплачивался с заграницей, а не советскими червонцами, которые не только в России‚ но и на западе принадлежат к весьма редким золотым монетам, в отличие от царских, стоимость которых за рубежом является довольно умеренной.
То, что советские золотые монеты не поступали за границу, подтверждается их высокой коллекционной стоимостью на западных нумизматических рынках по сравнению с царскими золотыми десятирублевиками такой же массы и пробы. Так, согласно каталога Хейнца Дитцеля “Монеты России и СССР с 1855 года” (Западный Берлин, 1975, 2—е издание, с. 6 и 8), цена 10—рублевой монеты с датами 1898— 1911 годов составляла 350 марок, а стоимость червонца 1923 года была равной 2000 марок. Ныне, конечно, эти цены выросли в несколько раз, но соотношение их должно остаться тем же.
Для чеканки царских золотых монет был, по видимому, использован металл от переплавки советских червонцев. В пользу данного предположения говорит тот факт, что количество отчеканенных царских монет по массе (19441 кг) меньше изготовленных червонцев РСФСР (21301 кг) на 1860 кг. Эта разница объясняется тем, что часть червонцев все таки попала в обращение, так и угаром при переплавке монет. Но я полагаю, что к нашему времени сохранилось не более нескольких десятков металлических червонцев. О предложении червонца для обмена или продажи я слышал лишь один раз, те. столько же, сколько слышал о продаже 20 копеек 1934 года (в середине 80-х годов эта монета была продана в Москве за 1000 рублей. Монета была ленинградского происхождения и я имею основания полагать, что ее продавал через вторые руки ныне покойный бывший директор Ленинградского Монетного двора В.Л. Мартыненко. Дело в том, что до войны существовала практика оставлять для музея завода пять монет, в после войны это число сократили до двух экземпляров и 20-копеечную монету, равно как и некоторые другие редкие, в том числе пробные, монеты он взял себе вместо списания в установленном порядке. Напомню, что тогда рубль стоил 1 доллар 68 центов по курсу Госбанка СССР).
Таким образом, советский червонец 1923 года является очень редкой коллекционной монетой и, безусловно, будет украшением любого нумизматического собрания.
___________________
¹ В.И. Ленин. ПСС. 5-е изд. Т.45, стр. 283. М. Политиздат, 1970
М. Глейзер. Коллекционер: Сб. статей. Вып. 44/Союз филателистов России, М.: 2008. -400с.