Жизнь, работа и коллекционирование, как в годы советской власти, так и в нынешнее время, определили неизбежность развития личностных качеств, способствующих занятиям любительским коллекционированием монет. Для нумизмата-любителя характерны: увлеченность, обязательность, пунктуальность, оперативность, подвижность, эрудиция, раскомплексованность, коммуникабельность, неутомимость, неприхотливость, универсализм, искушенность, авантюризм и, наконец, удивительнейшая, неподражаемая, изворотливость.
Увлечение коллекционированием, с одной стороны, способствует развитию у личности положительных качеств, духовно обогащает. С другой стороны, неумеренное, порой доходящее до фанатизма, это увлечение (с акцентом на коммерческую составляющую) может иметь и отрицательные последствия: замкнутость, корыстолюбие, скопидомство, иногда в каком-то смысле даже ограниченность, лживость и т.д. Кроме того, почти полное исключение из своей жизнедеятельности всего того, что не связано с коллекционированием, может привести к глубоким изменениям в судьбе, психике и даже к драме.
Благородство и патриотизм нумизмата. Многие нумизматы завещали коллекции музеям, а при вынужденной продаже стремились, чтобы монеты не ушли из России (за рубежом — спасая русские коллекции от распыления либо возвращая их в Россию). Среди них — С.А. Еремеев, А.А. Ильин, Ф.М. Плюшкин, В.Г. Рихтер, И.И. Толстой.
Вот документ, составленный Великим князем Георгием Михайловичем.
«Начавъ въ 1877 году собирать русскiя монеты и медали, я составилъ за 30 лъть весьма значительное собранiе отечественныхъ нумизматическихъ памятниковъ и притомъ такое, какое, за отсутствiемъ матерiала, едва ли удалось бы нынъ, при всемь желанiи и умънiи, составить вновь.
Будучи увъренъ, что Ваше Императорское Величество изволите одобрить мое убъжденiе, что такое собранiе должно быть сохранено въ Россiи, не подвергаясь, по возможности, никакимъ случайностямъ, имъю счастiе испрашивать Высочай- шаго Вашего Величества соизволенiя на нижеслъдующее:
Передать все мое собранiе русскихъ монетъ и медалей въ русскiй музей Императора Александра III.
Собрание это хранить на въчныя времена въ отдъльномъ помъщенiи, доступномъ ддя обозрънiя интересующимися имъ лицами.
Жертвуемое мною собранie содержать въ томъ составъ, в какомъ оно окажется въ день моей смерти, причемъ управление музеемъ не должно иметь права ни исключать изъ него ни одного экземпляра, ни обмънивать, ни добавлять къ нему новыхъ монетъ и медалей, включая ихъ въ составъ моего собранiя.
Въ случаъ если музей будетъ расширять основываемый мною нумизматическiй отдълъ прiобрътенiемъ неимъющихся въ моемъ собранiи монетъ и медалей или прiемомъ пожертвований, — всъ такiя дополненiя могутъ быть помъщаемы и выставляемы въ томъ же помъщенiи, где будетъ храниться мое собранiе, но въ отдъльныхъ шкафахъ или витринахъ, не смъшивая ихъ съ моимъ пожертвованiемъ.
Если Вашему Императорскому Величеству благоугодно будетъ утвердить эти предположенiя, имъю счастiе ходатайствовать о Всемилостивъйшемъ разръшенiи сохранить за мною по день моей смерти право распоряженiя пожертвованнымъ мною собранiемъ, то есть право пополнять его монетами и медалями, прiбрътаемыми мною на личныя мои средства, обмънивать худшiе экземпляры на лучшiе, приводить самому или поручать другимъ приводить въ порядокъ собранiе и вообще устраивать его въ отведенномъ для него помъщенiи, какь мнъ будетъ лично казаться нужнымъ, допускать къ занятiямъ въ немь лицъ по моему усмотрънiю, издавать описанiе входящихъ въ его составъ монетъ и медалей и вообще имъть наблюденiе за жертвуемымъ мною собранiемъ, независимо отъ того, буду ли я состоять въ должности Управляющаго музеемъ или нътъ.
Если Вашему Императорскому Величеству благоугодно будетъ одобрить вышеизложенное, осмъливаюсь ходатайствовать о Высочайшемъ повеленiи управленъю русскимъ музеемъ Императора Александра III принять мой даръ на предложенныхъ мною основанiяхъ.
Подлинное подписалъ: «ГЕОРГИЙ», Хараксъ, 29 октября 1909 г.».
Нумизматическое блаженство (1) — кратковременное ощущение неомраченной полной радости, сочетание эмоционального и интеллектуального наслаждения, охватывающее коллекционера, когда после длительного поиска и обнаружения интересующей его монеты он, пройдя торг и покупку (либо обмен), становится полноправным ее владельцем и может всесторонне изучать ее, сравнивая с уже имеющимися в коллекции другими монетами того же выпуска (серии), а также с иллюстрациями подобных монет из других коллекций. Несравненное ощущение безмятежного счастья обычно сохраняется у коллекционера после счастливой находки несколько часов, а то и весь день, много реже — два или три дня, а затем отступает под влиянием различных жизненных факторов или вытесняется радостью нового приобретения. Состояние нумизматического блаженства свойственно, видимо, каждому по-настоящему увлеченному коллекционеру, хотя радостное сопереживание — явление редкое и в полной мере достижимо лишь с самыми близкими друзьями-коллегами. Делиться радостью нового приобретения среди коллекционеров не очень принято. Многие необоснованно стесняются как проявления этого яркого чувства, так и самого выражения «блаженство», столь точно отражающего и суть явления, и возвышенное состояние личности (одно из ключевых для понимания феномена коллекционирования).
Нумизматическое блаженство (2) — высокое одухотворенное состояние творческого наслаждения, возникающее чаще, когда идет созидательный, уже завершающий этап разработки какого-либо вопроса в нумизматике. К этому времени обычно собраны воедино все первичные наброски и доступная информация по исследуемому вопросу. Мышление продуктивно работает для анализа и синтеза. Создается новый продукт интеллектуальной деятельности, прибавка к профессиональным знаниям, готовая стать достоянием нумизматической общественности. Немало упоминаний о таких состояниях есть в воспоминаниях, очерках, записках нумизматов всех эпох.
Сила нумизмата. Когда-то в юные годы я обсуждал с коллегами вопрос: в чем заключается сила нумизмата? Мнения были, конечно, очень разные. Я не смог оставить этот вопрос без ответа и какое-то время еще размышлял над ним. Для составления формулы даю условные обозначения:
С — сила нумизмата,
Н — нравственные качества,
У — увлеченность, дозированный фанатизм,
А — способность к анализу, умение кратко и четко излагать мысли, другие умственные способности,
О — обаяние,
К*— культура,
М — мобильность,
Д —денежные средства (систематические вложения),
Б — база, стартовый капитал,
В — время,
к — коэффициент пропорциональности (к1, к2, к₃)
Очевидно, что сила нумизмата зависит от сочетания качеств, общечеловеческих и специальных, средств и времени, затраченных на занятия нумизматикой:
C = f (H, У, А, О, К*, М, Д, В). (1)
Для упрощения примем, что сила нумизмата линейно зависит от всех параметров (кроме нравственности), входящих в выражение (1). Учитывая универсальность данных Богом нравственных законов и их преобладание над другими, по которым живет человечество, показатель степени у параметра нравственности — выше, чем у других параметров (то есть Н2).
Культура нумизмата включает показатели общего культурного уровня (К), глубокое знание истории (И), профессионально-нумизматические качества (П), такие как целеустремленность, собранность, работоспособность, пунктуальность, оперативность, обязательность; уровень культуры зависит от увлеченности и времени, затраченного на повышение культуры.
К* = к1 (К+ И+ П) · У · В.
Мобильность нумизмата прямо пропорциональна увлеченности и обратно пропорциональна затраченному времени: меньше свободного для занятий нумизматикой времени — выше мобильность, и наоборот.
М = к2 У/В.
Деньги, средства, находящиеся в распоряжении, прямо пропорциональны показателям культуры, мобильности и времени, затраченному на получение денег, и обратно пропорциональны нравственности. Чем ниже нравственные качества, тем, при прочих равных, обычно больше денег (при этом, соответственно, выше и скорость обогащения), а чем выше нравственность, тем меньше у ее носителя денег. Зависимость, характерная для советской действительности, свойственна пока и для нынешней российской. Исключения не часты, но в некоторых странах такая зависимость не обязательна: люди высокой нравственности хорошо обеспечены, живут в достойных человека условиях. Есть и вариант, когда деньги у нумизмата имеются еще до того, как он начал их зарабатывать (обеспеченная семья, наследство) — то есть высок стартовый потенциал, база для занятий нумизматикой.
Д = к3 (Б+1)·К·М·В/Н.
Подставляя выражения культуры и мобильности, получим:
Д = [к3(Б+1)· к1 (К+И+П)·У·В·к2 У/В·В/Н = к1к2к3 [(Б+1)·(К+И+П)·У2·В]/Н.
Подставив в (1) полученные значения, получим:
С=Н2 ·У·А·О· к1 (К+И+П)·У·В·к2 У/В· к1к2к3 [(Б+1)·(К+И+П)·У2·В]/Н·В, а обозначив k= к1к2к3, окончательно: С = кН·У⁵·А·О·(К+И+П)2·(Б+1)·В2
Даже из схематичной формулы видно, что с уменьшением нравственности, увлеченности, способности к анализу, личного обаяния и культуры сила нумизмата быстро убывает, а без любого из них и совсем исчезает (обращаясь в ноль). Очевидно, что и при отсутствии временных затрат (В=0) силы нумизмата нет. Но если у кого-то нет стартового капитала (Б=0), вовсе не исключена возможность со временем стать сильным нумизматом.
Выведенная формула — качественная, показывает, от каких свойств зависит сила нумизмата, в каком направлении развивать себя как личность, совершенствуясь профессионально, чтобы стать сильным нумизматом.
Знакомые с аппаратом математической обработки могут доработать данную формулу либо вывести альтернативную.
Может показаться не вполне ясным, почему при отсутствии личного обаяния (О=0) и культуры (К+И+П=0), сила нумизмата обращается в ноль: ведь немало людей хмурых, неприветливых и необщительных, а также ограниченных, не овладевающих новой информацией, которые, однако, десятилетиями «возятся» с монетами. Противоречие кажущееся: малокультурный человек, если у него и скопились монеты (в которых он мало разбирается), входит не в категорию нумизматов, а в какую-то другую — собирателей, «оставителей», просто обывателей, имеющих монеты. Горстка монет в коробке из-под леденцов и даже сотня-другая в кляссере — еще не довод, что их обладатель — нумизмат. Чтобы по праву называться нумизматом и быть им в действительности, нужна целая совокупность качеств, о чем уже упоминалось выше.
К+И+П=0, значит и С=0; культуры нет, и сила нумизмата равна нулю, то есть ее практически нет, и данное лицо — вовсе не нумизмат, этот человек рано или поздно оказывается в изоляции от общества нумизматов.
Если О=0, то и С=0; нет обаяния — нет (или почти нет) и контактов, нет и профессионального роста, сила нумизмата равна нулю, то есть ее просто нет, значит и лицо это — вовсе не нумизмат, а из какой-то другой категории.
Полученная и обоснованная формула — возможно, первая попытка выразить силу нумизмата через совокупность характеристических и физических параметров (данных о других подобных попытках нет). Видимо, ее можно использовать с учетом числовых показателей, систему которых можно разработать. Простая шкала градаций позволила бы обоснованно давать оценку и относительному уровню профессиональной зрелости конкретного нумизмата. Например: «консультация на предмет подлинности монеты получена у нумизмата N, имеющего категорию I» или: «участниками экспертной нумизматической комиссии по стоимостной оценке коллекции российских монет, предлагаемой в продажу лицом N, были нумизматы I и II категорий…» и т.д. Нумизматика — сложная область человеческой деятельности, и как наука (хотя не все пока согласны, что — наука), должна иметь собственный инструментарий, категорийно-понятийный аппарат, параметры и оценочные категории профессионального уровня нумизматов. Фактически же в России и поныне нет названия профессии «нумизмат», не говоря уже о большем. (Выведенная формула относится к коллекционерам-нумизматам и не приемлема к нумизматам-ученым).
С середины 1990-х многое изменилось. Люди, по каким-либо причинам ставшие обладателями очень больших денег, могут всего за несколько лет легко приобрести больше того, что лучшим нумизматам прежних поколений удавалось собрать за десятилетия (!) беспрестанного труда. Поэтому для определения силы нумизмата в узком (утилитарном) смысле этого понятия предложенную формулу применять нельзя.
Этика нумизмата и нумизматический этикет.
Рискну коснуться проблемы, на мой взгляд, важной и своевременной, которой если и касаются нумизматы, то лишь немногие и мельком, попутно, а специально — в редких случаях (впрочем, в «своей» компании они, конечно же, часто обсуждают ту или иную ситуацию и причины ее возникновения).
Тот, кому такие проблемы с юности глубоко противны, чей мозг не привык трудиться в этом направлении, а все чувства настроены на восприятие легко понятного, дальше может не читать. Если эту статью-размышление прочтет хотя бы один человек из ста, то и это сочту благоприятным результатом.
Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, и это нормально, когда людям, специалистам в какой-то области, нет дела до проблем, связанных с нумизматикой, а нумизматам — вовсе не до проблем, находящихся на стыке с другими областями, на периферии вопросов, относящихся собственно к нумизматике. Важнейшие из этих областей — металлообработка, языкознание, этика.
К моему стремлению исследовать смежные с нумизматикой области коллеги чаще всего относятся нейтрально либо со словами «не лезь в чужой огород». Но кто, где и когда определил, что можно (и нужно), а что — нельзя? Все в мире взаимосвязано, а уж то, что по соседству, — несомненно, и особенно.
Расул Гамзатов в одной из книг высказал прекрасную мысль, написав, примерно, так: не надо, чтобы книгу прочитали все, но плохо, если и никто ее не прочтет, вполне достаточно, если с пользой ее прочтет от начала до конца всего один человек.
Не следовало ли бы и мне, тем более в связи с этим, удовольствоваться надеждой, что мою книгу откроет лишь один из тысяч тех, кто возьмет ее в руки, а до конца прочтет — с пользой для сердца и ума — один из многих ее открывших?
Да и кто сказал, что если книгу не прочли либо не приняли сразу, то не прочтут через год, пять… двадцать лет… после нас. А есть еще и другие края, где живут люди, кроме нашей бескрайней юдоли печали.
Но, может, единственно этика, нравственность и мораль ни с чем не связаны? Отнюдь, и даже — наоборот. На этике держится все, благодаря ей и Вселенная находится в равновесии, не только в переносном, но и в прямом смысле.
Если законы нравственности, которыми часто пренебрегают, игнорировались бы полностью, то ухудшение межгосударственных отношений привело бы к росту числа и интенсивности вооруженных конфликтов и техногенных катастроф в масштабе планеты, к глобальным изменениям климата, а в итоге даже к некоторым изменениям в ее движении по космическому пространству со многими последствиями. (Известны тревожные ожидания столкновения Земли с астероидом, и стоит ли делать вид, что такое сообщение удивительно и неожиданно).
Мной вовсе не движет стремление к какому-то морализаторству и нравоучениям, всякого рода ханжество мне претит (но найдутся те, кто упрекнет меня и в этом). Я лишь откровенно делюсь с читателями, среди которых мои коллеги, своими соображениями, плодами размышлений, накопленных за многие десятилетия в нумизматике, и анализом эпизодов, наблюдателем либо участником которых я был.
Нумизматика — это не только монеты (хотя в основе ее, конечно, именно они), а и многое-многое другое, с ними связанное. Прежде всего — люди, профессионалы и не профессионалы, сотрудничающие в сфере нумизматики, и их разноплановые контакты.
Сколь много связано с этими контактами, видно из такого сокращенного перечня:
- Утверждение набора номиналов новой серии.
- Согласование тиражей, косвенно влияющих на степени редкости многих из них.
- Определение размеров, веса, пробы и дизайна монет.
- Принятие решения о переплавке либо перечеканке монет, повлиявшее на внешний вид дошедших экземпляров.
- Выполнение заявки дирекцией монетного двора на выпуск новоделов.
- Согласие руководства отдела нумизматики музея предоставить коллекционеру возможность исследования монет из музейного собрания.
- Достижение договоренности специалистов о совместной подготовке каталога или словаря.
- Предоставление возможности коллекционеру или поисковику обследовать с металлоискателем земельный участок его владельцем.
- Предоставление наследниками ушедшего из жизни коллекционера преимущественного права на покупку редких монет из его собрания государственному музею.
- Честная состязательность на аукционах в борьбе за редкие российские монеты.
- Доступ специалистов к частным нумизматическим собраниям.
Есть множество и других примеров того, как в зависимости от уровня культуры человеческих отношений при решении деловых, производственных, научных и коммерческих вопросов, решаются проблемы в нумизматической сфере. Человеческий фактор — всюду.
Каковы были, а они, несомненно, были, нормы взаимоотношений в предыдущие века, можно лишь догадываться по отдельным эпизодам из сохранившихся документов, прессы, частных архивов. Если материалов дореволюционного периода немного, то советского — работы непочатый край, становление же профессиональных отношений в новой России проходит у нас на глазах — надо смотреть, анализировать и делать соответствующие выводы.
Где же влияние человеческого фактора неизбежно и где особенно важны проявление нравственности и норм этики, соблюдение этикета? В клубе нумизматов и нумизматическом магазине, на монетном дворе и нумизматической конференции, при официальной встрече нумизматов и на нумизматической тусовке, при проведении аукционов и в нумизматической публикации, при Интернет-общении.
Человечество тысячелетиями вырабатывало, в ы в е р я л о нормы нравственности и морали. В итоге в цивилизованном обществе сформировались, при всех оговорках и неизбежных натяжках, общепризнанные нормы этики. Конечно, они не являются раз и навсегда установленными, понемногу эволюционируют. Более того, и для одной эпохи отдельные нормы у разных народов существенно различаются. В незначительных деталях они могут быть различны и для различных профессиональных групп, сообществ и организаций.
Любой нумизмат более или менее постоянно соблюдает (у каждого свой, постепенно выработанный) неписаный «кодекс правил», который он никому не навязывает, зато имеет право деликатно высказать свое отношение к подобному же кодексу другого нумизмата.
— Дезинформация не допускается ни под каким предлогом.
— Полуправда недопустима, она разновидность изощренной корыстной лжи.
— Умолчание возможно по личному усмотрению во многих случаях, если оно косвенно не наносит ущерба безопасности или репутации коллеги. Ситуация осложняется, если задают вопрос, на который известен ответ, а давать его не хочется либо нельзя его делать всеобщим достоянием… (В цивилизованном мире в подобных случаях используют краткую формулу «по comments»).
— Информирование о дефектах своей, предлагаемой к реализации монеты обязательно в не меньшей степени, чем информирование о ее достоинствах.
— Высказывание о коллеге, сделанное в оскорбительной манере, с оскорбительной характеристикой в средствах массовой информации недопустимо (а в Интернете бывает очень часто).
— Свобода высказываний по любым профессиональным вопросам непререкаема. Попытка запрета, в явной или неявной форме, на высказывание точки зрения, не совпадающей с собственной, недопустима ни под каким видом.
— Доносительство и кляузничество делают любую фигуру нерукопожатной.
— Неаккуратное либо небрежное обращение с предметами нумизматики, принадлежащими другому лицу, недопустимы.
— Каждый нумизмат имеет право распространять всеми доступными средствами свою точку зрения и результаты своих изысканий в любой области нумизматических исследований.
— Нарушение обоюдно достигнутой и твердо зафиксированной договоренности — ввиду появившейся возможности более предпочтительного варианта — возможно лишь с согласия второго лица либо в силу форс-мажорных обстоятельств.
— Материальные потери, последовавшие при форс-мажорных обстоятельствах, не должны перкладываться на лицо, с которым нумизмат связан договоренностью, если только в ней не оговорено иное.
— Насилие и принуждение недопустимы в любой форме (включая замаскированную), от запрета на изложение своей точки зрения до навязывания партнеру неудобного ему материала.
— Сохранение высокой планки нумизматического этикета является одним из базисных и лучших качеств истинного нумизмата, определяет «силу нумизмата».
— Не профессиональная этика «плетется в хвосте» коммерческой выгоды, а наоборот: вначале этика, а затем выгода, которая, кстати, почти всегда проистекает из соблюдения этических норм.
— Использование неосведомленности партнера либо начинающего коллекционера (столь обычное ныне) — неблаговидное действие, по крайней мере, оно не должно иметь характер постоянной целенаправленной крупномасштабной акции.
— Партнер по обмену уведомляется об элементах реставрации у монеты, особенно заделанных отверстиях.
— Монету сомнительного происхождения лучше не приобретать, но исследование ее допустимо, если она достаточно редка.
— Редкая монета должна быть, по возможности, изучена, взвешена, сфотографирована и т.д. Если ее обладатель не склонен к исследованиям, желательно, чтобы он предоставил ее коллеге-исследователю для введения монеты в научный оборот.
— Несложная консультация начинающему коллекционеру предоставляется безвозмездно.
— Монету, подлинность которой вызывает сомнение, приобретать не следует, так как при подтверждении в будущем ее неподлинности может возникнуть искушение вернуть потраченные деньги, но при этом неизбежно пострадает коллега. (Кроме того, приобретение сомнительных монет, чаще всего оказывающихся подделками, подпитывает мошенников, стимулируя дальнейшую фабрикацию ими подделок и засорение нумизматического рынка).
— Никакая важная новая информация не транслируется в СМИ без перепроверки из независимых источников. Либо оговаривается, что еще нет подтверждения из независимого источника, поэтому она носит предварительный либо вероятностный характер. Употребительны слова: «по версии», «по предварительной (не подтвержденной независимыми источниками) информации» и т.п.
При выражении критических суждений по отношению к мыслям и занятиям коллег — и, более широко, других специалистов — этикет соблюдается.
Нет ни одной статьи и книги, даже заметки, из которой нельзя почерпнуть ничего нового, интересного, полезного — факта, суждения — или версии, надо лишь внимательно отнестись к прочитанному. Этот тезис несомненен. С уважением отнесемся ко всему, что делает коллега, другой специалист в вашей области, кто больше — кто меньше, чуть лучше — чуть хуже. Спасибо всем, кто хоть что-то сделал. Недовольный пусть сам сделает лучше или, хотя и хуже, но по-другому.
Несколько слов о торговом каталоге В.И. Петрова, подвергшемся справедливой суровой критике классика дореволюционной поры А. В. Орешникова. В «тощие» на нумизматическую литературу советские десятилетия даже его копии приносили определенную, прямую или косвенную, пользу сотням и тысячам коллекционеров. А сейчас, когда рынок нумизматической литературы насытился (если не пресытился), каталог В.И. Петрова стал нумизматическим литературным памятником, пусть и особого рода. Кто знает, как в будущем наше слово отзовется? Всегда помнить о толерантности и деликатности и терпимости. Должна быть нумизматическая этика. Нетерпима лишь нетерпимость.
Терпение — одно из важнейших человеческих и специальных качеств, присущих в разной степени многим нумизматам, в основном с большим стажем коллекционирования, успешно составляющим серьезные нумизматические коллекции. Способствует более бережному расходованию средств (истинному коллекционеру их обычно недостает), а значит, косвенно и улучшению качественного и количественного состава собрания. Помогает порой избегать необдуманных приобретений, например: малоизученных предметов, подделок либо новоделов, выдаваемых за подлинники, наспех осмотренных монет, имеющих, как выясняется позже, дефекты — заделанное отверстие, след спиленного ушка, слоение, трещины монетного кружка, непрочеканы, двойные удары, облои, деформированный гурт, расплывчатое изображение (от чеканки сильно изношенным штемпелем), забоины (малозаметные в сложном рельефе изображения) и т.д. Неуемное желание приобрести монету вольно или невольно эксплуатируется ее продавцом и подталкивает к завышению цены. Если среди миллионеров немало коллекционеров, то среди коллекционеров, видимо, миллионеров совсем не много, поэтому простому коллекционеру собрать интересную тематическую коллекцию без должного терпения невозможно.
Моральная ответственность за сохранение редкой монеты — нравственное понятие, этическая категория, не отождествленная с правовой обязанностью. Формально, лицо, владеющее монетой, может распоряжаться ею по своему усмотрению как и другим своим имуществом. Имеет право продать, обменять, подарить, использовать как украшение и т.д. Но каждый должен помнить: монеты прошлых веков — часть дошедшей до нас овеществленной истории, а редкие монеты — ценные нумизматические памятники. Надо сохранить их для потомков.
Интровертность коллекционера (англ, introvert < лат. intro, внутрь + vertere, поворачивать, обращать) — общая ориентация личности коллекционера, характеризующаяся направленностью вовнутрь, на освоение окружающего мира через познание себя самого, посредством развития собственных качеств, интересов, склонностей, иногда сопровождающегося частичным абстрагированием от внешней среды. Последнее обстоятельство зачастую создает почву для некоторой напряженности, а бывает, и конфликтности, как в семье коллекционера, так и в его рабочем коллективе.
Интуиция — качество, шестое чувство, способность предчувствовать, предвидеть, предзнать могущие произойти события либо выявить бывшие факты или события, прямое знание о которых ныне или здесь невозможно. Интуитивное знание — понимание сути предмета благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности без логического обоснования. Лишь недостаточное развитие интуиции у заметной части человеческих индивидуумов не позволяет, видимо, формально (и с равным основанием) присоединить ее к известной пятерице человеческих чувств. Часто, благодаря своей интуиции, многие нумизматы могут быстро найти, счастливо видеть нужного человека, распознать в нем порядочного деятельного, доброжелательного перспективного партнера, обрести верных, надежных (обычно на всю жизнь) коллег. И наоборот — избежать контактов с недобропорядочными людьми, чья деятельность, как правило, происходит рядом с представителями нумизматической общественности. Интуиция помогает предотвратить приобретение подделок и новоделов (выдаваемых за подлинники), монет с плохо видимыми (но значительно влияющими на цену) замаскированными реставратором дефектами, а также монет, хотя и высокого качества, но сомнительного происхождения (кража, подмена), монеты неизвестной (ранее не опубликованной) или малоизвестной, цена которой еще не выработана, или при равной цене взять более редкую монету, выбрать для себя не только интересную, но и перспективную тему коллекционирования.
Фанатизм (лат. fanaticus исступленный < fanum храм) — на первый взгляд, весьма необычный феномен, фактически же — явление совершенно обычное, удивляющее поначалу лишь тех, у кого среди знакомых никогда не было нумизматов. Выражается в беспрецедентной (по отношению к социальным, бытовым и погодным условиям) неприхотливости нумизматов, в той неутомимости, с какой они занимаются любимым делом, в той коммуникабельности, открытости и доверчивости, с которой обычно они идут на контакт с любыми, совершенно незнакомыми им людьми.
Имидж нумизмата — внешнее представление, которое непроизвольно, но чаще — осознанно, целенаправленно (для популяризации, саморекламы) создает о себе самом какой-либо индивидуум, благодаря своему физическому облику, одежде, манере речи и поведения в кругу коллег по увлечению. Имидж как одна из основных частей нумизматического этикета представляет собой поверхностную (внешнюю) оценку по сравнению с той глубинной, сущностной, более важной характеристикой, которой является репутация коллекционера-нумизмата.
Выбор (1) — решение одной из важнейших задач по определению тематики и темы коллекционирования, возникающих у каждого собирателя еще на раннем этапе коллекционирования, зачастую надолго определяющее круг знакомств, характер профессиональных связей и направление исследований.
Выбор (2) — нумизматическое понятие, специфическая задача, постоянно возникающая в процессе построения коллекции перед каждым истинным нумизматом при сравнении двух монет одного типа (или одного подтипа): какую — оставить себе, какую — отнести к дублетам. Поскольку приходится учитывать многие параметры: «свежесть» штемпеля, наличие красивой патины, минимум непрочеканов, дефекты обращения, — то решение далеко не всегда однозначно. Нередко из пары однотипных монет, имеющих приблизительно одинаковое состояние, часть коллекционеров уверенно предпочтет один экземпляр, часть, столь же уверенно, — другой.
Риск нумизмата (1) — производимое коллекционером действие наудачу, в надежде на счастливый исход 1) коммерческой акции (при этом риск, соединенный с трезвым расчетом, нередко приносит удачу, успех или счастливую находку) или 2) реставрационной операции по улучшению качества поврежденной монеты (зачастую весьма высокой коммерческой ценности).
Риск нумизмата (2) — комплекс всевозможных опасностей, традиционно сопутствующих процессу коллекционирования: общественное осуждение и идеологическое преследование государством (в советский период), обман и подмена монеты, кража профессиональными ворами и мошенниками от нумизматики, грабеж, незаконная конфискация (сотрудниками милиции), разорение из-за особенностей налоговой политики, уголовное наказание за нарушения законодательства, изменение конъюнктуры на нумизматическом рынке, например, открытие большого клада, выброс из хранилищ Госбанка крупных партий монет, лежавших там десятилетиями, ввоз из-за рубежа монет определенных категорий, ранее запрещенных таможенными правилами, падение интереса в целом к какой-то тематике и пр. Материальная прибавка коллекционера, о которой с ненавистью и завистью твердят обыватели и чиновники, тесно связана с указанными рисками.
Невнимательность нумизмата — очень распространенное человеческое качество, свойство натуры, задерживающее прояснение сути вопроса (проблемы, явления), способствующее передаче искажений, недоступности надежной информации при игнорировании элементарных логических связей. Закрепляет или порождает ложные представления у коллег (нумизматов, коллекционеров), вызывает разнотолки, недоразумения и т.д. Крайне необходимо пристально и придирчиво относиться к исследуемой информации, заостряя внимание на несоответствиях, раскрывая их и не позволяя им сохраняться. Примеры разного рода упущений: 1) десятилетиями составители каталогов помещали монеты павловского перечекана в раздел Екатерины II, 2) в каталоге Краузе обозначение Варшавского монетного двора — неизменно МШ (вместо MW), 3) авторы каталогов, предлагая расценки монет, игнорируют тот факт, что медные монеты 1871 СПБ почти столетие отсутствуют на нумизматических рынках (в том числе и на крупнейших аукционах) и занижают их цены в десятки раз.
Страх — сильная отрицательная эмоция, возникающая у человека перед лицом какой-нибудь угрозы: жизни, здоровью (своему или близких), потери чего-либо и т.п. Особенно сильны, опасны и вредны страхи, появляющиеся при возникновении скрытой (неявной) угрозы. Нумизматы, как и все другие люди, тоже подвержены воздействию разнообразных страхов: кражи, ограбления, обмана, мошенничества, вымогательства, визита налогового инспектора, очередного изменения (в худшую сторону) правового законодательства, какого-нибудь указа, предписывающего, например, немедленно сдать в государственные пункты вторсырья все монеты (независимо от их государственной принадлежности, времени выпуска и металла, из которого они изготовлены) на изготовление из них оружия для достойного отражения агрессии со стороны какого-нибудь государства, очередной конфискационной реформы по примеру «павловской-91», требования собственной жены «наконец-то прекратить — отныне и впредь! — всякие занятия нумизматикой, иначе…» и т.д. Как показывают ориентировочные подсчеты, количество страхов в российском обществе по- прежнему не только не сокращается, а, наоборот, возрастает и еще не поздно начать собирать их — по типам и подтипам (а при возможности — и с учетом разновидностей). Поскольку большинство страхов нумизмата — это опасность утраты его коллекции, в связи с чем он испытывает сильнейшие отрицательные эмоции, рекомендуется переключиться с коллекционирования монет на коллекционирование страхов, что, безусловно, дешевле, ощутимо доступнее и намного безопаснее, так как потеря даже большой и прекрасно подобранной коллекции страхов в итоге ничего, кроме положительных эмоций, не вызовет. Как вариант: сдать свою уникальную коллекцию страхов государству (для организации в будущем Музея истории советского тоталитаризма) добровольно, не дожидаясь ее конфискации, национализации или реквизиции, а сдав (все до последнего), начать жить наконец без них, свободно и достойно человека.
Нумизмат или собиратель? Многие обладатели монет ограничивают свой интерес к ним лишь приобретением и поверхностным изучением, а также некоторым знанием цен. Такие собиратели не интересуются всем тем, что связано с этими монетами: экономическими и политическими обстоятельствами выпуска, монетными дворами и технологией, крупнейшими нумизматическими коллекциями и музеями мира, книгами и статьями о монетах, личностями величайших нумизматов прошлого и др. Постигая лишь малую часть того, что открывает огромный и прекрасный мир нумизматики, они нумизматами не являются, они — лишь собиратели, в лучшем случае — коллекционеры. Тогда как лица, всесторонне интересующиеся нумизматикой, безусловно, являются нумизматами, даже если и не собирают монеты. Но, как правило, истинный нумизмат — это специалист (ученый), кто коллекционирует (коллекционировал) монеты. Исключений, однако, немало: И.Г. Спасский, А.С. Мельникова, В.А. Калинин никогда не были коллекционерами.
«Овечки» — собиратели, предпочитающие индивидуальному увлеченному поиску монет, приносящему яркие радости коллекционирования («охоте»), заорганизованную, упорядоченную, не таящую неожиданностей плановую закупку монет в нумизматическом магазине. Чаще склонны к этому многочисленные любители коммеморативных выпусков (монетоподобных изделий, имеющих весьма косвенное отношение к истинной нумизматике).
«Оставители» — лица, интересующиеся монетами и отличающиеся от 1) нумизматов (серьезно изучающих монеты и все с ними связанное), 2) коллекционеров (собирающих монеты достаточно целеустремленно и имеющих определенную тему коллекционирования), 3) собирателей (не имеющих четких представлений о том, что же, собственно, они собирают, но весьма увлеченных и достаточно регулярно делающих хотя бы небольшие приобретения). В середине 1980-х, по самым скромным подсчетам, «оставителей» было около 15 млн. человек (с середины 1980-х — в 1000 раз меньше, ситуация полностью изменилась). Это люди, помещавшие в шкатулку юбилейные рубли и даже заводившие для них альбомы, получавшие в подарок или сами привозившие монеты ближнего и дальнего зарубежья; наследники, обнаружившие, что дома в какой-то коробочке давно валяется что-то круглое (хотя и похожее на деньги, но не деньги, что-то такое, за что деньги нельзя получить быстро). По сути, ничего не коллекционируя, эти люди собирают все, «что понравится!». А на вопрос, где же теперь попавшая к ним достаточно редкая монета, отвечают: «Пока оставил себе». Но, мало смысля в монетах, не приносят явного вреда нумизматике и коллекционерам (сохраняют попавшиеся монеты). Не исключено, что в будущем либо они сами, либо их близкие заинтересуются нумизматикой. В то же время «оставители», которых много в обществах нумизматов-любителей, выводят из активного нумизматического оборота редкие и интересные монеты и, не коллекционируя и не изучая их, лишают такой возможности коллекционеров.
Примитивисты — в последней четверти XX века коллекционеры современных жетонообразных памятных и юбилейных монет, уже по замыслу не предназначенных для реального денежного обращения. В этом одно из коренных отличий таких «монет» от подобных монет императорского периода, всегда исполнявших свое прямое предназначение — быть средством обращения. Положительные моменты, связанные с выпуском юбилейных и памятных монет из драгоценных металлов и их коллекционированием: тематика, освещающая важные события истории и высочайший уровень исполнения (например, золотая 100-рублевая монета 1991 с памятником Петру I признана «монетой года», то есть лучшей в мире по дизайну и исполнению памятной монетой этого года). На некоторых из них изображены монеты допетровского и императорского периодов. Но такое коллекционирование мало способствует росту общей нумизматической культуры, так как нет возможностей для поиска и изучения информации, связанной непосредственно с монетами (стандартизованы, нет разновидностей, влекут к бездумному приобретению и накоплению, не стимулируя развитие нумизматического мышления). Интереснейший процесс коллекционирования сводится к приобретению монеты и проставлению отметки о ее наличии в коллекции. Коммерческая направленность выпусков, ведущая к увеличению материальных затрат примитивистов, не побуждает к работе с нумизматической литературой, каталогами, справочниками и другими источниками (к чему неизбежно приходят коллекционеры монет императорского периода).
Конкуренция между нумизматами — один из видов сосуществования нумизматов-любителей. Как у представителей других видов человеческой деятельности, так и у нумизматов конкуренция предполагает сочетание весьма разных личностных и социальных их качеств: глубокой порядочности и твердого экономического противостояния, вежливости и независимости, честности в передаче информации и сохранения коммерческой тайны, иногда теснейшего сотрудничества с одним из партнеров, иногда — жесткого соседства с ним же в борьбе за рынок сбыта, за потребителя.
Азарт (<фр. hasard случай; риск) — высшая степень увлеченности коллекционированием, горячность, нетерпеливость, эмоциональное проявление, которые достигают наибольшей силы в разные периоды увлечения, одно из основных, неотъемлемых качеств каждого коллекционера-нумизмата, отдающегося любимому занятию с юношеской страстью в любом возрасте. С годами при длительном стаже коллекционирования вырабатываются (или усиливаются) и другие качества, очень необходимые, дополняющие личностную структуру коллекционера: внимательность, терпение, расчет. Азарт несколько отступает, но у истинного коллекционера никогда не исчезает совсем. Сопряжен с риском, подогревает его (но риск иногда бывает и хорошо рассчитан, то есть не безрассуден). В других случаях не сопряжен с риском, а лишь ускоряет действия, связанные с приобретением нумизматического объекта, придает яркую эмоциональную окраску процессу коллекционирования. В нумизматическом коллекционировании не обязательно присущ молодому человеку. Для азарта должны быть достаточные основания — материальные средства, необходимые для приобретения нумизматических памятников, формирования коллекции. Иногда приводит к благоприятной случайности, счастливому стечению обстоятельств, что редко бывает там, где азарта нет. Но если азарт не уравновешен терпением, возможны чувствительные потери, невосполнимые утраты, иногда и гибель коллекции.
Накопительство — явление, имеющее весьма широкое распространение наряду с любым собирательством, в том числе с коллекционированием монет. При коллекционировании важен не только результат (систематизированное, объединенное одной темой собрание предметов, имеющих научную, историческую, эстетическую ценность), но и сам процесс составления коллекции (разновидность активного отдыха, общение с близкими по духу людьми, познание мира). Цель накопительства — сугубо практический конечный результат: накопление предметов истории и искусства (в том числе редких монет), как можно большей ценности, обычно не связанных тематически. Накопители не стремятся к изучению и систематизации попавшего к ним коллекционного материала. Смысл накопительства: приближает собрание к сокровищу (кладу), то есть средству сохранения богатства (в периоды инфляции — это и способ сбережения накопленных средств).
Патологическая жадность (гр. pathos страдание + гр. logos слово, понятие, учение) — качество, присущее ряду лиц из среды нумизматов. С одной стороны, каждый сам волен выбирать, каким ему быть, какие личностные качества развивать, а какие — подавлять. С другой стороны, тем, кому присуща патологическая жадность, как правило, так и не удается собрать значительной коллекции: жадность не только ограничивает расходуемые на приобретение монет средства, но и очень сковывает человека, снижает его практическую коммуникабельность. Порождаемая жадностью осторожность делает такого собирателя похожим на охотника, промышляющего лишь расстановкой капканов на какой-то вид дичи. Тогда как не парализованный жадностью коллекционер больше напоминает активного охотника, следопыта и гонщика, способного сделать своею любую добычу. Исключения изредка бывают только в среде людей с высоким уровнем дохода, однако и здесь большинство стремится всего лишь к бездумному накопительству ценностей либо «просаживает» сэкономленные постоянной жадностью деньги за ночным преферансом, в казино или в баре.
Коэффициент жадности (формула Рылова-Голицева) — параметр, предложенный к употреблению в 1994 Г. Б. Голицевым и сформулированный в 1995 И. И. Рыловым. Позволяет сравнивать между собой отдельных коллекционеров по степени развития у них очень естественного человеческого качества.
где Кж – коэффициент жадности,
Σпол. – средства, полученные в итоге коммерческой операции,
Σвл. — средства, вложенные в начале коммерческой операции.
Так, если вложено 100, а получено 300, то коэффициент жадности индивидуума равен двум, то есть,
Если же затрачено 100 и получено 100 (партнеру оказана безвозмездная услуга), то коэффициент жадности равен нулю (иначе — жадности нет и в помине).
Использование неосведомленности партнера — достаточно тонкая разновидность замаскированного «деликатного» обмана, осуществляемого коллекционером в корыстных целях. Оправдательным аргументом для нарушителя этических норм в подобном случае является обычно то, что его неосведомленный (или недостаточно осведомленный) партнер сам выступил в роли активной стороны и выразил желание вступить в контакт.
Жонглирование словами «Чтобы только сделать тебе приятное…» — традиционная преамбула некоторых нумизматов-любителей, идущих, если верить их словам, на значительную уступку своему партнеру, единственно «из теплых, дружеских чувств». Пикантность же ситуации зачастую заключается как раз в том, что такие «благодетели», предварительно (и предусмотрительно) оценив собственную монету раза в три дороже, затем «с легким сердцем» сами же и снижают цену на нее в два раза (предполагая при этом, за счет одного лишь жонглирования словами, 50-процентный «навар»).
Полуправда при осуществлении нумизматических контактов — разновидность замаскированной утонченной корыстной лжи. При этом, как правило, озвученная часть информации, соответствующая истине, либо выгодна говорящему, либо является нейтральной для него. Та же часть информации, которая невыгодна, просто не обнародуется, и в урезанном виде становится дезинформацией, то есть ложью.
Дезинформация в среде коллекционеров-нумизматов — негативное весьма распространенное явление. Дезинформация подразделяется на умышленную и неосознанную. Умышленная — когда предоставляются заведомо ложные сведения о монетах (и разных аспектах нумизматики) коллегам по увлечению (а иногда и незнакомым коллекционерам) с целью получить материальную выгоду (иногда — прямую, непосредственную, иногда — косвенную, отсроченную во времени). Умышленная дезинформация является не только грубейшим нарушением общечеловеческой и нумизматической этики, но и разновидностью обмана (то есть мошенничеством, жульничеством). Неосознанная дезинформация представляет собой передачу традиционно ошибочных или непроверенных сведений. Однако любая дезинформация наносит вред как коллекционированию, так и нумизматике в целом.
Блеф, используемый коллекционерами-нумизматами, — введение в заблуждение, разновидность лжи, сознательная дезинформация, направленная обычно на создание ложной характеристики какой- либо конкретной монеты (или даже для отдельного типа монет), предлагаемой к реализации. Сведения, излагаемые блефующим, как правило, не совсем соответствуют или даже вовсе не соответствуют тем обстоятельствам, которые имели место в действительности, и нуждаются в проверке и уточнении. Противоречие возникает из-за того, что хотя блефующий вроде и говорит правду (чтобы сохранить видимость честного партнера), но далеко не всю правду (чтобы получить по итогам сделки завышенную норму прибыли). Например, он сообщает продавцу какой-то монеты, что такую же купил раньше всего лишь за столько-то; при этом умалчивает, что это было летом (межсезонье в коммерческой деятельности в области нумизматики и сильное падение спроса), что продавалась целиком группа монет (а значит, подразумевалась уступка за оптовую покупку), что продавец был весьма стеснен в средствах (поэтому не очень торговался со своим покупателем) и т.д. Вот эта-то недосказанность и может сильно изменить взгляд на положение вещей и на уровень цены.
Нейтралитет. «Смотри сам» — традиционно устойчивое и достаточно распространенное в среде коллекционеров выражение, а также трафаретная формула, используемая зачастую мошенниками от нумизматики в качестве благовидного прикрытия для своей неблаговидной деятельности. Предлагая какие-либо недоброкачественные предметы (подделки, реставрированные монеты либо монеты с замаскированными дефектами) и не желая при этом компрометировать себя (если мошенничество раскроется), мошенники, чтобы не упустить возможность наживы (ради которой вся акция и затевалась), пользуются такой уклончивой формой подстраховки. Зачастую эта фраза служит попыткой благовидного прикрытия при продаже партнеру монеты со скрытым дефектом или даже подделки.
Клептомания (греч. klepto, ворую + mania, безумие, страсть, влечение) — болезненно-непреодолимое стремление к воровству. Многолетние наблюдения подтверждают, что среди коллекционирующих монеты (либо выдающих себя за них) немало клептоманов. Среди лиц юного возраста обычнее заурядное воровство для последующей продажи и наживы. У лиц зрелого возраста (более обеспеченных) клептомания — в чистом виде (стремление украсть хоть что-то, даже не обязательно дорогое, украсть уже потому, что невозможно остановиться). Далеко не все, у кого нет достаточных средств для приобретения нужных монет, могут сдержать себя. Но весьма обычен и такой вариант: клептоман на приобретение монет в коллекцию денег не жалеет, но при этом еще и подворовывает слегка (дополнительное приобретение!). Подтверждается причина клептомании — это скорее болезненная увлеченность, чем стремление к наживе. Клептомании при коллекционировании подвержены не только мужчины, но и женщины.
Мамона (греч. mammonas, богатство) — злой дух, идол, олицетворяющий сребролюбие и стяжательство. В переносном смысле под Мамоной понимают деньги (золотого тельца) — как противоположность вечным духовным ценностям.
В.П. Рзаев. Загадки российской нумизматики. Факты. Исследования. Версии: в 2-х тт. Т.1. М.: ООО «Хобби Пресс», 2010. С. 269-279.