Самой дорогой в истории стала античная золотая монета из Пантикапея. В мае 2023 года ее приобрел частный коллекционер, имя которого не разглашается.
Античная монета была продана в Цюрихе на аукционе Numismatica Ars Classica. Это – статер из Пантикапея – древнего города, который располагался на месте современной Керчи. Монета была отчеканена в 350-300 годах до нашей эры. На аверсе монеты изображен сатир, на реверсе – стоящий на пшеничном колосе грифон с копьем. Изображение сатира относят к царю Боспорского царства Сатиру I, который правил в 432-389 годах до нашей эры. Что же касается грифона, то это геральдический символ Пантикапея.
Организаторы аукциона так представили уникальный лот: «Одна из самых ценных и желанных монет всего греческого мира с портретом Пана очаровательной красоты, работы чрезвычайно талантливого мастера-гравера». В ходе торгов стоимость монеты выросла более чем вчетверо против стартовой цены.
Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает описание лота, составленное экспертами аукционного дома: «Будучи могущественным городом, глубоко вовлеченным в прибыльную черноморскую торговлю зерном, Пантикапей и его правители, боспорские цари, не были новичками в чеканке золотых монет. Золотые статеры были изготовлены в честь города как по-местному, боспорскому стандарту (около 9,1 г), так и по международно-признанному аттическому стандарту (около 8,6 г) между 380 и 304 годами до нашей эры. На аверсе этих монет регулярно изображалась голова сатира и грифон с копьем в пасти. Хотя первое изображение иногда неправильно понималось как изображение Пана и, следовательно, как каламбурная отсылка к городу, было сделано предположение, что на самом деле это черты безымянного сатира, что вероятно, следует понимать, как отсылку к династии боспорских царей Спартокидов, настоящим основателем которой был некий Сатирос I.
Образ грифона, вероятно, отсылает к мифическим существам, которые, как считалось, охраняли золото, найденное в горах Скифии. Хотя Геродот несколько скептически относился к сообщениям, которые, по его утверждению, он получил от скифов, он описывает грифонов как соседей аримаспов, северного народа, у каждого из которых был один глаз в центре лба и которые постоянно пытались украсть золото (4.13.1). Плиний Старший, который принял эту историю за чистую монету, расширил ее, отметив, что грифоны строили свои гнезда в земляных норах, в которых находились золотые самородки, и именно их пытались захватить аримаспы, пока грифоны защищали свои яйца и детенышей (HN 7.2, 10.70).
На статерах из Пантикапея голова сатира всегда изображается в профиль, обращенный влево, за исключением одного эффектного и чрезвычайно редкого экземпляра, для которого гравер решил нарушить обычай и изобразить сатира лицом на три четверти влево. Возможно, он был вдохновлен на попытку этой художественно сложной новой обработки головы под влиянием более широкой нумизматической моды на обращенные в три четверти головы на греческих монетах, которая сложилась в конце пятого и в начале четвертого века до нашей эры.
Исключительную красоту этого редкого вида монет из Пантикапея, очаровательно описал Годфри Локер Лэмпсон, владелец статера, отчеканенного с тех же матриц, что и эта монета. По его словам, «Голова сатира — это чудо говорящей портретной живописи. Тот, кто этого не видел, не поверил бы, что в такой маленький кружок можно вместить столько экспрессии… … Его создатель не оставил после себя имени, но никто, кроме непревзойденного художника с замечательным и оригинальным гением, не мог создать эту незабываемую и удивительную маленькую драгоценность». (Коллекция Локера Лэмпсона, VII).
Детальная проработка черт лица и волос создает мастерскую иллюзию того, что гравер работал с натуры и что он действительно видел сатира, скрывающегося в диких землях Скифии.
Проникновенные глаза и рот сатира, кажется, несут в себе намек на удивление, будто бы его внезапно застали врасплох, когда он бродил по лесу в поисках амфор полных вина или хорошеньких нимф.
Настоящая монета представляет собой необычайно редкий пример высочайшего классического греческого мастерства. Она становится еще более примечательной из-за того, что была изготовлена не в одном из великих бастионов культуры и искусства, таких как Афины или Сиракузы, а скорее в отдаленном форпосте на северной окраине известного греческого мира. Северные земли за пределами Боспорского царства все еще сохраняли атмосферу таинственности в четвертом веке до нашей эры, продолжавшуюся вплоть до первого века нашей эры, когда Плиний Старший писал свою Естественную историю.
Это было место, где доминировали скифы и другие народы, характеризующиеся как дикие в отличие от норм греческой культуры; место, где фантастическое все еще казалось возможным, а мифы переплетались с реальностью; место, где сатиры и другие духи дикой природы все еще могли бродить вне поля зрения цивилизованных людей. И кажется, что граверу удалось мельком увидеть сатира и навсегда запечатлеть его образ в прекрасном блестящем золоте. В наш век, когда наука и технология дали миру так много удивительного и даже фантастического, мы можем только выразить нашу глубочайшую благодарность безымянному пантикапейскому художнику».
Примечательно, что золотой статер до 1934 года хранился в Эрмитаже и был продан вместе с другими бесценными экспонатами по личному распоряжению Иосифа Сталина в рамках кампании по распродаже предметов искусства для финансирования индустриализации страны.
Эту монету по праву называют шедевром древнегреческого нумизматического искусства. Золотой статер ушел с аукциона за сумму эквивалентную 6 млн. $, что делает его самой дорогой древней монетой, когда-либо продаваемой на аукционе.
Автор Архип Платонов
cimmeria.pro