Публикации История нумизматики

История нумизматики

Монеты в изучении античности. Монеты иллюстрируют наши знания о прошлом. Они дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок — ведь изображения на монетах сопоставимы с древними памятниками искусства. В итоге перед нами возникает правдивая картина прошлого, в которой каждый факт и каждая деталь занимают свое место, проверяют и подтверждают друг друга.

На монетах Римской империи очень часто изображали празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Эти монеты помогают изучать древний быт и религию, часто превращаясь в прекрасные иллюстрации истории Древнего Рима. Знаменитые исторические и легендарные события, описанные древними писателями, оживают на монетном поле. Есть денарий, 129 г. до н. э., иллюстрирующий легенду об основании Рима. Два близнеца — Ромул и Рем и волчица, их вскормившая, изображены на этих монетах. Рядом стоит пастух Фавстул, нашедший близнецов. Мы можем любоваться сценами, изображающими голосование в одном из учреждений Древнего Рима, или бегство легендарного Энея из Трои, или похищение сабинянок. Сын знаменитого диктатора Суллы в память о своем отце приказал изобразить на монетах сцену передачи мавританским царем Бокхом пленного нумидийского царя Югурты, восставшего против власти Рима. Эта сцена рассказывает о блестящей победе Суллы в борьбе с Югуртой.

Исторические события часто изображались в виде аллегорий. Например, разрушение римским императором Иерусалима на монетах символизировалось фигурой женщины Иудеи, плачущей под пальмой.

Часто монеты говорят о том, что завоеванные Римом и безжалостно эксплуатируемые им провинции восставали и пытались сокрушить Рим. В 90-88 гг. до н. э. так называемые союзники Рима — подчиненные ему племена на Италийском полуострове — подняли войну против своего поработителя и отчеканили монеты, на которых изображен италийский бык, бодающий римскую волчицу.

Наивно, но красноречиво показали на монетах враги Рима свои цели.

В имперском правлении, в мобилизации под единой власть всех сил в государстве видел Цезарь путь к сохранению и умножению мощи Рима. Он выпустил монеты с своим портретом, именем и изображением слона как символа силы. А его убийца — один из вождей противоположного лагеря, сторонников старых республиканских аристократических свобод, — Брут отчеканил такую монету: фригийский колпак с двумя кинжалами означали свободу и напоминали об убийстве Цезаря. И чтобы не оставалось ни у кого сомнений, здесь же была надпись «Иды марта», т. е. день, когда пал Цезарь.

Монеты ярко показывают, что римляне очень хорошо понимали агитационное, пропагандистское значение монет, в сотнях и тысячах экземпляров расходящихся среди населения. Это использовали императоры, чтобы; всюду распространять сведения о своих титулах и должностях, показывать народу, что они сосредоточили в своих руках все верховные религиозные и гражданские посты, в том числе и старые республиканские. Мы читаем на монетах: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, император» или «Император Цезарь Нерва Траян Август Германский, верховный Понтифик (т. е. глава религии), обладающий трибунской властью, консул в четвертый раз, отец отечества».

Откуда появилось слово «монета»? Ответ дают римские серебряные монеты. На монете магистрата Тита Каризия (45 г. до н. э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В ее храме распо­ложился монетный двор. В честь его и богини Юноны чеканные деньги стали называться монетой. На оборотной стороне денария изображали набор инструментов монетного двора: клещи, которыми держали раскален­ный слиток, и четырехгранный столбик — нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком — принадлежность бога Вулкана, покровителя кузнечного ремесла.

Изучение монетных типов дает много сведений не только по политической истории. Нумизматы оказывают большую помощь историкам искусства.

Хорошо известна статуя великого греческого скульптора Праксителя (IV в. до н. э.), изображающая Гермеса с Дионисом на левой руке. В какой позе стоял Гермес, в каком положении находилась его отбитая правая рука и что он держал в ней? Вопросы, казалось были неразрешимы, пока не стала известна монета фракийского города Анхиала. На ней изображена статуя Гермеса в первоначальном виде. Гермес в высоко поднятой руке держал виноградную кисть, показывая ей мальчишке Дионису.

Посетителей Лувра встречает знаменитая Ника Самофракийская — мраморная богиня Победы. Какого времени эта статуя и в честь какого события она поставлена? Находка монеты македонского царя IV в. до н. э. Деметрия Полиоркета ответила на эти вопросы. На монете изображена такая же Ника, стоящая на корабле. Стало ясно, что луврская богиня Победы — памятник в честь морской победы Деметрия над Птолемеем I при кипрском Саламине в 306 г. до н. э. Это событие было хорошо известно историкам, но связывать его с луврской Никой до находки монеты никому не приходило в голову.

Нумизматика сыграла большую роль в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречающихся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек.

На одной монете Римской империи, чеканенной в Афинах, изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме Акрополя, можно определить, с какой стороны холма нужно искать и театр Диониса. Монеты помогли отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.

Английский историк XVIII в. Э. Гиббон писал, что если все письменные источники о путешествиях римского императора II в. н. э. Адриана были бы утрачены, то о его поездках можно было бы рассказать на основании данных нумизматики и сохранившихся монументов. Не лучшее ли это признание информационной ценности древних монет?

По тонкости исполнения, выразительности рисунка, простоте и изяществу композиции некоторые монеты являются шедеврами изобразительного искусства. Особенно славятся монеты Сицилии V в. до н. э. На них обычно изображали колесницы на беговых состязаниях. Наиболее знамениты два резчика монетных штемпелей — Кимон и Евэнет. Каждая монета, вышедшая из-под штемпеля этих мастеров, была замечательным произведением искусства. Сицилийским и другим греческим монетами восхищался Микеланджело, а Гете сказал о них: «Эти чудесные монеты представляют собой бесконечную весну цветов и плодов искусства!».

От коллекционирования к науке.

Коллекционирование монет явилось первым шагом к научной нумизматике. В руках некоторых очень богатых людей постепенно накапливалось большое количество древних вещей. Владельцы коллекций занимались ими сами, но чаще приглашали ученых, которые тщательно изучали и описывали монеты, составляли каталоги, подбирали аналогичные экземпляры среди монет других собраний.

В Италии, на родине Возрождения, в XIV—XV вв., в период увлечения античностью, было весьма распространено собирание античных монет. Прекрасные коллекции имели знаменитый поэт Петрарка (1304-1374) и флорентийский меценат Козимо Медичи (1389-1464). Каждый правитель в Европе хотел иметь при своем дворе собрание монет. Возникали так называемые мюнцкабинеты (хранилища монет, где они изучались). Специалисты имели дело уже не только со своими коллекциями, но хорошо знали собрания и других нумизматов.

Одним из первых нумизматов был уроженец Падуи Джованни Кавини (1499-1570) — резчик печатей. Он хорошо знал старинные монеты. Но деятельность его служила далеко не научным интересам. Он резал новые штемпели по старым монетам и чеканил подделки, прозванные падуанцами.

Что больше всего интересовало первых нумизматов? Посмотрим названия их книг. В 1517 г. в Риме появилась книга Фульвио «Изображения знаменитых людей». В 1553 г. в Лионе вышел в свет труд Гильома Рулля под заголовком «Беглый обзор монет наиболее знаменитых лиц, существовавших с сотворения мира, с кратким описанием их жизни и деяний, заимствованным у классиков». Книга Гильома Рулля, изданная на многих языках, имела огромный успех. Автор ухитрялся находить на монетах не только цезарей Рима, но и средневековых королей, и пап, и библейских пророков. Ему казалось, что он нашел портрет Ахилла: иллюстрируя свою книгу, Рулль под изображением одной из античных монет с головой бога войны Арея в шлеме поставил имя этого героя Гомера.

Таковы были первые нумизматы. Только с XVIII в. можно говорить о научной нумизматике. К этому времени среди коллекций постепенно выделяются некоторые особенно богатые собрания. В Вене из коллекций императора Максимилиана I вырос большой императорский мюнцкабинет; в Берлине образовался обширный королевский нумизматический кабинет; в Париже из собраний Генриха IV и Людовика XIV составился знаменитый королевский кабинет медалей. В XVIII в. крупные коллекции монет поступили в Британский музей.

В Петербурге Петр I основал музей — Кунсткамеру (так называли в XVIII в. музей, где хранились различные редкости). Там помимо естественнонаучных экспонатов была собрана большая коллекция монет и медалей. Петр заботился о ее пополнении, скупая и отдельные монеты, и целые коллекции. В Кунсткамере велась работа по их систематизации. Составленный каталог предвосхитил некоторые принципы более поздней научной классификации русских монет. Позднее коллекцию из Кунсткамеры передали в Эрмитаж. Сейчас собрание монет Эрмитажа — одно из самых больших в Европе. Одна только систематическая коллекция, без дублетов, насчитывает более 300 тыс. монет.

Итак, в пяти городах Европы — в Париже, Лондоне, Петербурге, Вене и Берлине — в XVIII в. образовались большие коллекции древних монет, намного превосходившие все частные собрания. Эти мюнцкабинеты стали местом рождения нумизматики: при них имелись хорошие библиотеки, нумизматический материал находился в одном месте.

Главной задачей нумизматики XVIII в. стала борьба против всякого рода фантастических выдумок и подделок. Требовалось противопоставить безудержным поискам портретов древних героев и определениям «на глаз» строгую научную классификацию накопленного большого нумизматического материала.

Одним из первых ученых взялся за этот труд венский нумизмат Иосиф-Иларий Эккель (1737-1798). Он оставил большой восьмитомный труд «Наука о древних монетах». Это сочинение принесло ему славу отца античной нумизматики.

Монеты, относимые по воле отдельных собирателей-дилетантов то к одному древнему городу, то к другому, Эккель поставил по городам чеканки, в порядке их географического расположения: по северному побережью Средиземного моря от Испании до Сирии и затем обратно, на запад, по южному — африкан­скому побережью. Он классифицировал более 70 тыс. видов монет.

В восточной нумизматике основателем научной классификации монет был выходец из Германии академик Российской академии наук, профессор Казан­ского университета Христиан Мартин Френ (1782-1851). До него заметный след в нумизматике оставили его соотечественник Олуф-Гергард Тихсен, француз де Саси, петербургский академик Кер и другие востоковеды.

В 1807 г. Френа пригласили в Россию читать лекции в Казанском университете. Первое его напечатанное здесь сочинение «Описание некоторых саманидских и бувейхидских монет» из-за отсутствия латинского шрифта издали на арабском языке. Коллекции золотоордынских монет, которых очень много находили в Поволжье, дали ему прекрасный материал для изучения эпохи Золотой Орды. Он описал более 400 видов монет, на которых значились имена ханов — властителей Золотой Орды. Многие ханы вообще не были известны по письменным источникам. Френу предлагали вернуться на родину и занять место в Ростокском университете. Но ученый не мог расстаться с любимыми монетами, которые только-только начали «говорить», и остался в Петербурге. Восточные монеты связали судьбу Френа с Россией. Он даже имя свое переделал на русский манер, став Христианом Даниловичем.

Его ученик П. С. Савельев писал, что «для России он открыл исторические источники как в летописях, так и в монетах Востока».

В 1834 г. появилась книга А. Д. Черткова, которая называлась «Описание древних русских монет». Эта книга положила начало научной классификации древнерусских монет. Замечательным русским нумизматом был Алексей Васильевич Орешников (1855-1933), прославившийся своими работами по античным монетам Северного Причерноморья и по нумизматике Древней Руси. Тщательно сопоставляя монеты с другими источниками — рукописями, надписями, известиями древних авторов, он утверждал, что монета не забава, а важный исторический источник. Много сил отдал Орешников изучению монет Боспора Киммерийского — древнего государства, созданного греками в районе современных Керчи и Тамани, а также Херсонеса (близ Севастополя). В 1896 г. вышла в свет его книга «Русские монеты до 1547 г.». Он заново распределил рус­ские монеты по княжествам, городам и князьям. Многие тысячи монет нашли себе постоянное место в каталоге и получили исторические комментарии. Так возникла научная нумизматика.

 

Список использованной литературы:

1. Потин В. М. Монеты. Клады. Коллекции: Очерки нумизматики

2. Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд.