Существовало два основных способа изготовления монет в древности: литье и чеканка. При литье металл заливался в форму, на которой было вырезано зеркальное изображение. Обычно отливали сразу несколько монет. Изготовляли формочки для отливки из мягкого камня. Иногда формы для отливки получали отпечатком на глине или гипсе готовой монеты. Делали это так: заполняли гипсом ящичек и тщательно выравнивали его поверхность. Затем на еще сырой массе оттискивали готовую монету. То же делали и на другом ящичке, только оттискивали оборотную сторону монеты. Оба оттиска должны были точно подходить друг к другу при соединении формочек. В формочке оттискивалось несколько углублений, чтобы сразу отливать группу монет. К углублениям подводили канальчики для металла. Этих канальчиков было соответственно несколько, и все они вели к основному канальцу, через который вливался металл. В древности таким способом литья делали обычно очень большие монеты, например, ольвийские крупные медные монеты или италийские ассы. Техника литья оказалась незаменимой при изготовлении монет из низкопробных металлов. Кружочки из таких сплавов серебра с медью были очень хрупки: их нельзя было помещать между штемпелями, чтобы выбить на них изображение. При ударе штемпелем такие заготовки ломались.
Литые монеты почти всегда можно отличить от чеканенных. Изображение на них расплывчатое. По краю всегда имеется небольшой нарост металла, затекшего в щели между формочками. Кроме того, видны следы от литников, т.е. металла, застывшего в каналах, подводящих металл к формочке. Эти литники отрубали или обрезывали, но следы такого отруба видны почти всегда.
Другой способ изготовления монеты был более употребителен. Кружок металла помещался между двумя штемпелями. На верхнем штемпеле вырезали зеркальное изображение одной из сторон монеты. На нижнем или на наковальне – зеркальное изображение другой стороны.
В древности штемпели делались из железа или бронзы. Впоследствии появились стальные штемпели.
Штемпели, которыми «печатались» монеты, можно увидеть на самих монетах. На римском денарии магистрата Тита Каризия (45 г. до н.э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано: «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В храме Юноны был расположен монетный двор. Чеканенные деньги стали в честь этого двора и богини Юноны называться «монетой». Что же может быть на оборотной стороне денария с изображением этой «монетной» Юноны? Конечно, какие-нибудь принадлежности монетного двора. И действительно, переворачиваем монету, и перед нами… целый набор инструментов монетного мастера: клещи, которыми держали раскаленный слиток, молоток и четырехгранный столбик – нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком – принадлежность бога кузнецов и техники – Вулкана.
В древней Греции верхний штемпель представлял собой довольно большой стержень с вырезанным на нем обычно изображением оборотной стороны. Нижний – более устойчивую низенькую наковаленку с изображением лицевой стороны.
Самый древний верхний штемпель, судя по лидийским монетам (VII в до н.э.), имел вид одного или нескольких зажатых в пучок стержней. На наковальне было вырезано изображение в виде очень неглубокого рельефа. Бобообразный слиточек электра (сплав золота и серебра) вдавливался верхним штемпелем в это углубление, которое оттискивалось на лицевой стороне монеты.
Древнейшие эгинские монеты (VII в. до н.э.) чеканились на наковаленке с глубоко вырезанным на ней изображением черепахи. Верхний штемпель имел шины. При ударе этим штемпелем с шипами монетный слиточек вгонялся в углубление на наковаленке.
Если вы возьмете советскую монету и зажмете ее двумя пальцами так, чтобы изображение герба находилось в правильном положении, и поверните монету по вертикальной оси, то увидите, что и оборотная сторона окажется не боком, не вверх ногами, а в том положении, в каком она должна находиться при чтении букв и цифр. Если вы возьмете французскую монету и повернете ее так же, то изображение оборотной стороны окажется вверх ногами. Зато, если вы ее зажмете с боков и повернете по горизонтальной оси, то изображение оборотной стороны на французской монете окажется в правильном положении, а советской монеты – в опрокинутом.
Это связано с соотношением осей оборотной и лицевой сторон монеты, что в нумизматике обозначается стрелками. Знак ↑↑ означает, что ось лицевой стороны и ось оборотной стороны совпадают. То есть, в той части, где верх лицевой стороны, располагается и верх оборотной стороны. Знак ↑↓ показывает, что оси сторон обращены в противоположные стороны, знаки ↑⌊, ↑→ и т.д. показывают, что оси сторон расположены друг к другу под углом, который может быть больше или меньше.
При современной машинной технике легко добиться, чтобы оси сторон находились в одно и том же соотношении у всех монет. Это достигается тем, что штемпели, между которыми зажимается кружок для монеты, всегда соединены между собой, и соединены так, чтобы оси сторон совпадали. За этим следят при настройке машины, при установке штемпелей.
В древности обычно верхний и нижний штемпели не были соединены. И потому у двух монет, выбитых одной и той же парой штемпелей, оси оборотной и лицевой сторон не совпадают, а если совпадают, то очень редко и явно случайно. Нумизматы до сих пор не знают во всех деталях технику монетного дела древности. В разные эпохи и в разных странах она была различной. Описаний древних монетных дворов и приспособлений почти нет, а находки самих штемпелей очень редки. Но нумизматы по самим монетам выясняют технику изготовления монет. Всегда можно по большому количеству монет определить, чеканили ли их соединенными штемпелями или разъединенными. Подбирают ряд монет, чеканенных одной парой штемпелей, т.е. монет-двойников, во всех чертах и деталях похожих друг на друга. Затем проверяют соотношение осей их сторон. Если все эти монеты дают одинаковый наклон оси лицевой стороны по сравнению с осью оборотной стороны, то, значит, монеты чеканили соединенными или, как говорят, «сопряженными» штемпелями. Если угол получается разный, то штемпели не были соединены.
Сохранилась пара старинных штемпелей, соединенных в виде щипцов. Это штемпели, которыми чеканились монеты римского императора Константина I (323-350 гг. н.э.), с буквами антиохийского монетного двора. Но найдены эти штемпели не в Сирии, а во Франции. В Египте были найдены штемпели, предназначенные для чеканки афинской серебряной монеты. Вообще древние штемпели для чеканки монет – это в высшей степени редкая находка. Государственные монетные дворы уничтожали свои штемпели после того, как ими переставали пользоваться. Монетчики государственных дворов боялись, что их штемпели попадут в руки фальшивомонетчиков. Но фальшивомонетчики обходились и собственными штемпелями, самодельными. Несложный труд, который требовался для изготовления гравированного стержня-штемпеля, с лихвой оплачивался той выгодой, которую приносили фальшивые монеты.
Наверное, это два античных штемпеля были орудием именно фальшивомонетчиков. Особенно интересно то, что ими биты монеты тех городов, которые очень далеко отстояли от места их находки. Штемпель для афинской монеты найден в Египте, штемпель антиохийской – во Франции. Наверное, фальшивомонетчик предпочитал делать монеты, мало знакомые населению тех мест, где он собирался сбывать продукцию своего подпольного монетного двора. Он выбирал для всех своих штемпелей образцы дальних монетных дворов, чтобы меньше была опасность попасть в руки властей.
Около Ташкента было найдено оборудование целой мастерской фальшивомонетчика XIV в. Спасаясь от какой-то беды, владелец этой мастерской закопал все свои инструменты и даже часть своей продукции. В кладе были ножницы для резки металла, молоток, штемпели и готовые монеты. Эти монеты фальшивомонетчик собирался выдать за серебряные. Но при анализе оказалось, что они почти не содержали серебра. Любопытно, что и этот фальшивомонетчик, так же как его отдаленные собратья из Египта и Галлии, предпочитал изготовлять малораспространенные виды денег. Он чеканил довольно много хорезмских монет, которые в это время на рынках этого района и соседних областей встречались очень редко.
Фальшивомонетчиков всегда наказывали жестоко. Но в данном случае «срок давности» преступления давно истек, и не нам судить тех древних фальшивомонетчиков, благодаря которым в наши руки попали замечательные образцы монетной техники древности – штемпели монет.
Штампованные, чеканенные монеты составляют основную группу монет во всех коллекциях. Большинство монет чеканено. Но как изготовлялся сам кружок для монеты?
В античности он приготовлялся часто отливкой в гладкой формочке. В средневековой Европе кружок для монеты вырезался из тонкого листа металла. Часто лист был очень тонок и мог выдержать только один оттиск изображения. Монета имела изображение и надпись только с одной стороны, а с другой – была гладкой. Эти односторонние монеты называются в нумизматике «брактеатами». Брактеаты особенно характерны для средневековой Европы.
В древней Руси делали монетные болванки из проволоки. Кусочек серебряной проволоки помещался между штемпелями. От удара молотком по верхнему штемпелю проволока расплющивалась и расплющенная пластинка серебра одновременно получала клеймо – оттиск штемпеля. Русскую монету XIV—XVII вв. очень легко отличить от других монет, — она имеет вид овальчика, на краях которого видны следы отрезанных концов проволоки. На некоторых тверских монетах есть изображение мастера-денежника, сидящего у верстака. Чеканщик держит в руке молот, перед ним находится укрепленный в верстаке нижний штемпель. Мастер готовится, по-видимому, ударить по верхнему штемпелю, наставленному на монетную заготовку.
Чем больше развивалась торговля, тем больше и больше денег требовал рынок. И вот на некоторых монетных дворах стали думать, как упростить изготовление штемпеля. Штемпель требовал больших затрат труда опытных и тонких гравировщиков, а снашивался очень быстро.
На монетных дворах Европы в средние века часто употребляли пуансоны для оттискивания букв на штемпелях. Пуансоны – это небольшие штемпельки на каждую букву. Набором таких пуансонов оттискивались на штемпеле надпись. Подобно тому, как наборщик из отдельных литер-букв набирает строчку, так и монетный мастер из отдельных пуансонов-букв набирает легенду для монетного штемпеля. Недаром изобретатель книгопечатания Гуттенберг принадлежал к майнцскому роду Гансфлейшей, которые работали на монетном дворе в Майнце. И недаром в XV в. французский король Карл VII, чтобы узнать секрет книгопечатания, посылал в Германию не кого-нибудь, а начальника монетного двора в Туре.
Чтобы облегчить изготовление большого числа штемпелей, на Руси с XV в. стали делать специальный «штемпель для штемпелей», т.е. маточник. На железном стержне-маточнике вырезалось изображение в том виде, в каком оно должно быть на монете. Затем этим маточником оттискивали зеркальные, негативные изображения на рабочих концах штемпелей. Этими штемпелями можно было уже чеканить монету. Таким способом одним маточником изготовляли сразу много совершенно одинаковых штемпелей.
Ни одного старинного маточника не сохранилось. Догадаться о их существовании можно только по самим монетам. Разберем такой случай. Вот две монеты. Их лицевые стороны чеканены совершенно одинаковыми штемпелями. Это монеты-двойники. На одну монету обезображивает след от трещины, которая была в штемпеле. Можно подумать, что эта монета выбита позднее другой, т.е. тогда, когда штемпель треснул. Но при внимательном изучении второй монеты оказывается, что и у нее есть след от трещины, но идущий совсем в другом направлении. Вывод может быть один: монеты хотя и совпадают совершенно точно во всех деталях, но чеканены разными штемпелями. Следовательно, сами эти штемпели изготовлены путем оттискивания каким-то одним штемпелем, т.е. маточником. Иначе быть не может, так как самый искусный гравер не может сделать два одинаковых штемпеля с совершенно одинаковыми буквами и даже с совершенно одинаковыми неровностями в линиях и рисунке.
Перед нами куча русских монет XVI—XVII вв. На них есть имена царей. По времени правления царей их определить нетрудно. На некоторых есть знаки монетного двора в виде букв. Эти монеты легко определить и по месту чеканки. Но почти все монеты не имеют даты. Мы можем сказать только, в период какого царствования чеканилась монета. А царствование могло быть довольно длительным. Во время такого правления могут произойти важные изменения, в том числе в монетном деле. Как их уловить, если мы не знаем, в начале или в конце царствования, скажем, Михаила Федоровича или Алексея Михайловича чеканены наши монеты? Наконец, некоторые монеты не имеют букв, обозначающих монетный двор. Где же они чеканились? Сопоставим несколько монет, чеканенных одним штемпелем.
И вот ученые берутся за тяжелую работу: они сравнивают штемпели лицевых и оборотных сторон сотен тысяч монет. Советский нумизмат И. Г. Спасский придумал прибор для такой работы. Кладутся две монеты под стекла обыкновенного детского стереоскопа. Если монеты совершенно одинаковы, получается слитное и выпуклое изображение, как при рассматривании сдвоенных фотографий.
Сравнивая монеты друг с другом, нумизматы обнаружили, что иногда две монеты с одинаковыми оборотными сторонами имеют разные лицевые стороны, и, наоборот, две монеты с одинаковыми лицевыми сторонами имеют разные оборотные стороны. Дело, оказывается, в том, что штемпели изнашиваются не одновременно. По верхнему штемпелю бьют все время молотком. Его ставят на монетный кружок не всегда точно, а иногда даже наклонно. От этого он сбивается быстрее, края его клейма уже не оттискиваются на монете. Приходится этот штемпель заменять. А старый, нижний штемпель еще жив, еще может служить в монетном производстве. Иногда на один нижний штемпель приходится несколько верхних. Наконец и нижний штемпель сносился, его надо заменить. Но верхний штемпель, недавно пущенный в работу, еще в хорошем состоянии. Им продолжают пользоваться при чеканке на новом нижнем штемпеле…
Таким образом получается цепь монет. Вот монета, чеканенная верхним и нижним штемпелем (обозначим их соответственно – а, А). С ней связана монета, чеканенная тем же нижним, но другим верхним штемпелем (б).
Далее идет монета, чеканенная опять другим верхним штемпелем (в), но все на том же нижнем штемпеле (А). Наконец отыскивается монета, чеканенная на новом нижнем штемпеле (Б), но тем же верхним штемпелем (г). Затем следуют другие сочетания при новых заменах штемпелей (Б нижнего и е верхнего, Б нижнего и з верхнего, В нижнего и з верхнего штемпелей и т.д.).
Получив такую цепь монет, мы сразу не можем сказать, что все эти монеты чеканили в одном месте. Монетные штемпели очень редко перевозили с места на место. Их постоянно хранили на монетном дворе. Следовательно, логически может быть сделан только один вывод: все монеты чеканены на одном монетном дворе. А теперь предположим, что одну из тысячи связанных друг с другом такой цепью монет все-таки можно будет определить по месту чеканки. Длительный, тяжелый труд нумизмата, сидевшего месяцами над кучей слепых, темных, ничего не говорящих монет, портившего глаза над стеклами стереоскопа, наконец, вознаграждается.
Иногда удается все монеты этой цепочки расположить так, что становится ясно, какая монета чеканена раньше, а какая позднее. При работе штемпели изнашиваются неравномерно. Прежде всего стираются наиболее тонкие, хрупкие части рельефа. Они постепенно уничтожаются на маточниках, а следовательно, пропадают и на штемпелях, и на самих монетах. Так, на русских копейках с изображением всадника у коня постепенно исчезали ноги, а у человека – развевающийся плащ.
В группе монет, чеканенных одним штемпелем, можно установить, какие монеты старше, а какие младше. Например, мы имеем две монеты с одинаковой лицевой стороной, но с разными оборотными. Другими словами, перед нами тот случай, когда штемпель оборотной стороны вышел из употребления и был заменен новым. Старый штемпель лицевой стороны остался в производстве. Теперь нужно решить вопрос, какой из двух представленных на монетах штемпелей оборотных сторон старше, а какой младше. На помощь приходит сравнение одинаковых, битых одним штемпелем, лицевых сторон монеты. Оказывается, что они хотя и биты одинаковыми штемпелями, но совершенно непохожи друг на друга. У первой монеты все детали хорошо видны, значит, штемпель был еще новый, чистый, не сбитый и не засоренный частичками серебра. На другой монете оттиск того же штемпеля плохо виден, рельеф нечеткий, расплывчатый края оттиснулись плохо. Значит, вторая монета бита тогда, когда штемпель уже сильно износился. Следовательно, можно совершенно точно сказать, что оборотный штемпель второй монеты моложе первого, что он сменил лицевой штемпель первой монеты, а не наоборот.
Эти наблюдения, повторенные тысячу раз, дают нам возможность перестроить цепь монет, связанных штемпелями, в том порядке, в каком штемпели действительно сменяли друг друга. Это огромная работа. Нам мешает то, что при чеканке монет иногда использовали старые, уже давно вышедшие из употребления штемпеля, по каким-то соображениям снова введенные в производство. Множество других причин путает картину. Но терпеливый нумизмат добивается успеха. Теперь перед ним не просто монеты царствования Михаила Федоровича, а группа монет, чеканенных в такие-то и такие-то краткие отрезки времени правления этого царя; т.е. проведена работа по хронологическому определению монет.
Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. Москва, 1963. С. 51-61.