Публикации Образы, обращенные в вечность

Образы, обращенные в вечность

С падением Константинополя в 1453 г. ушла в небытие Византия — не просто одно из государств на карте, но целый мир, составивший эпоху в истории человечества. Остались монеты — сви­детели и неразлучные спутники величия и упадка этого мира, побед и поражений на долгом пути от рождения до смерти…

Удивительно, но первые значительные коллекции византийских монет возникли только в XIX в. И это при том, что собирать антики начали еще на заре Возрож­дения! Интерес к ним рос по мере того, как европей­цам открывалась грандиозность византийской христиан­ской цивилизации, множились раскопки древнехристи­анских памятников Северной Африки и Ближнего Вос­тока, Греции и Турции. Материальное и духовное насле­дие Византии возвращалось с каждой новой расчищен­ной иконой, открытой мозаикой, прочитанной рукопи­сью, найденной монетой. Одинаково строго глядят с них лики Христа и Богоматери, одинаково величествен­ны фигуры святых и ангелов, предстающие рука об ру­ку с земными владыками империи, — образы, пришед­шие из прошлого, но обращенные в вечность.

Побуждения к собирательству византийских монет бывают различные. Кому-то хотелось бы собирать ико­ны, рукописи или ювелирные изделия Византии. Но по­скольку такой возможности у человека нет, он коллекционирует византийские монеты. И монеты не разоча­ровывают своих почитателей художественными и ико­нографическими достоинствами изображений, которые они несут. Равноценна ли монета иконе? Почему бы нет, если святой образ, запечатленный на ней, лишь техникой исполнения отличен от сложенного смальтой или писанного темперной краской? И образ этот знаком и близок не только знатокам византийского искусства, но и каждому любящему и понимающему русскую иконо­пись.

Византия была подлинным мостом между народами, и цивилизациями, странами и периодами. И византий­ская тематика имеет множество выходов в сопредельные области нумизматики. Собирательство византий­ских монет позволяет счастливо сочетать любовь к «оте­ческим гробам» и русской старине с интересом к антич­ной и средневековой истории.

Невозможно провести четкой границы между рим­ской и византийской монетными системами, как нель­зя одной чертой отделить Византийскую империю от Римской. Византия была Вторым Римом, Римской им­перией времен средневековья, ее правители были закон­ными преемниками Августа, чеканившими по тому же праву монету со своим именем и портретами.

«Лицом» византийской нумиз­матики является самая прослав­ленная монета европейского сред­невековья — солид. Его история начиналась еще в античности. На четвертом столетии существова­нии Римской империи Констан­тин Великий даровал своим под­данным новую монетную систему — последнюю общеримскую, с золотым солидом, серебряным милиаренсом и медным фоллисом вместо староримских ауреуса, де­нария (антониниана) и сестер­ция. Эта система основывалась на римском фунте — либре. В Визан­тии было принято и другое его на­звание — литра. Этот фунт рав­нялся примерно 327 г. Стандарт­ная золотая монета — солид, или по-гречески номизма, чеканилась из расчета 72 штуки из 1 фунта золота. Количество драгоценного металла измерялось ка­ратами, представлявшими весовой эквивалент 0,2 г зо­лота. Константиновский солид содержал 24 карата. Именно на обращении полноценной золотой монеты, остававшейся многие столетия без изменений (т.е. без ухудшения), основывалась денежная система уже Ви­зантийской империи. Вплоть до XI в. солид оправдывал свое название, ибо по-латински solidus значит прочный, надежный, являясь мировой валютой. «Все народы вели торговлю при посредстве византийского солида, кото­рый принимался повсюду от одного края земли до дру­гого, служа предметом удивления для всех людей и всех государств, так как такой монеты в других государствах не было», — написал в VI в. знаменитый купец-путеше­ственник Косьма Индикоплов.

Солид византийского императора Константина VIII. 1025-1028 гг. Золото

«Полновесный золотой солид был символом богатст­ва и материального благополучия империи. Косьма рас­сказывает, что взглянув на него и сравнив с персидской серебряной драхмой, далекий индийский правитель из­рек: «в самом деле, римляне (т.е. византийцы) блиста­тельны, могущественны и мудры!» Даже арабы, завое­вавшие византийский Восток, допускали свободное об­ращение на своих территориях византийской монеты «с именем и изображением» христианских императоров. Первый арабский чекан был подражанием византийско­му (т.н. «арабо-византийский»), и лишь появление в са­мом конце VII в. на золотых и серебряных монетах им­перии неприемлемого для исламского мира изображе­ния Христа стало поводом для изготовления собствен­ной монеты Халифата.

В подражание византийским солидам древнерусские князья Владимир, Святополк, Ярослав начали чеканить собственную монету в X-XI вв. — златники и сребрени­ки. Первые русские золотые монеты копировали, на­сколько это удавалось, солиды, украшенные традици­онным для того времени образом Христа Пантократора, внося посильный вклад в христианское просвещение Руси.

Златник князя Владимира. 978-1015 гг. Золото

И сейчас солиды являются украшением любой под­борки древних монет. Некоторые коллекционеры пред­почитают собирать только их, что, надо сказать, эконо­мически вполне оправданно. Цены на основную массу византийских золотых монет колеблются от 200 до 500 долларов. То есть вполне сопоставимы с ценами на не самые раритетные российские монеты XVIII-XIX вв. Византийское золото — это не только солиды, чья исто­рия заканчивается в XI в., но и иперпероны XII-XIV вв., отличавшиеся от солидов формой, весом и пробой ме­талла. Редкости, естественно, стоят дороже, аукционные эстимейты на них достигают порядка 15-20 и более ты­сяч долларов, но нам, как говорится, это не грозит. Ры­нок византийских монет в России пока еще не способен принять за норму такие суммы, хотя подобного уровня экземпляры на нем иногда и появляются.

Основную массу коллекционных монет составляют медные фоллисы и серебряные гексаграммы и милиарисии. Благодаря множеству разновидностей, досконально отображенных в каталогах, своей иконографии и худо­жественным достоинствам, эти монеты не менее соли­дов интересны для толкового коллекционера. Выстраи­вая их в хронологический ряд, можно наблюдать, как постепенно происходит расставание с римско-античны­ми традициями в императорской символике и портре­те, как в легендах на смену победным лозунгам прихо­дят смиренные обращения к Христу, как сама титулатура правителей дополняется утверждениями их благочес­тия и православия.

Так называемый «анонимный фоллис», атрибутируемый императору Михаилу IV. 1034-1041 гг. Бронза

Монеты IX-XI вв. отличаются особым богатством и разнообразием иконографических типов. Их можно на­звать эталонными, с наибольшей полнотой воплощаю­щими идею византийской теократии. Одну сторону мо­неты занимает государственная символика, другую — христианская, представленная либо знаком креста, либо святым образом-ликом.

В российских музеях сосредоточено огромное коли­чество византийских монет, но удельный вес личных собраний вряд ли стоит недооценивать. Многотысячный фонд Государственного Эрмитажа — крупнейший в России — был составлен в XIX-XX вв. более чем наполо­вину из частных коллекций: Сабатье, Фотиадис-паши, И.И. Толстого. Последнее крупное «византийское» по­полнение собрания Эрмитажа также произошло за счет покупки лучшей части коллекции серпуховчанина Д.Вашкова в 1983 г. Он был, наверное, последним обла­дателем обширной тематической подборки монет Ви­зантии, насчитывавшей более 700 экземпляров. Часть их, не попавшая в Эрмитаж, осела в других коллекци­ях, не столь представительных, как бывшая Вашкова. Тем не менее, их значимость не подлежит сомнению. Любое целенаправленное собрание, пополняемое за счет притока свежего материала, есть явление уникальное. Особенности византийской нумизматики таковы, что даже небольшая подборка может включать в себя ред­кие экземпляры и неопубликованные варианты извест­ных типов.

Насколько собирание монет Византии популярно в мире, убедительнее всего свидетельствует непременная византийская часть, которой завершаются подборки ан­тичных монет аукционах Spink (Лондон) Numismatica Ars Classica (Цюрих), Gorny&Mosch (Мюнхен). Однако проводятся и тематические аукционы, обусловленные выставлением на продажу крупных коллекций, таких как собрания Закоса или Ханта. Вот несколько крупнейших аукционов, целиком или почти целиком составленных из визан­тийских монет:

The William Herbert Hunt Collection, Important Byzantine Coins. Sotheby’s, New York. 21 june 1991.

 Arcadius to Constantine XI. Numismatica Ars Classica, Zurich. 26 May 1993. 613 монет.

 The Dr. Anton C.D.Dreesmann Collection of Ancient Coins. Part II. Spink, London. 13 Jule 2000. 959 монет.

Универсальным каталогом-определителем византийских монет, выполненным на высо­ком научном уровне, остается неоднократно переизда­вавшийся Byzantine Coins and their values. D.Sear, London, 1987. У собирателей этот каталог более извес­тен как Seaby. В нем приведены описания 2645 монет, начиная с выпусков императора Анастасия (491-517) и до 1453. Отдельные небольшие разделы содержат ин­формацию о монетах Трапезундской империи (1204-1461) и некоторых современных подделках. Единствен­ным недостатком Seaby является малое количество фо­тографий монет и ссылки на не всегда доступную рос­сиянину литературу.

Солид византийского императора Анастасия. 491-517 гг. Золото.

Основное русскоязычное издание, до сих пор не ут­ратившее своего научного значения, это книга И.И.Тол­стого «Византийские монеты» (СПб., 1912-1914. Вып.1-9). Она является первым и последним пока из­данным в России тематическим каталогом по этому раз­делу нумизматики. Не так давно он был дополнен 10 выпуском (Барнаул, 1991), куда вошли монеты IX-XI вв. Это уникальное в своем роде продолжение классическо­го труда стало возможным благодаря находке сохранив­шейся рукописи Толстого.

Другими книгами, необходимыми для коллекционеров, являются издания монет средневе­кового Херсонеса Таврического (Херсо­на), самостоятельной и очень необыч­ной отрасли византийской нумизмати­ки. Херсон, форпост империи на ее от­даленных северо-восточных границах, с VI по XI вв. чеканил, а затем отливал бронзовую монету, внешне отличную от общегосударственной. Об этом можно узнать из книг И.В. Соколовой «Монеты и печати византийского Херсона» (М., 1983), В. А. Анохина «Монетное дело Херсона» (Киев, 1977). Совсем недавно вышел каталог И.Шонова «Монеты Хер­сонеса Таврического» (Симферополь, 2000), где впервые приведены цены на эти монеты.

 

Михаил Бутырский. Журнал «Антиквариат и предметы коллекционирования», №2, 2002г.